Дата публикации: 12.10.2022

Авторы: Хайдукова Ольга Юрьевна,
Рогачевская Елена Сергеевна,
Воспитатели,
Детский сад 7

Рассмотрим осуществление проектной деятельности в качестве средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Проектная деятельность понимается как определенное дидактическое средство, применяемое для активизации как познавательного, так и творческого развития детей, одновременно используемое для формирования у ребенка определенных необходимых личностных качеств. Знания, которые приобретаются дошкольниками в процессе реализации конкретного проекта, становятся ценным достоянием личного детского опыта. При помощи проектного метода достигается основная цель образования смысл которой в личностном развитии в процессе непрерывной перестройки детского опыта. В процессе воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении, происходит, прежде всего, обретение ребенком жизненного опыта. Метод проектов позволяет дошкольникам накапливать этот опыт самостоятельно, что становится для детей движущей силой, от которой зависит дальнейшее направление как интеллектуального, так и социального личностного развития. Получение дошкольником знаний обретает форму исследования, а также применения им уже имеющихся полученных ранее знаний в практической деятельности, результаты которой по-настоящему интересны ребенку.
В программе дошкольного образовательного учреждения проекты, как правило, рассчитаны на среднюю продолжительность их осуществления, то есть длиться несколько дней либо недель. Проекты могут реализовываться как в рамках одной группы, так и объединять в себе несколько групп, а также могут охватывать все дошкольное образовательное учреждение в комплексе. Проектирование всегда ориентировано на совместную деятельность всех участников образовательного процесса и выражаться в различных ее сочетаниях:
- совместная деятельность педагога и дошкольников по реализации проекта;
- совместная деятельность непосредственно детей;
- совместная деятельность дошкольников с их родителями.
Итоговым результатом этой работы для детей дошкольного возраста могут стать детские рисунки, различные поделки и аппликации, а также альбомы, содержащие выполненные творческие заданиями, составленные доклады, проведение концертов, постановка спектаклей и подготовка тематических праздников и т.д.
Важную роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет практическая исследовательская деятельность дошкольников в условиях природы. Особенностью современности является то, что современные дошкольники в большинстве своем имеют достаточно ограниченные возможности для общения с родной природой, особенно те, кто проживает в городских условиях. Зачастую дети могут многое знать о растениях и животных в других странах – и гораздо хуже ориентироваться в отечественной флоре и фауне. А ведь экологическое воспитание детей должно начинаться непосредственно с объектов их ближайшего окружения, с теми, что ребенок встречает в своей повседневной жизни, есть опасность, что процесс воспитания будет недостаточно эффективным без эмоционального восприятия природы родного края – деревьев, цветов, закатов, рассветов, смены времен года.
Дети, участники проекта обретают не только новые знания, но и навыки бережного и созидательного отношения к окружающему миру и природе родного края. Совместная проектная деятельность детей и их родителей позволяет родителям освоить необходимые для воспитания детей педагогические приемы, а также вполне объективно оценивать детские возможности и успешно сотрудничать с ними на правах равноправных партнеров. Однако для результативной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе детского сада необходима достаточно серьезная подготовка воспитателей к организации процесса проектирования, а также дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.
Основными требованиями к применению проектной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения являются:
1. Наличие проблемы, для решения которой необходим исследовательский поиск.
2. Восприятие проекта как «игры всерьез», результаты которой являются значимыми как для детей, так и для взрослых.
3. Обязательной составляющей проекта является детская самостоятельность, осуществляемая при заботливой поддержке воспитателя, совместное творчество детей и взрослых, а также развитие коммуникативных способностей дошкольников, их познавательных и творческих навыков, обязательное применение детьми, участниками проекта, полученных ими знаний на практике.
Проект, как правило, состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный этап – включает в себя постановку цели и задач, а также определение необходимых исследовательских методов, проведение подготовительной работы с будущими участниками проекта, подбор и подготовка необходимых для осуществления проектной деятельности оборудования и материалов. Не нужно ставить перед дошкольниками чрезмерно отдаленные задачи, предлагать им далекие перспективы, а также требовать действовать одновременно на нескольких направлениях деятельности.
