0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 03.03.2023

Автор: Лепаева Юлия Алексеевна
преподаватель
МБУДО Детская школа искусств № 10, г. Саратов

Пояснительная записка

Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественного детского воспитания и знакомство с его основами происходит у детей очень рано, еще в дошкольном обучении. Бумажная пластика, как вид изобразительной деятельности самым непосредственным образом близка к дизайну, более того, является его составляющей частью, в отличие от других видов, с которыми бумажная пластика тоже родственна. Поэтому знакомство с ней происходит на этапе четырехлетнего предпрофессионального обучения.

Бумажную пластику можно считать синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, коллажа. С лепкой и коллажем бумажную пластику роднит объемность выполняемой работы, пластичность используемого материала; с конструированием из бумаги — видоизменение плоской формы путем сгибания, складывания, разрезания. Работа на плоскости листа с помощью ножниц и клея сходна с работой в аппликации; с рисованием бумажную пластику связывает изображение реального или выдуманного, дорисовка дополнительных деталей.

Цели и задачи обучения бумажной пластике созвучны с задачами других видов изобразительной деятельности – развитие творческих способностей детей, фантазий, воображения, которое невозможно без необходимых знаний, умений, мыслительной деятельности учащегося.

Основными средствами выразительности в бумажной пластике, как и в других видах изобразительной деятельности, являются: форма, цвет, композиция. Изображение в бумажной пластике создается из отдельных частей разной геометрической формы. Большинство предметов окружающего нас мира имеют сложную форму, которая образуется путем соединения нескольких простых геометрических форм. Умение обучающихся видеть в изображении конструкцию из геометрических форм, собирать, соединять из простых форм изображение лежит в основе обучения бумажной пластики.

Чтобы изобразить что-то либо, учащемуся необходимо иметь четкие представления о том, что он изображает. Надо не только внимательно рассмотреть изображаемое, но и уметь «разобрать» его на составные части и увидеть в этих частях простые геометрические фигуры. Эта разработка ставит своей целью описать поэтапность выполнения одного объекта бумажной пластики, в котором сочетается большинство пластических приемов работы с бумагой и картоном.

Бумажная пластика, ее синтез с другими явлениями дизайна, зачастую становится важным элементом в области декора, рекламы и фотографии, сейчас, когда  выполненные вручную объекты современного искусства привлекают внимание художественной аудитории. Поэтому объяснение сути и назначения бумажной пластики дает возможность учащимся художественного отделения ориентироваться в направлениях дизайна и анализировать его продукты. Это также одна из целей практического изучения бумажной пластики, в особенности растительной ее темы.

Акцентирование на растительной теме в бумажной пластике позволяет раскрыть вопросы понимания дизайна у детей. Учащиеся на основе практических заданий и изучения материала приобретают навык в анализировании дизайнерского продукта, который они могут применять в повседневной жизни. Они учатся понимать принципы стилизации в дизайне, сосредотачиваясь на растительной теме, которая непосредственно связанна с бионикой, в современном мире широко использующейся в архитектуре, дизайне предметов обихода.

Содержание основной части – практическая работа – предназначено для 2 класса по семилетнему обучению художественных школ и школ искусств.

Тема:

Практическое применение приемов техники бумажной пластики в рамках изготовления одного объекта. За объект изучения и практического воплощения был взят цветок нарцисса, так как на его примере можно изучить большинство приемов работы с бумагой.

Оборудование и материалы:

- белая бумага (плотная, но обладающая некоторой эластичностью),

- циркуль,

- ножницы,

- карандаш,

- линейка,

- клей-карандаш

Цель:

Изучить практические навыки работы с бумагой,

изучить приемы на примере изготовления одного конкретного объекта,

изучить объект, проанализировать его составные части и сконструировать их в бумаге.

Методическое описание

Выполнение объекта производится в масштабе 1:1 с реальным объектом изучения, в данном случае это цветок нарцисса. Процесс делится на три этапа:

1 этап — выкройка и вырезание деталей цветка из бумаги,

2 этап — обработка выкроек приемами техники бумажной пластики,

3 этап — сборка подготовленных деталей в единый объект на листе-основе.

Цветок нарцисса состоит из таких основных частей: двух рядов лепестков, составляющих вместе звезду с шестью лучами и «короны». Мелкие детали: пестик, тычинки, чашелистик.

