Дата публикации: 12.10.2022

Авторы: Быкова Анастасия Сергеевна,
Воспитатель,
Перевышина Наталья Владимировна,
Старший воспитатель,
Детский сад 7

Экологическое воспитание – это привитие детям осознанно-правильного отношения к природе. В результате экологического воспитания у детей формируется экологическая культура, которая является частью общечеловеческой культуры как, системы социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы. Термин – экологическая культура, по мнению Н.А. Рыжовой, «в одних случаях применяется как синоним первого, в других формирование экологической культуры рассматривается как его конечная цель, как показатель уровня экологического сознания» .
Практически всеми выдающимися мыслителями и педагогами как прошлого, так и современного этапов общественного развития в процессе воспитания придавалось огромное значение природе, в качестве важного средства воспитания подрастающего поколения, например Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.
Очень большое значение также в процессе воспитания придавал природе и К. Д. Ушинский, он рекомендовал педагогам «ввести детей в природу, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития» . Идеи К. Д. Ушинского нашли свое дальнейшее развитие в трудах Е. Н. Водовозовой, Е. И. Тихеевой, которые уделяли много внимания природе, как средству умственного воспитания детей дошкольного возраста.
В ряде научных трудов А. И. Васильевой, Н. К. Постниковой, И. А. Хайдуровой и других авторов, отчетливо показано важное значение анализирующего восприятия, в частности, такого как умение видеть ребенком различные признаки разнообразных природных объектов для развития деятельности детей в процессе познания старшими дошкольниками природных взаимосвязей .
Правильная организация экологического воспитания детей дошкольного возраста активно способствуют умственному развитию дошкольников . В соответствии с мнением П. Н. Саморуковой, «ни один дидактический материал, будучи созданным для применения в процессе воспитания детей, не выдерживает никакого сравнения с природным по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Природные предметы и явления наглядно предстают перед детьми, таким образом, непосредственно, при помощи органов чувств, воспринимается многообразие всех свойств объектов природы, таких как: форма, величина, звуки, а также их пространственное расположение» [45].
Теоретическое обоснование методики экологического воспитания дошкольников было дано в исследованиях Н. М. Мамедовой, И. Г. Суровегиной, Н. М. Черновой, И. Н. Пономаревой, которыми были предметно обозначены в качестве ключевых понятий экологического воспитания ведущие положения биоэкологи как первоосновы экологического знания .
С. Д. Дерябо была четко выделена определенная последовательность ряда показателей субъективного отношения дошкольников к явлениям природы :
1. Широта отношения ребенка к природным объектам и явлениям, что проявляется в детской потребности взаимодействовать либо с определенными животными и растениями, что понимается как небольшая широта, либо, наоборот, взаимодействовать со многими, то есть наличие значительной широты субъективного отношения.
2. Доминантность отношения ребенка к природным объектам и явлениям, что показывает отношение дошкольника к природе в целом в системе иерархии других систем: чем большее значение имеет отношение к природе в жизни дошкольника, тем оно является более доминантным.
3. Устойчивость детского отношения к природным объектам и явлениям, что отражает стабильность субъективного отношения дошкольника к объектам и явлениям природы во времени, то есть детское отношение к природе остается у ребенка длительно доминантным, что характеризуется как высокая устойчивость.
4. Осознанность детского отношения к природным объектам и явлениям окружающего мира, что отражает степень осознанности дошкольником своей привязанности к окружающему миру в целом и объектам природы, в частности.
5. Интенсивность детского отношения к природным объектам и явлениям окружающего мира, что дает характеристику различной силы и степени появления отношения дошкольников к природе и характеризует различные сферы его проявления. Один ребенок любуется цветком или животным, что отражает низкий уровень интенсивности отношения, другой дошкольник стремится собрать о них разнообразную информацию, третий пытается за ними ухаживать и выращивать, что отражает наличие высокого уровня интенсивности отношения.
