0+
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Как принять участие?

Для участия в наших мероприятиях необходимо сделать следующие шаги:

ШАГ 1. Зарегистрироваться на сайте www.babyart-dou.ru и в личном кабинете пополнить баланс.

ШАГ 2. Скачать заявку на участие.

ШАГ 3. Заполненную заявку на участие, работы участников и скан квитанции необходимо отправить на наш электронный адрес: babyart.dou@mail.ru.

ВНИМАНИЕ!

В течение двух дней после отправки вы должны получить подтверждение о получении материалов и регистрации в Мероприятии. Если таковое не произошло, значит, ваше письмо не получено, и необходимо продублировать его еще раз. 

Дата публикации: 05.04.2020

Автор: Макарова Яна Алексеевна,
воспитатель,
Чурапчинский район села Чурапча
МБДОУ ЦРР д/с «Туллукчаан»

Аннотация. В статье раскрыты особенности развития творческих способностей у детей 5-7 лет.  Рассмотрено содержание техники «Батик». Приведен анализ результатов контрольного исследования развития творческих способностей с выявлением эффективности использования техники «Батик».

The article reveals the features of the development of creative abilities in children 5-7 years old. The content of the Batik technique is considered. The analysis of the results of a control study of the development of creative abilities with the identification of the effectiveness of the use of technology "Batik".

Ключевые слова: батик, творческие способности, дошкольный возраст, дошкольник, дети 5-7 лет.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в связи с интеграцией системы образования в Российской Федерации в международное образовательное пространство нарастает потребность в проектах, способных к максимальному раскрытию и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста. Творческая  способность детей дошкольного возраста рассматривается как необходимое условие для полноценного  развития личности.

Целью исследования является определение содержания, методов и приемов организации занятий проекта по внедрению техники Батик для развития творческих способностей детей 5-7 летнего возраста, а также выявление эффективности использования данной техники.

Методами  исследования являются анализ педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, наблюдение, формирующий эксперимент, метод обработки данных исследования.  

Задачи исследования являются

1.       Изучить теоретические основы развития творческих способностей в процессе использования техники «Батик».

2.       Рассмотреть организацию исходного исследования уровней развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

3.       Раскрыть содержание проекта «Баtik kids» по развитию творческих способностей старших дошкольников.

4.       Проанализировать результаты контрольного исследования развития творческих способностей и выявление эффективности реализации проекта.

В педагогической науке существует множество определений понятия «творческая способность», что дает основание говорить о творческой  способности как многомерном феномене. Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются индивидуальность, художество.

Именно в дошкольном возрасте зарождается психологическая основа для развития творческого потенциала. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, оценивать, проявлять активность, инициативу. Начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, является художественно–творческая деятельность, в том числе – продуктивная.

Продуктивная деятельность – это «созидательная работа, направленная на получение предметно – оформленного результата в соответствии с поставленной целью».

Основой детского творчества является наблюдение за окружающей жизнью, нахождение того, что можно отразить в своей деятельности. Развитие способов «вслушивания», «всматривания» в звуки и краски природного и предметного мира, овладение выразительными средствами помогают дошкольникам проявлять себя в творчестве, на основе этого интенсивно развиваются художественные активности детей.

Рисование в детском саду включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач.

Ребенок  с  помощью  техники  «Батик» может  научиться  владеть, чувствовать  и  оценивать  все  по  законам  красоты.  У  него  развивается художественный  вкус. Чтобы  создать  рисунок, ребенку требуется активная работа воображения и наличие определенных знаний,  умений  и  навыков.  На  этих  занятиях  максимально  развивается самостоятельность  и  изобразительные  способности  ребенка,  важные  для развития  его  творчества. 

Организация исследования развития творческих способностей было проведено на базе МБДОУ «Детский сад «Туллукчаан» села Чурапча Чурапчинского улуса РС(Я), где приняли участие 20 девочек старшего дошкольного возраста.

Этапы проведения исследования развития творческих способностей в процессе использования техники «Батик»:

Констатирующий – анализ педагогической и методической литературы по теме исследования, подбор методов и первоначальная диагностика исходных уровней развития творческих способностей.

Формирующий – реализация и апробация проекта «Баtik kids» по развитию творческих способностей детей 5-7 лет.

Контрольный этап – повторная диагностика, оформление полученных результатов, оценка эффективности реализации проекта «Баtik kids» в развитии творческих способностей дошкольников.

Для выявления уровня развития творческих способностей у детей 5-7 летнего возраста использовали следующие методы:

  • методика «Выявление развития творческого воображения» на основе метода дорисовывания фигур автора О.М. Дьяченко;[7]
  • методика «Диагностика развития творческих способностей» автора В.С. Юркевича;[22]
  • метод сбора информации – опрос родителей Т.А. Макаровой[15] (приняли участие 16 родителей старших дошкольников МБДОУ Детский сад «Туллукчаан» села Чурапчинского улуса).

Результатами реализации проекта «Баtik kids» явились

следующие показатели уровней развития творческих способностей детей:

-в контрольной группе высокий уровень развития творческого воображения у 2 (20%) детей, средний уровень – 6 (60%), низкий уровень – 2 (20%).

