0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 19.10.2022

Автор: Долматова Галина Феоктистовна,
преподаватель,
МБУ ДО АР ДШИ п. Рассвет

Творческая работа: изготовление тряпичной куклы.

Цель урока: Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с

куклами-оберегами и его значением в жизни крестьян. Сформировать

понятие «оберег». Научиться изготавливать традиционную тряпичную куклу.

Задачи урока:

  • Познакомить с традициями и символикой тряпичных кукол.
  • Обучить традиционным приемам изготовления игрушки, формировать

отработку навыков и умений при работе с тканью при решении

творческих задач на вариацию и импровизацию.

  • Воспитать любовь к национальному искусству, трудолюбие, терпение

и аккуратность; способности эмоционально откликаться на воздействие

художественного образа.

Дидактический материал:

Для учителя:

1. Репродукции с изображением русского народного костюма.

2. Образцы изделий.

3. Технологические карты с изображением последовательности изготовления

и сборки кукол.

Для учеников: лоскутки цветных тканей, нитки, тесьма, ножницы, кружева.

План урока.

Ориентационный этап: 8 мин.

1. Приветствие и организация внимания учеников.

2. Определение темы урока.

3. Определение целей и задач урока.

Подготовительный этап: 2 мин.

1. Подготовка рабочего места.

2. Подготовка необходимых материалов.

Основной этап: 30 мин.

1. Созерцание иллюстраций. Наглядный, иллюстративный методы.

2. Беседа об истории куклы, её образах, символике.

Приобретение новых знаний.

1. Выполнение творческого задания. Практическая работа.

2. Итоги: просмотр и обсуждение изготовленных работ. Контроль и

самоконтроль (2мин).

3. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент: – Здравствуйте, ребята!

Регистрация учащихся в классном журнале, готовность учащихся к

уроку.

II. Сообщение темы урока.

Учитель. Давайте с вами отгадаем загадки, для того чтобы узнать тему

сегодняшнего урока.

Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник (конь).

Нарушает тишину

Гомон, щебетание.

Это встретили весну

Гости наши ранние (птицы).

Сколько лет на свете

Прожил молодец,

Столько в его теле

Ты найдешь колец (дерево).

Учитель. Конь, птица, земля, вода, как мы называем эти знаки? А как вы

думаете, чем являлись раньше образы коня, птицы, дерева, земли в

украшении домов, одежды, предметов быта у русских крестьян?

Ученики. Служили для защиты от злых духов, они тем самым оберегали

себя. Служили оберегом.

Учитель. Первое слово темы урока вы отгадали, это оберег.

Сегодня мы все больше обращаемся к культуре других народов. Стало

модным вешать в доме колокольчики, ставить фигурки китайские фигурки и

просить их о счастье и благополучии. Но мы живем на русской земле, где

есть свои традиции, обычаи, принятых на Руси тысячами поколений наших

предков, где нам помогают домовые, озорные лешие и водяные.

Учитель. Следующая загадка.

Что все это значит?

Дочка, а не плачет. Спать уложишь - будет спать

День, и два, и даже пять! (кукла).

Учитель. Соедините второе отгаданное и первое слово, что у нас

получилось?

Ученики. Кукла-оберег.

Учитель. Тема урока будет звучать следующим образом: «Кукла-оберег.

Домашняя масленица».

На прошлом уроке мы с Вами говорили о празднике масленице. Давайте

попробуем вспомнить, что именно мы обсудили и что вы запомнили.

В какое время празднуется этот праздник?

Ответы учеников: Конец зимы, начало весны.

Сколько дней праздновали масленицу?

Ответы учеников: 7 дней

Сможете ли вы вспомнить, чему были посвящены эти дни?

Ответы учеников: ВСТРЕЧА, ЗАИГРЫШИ, ЛАКОМКА, ШИРОКИЙ

ЧЕТВЕРГ, ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ, ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ, ПРОВОДЫ

МАСЛЕНИЦЫ.

Сегодня на уроке мы многое узнаем о куклах-оберегах, непосредственно о

кукле «Домашняя масленица»: кто их делал, для чего, из какого материала и

научимся их выполнять.

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение теоретических сведений.

Учитель. Многие древние народы, чтобы умилостивить богов, приносили им

в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков—древних славян. В

жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды кому-то

пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу. И боги не

отказались от этой игрушки! Такие куклы называют обрядовыми.