В последнее десятилетие двадцатого века в России было создано значительное количество интересных и содержательных программ, которые были направлены на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В частности, также были созданы различные авторские программы, в которых отражены различные аспекты экологического образования детей дошкольного возраста, например, таковыми были следующие программы: А. Вересов – «Мы земляне», Е. Рылеева – «Открой себя», Н. А. Авдеева и Г. Б. Степанова – «Жизнь вокруг нас», С. Н. Николаева – «Юный эколог» и другие .
Вопросы бережного отношения людей к природе рассматривались различными учеными и специалистами – А. М. Гиляровым, Д. Н. Кавтарадзе, О. Семенова, В. Тугаринова и другими. Согласно мнению А. М. Гилярова: «У человека на современном этапе этика – это не только наука о том, как обращаться с людьми и с самим собой, но также и о поведении в биосфере и в космосе. Только тогда, когда этические проблемы охраны природы станут проблемами, которые касаются каждого человека, более того, когда каждый человек будет руководствоваться этикой при общении с животными, только тогда можно будет сказать, что человечество достигло новой ступени в своем моральном развитии» .
Наиболее эффективным способом закрепления полученных дошкольником новых знаний является включение его эмоциональной сферы непосредственно в процессы восприятия. В частности, Л. С. Выготский отмечает, что «Ни одна форма поведения не является такой крепкой, как та, что связанна с эмоциями» .
Дети дошкольного возраста оказываются особенно эмоционально чувствительны ко всему яркому, необычному и выразительному, именно у них поэтому, открываются достаточно широкие возможности для воспитания достаточно бережного отношения к природе и всему живому и неживому в их окружении. Обязательным является то, что процесс экологического воспитания дошкольников должен быть сбалансирован таким образом, чтобы они, наблюдая природную красоту, задумывались о ее благополучии.
Образцом, в том числе и экологического воспитания, является педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского, который отмечал, что «любоваться красотой – это лишь первые побеги доброго чувства, которое нужно развивать, превращая в активное влечение к деятельности». Своей практической педагогической деятельностью он убедительно доказал, что «добрые чувства своим корнями уходят в детство, а человечность, доброта, достоинство, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира» .
По мнению С. Н. Глазачева, И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, Б. Т. Лихачева, Л. П. Печко, Т. С. Комаровой очень важно рассмотрение взаимодействия процессов экологического, эстетического и нравственного воспитания в едином целостном учебно-воспитательном процессе, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования у ребенка эмоционально – положительного отношения к явлениям и процессам окружающего мира .
Согласно мнению Т. С. Комаровой, включение в экологическое воспитание не только исключительно научных знаний об объектах окружающего мира, но и привитие эстетики, очень способствует формированию у детей дошкольного возраста художественно-эстетического восприятия окружающего мира.
С. Н. Николаева, П. Г. Саморукова вычленяют три важных задачи для педагога, знакомящего дошкольников с родной природой, таковыми являются:
- формирование у дошкольников элементарной системы знаний о природе;
- формирование у дошкольников необходимых трудовых навыков и умений;
- формирование дошкольников любви к родной природе .
Таким образом, становится очевидным, что воспитание бережного отношения ребенка к природе является важным компонентом экологической культуры, которую следует формировать уже у детей дошкольного возраста.
В последние десятилетия в России последовательно происходило становление нового образовательного пространства, в том числе и для детей дошкольного возраста, каковым является и формирование системы непрерывного экологического образования. Таким образом, в нашей стране последовательно была сформирована общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой стала именно сфера дошкольного воспитания. В соответствии с мнением А. М. Федотовой, «экологическое воспитание – это формирование на основе экологических знаний бережного и заботливого осознанно правильного отношения к природе, которое должно проявляться в поведении детей» .