- в экспериментальной группе, высокий уровень развития творческого воображения заметно повысился на 20% и составил 3 детей (30%), а также и низкий уровень уменьшился на 20% и составил 1 (10%).

Результаты контрольных исследований показали, что развитие творческих способностей у детей 5-7 лет увеличились, и дети с интересом стали участвовать на занятиях по технике батик, проявлять инициативу, вступать с предложениями по созданию игровой обстановки, дети активны в ролевых взаимодействиях и в ролевых диалогах.

Таким образом, степень повышения показателей развития творческих способностей у детей 5-7 летнего возраста объясняется целенаправленной работой проекта, критерием эффективности которой является положительная динамика.

                          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  • А’нтипина’ А’.Е. Ра’звитие творческой а’ктивности детей ста’ршего дошкольного возра’ста’. – М.: ТЦ Сфера’, 2013. – 201 с.
  • Ветлугина’ Н.А’. Художественное творчество в детском са’ду.– М.: Просвещение, 2004. – 160 с.
  • Га’врина’ С.Е. Больша’я книга’ ра’звития творческих способностей для детей 3–6 лет. – М.: А’ка’демия ра’звития, 2009. – 176 c.
  • Голубева’ М.В. А’збука’ цвета’. Ра’звитие творческих способностей у детей ста’ршего дошкольного возра’ста’. – М.: А’мфора’, 2015. – 106
  • Гонча’рова’ О.В. Теа’тра’льна’я па’литра’: програ’мма’ художественно–эстетического воспита’ния. – М.: ТЦ Сфера’, 2011. – 57 с.
  • Гриценко З.А’. Литера’турное обра’зова’ние дошкольников: учебник для студентов учреждений высшего профессиона’льного обра’зова’ния. – М.: А’ка’демия, 2014. – 352 с.
  • Дьяченко О.М. Вообра’жение дошкольника’. – М.: Зна’ние, 1986. – 86 с.
  • Жукова’ О.Г. Пособие по ра’звитию пра’ктических на’выков и творческих способностей у детей ста’ршего дошкольного возра’ста’. – М.: Детство–Пресс, 2014. – C. 108–109.
  • За’порожец А’.В. Психология детей дошкольного возра’ста’. – М.: Просвещение, 1964. – С. 240–241.
  • Ива’нова’ Г.П. Коррекция и ра’звитие эмоциона’льно–нра’вственной сферы у дошкольников. – М.: Скрипторий 2009. – 69 с.
  • Ива’нова’ М.К., Шишма’рева’ Ю.А’. Ра’звитие творческих способностей детей ста’ршего дошкольного возра’ста’ посредством теа’тра’льной деятельности. – М.: Дошкольное обра’зова’ние, 2016. – №4 (11). – С. 41–44.
  • Корепа’нова’ М.В. Использова’ние воспита’тельного потенциа’ла’ игровой деятельности в ра’звитии творческой а’ктивности ста’рших дошкольников. – М.: На’ча’льна’я школа’ плюс до и после, 2013 – №12. – С. 27–31.
  • Крутецкий В.А’. Проблемы общей, возра’стной и педа’гогической психологии. – М.: 1978. – 147 с.
  • Ла’птева’ Г.В. Игры для ра’звития эмоций и творческих способностей. Теа’тра’льные за’нятия с детьми 5–9 лет. – М.: Речь, 2011. – 239
  • Ма’ка’рова’ Т.А’. Педа’гогические условия ра’звития творческой а’ктивности детей дошкольного возра’ста’ (на’ примере деятельности дошкольных обра’зова’тельных учреждений Республики Са’ха’ (Якутия): диссерта’ция на’ соиска’ние ученой степени ка’ндида’та’ педа’гогических на’ук. – Якутск: 2009. – 26, 136 c.
  • Са’бода’ш О.А’. Роль теа’тра’льной деятельности в ра’звитии дошкольников: сборник ма’териа’лов междуна’родной на’учно–пра’ктической конференции молодых ученых. – М.: 2012. – С. 46–48.
  • Синицина’ И.А’. детей ста’ршего дошкольного возра’ста’: диа’гностика’ и ра’звитие. Современные проблемы на’уки и обра’зова’ния. – 2016. – №2. – С. 13–15.
  • Толченов О.А’. Сцена’рии игровых и теа’тра’лизова’нных предста’влений для ра’звития творческой а’ктивности дошкольников. – М.:Вла’дос, 2011. – С. 27–30.
  • .
  • Шма’кова’ С.В. Ра’звитие детского двига’тельного творчества’ в условиях дошкольной обра’зова’тельной орга’низа’ции. – М.: Ода’ренный ребенок, 2014. – №4. – С. 155–160. 
  • Юрченко Л. Корнейшикова’ Н.В. Особенности ра’звития творческих способностей детей дошкольного возра’ста’ средства’ми музыка’льных за’нятий. – Са’ма’ра’: Символ на’уки, 2016. – №4, ч. 4. – С. 186–190.
  • Юркевич В.C. Модель ра’звития творческих способностей детей ста’ршего дошкольного возра’ста’ в са’мостоятельной деятельности. А’ктуа’льные вопросы современной педа’гогики: ма’териа’лы VIII Междуна’родной на’учной конференции. – Са’ма’ра’: ООО Изда’тельство А’сга’рд, 2016. – С. 122–125.