Первый этап:

Изготовление лепестков

  • Берется лист плотной (но не слишком твердой бумаги), на котором при помощи циркуля и линейки рисуются два круга диаметром 18 см;
  • Внутри каждого круга рисуется по малому кругу диаметром 3 см;
  • Далее, каждый большой круг делится на три равные части с помощью линейки, в итоге должны получиться три луча, проведенные от центра;
  • Заранее выполняется шаблон лепестка, делается это путем сгибания листа бумаги – сгиб является осью симметрии требуемой фигуры, продольная половина которой рисуется на листе, а затем вырезается.
  • На заготовках-кругах по шаблонам рисуются лепестки, согласно осям симметрии, проведенным ранее от центра окружности.
  • Абрисы лепестков вырезаются по линии, не нарушая границы малого круга.

Изготовление серединной части цветка

  • На листе бумаги (эластичной, не имеющей направления жесткости волокон) рисуется круг диаметром 13 см, внутри него рисуется малый круг диаметром 2,5 см
  • Круг разрезается до середины по дуговой линии, которая рисуется на нем под углом, словно часть спирали. Серединная окружность также вырезается.
  • Часть окружности необходимо вырезать, чтобы при соединении двух краев детали получался конус. Чем большая часть вырезается – тем меньше диаметр основания конуса. В итоге должна получиться фигура в виде буквы C.
  • Изготовить 4 полоски длиной 10 см и шириной 1 см.

Второй этап:

  • Две заготовки к лепесткам цветка нарцисса применяется сгибание вдоль оси симметрии, а потом они обрабатываются приемом закручивания так, чтобы лепестки лишь слегка изгибались по краям от линии сгиба навстречу друг другу.
  • К заготовке центральной части цветка применяется вытягивание – широкий край детали следует несколько раз вытянуть через линейку так, чтобы в итоге край стал слегка волнистым.

Третий этап:

  • Первой на лист-основу приклеивается одна из деталей с лепестками, приклеивается только центральной своей частью, лепестки свободны.
  • Деталь для центральной части цветка склеивается таким образом, чтобы получился конус.
  • Следующей этапом нужно подготовить закрепление центральной части нарцисса – «воронку-стаканчик». Для этого вырезаются три небольшие полоски плотной бумаги 0,5 x 3 см., одному концу этих полосок для эстетичности можно придать остроконечную форму. Они приклеиваются наполовину к листу-основе, частично к самой детали с лепестками и отгибаются (фигурными концами) вверх за пределами центральной окружности, начерченной на детали. Это нужно для того, чтобы эти крепежи были скрыты второй частью лепестков.
  • На второй детали с лепестками вырезается центральная окружность и при накладывании отогнутые полоски пропускаются через образовавшееся отверстие. Сама деталь наклеивается за широкие части своих лепестков (но не за всю их площадь, лепестки должны оставаться объемными), которые располагаются строго между лепестками первой.
  • Отогнутые части полосок (1,5 см) теперь покрываются клеем и прикрепляются к центральной части цветка, таким образом, надежно фиксируя ее в вертикальном положении.
  • Четыре полоски длиной 10 см и шириной 1 см., которые были изготовлены на первом этапе, должны составить пестик нарцисса, находящемся в центральной части. Для этого полоски необходимо сложить пополам по длине и склеить между собой так, чтобы из четырех сложенных вдоль полосок получился крест в поперечном сечении. Не следует склеивать их по всей длине, необходимо оставить некоторую часть не склеенной. Эти не склеенные между собой участки нужно отогнуть и аккуратно приклеить к внутренней стороне центральной части цветка, закрепив получившийся пестик вертикально.

Список терминов

Закручивание – придание сравнительно узкой бумажной детали вида завитка или дуги, может продольным или поперечным, выполняется путем накручивания детали на карандаш и последующего вытягивания ее через валик карандаша.

Гофрирование – складывание бумаги для создания складок, ребер жесткости. Этот также прием увеличивает прочность бумаги.

Вытягивание – протягивание элемента через жесткое ребро тонкого предмета (например, линейки) для создания эффекта волнистости, «волана» или закручивания в спираль. При выполнении этого приема следует учитывать направление волокон бумаги и выбирать не слишком жесткую бумагу, обладающую некоторой эластичностью.

Сгибание – складывание элемента по оси симметрии для получения ровного сгиба под легким углом при выравнивании элемента.