Некоторые из этих обычаев сохранились до сих пор.

- А какую куклу, ребята, приносят в жертву в наши дни?

(Дети задумываются, вспоминают, называют- масленица)

Учитель. Правильно. Это Масленица, которую устанавливали на сани

украшенных лентами и колокольчиками лошадей или волов и возили по

деревням и селам в составе праздничного масленичного поезда. И сжигали во

время весеннего праздника, а после лакомились блинами — символом

солнца.

Появились и другие куклы, которых жертвовали разным богам. У каждой

куклы было имя: Морена, Купава, Кострома, Русалка, Ярило.

По своему назначению крестьянская кукла делится на три большие группы:

обрядовые, про которые мы только что сказали, куклы- обереги и игровые, до

того кукла стала детской забавой, она несла другую функцию,- оберега.

- Как вы думаете, от чего могла оберегать кукла?

Ответы детей:от злых духов

Учитель. Вот и мы с вами сейчас рассмотрим куклу-оберег. «Домашняя

Масленица» – это обережная тульская куколка. Такая куколка оберегает

жилище и выполняет заветы хозяев. Куколку делали в канун празднования

масленицы, и она хранилась в доме целый год. Жила она в «красном углу»

или у входа в горницу.

Что такое красный угол, ребята? Что там находилось ещё?

«Домашней Масленицей» встречали жениха и невесту. Когда тёща ждала

молодых на блины, то она выставляла эту куколку в окно или на перила

крыльца. «Масленица» – куколка обережная, поэтому при изготовлении её

используются красные нитки. Ткань не резали, а отрывали руками. При

изготовлении «Масленицы» используется солома или лыко, олицетворяющее

буйную силу растительности. Одежда у куколки яркая, с растительным

орнаментом.

IV. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Давайте посмотрим, как же выглядели эти куклы?

Матерчатая кукла - простое изображение женской фигуры. Кусок ткани,

свернутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо,

волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутков.

Учитель. Обратили внимание на некоторую странность в куклах? Чего же

так не хватает?

Ученики. Лица.

Учитель. Как вы думаете, почему раньше не рисовали лица на куклах?

(Предположения учеников).

Учитель. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным,

недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит и безвреден

для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье,

радость.

Все эти атрибуты при помощи различных материалов мастерицы старались

передать в своих куклах.

- Из каких материалов выполняется кукла?

(кусок ткани, кружева)

V. Практическая работа.

Мы с вами сегодня узнали очень много интересного о куклах-оберегах.

Сейчас мы приступим к изготовлению самой куклы.

У вас на столе имеются технологические карты и все необходимое для

выполнения работы.

1. Объяснение задания. Разбор последовательности выполнения работы по

инструкционной карте (инструктаж 5 мин).

Учитель. Все куклы имеют основную технологию изготовления

Для куклы-оберега:

1. Возьмите один прямоугольный лоскуток однотонной ткани. Размер 12

см х 20 см. Закручиваем на палочку. Перевязываем нитью посередине,

чтоб не распустилось.

2. Берём ткань 15 см х 20 см, скручиваем в трубочку, перевязываем

концы нитями.

3. Связываем между собой 1-ю и 2-ю «трубочки» с помощью нити крест

на крест;

4. Берём ткань (однотонную) 15 см х 10 см и складывая гармошкой

обматываем куклу, далее закрепляем её нитями.

5. Из цветной ткани отрезаем квадрат 10 см х 10 см, складываем

треугольником и одеваем в виде платка, закрепляем нитями.

6. Ткань 10 см х 10 см (цветная) сгибаем пополам, делаем небольшой

надрез посередине, одеваем на куклу, поверх головы и перевязываем

поясом.

Анализ предстоящей работы (2 мин):

Итак, прежде чем мы начнем выполнять свои обереги, вспомним

последовательность изготовления этих кукол:

- Из каких деталей она состоит?

-- Как детали соединяются между собой?

-- Во что она будет надета?

Демонстрация учителем последовательности выполнения куклы.

Учитель. Во время работы помните о технике безопасности с ножницами.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  • контроль организации рабочего места;
  • контроль правильности выполнения приемов работы;
  • оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
  • контроль объема и качества выполняемой работы.

Учитель. Приступайте к работе, куклы не сложны в изготовлении, и я

надеюсь, что вы успешно справитесь со своей работой.

