Дата публикации: 17.11.2022

Автор: Теплоухова Наталья Валериевна,
воспитатель,
МКДОУ дс «Колосок» Волгоградская обл,
Камышинский р-он, г.Петров Вал

 

Аннотация. Статья посвящена практическому использованию сказкотерапии в ДОУс детьми дошкольного возраста. В ней раскрываются вопросы о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала.

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество- верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами».

В. Сухомлинский

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь ребенок только начинает узнавать самого себя, других людей и мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и в одиночестве. Взрослые хотят им помочь, но часто не знают, как именно. Именно в таких случаях помогает арт-терапия. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации.

В этой статье я познакомлю вас с одним из используемых мной методом в работе с детьми – сказкотерапией.

Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой»Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи.  Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реально жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром, раскрытия в целом потенциала дошкольника. Ведь его взгляд на мир еще только формируется и благодаря сказки, можно снять сложившиеся запреты. Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок.

Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.

Сказки развивают воображение ребёнка, учат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дают ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!                                                                   Я в своей работе использую такие формы сказкотерапии:

- Анализ сказок (решение «открытых» сказочных задач).

Рассказывание    сказок ( групповое:     придумывание «по кругу»рассказывание «по кругу» известной сказки).

- Постановка сказок (игры-драматизации).

- Сочинение сказок (дописывание, сочинение новых сказок и историй).

- Куклотерапия (пальчиковые, фланелеграф, магнитные).

- Перевоплощение (преображение с помощью костюмов).

Дети на сегодняшний день самостоятельно умеют организовывать сюжетно-ролевые игры и играют в них, воссоздавая различные стороны действительности и сказочные сюжеты. Они самостоятельно придумывают сюжет, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. С помощью взрослого разыгрывают сюжеты сказок, в театральных, режиссерских играх и в играх-драматизациях. Участвуют в показе кукольного театра.

Для того чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, я использую различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают не только в развитии связной монологической и диалогической речи, но и в развитии творческого воображения, фантазии. Приведу пример некоторых из используемых.

Звукорежиссеры. Цель игры направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите детям «озвучить» картинку. Пусть вспомнят, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть дети озвучивают ход событий.

Пропущенный кадр. Цель игры направлена на то чтоб научить ребенка составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ему запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок. По порядку перед детьми вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед ними ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если они затрудняются найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

Сказочная цепочка. Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам, помочь детям запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса со скалочкой». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет, есть такие в данной сказке или нет. Если есть - выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на скалочку.

В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.

Во-первых, сказки используют для преодоления детских страхов. К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой.

Во-вторых, сказкотерапия дает возможность детям поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах. Примеряя роль главного героя на себя ребенок: четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения; показывает, каким он видит решение проблем.

В-третьих, одним из положительных эффектов сказкотерапии является укрепление связи и взаимоотношений между детьми и родителями.

Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка:

В два года детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как "Репка", "Теремок", "Колобок". Подобная организация речи рассказчика помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и "освоиться" в нём. Для лучшего понимания сказки в работе с детьми я опираюсь не только на словесное описание, но и на изображение: использую показ иллюстрации в книжках, действия по сказке с помощью кукол и так далее.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. В этом возрасте начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать.

С 5 лет ребёнка интересуют уже человеческие персонажи: принцы, царевны, солдаты, рыцари и т. д. Такие сказки лучше передают детям жизненный опыт на примере героев. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. В работе с детьми этого возраста необходимо использовать пересказ известных сказок. Также действенным приёмом является применение театра в работе с детьми: розыгрыш сказки в лицах.

Примерно с 6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Благодаря этим сказкам, ребенок черпает жизненную мудрость и познает в чем суть духовного развития человека.

Таким образом, сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития и воспитания с первого дня жизни ребёнка и сопровождает его вплоть до подросткового возраста.

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Совместное чтение сказок помогает воспитателю и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.

Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми неоспоримы.

 

Список литературы:

1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М.: Речь, 2000. - 310 c.
2. Капская, А. Ю. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей / А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик. - М.: Речь, 2006. - 543 c.
 3. Сертакова, Н. М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста / Н.М. Сертакова. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 224 c.