2. Непосредственно исследовательский этап – содержание которого состоит в поиске ответов на поставленные подготовительным этапом вопросы.
3. Заключительный этап – содержит обобщение полученных результатов проведенной работы, их тщательный анализ, формулировку выводов и, по возможности, составление некоторых рекомендаций в соответствии с выявленными проблемами.
В современном мире проблемы экологии все более выходят на передний план. Насущной сегодняшнего дня задачей становится принятие неотложных мер по защите природы от загрязнения и разрушений, сохранение имеющегося генетического разнообразия всех живых существ, а также сбережение генофонда нашей планеты. Именно поэтому сегодня остро требует решения задача экологического просвещения населения нашей планеты, особенно необходимо проводить экологическое воспитание с подрастающим поколением. Освоение дошкольниками основ экологической культуры в том числе и средствами проектной деятельности во многом зависит от компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения: от его экологической и методической грамотности, понимания значимости экологического воспитания в формировании личности дошкольника, от его умения создавать необходимые условия для такой деятельности, от способности увлечь экологическими проблемами ребят и быть самим искренне увлеченным вопросами экологии.
Итак, проектом, осуществляемым в дошкольном образовательном учреждении, считается как самостоятельная, так и коллективная творческая завершенная работа дошкольников, для которой всегда характерны определенные социально значимые результаты, проект, выполняемый детьми является конкретным продуктом детской деятельности. Причиной осуществления данной работы является проблема, для решения которой требуется проведение определенного исследовательского поиска в необходимом направлении либо различных направлениях, результаты, полученные в процессе этого поиска, обязательно обобщаются, а также объединяются в единое законченное целое. Таким образом, проектом, осуществляемым в условиях дошкольного образовательного учреждения, считается полный, законченный цикл определенной продуктивной деятельности какого-либо ребенка, детской группы, либо образовательной организации в целом [13]. Таким образом, проектной деятельностью в детском саду считается разнообразная, интегрированная деятельность по достижению поставленной конкретной цели [50].
В результате осуществления проектирования предполагается не только получение продукта детской деятельности, но и обязательно его дальнейшее применение. Значимость детской проектной деятельности заключается в том, что в процессе ее осуществления воспитатель является организатором познавательной деятельности ребят, а не просто носителем готовых к использованию знаний.
Проектная деятельность, осуществляемая в детском саду, позволяет воспитателям и всем прочим педагогам активно и достаточно эффективно взаимодействовать с родителями своих воспитанников дошкольного учреждения и постоянно вовлекать их в жизнь детского сада. Дошкольник пока в силу своих возрастных особенностей оказывается не в состоянии самостоятельно сформулировать проблему, а также определить ее замысел и осуществить непосредственную организацию проектной деятельности, именно поэтому в процессе организации воспитания проектная деятельность в детском саду осуществляется в процессе сотрудничества детей, педагогов, и родителей. И так в ходе решения намеченных целей, поставленных задач взрослые помогают детям найти средства и способы их достижения и решения.
Опираясь на помощь взрослых, дети заняты поиском решений проблем через вопросы к родителям, совместные мероприятия, чтение необходимой литературы и проведение наблюдений. Дети и взрослые вместе занимаются интересной и продуктивной деятельностью.
Для успешной реализации проектной деятельности необходимо соблюдение ряда условий, прежде всего это:
- деятельность без принуждения;
- учет детских интересов;
- предлагаемая проблемная ситуация должна быть доступна пониманию ребенка;
- предоставление максимальной самостоятельности и поддержание инициативы детей [50].
Необходимо так же ненавязчивое привлечение родителей воспитанников в совместную деятельность и создание творческой атмосферы. Работа над проектом должна осуществляться последовательно, достижение цели происходит совместно с педагогом.
В современном дошкольном учреждении сегодня используются межгрупповые, групповые, индивидуальные, комплексные виды проектов.
По типу организации проекты подразделяют на:
- исследовательские;
- творческие;
- ролевые, игровые;
- информационно - практико-ориентированные .
Рассмотрим применение проектной деятельности в дошкольном учреждении непосредственно в системе экологического воспитания дошкольников.
