0+
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Как принять участие?

Для участия в наших мероприятиях необходимо сделать следующие шаги:

ШАГ 1. Зарегистрироваться на сайте www.babyart-dou.ru и в личном кабинете пополнить баланс.

ШАГ 2. Скачать заявку на участие.

ШАГ 3. Заполненную заявку на участие, работы участников и скан квитанции необходимо отправить на наш электронный адрес: babyart.dou@mail.ru.

ВНИМАНИЕ!

В течение двух дней после отправки вы должны получить подтверждение о получении материалов и регистрации в Мероприятии. Если таковое не произошло, значит, ваше письмо не получено, и необходимо продублировать его еще раз. 

Дата публикации: 08.05.2019

Автор: Гафурова Алсу Рашатовна,
Сурдопедагог (учитель – дефектолог),
ГБОУ «Казанская школа-интернат им. Е.Г. Ласточкиной для детей с ОВЗ»
дошкольное отделение

Аннотация: Дошкольный возраст играет важную роль в развитии прогнозирования. Развитие прогностических способностей именно в дошкольном возрасте является благоприятным фактором социализации, а недостаточное формирование предполагает возможность риска развития девиаций.
Ключевые слова: прогностическая компетентность, антиципационная состоятельность, социализация, нарушение слуха

Вопрос изучения прогностической компетентности не теряет своей актуальности, являясь значимой составляющей для ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ресурсом успешной социализации.
В настоящем времени изучение прогнозирования происходит в рамках изучения антипационных процессов. Прогнозирование, как процесс антиципации, предвосхищения, предвидения изучается с серидины 20 века. Представлены работы по изучению процессов антиципационной состоятельности у лиц с нормативным развитием (Б.Ф. Ломов, Е. Н. Сурков), дошкольников и детей раннего возраста (Е.А.Сергиенко, Т.Бауэр, О. Н. Бершанская), подростков и юношей (Л.А.Регуш, Никишина В.Б., Петраш Е.А.); студентов образовательных организаций (Н.П.Ничипоренко, Н.Е. Сумина), а также изучением лиц, с психоневрологическими нарушениями (В.Д.Менделевич, И.Фейгенберг, М.М. Солобутина) Широко изучено явление прогностической компетентности у детей с различными видами дизонтогенеза (А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.А. Твардовская, Л.И. Переслени). Данные направления посвящены изучению особенностей прогностической компетентности у лиц с дизонтонетическим развитием, исследованию же детей дошкольного возраста, в частности с нарушениями слуха, явно недостаточно. Недостаточная изученность прогностической компетентности у лиц с нарушениями слуха определяет актуальность нашей темы исследования.
В настоящее время, в связи с увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья, перед специалистами поставлена задача для оптимизации и улучшения учебно - воспитательного процесса, при которой особую важность приобретает диагностика и в дальнейшем, составление и разработка программ по формированию прогностической деятельности.
Дошкольный возраст играет важную роль в развитии прогнозирования. Развитие прогностических способностей именно в дошкольном возрасте является благоприятным фактором социализации, а недостаточное формирование предполагает возможность риска развития девиаций. В данном возрасте возникают предпосылки прогнозируемой деятельности, которая окончательно развивается в младшем школьном возрасте (Л.А. Регуш , 2003) [8]
При изучении особенностей прогностической компетентности среди детей с нарушениями слуха были выявлены следующие особенности.
Исследования показывают, что сниженная слуховая функция влияет на познавательную деятельность, а именно у детей данной категории развиваются специфично за счет нарушения слухового восприятия и вследствие этого процессы прогнозирования имеют свои особенности.
Дефицитарность или невозможность восприятия слуховой информации отражаются на речевой функции, а также на процессах регулирования.
Результаты исследований И.М. Соловьева (1971), Т.Г. Богдановой (2002) , показывают, что психическое развитие детей с нарушенной слуховой функцией, отражаются в замедлении психического функций после рождения, а ускорение (выравнивание) происходит в последующие периоды [13].
И.М. Соловьев в своих исследованиях (1971) психическое развитие ребенка с нарушенным слухом, рассматривал как несущественные различия на начальном этапе онтогенеза в психической деятельности между ребенком с нарушенным слухом и ребенком с сохранной слуховой функцией, которое возрастают в течение последующего времени. Для наиболее благоприятного развития познавательных процессов необходимо систематичное коррекционно – педагогическое воздействие. Чем благоприятнее оказанные условия, тем раньше возникает «выравнивание», другими словами развитие по пути слышащего ребенка, быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка [13,14].
Анализ работ Т.Г. Богдановой (2002), Е.Г. Речицской (2011) показал, что мотивационная сторона в учебной деятельности среди детей с нарушениями слуха (младших школьников) различна, отмечено, что большинство учеников стремятся получить хорошие отметки, похвалу.
Учебно – познавательные действия для детей с нарушенным слухом не являются доминирующими. На таких позициях остается положение на протяжении всего периода начальной школы. [10, 15].
Самоконтроль является значимым в регулятивных, волевых процессах. Исследованием контроля и самоконтроля у разных категорий детей с нарушенным развитием занимались, такие авторы, как Е.И. Андреева, К.А. Волкова, Е.Г. Речицкая (2004), У.В. Ульенкова (2001). Слуховой анализатор являющийся средством контроля за собственным действиями, находится на дефицитарном уровне у данной категории детей. Обучение производиться с привлечением остаточного слуха для развития компенсаторных механизмов, а именно развития слухового восприятия, обучения произношению и т.д. (Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева, 2002).
При коррекции произношения у детей с нарушениями слуха происходит перестройка сложившихся стереотипов и обратная связь, осуществляется только с помощью речеслухового и речедвигательного анализаторов (в том числе и других сохранных анализаторов). Обратную положительную связь организует сурдопедагог внешним контролем, который должен преобразовывать речевой сигнал в образ (визуальный) с помощью технических средств. Эти эталоны постепенно интериоризируются и становятся необходимым компонентом выполняемой деятельности. [7]. У детей с нарушениями слуха наблюдается трудности, связанные с контролем собственных действий. Самоконтроль у усложняется при нахождении смысловых и грамматических ошибок тексте, в регуляции собственных действий. [7].
Г.Е. Речицская в своих исследованиях (2011), указывает, что сформированность учебных действий у младших школьников с нарушением слуха по сравнению с детьми, развивающихся в условиях нормогенеза значительно ниже. Причиной этого является нарушенный слуховой анализатор, при котором наблюдаются своеобразия интеллектуального развития и отставание в речемыслительных процессах. Трудности у слабослышащих лиц возникают при анализе, синтезе, моделировании и может отражаться в понимании инструкции и т.п.
У детей с нарушениями слуха (в младшем школьном возрасте) отмечается низкий уровень притязаний и высокая самооценка, что сказывается на действиях самоконтроля и анализа собственной деятельности. Дети, ориентируясь на социальные мотивы, а не учебно-познавательные, стремятся к признанию их продуктивной деятельности со стороны учителя в виде хорошей отметки, что снижает развитие учебной деятельности. Вследствие этого, таким компонентам учебной деятельности, как самоконтроль и оценка уделяется большое внимание в коррекционно-образовательном процессе. [15]
Исследования отечественных сурдопедагогов и сурдопсихологов [7,11,13 и др] показали, что для 90 % детей с нарушением слуха характерно нарушение структуры мыслительной деятельности. Это проявляется в отсутствии произвольной регуляции без непосредственной опоры на предметные действия (Кузнецова, 2002).
Проявление способности к прогнозированию в мыслительной деятельности характеризует уровень сформированности процессов регуляции мыслительных операций, другими словами, прогностическая деятельность тесно связана с протеканием познавательных процессов. В результате этого эффективное прогнозирование является элементом регуляции деятельности, поведения и в целом участвуют в процессах адаптации личности к меняющимся условиям среды [11].
Полученные данные теоретического обзора, дают нам возможность сделать вывод о том, что ограничение слухового восприятия при нарушениях слуха определяет специфику прогностической компетентности, проявляющуюся в низкой скорости формирования прогноза. Особенности познавательного развития определяются когнитивным, регулятивным, рече – коммуникативным компонентом прогностической деятельности, а именно дефицитарность при нарушенной слуховой функции отражается на данных познавательных процессах.
Прогностическая компетентность при нарушениях слуха зависит от степени выраженности и специфики их дефекта (степени нарушения слуха), от возрастных, интеллектуальных, а также коммуникативных и эмоционально-волевых особенностей развития их личности, а также от уровня сформированности ведущей деятельности.
Подводя итоги проведенного теоретического исследования, можно наметить перспективы дальнейшей работы в рамках данной проблематики. В научном плане она будет направлена на дальнейшее уточнение психодиагностических параметров выявления прогностической компетентности, а также разработку методов коррекции возможного отклоняющегося развития, что в дальнейшем может оказать наиболее благоприятную помощь при социализации детей с нарушениями слуха.