Согласно мнению автора концепции экологического воспитания дошкольников, С. Н. Николаевой, понятие экологического воспитания понимается как «ознакомление дошкольников с природными явлениями, основу которого составляет экологический подход, при котором весь педагогический процесс базируется на основополагающих экологических идеях и понятиях» .
Итак, как нами было уже отмечено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста очень нуждается в правильном формировании культуры чувств, а также постоянном их закреплении в разнообразных практических жизненных ситуациях. Благодаря своим эмоциональным ощущениям окружающей среды, дети могут вполне естественно воспринимать окружающие их природные явления и объекты, а также выражать свои ощущения и чувства в том числе средствами искусства, а также применением художественного слова.
При этом, согласно мнению С. Н. Николаевой, «в рамках экологического воспитания дошкольников предполагается не только формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, но и ознакомление детей дошкольного возраста с природой, в основе которого должен находиться экологический подход, то есть необходимость опоры на основополагающие экологические идеи и понятия» .
Чтобы сформировать у детей дошкольного возраста правильное отношение к окружающему их природному миру, следует обязательно вооружить их всеми необходимыми знаниями о явлениях, происходящих в условиях живой и неживой природы и в целом окружающего мира. При этом исходным звеном экологического воспитания детей дошкольного возраста является четкая система определенных знаний, которая обязательно должна отражать основные базовые закономерности объектов живой природы, разнообразие ее видов, степень их приспособленности к среде обитания, а также наличие изменений в процессе их роста и развития, особенности проживания в сообществах.
Осознанно правильное отношение у детей дошкольного возраста к вопросам экологии может сформироваться исключительно при обеспечении условия тесного контакта и наличия самых разнообразных форм взаимодействия дошкольника с разнообразными растениями и животными, проживающими в стенах дошкольного образовательного учреждения, а также на территории детского сада.
Таким образом под экологическим воспитанием мы можем понимать познание ребенком всего того живого, что находится рядом с дошкольником, в непосредственном взаимодействии в разнообразных формах с ним.
В соответствии с мнением С. Н. Николаевой рассматриваемая проблема экологического воспитания дошкольников осуществляется в двух важных направлениях:
- воспитание у детей дошкольного возраста начальных форм экологической культуры, осознанного отношения к природе и ее явлениям и объектам, формирование и закрепление у них первоначальных практических навыков;
- формирование и развитие у детей экологического сознания, через культуру взрослых, которые воспитывают детей дошкольного возраста .
При этом в качестве показателей экологической культуры дошкольников С. Н. Николаева называет «экологическую образованность, эмоциональную восприимчивость и отзывчивость на все окружающее их в природе, кроме того, способность ребенка к экологическому мышлению, наличие у него адекватного поведения при нахождении на природе, а также готовность к осуществлению им природоохранной деятельности» .
Таким образом, экологическое воспитание призвано заложить в ребенке необходимые основы экологической культуры в виде определенных экологических знаний, его глубокую заинтересованность в проведении природоохранной деятельности, а также сформировать богатство и разнообразие нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных тесным общением с природой .
Так как основным в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста лежат первоосновы экологических знаний, диагностику экологической воспитанности следует осуществлять не только через выявление сформированности экологически правильного отношения дошкольника к различным природным явлениям и объектам, но и в направлении сформированности у детей необходимых экологических знаний, в качестве критериев которых по мнению О. Соломенниковой выделяются :
- знания ребенка о животном мире;
- знания ребенка о мире растений;
- знания о явлениях и объектах неживой природы;
- знания о временах года и последовательности их сменяемости.
Также Н. А. Рыжовой отмечается важность и необходимость отбора содержания и методик экологического воспитания детей дошкольного возраста с позиций новой экологической парадигмы – био(эко)центризма, а также ухода от старой – антропоцентрической парадигмы, где конечной целью является человек, не прямо, а опосредованно, через сохранение его среды обитания .
Итак, подводя итог вышесказанному, мы видим достаточную разработанность педагогами и психологами проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста.