0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 17.11.2023

Автор: Жидкова Наталья Геннадьевна
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №17» г. Балахна

Слайд №1. С вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят существенные изменения.

     Впервые в истории российского образования дошкольное образование является начальным уровнем общего образования. Новый статус дошкольников предусматривает разработку Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, это документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации.

Слайд №2. Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности:

  • двигательной;
  • игровой;
  • коммуникативной;
  • познавательно – исследовательской;
  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • элементарной трудовой деятельности;
  • конструирование из различных материалов;
  • изобразительной;
  • музыкальной.

     Рассмотрим подробнее образовательную область «Познавательное развитие», а именно «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» в содержание Федерального государственного образовательного стандарта.

Слайд №3. С учѐтом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы, она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

     Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений.

Слайд №4. Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников - интеллектуальное развитие детей, формирование приѐмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Слайд №5. Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются: количество и счѐт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.

Слайд №6. В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач:

  • приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
  • формирование начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
  • формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
  • овладение математической терминологией;
  • развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка
  • формирование простейших графических умений и навыков;
  • формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.).

Слайд №7. Образовательно – воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей строится с учѐтом следующих принципов:

  • принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;
  • формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;
  • использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;
  • стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;
  • возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий.

Слайд №8. Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников педагоги используют следующие методы:

  • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
  • сравнение;
  • метод моделирования и конструирования;
  • метод вопросов;
  • метод повторения;
  • решение логических задач;
  • экспериментирование и опыты.

Слайд №9. В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками могут проводится в различных формах:

  • организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг);
  • демонстрационные опыты;
  • сенсорные праздники на основе народного календаря;
  • театрализация с математическим содержанием;
  • обучение в повседневных бытовых ситуациях;
  • беседы;
  • самостоятельная деятельность в развивающей среде.

Слайд №10. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов ФГОС – реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры. Как сказал В.А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,  понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

     Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой является дидактическая игра.

Слайд №11. Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры путешествия во времени.

3. Игры на ориентировку в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление. 

     В дидактических играх ребѐнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

     Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация развивающей предметно – пространственной среды в возрастных группах.      

Слайд №12. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно – пространственная среда должна быть:

  • содержательно – насыщенной,
  • трансформируемой;
  • полифункциональной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной.

     В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Слайд №13.

Презентация