0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 25.05.2023

Автор: Ефимова Надежда Николаевна
преподаватель
Чувашская Республика, г. Чебоксары,
МБУДО «Чебоксарская детская школа искусств № 3»

         Аннотация. В статье анализируются актуальные вопросы развития интереса к учебной деятельности у обучающихся. Приводится пример одной из игровых форм построения урока. Рассматриваются некоторые нетрадиционные формы, методы и приёмы преподавания изобразительного искусства в детской школы искусств.

Изобразительное искусство включает в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.

          Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нетрадиционных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.

Как заинтересовать ребят изучением предмета, сделать урок любимым, увлекательным? Ответы на эти вопросы ищут многие учителя.

Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал?

Нетрадиционные формы организации и проведения уроков изобразительного искусства – эффективное средство повышения интереса учащихся к изучаемому предмету.  Существует множество видов и форм нетрадиционных уроков: урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-презентация, урок-викторина, урок-представление, урок-игра, и так далее.

Рассмотрим одну из нетрадиционных форм проведения урока в подготовительной группе художественного отделения. Детям всегда интересно узнать: что же они сегодня будут рисовать? Для угадывания темы урока детям загадывается загадка. Из представленной загадки ребенок может получить сведения о внешнем виде предмета.  Чтобы отгадать ответ, ребенку надо выявить все признаки предмета или явления, сопоставить их между собой, вспомнить, где он видел тот или иной предмет. Как только угадали предмет, дети уже готовы приступить к рисованию.

Здесь предоставляю пошаговые инструкции для того, чтобы помочь детям нарисовать готовую картину. Рисунок, как правило, начинается с самых простых геометрических фигур, которые потом последовательно усложняются и дополняются мелкими деталями. Поэтапное рисование хорошо тем, что с его помощью ребенок с первого раза нарисует что-то очень узнаваемое, то есть рисунок получится сразу. А если тренироваться постоянно, то через какое-то время будут освоены основные принципы построения фигур и контуров животных, птиц, растений и различных предметов этого мира, после чего ребенок сможет рисовать уже самостоятельно, не прибегая к поэтапным инструкциям.

Когда рисунок завершён смотрим на экране, как предмет или животное выглядит реалистично в природе, что тоже вызывает интерес ребёнка. Хотя такие фигуры, которые дети нарисовали не так реалистичны. Дело в том, что детям и не нужно реалистичности на этапе освоения принципов рисования. Им гораздо важнее узнаваемость (лошадка! котенок!), что даёт им уверенность в своих способностях и приобщает к процессу творческого художественного познания мира.

В заключении занятия мы смотрим познавательный мультик на загаданную тему. Правильно подобранный мультфильм – это прекрасный воспитательный ресурс, который дает основу для социализации ребенка, который помогает наглядно увидеть и понять сложные процессы.

Рассмотрим некоторые интересные формы уроков изобразительного искусства:

            I. Тематическое рисование.

- Презентация. Представление раскрытия темы в различных видах искусства: живопись, графика, скульптура, музыка, литература.

Театрализация (динамическое действие помогает лучше прочувствовать тему, образы, персонажи, даёт эмоциональный настрой).

II. Декоративное рисование.

Мастер-класс (возможно пригласить мастера, работающего в каком-либо виде декоративно-прикладного искусства) даёт возможность почувствовать атмосферу творчества, сопричастности к миру искусства, ближе познакомиться с основами народного творчества.

Сказка (раскрывает близость различных видов и жанров народного искусства, создаёт эмоциональный фон).

Фольклорный праздник (ознакомление с центрами народного искусства; раскрытие древних корней народного творчества, символики, образного языка искусства).

            III. Беседы об искусстве.

Дискуссионный клуб (даёт возможность учащимся сформировать собственную точку зрения на произведения искусства, способствует развитию художественного вкуса, коммуникативных способностей, формирует умение вести диалог).

Заочное путешествие (развивает воображение, расширяет кругозор).

Диспут.

Семинар.

            IV. Урок-обобщение по теме.

Викторина.

Аукцион (закрепление материала происходит в игровой форме; аукцион можно проводить фронтально, можно разбить группу на команды; учащиеся сами назначают «цену» вопроса или задания, определяя его сложность).

Защита творческих проектов (развивает творческие способности, формирует навыки самостоятельной работы, умения добывать и обрабатывать информацию).

- Уроки – познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

Уроки – конкурсы, конкурсы эрудитов: на уроках ведётся опрос в игровой соревновательной форме.  Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки.

Уроки – тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трёх – пяти предложенных вариантов.

Уроки – знакомства с различными техниками: лепка, чеканка, аппликация, витраж позволяет учащимся чувствовать материал, создавать своё, проявляя фантазию.

- Урок – игра – это может быть и подведение итогов, полученных по определённой теме.

- Применение компьютера и графического планшета на уроке изобразительного искусства создаёт эмоциональный настрой и положительно сказывается на развитии художественного творчества.

         В заключении хочется сказать, что «нетрадиционным» и интересным может стать любой урок, если подойти к его подготовке творчески.  Творческий подход — это самый действенный способ разнообразить и немного изменить традиционную систему образования, что приведёт к развитию интереса к учебной деятельности у обучающихся.