Экологический проект – это проект, направленный на решение определенных задач с экологической направленностью в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольной образовательной организации .
В. Гончарова считает, что использование проектной деятельности в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным благодаря «сочетанию интересов всех субъектов педагогического процесса» .
Педагог при планировании образовательной деятельности, объединяет серию игр и других видов деятельности по нескольким дисциплинам, связанным единым проектом. Интеграция искусства, естествознания, развития речи представляет особый интерес. Н. А. Виноградова определяет, что «проект, начатый на занятии, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создает полную и разностороннюю его картину» . В деятельности дошкольных образовательных организаций проекты рекомендуется рассчитывать на среднюю продолжительность, то есть несколько дней или недель. Проекты могут быть реализованы как внутри одной группы, так и объединять несколько групп, а также охватывать весь детский сад в комплексе .
При выборе тем проектов в дошкольной образовательной организации учитывается, что деятельность должна строиться вокруг создания, и решения проблемной ситуации. Проблема формулируется ребенком, возможно с небольшой помощью педагога. Например, у детей часто возникают вопросы об устройстве окружающего мира, они интересуются, почему небо голубое или откуда берется дождь. Задача педагога стимулировать самостоятельную познавательную деятельность детей в этом направлении.
Педагог организует проблемную ситуацию для детей, при этом не предлагая свои варианты решения задачи, а побуждая детей сформулировать нужную ему проблему. Н. Е. Веракса считает ребенок может «высказать оригинальную идею, не высказанную ранее другими детьми, или поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка, в этом случае педагог должен акцентировать внимание на своеобразии идеи ребенка» .
Не все темы подходят для проектной деятельности. Проект должен быть более масштабным, более глубоким, чем ситуация, которая может решаться прямым действием, например, объяснением или зачитыванием книги.
Педагог заранее тщательно продумывает и предварительно планирует проектную деятельность. Педагог при планировании проекта определяет тему и подбирает материалы, а также подсказывает пути реализации проектной деятельности для детей: у кого просить помощи, какие материалы использовать, как оформить продукт. Чем старше дети, тем большую самостоятельность им предоставляют на этапе целеполагания проектной деятельности. При этом дети сами могут предложить проблемы проектов.
Например: Животные и птицы. Я хочу собаку. Животное, которое живет у нас дома. Каким он был, удивительный мир динозавров? Зачем птицам клюв? Чем можно кормить птиц зимой? Растения и грибы Какие функции выполняет лес? Как растения «предсказывают» погоду? Цветы нашего детского садика. Угадай-ка, что за гриб? Рыбы и насекомые Какие рыбы живут у меня в аквариуме? Как пчелы делают мед? Приносят ли муравьи пользу? Огромное разнообразие мира бабочек. Почему комары кусаются? Как обращаться с мусором? Почему загрязняется воздух? Почему вреден пластик? Что можно сделать из ненужных вещей? .
Н. Е. Веракса отмечает, что «в ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения» .
Проекты в детском саду можно сгруппировать в крупные блоки по темам. Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностно-процессуального подхода к реализации проектов.
Специфика проектной деятельности обусловлена ее воспитательным потенциалом. Особая педагогическая значимость проектов заключается в следующем:
- открываются возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка при взаимодействии с окружающим миром;
- является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- выводит педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду .
Проектная экологическая деятельность позволяет:
- формировать умение разрешать проблемы;
- учит целеполаганию и планированию содержательной деятельности;
- элементам самоанализа;
- представлению результатов своей деятельности и хода работы;
- презентаций в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макетов, плакатов моделей, театрализации, сценических представлений);
- практическому применению знаний в различных (в том числе и не стандартных) ситуациях.
Таким образом, проектная деятельность в дошкольной образовательной организации – это совместная учебно-познавательная деятельность детей и взрослых. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности играет очень важную роль в становлении и развитии личности ребенка, формирует позитивное и созидательное отношение к природе и окружающему миру.
С целью повышения компетентности дошкольников в вопросах организации экологического воспитания детей дошкольного возраста нами был разработан комплекс творческих проектов по вопросам экологического воспитания для детей старшего дошкольного возраста.