Библиографический список
1. Ахметзянова А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья / А.И. Ахметзянова. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та. – 2017. – 45 с.
2. Ломов Б. Ф.Антиципация в структуре деятельности/ Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков— М.: Наука, 1980. — с. 280 .
3. Менделевич В. Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза/ В. Д. Менделевич // Психол. журн.- 1996.- Т. 17.- № 4.- С. 107 – 115.
4. Ничипоренко Н. П., Менделевич В. Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологических исследований/ Н. П.Ничипоренко, В. Д. Менделевич //Психологический журнал- 2006.- Т.27- №5.– С. 49-56.
5. Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии / Л.И. Переслени // Вопросы психологии.- 1976.- № 2.- С.113 -123.
6. Переслени,Л.И. Возможности изучения структуры познавательной деятельности детей по характеристикам прогнозирования / Л.И. Переслени // Вопросы психологии. – 1993, - № 4, - с. 109 – 115.
7. Рау Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей /Ф.Ф.Рау // Дефектология. - 1991. - № 1. -С. 81-88.
8. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л.А. Регуш. - СПб.: «Речь», 2003. - 352 с.
9. Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений Е. Г. Речицкая - М.: ВЛАДОС, 2004. - 655 с.
10. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т.В. Розанова. – М.: Педагогика, 1978. – 143 с.
11. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем отногенезе человека: Дис. Док-ра психол. наук в форме научного доклада/Е.А. Сергиенко. М.,1997 – 138 с.]
12. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / И.М. Соловьев. – М., 1966.
13. Соловьева О.В. Развитие познавательных способностей школьников / О.В. Соловьева. – Ставрополь: Изд. Сервисшкола, 2002.
14. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Т.Г. Богданова. — М.: Академия, 2002. - 203 с.
15. Сурков Е.Н. Антиципация в спорте/ Е.Н.Сурков.– М.: Физкультура и спорт, 1982. – с. 145
16. Твардовская А.А. Особенности прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом / А.А.Твардовская // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. Сборник научных трудов XII Международной научно-образовательной конференции (Казань, 24 апреля 2018 г.) / под ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - с 124-134.