VI. Итог урока.

Молодцы, вы прекрасно справились со своей работой, и теперь желающие

могут рассказать, как вы выполняли свою работу и для чего в крестьянской

избе использовался ваш оберег.

Делая вывод по данному уроку, можно сказать следующее: вместо

привычных купленных оберегов, относящихся к другой культуре, мы можем

вернуть свои традиции и доверить оберег нашего жилья и нас самих куклам-

оберегам, выполненными своими руками, которые будут хранить тепло

наших рук и частицу наших сердец.

Учитель.

Домашнее задание:

- На следующий урок приносим альбом, краски, кисти, карандаши. Альбомы

приводим в порядок. Запись в дневнике.

На этом наш урок подошёл к концу. Приводим рабочие места в порядок.

- Уборка рабочих мест.__

План-конспект урока.

Цель: развитие интереса к истокам народного творчества.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения.

Развивающие: развивать творческое мышление, память, наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать интерес к памяти предков, своей истории.

Демонстрационный материал: тряпичные куклы, материалы для их изготовления.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Лекция педагога.

Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.

Кормилица – обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Её  "крутила" мать для дочери, ждущей ребенка. Когда  появлялся малыш, куклу клали ему в колыбель. Тогда, по поверью, у кормилицы всегда было молоко, и ребенок рос сытым и здоровым.

1231231313

Крестовушку делали на Троицу. Она символизировала Троицкий Семик – единство девушки, креста и березы. Как на березу, на куклу повязывали ленточки, крест делали из березовых веточек. Такую куклу ставили в доме на Троицу на видное место.

Здравницу (травницу) делали как оберег здоровья. В зависимости от недуга ее наполняли полезной, душистой травой и ставили к кровати у изголовья, рядом с теплым местом. От куклы исходил травяной дух. Запах сосны, чебреца, ромашки убивал вредных микробов, укроп, мелисса, душица успокаивали, запах герани и мяты снимал усталость. С такой куклой дети меньше болели.

124142142124142124

Кувадка была одной из первых кукол, которую видел ребенок. Её "крутили" из лоскутка яркой цветной ткани. Подвешивали таких куколок над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке было обязательно нечетным. Считалось, что только тогда они будут оберегать малыша.
Зерновушку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.

567567

Покосницу "крутили" к сенокосу. Кукла была нарядной, яркой. Издавна в деревнях покос считался праздником. Крестьяне, отправляясь косить, надевали  светлую праздничную одежду. Руки у этой куклы старательно перематывали красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран.

Неразлучники были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь. Общая перекладина в виде рук символизировала единство жениха и невесты, кисточка – первенца в семье. С появлением второго и последующих детей кисточки добавлялись. Красный цвет придавал кукле обереговую силу.

55332222

Чтобы успеть выполнить всю домашнюю работу, придумали женщины себе помощниц – многоручек. Таких кукол делали в день Покрова, когда заканчивались работы в поле и женщины садились за рукоделие. Каждой руке наказывали, в каком деле она должна быть помощницей. Кукла – шестиручка оберегала мастерицу в работе, помогала ей по хозяйству.

Лихорадки делали в Сильвестров день рано утром всей семьей. Куклы сворачивались из лоскутков ткани разного цвета и перевязывались красной нитью. Каждая из них символизировала человеческий недуг и имела свое имя: Ленея, Авея, Агнея, Ледея, Желтея, Немея, Ветрея, Трясея, Глухея, Глядея, Дряхлея, Дремлея – всего 12 штук. Подвешивались куклы на нитке над печной трубой или дверью. По поверью, в этот день из преисподни вылетали злые лихорадки. Они влетали в дома, принося с собой болезни, но, увидев этих кукол, улетали прочь.

666664433

О куклах – оберегах слагали сказки, в которых они охраняли, спасали, давали мудрые советы, выполняли работу за своих хозяек. В русской народной сказке "Василиса Прекрасная" тряпичная кукла во всем помогает Василисе: "Василиса  сама, бывало, не поест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, когда все улягутся спать, она запрется в своём чуланчике и потчует её, приговаривая: "На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?" Куколка покушает, да потом и утешит её в горе и даст ей советы, а наутро всякую работу за Василису справит…"

Куклы - обереги бережно хранили, прятали от посторонних глаз и передавали по наследству в семье – от матери к дочери, от бабушки к внучке.

55235235241234234243242