0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 17.11.2023

Автор: Гуменецкая Юлия Владимировна
Учитель музыки
МАОУ СОШ №21 город Калининград

   Одной из основных задач современной общеобразовательной школы является художественное и эстетическое образование учащихся, развитие чувства прекрасного, формирование высоких эстетических вкусов,

духовно-нравственное, патриотическое воспитание учащихся.

    Для решения этих задач используются возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

   Актуальность данного направления воспитания школьников была и будет неоспоримой, так как подрастающему поколению должны прививаться правильные, востребованные обществом духовно-нравственные ценности и ориентиры.

   Целью моей работы является формирование патриотических чувств у детей, воспитание чувства любви к Родине, гордости за героизм нашего народа, единения с людьми в борьбе за мир.

   Основные задачи, которые я ставлю перед собой:

- развитие духовно-нравственного и интеллектуального потенциала детей через музыкальную культуру, художественно-эстетические средства,

- воспитание чувства уважения к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам войны, труженикам тыла,
- прививать  любовь к Родине, интерес к изучению её истории,

- способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.

   «Гражданско-патриотическое, нравственное воспитание школьников»- это направление является основным вектором развития, основываясь на который я не один год строю свою работу, как классного руководителя, так и  учителя музыки, русского языка и литературы.

   Считаю, что одно из основных направлений морально- нравственного воспитания школьников - развитие чувства патриотизма, любви к Родине, в том числе посредством изучения музыкального искусства и литературы периода ВОВ, современных песен о войне, а также в целом углубленного изучения культуры соответствующего периода.

   С 2010 года мною ведётся целенаправленная работа с учащимися по программе «Память», целью которой является:

- воспитание уважительного отношения к старшему поколению, к истории своего народа, национальным традициям и обычаям, к национальным героям своей страны, ветеранам войны и труда;

- привлечение учащихся к поисковой работе и волонтёрскому движению;

- привлечение учащихся к активной общественной работе;

- подготовка внеклассных мероприятий, организация встреч с ветеранами.

   На уроках музыки и литературы я стараюсь обращать внимание ребят на историческую основу произведений, упоминать даты из истории нашей Родины. Изучение «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича я стараюсь приурочить ко Дню снятия блокады Ленинграда- 27 января. Спрашиваю, рассказываю детям  об этой странице истории  Великой Отечественной войны. Для каждого класса я стараюсь подобрать военный репертуар, наряду с песнями другой тематики, ориентируясь на возрастные и психологические особенности детей. Эти песни нравится исполнять не только мальчикам, но и девочкам.

   Особое значение я придаю исполнению учащимися  гимна России, знанию ими слов, умению  передать   настроение, торжественный тон этого произведения.  Государственные  праздники  мы всегда отмечаем исполнением гимна Российской Федерации.

   Также на уроках музыки дети не только разучивают песни военных лет, но и узнают об истории их создания  из  цикла  «Песни военных годин» Вячеслава Сергеева.  

   В 2010 году (год 65- летия Победы), подготовленные мною, как  учителем музыки  совместно с классным руководителем Ямщиковой Н.А.,  учащиеся

7 «Б» класса  участвовали  во втором этапе  областного  военно-патриотического  конкурса «Военная история семьи»- инсценировка песен военных лет «И поёт мне в землянке гармонь…».  Получили грамоты и памятные призы.  Конкурс был организован  ГУК «Областная детская библиотека им. А.П. Гайдара».

   Также в 2010 году мною были организованы встречи с ветеранами для параллелей шестых и седьмых классов с подготовкой концертных программ;

дети были очень рады, с удовольствием писали ответные очерки для ветеранов (лучшие я передала им лично).

   Военно–патриотическое направление является приоритетным в моей работе как классного руководителя. В 2010-2011 учебном году я стала классным руководителем в 5 «Д» классе. В этот  класс были отобраны дети, которые  плохо учились в начальной школе, не имели мотивации к учёбе.

Происходило это в силу определённых причин: неполные семьи (в большинстве случаев мама одна- 10 семей), асоциальные семьи (3 семьи), а также педагогически запущенные дети, требующие особого внимания.

   И именно военно-патриотическое направление я выбрала для коррекции поведения таких детей. На протяжении пяти лет (5-9 классы) мною проводился  ряд  мероприятий:

-открытые тематические классные часы  к 23 Февраля, 9 Мая. С приглашением пап учеников, являющихся  военнослужащими;

-тематические классные часы (штурм Кёнигсберга;  улицы нашего города и города нашей области, названные именами героев ВОв);

-ежегодное возложение цветов к мемориалу погибшим;

-ежегодное проведение Фестиваля военной песни к 9 Мая с приглашением женщин- ветеранов ВОВ  Серовой Валентины Николаевны и Севастьяновой Елены Александровны. Дети сами ведут мероприятия, читают наизусть стихотворения о войне, исполняют песни военных лет и современные песни о войне.

Самое главное – вживую  общаются с ветеранами войны;

-участие в школьных и городских военно-патриотических краеведческих конкурсах.

 

    Взаимодействие с другими организациями:

    С 2011-2012 учебного года началось тесное сотрудничество с городской  юношеской  библиотекой.  На базе библиотеки  проводятся Часы мужества, тематические беседы, обзор книжных выставок.  Дети всегда с интересом  слушают  работников  библиотеки, берут книги на дом.

   С 2013 года мы начали проводить мероприятия с учащимися военного класса школы посёлка Корнево. Поездки на пограничные заставы, военно-патриотическую игру «Граница» стали уже традиционными, и мы имеем возможность  поучаствовать в некоторых конкурсах игровой программы.

  Совместно с детско-юношеским  клубом «Бригантина» были организованы экскурсии по памятным местам нашего края. Дети посетили  музей – блиндаж, Пятый форт, историко-художественный музей, мемориальный комплекс в посёлке Медведевка, возложили цветы к Вечному огню.

   Благодаря  участию в акции «Поезд Памяти-2014» мы познакомились и подружились с ребятами из скаутского отряда.  И летом 2014 года я и некоторые ученики моего 9 класса  впервые участвовали в патриотической смене «Идём в разведку», которая проводилась в Центре детского и  молодёжного отдыха «Жемчужина» на Виштынецком озере и организовывалась  при  непосредственном участии скаутов.  Моим ребятам очень понравилось, и они себя хорошо проявили, поэтому на «Смену Памяти» были приглашены в качестве волонтёров.

   Хочу отметить, что участие в патриотической акции «Поезд Памяти» - это отдельная, важная и незабываемая страница моей жизни и жизни моих учеников. В 2014, 2015 и 2016 годах мы успешно проходили конкурсные отборы на право участия в «Поезде Памяти» и побывали в городах-героях Ленинграде (Санкт-Петербург), Москве, Минске, Новороссийске. Дети получили незабываемые впечатления, узнали и своими глазами увидели много нового и интересного. Также мой ученик Шанов Артём, участник всех трёх акций «Поезд Памяти», ещё учась в школе, занимался активной волонтёрской деятельностью, а сейчас руководит одной из молодёжных организаций нашего города.

   С 2021 года я, как учитель музыки, организовываю и провожу Фестивали патриотической песни «И помнит мир спасённый» с учащимися начальной школы, для параллели 3 и 4 классов. Данные мероприятия мы проводим к 23 Февраля и 9 Мая.

   В данной работе я описала конкретные мероприятия гражданско-патриотического направления, которые могут стать основой для работы любого учителя-предметника и классного руководителя. Главное – это личная заинтересованность педагога, которую невероятно чутко считывают дети и проникаются прививаемыми им духовно-нравственными ценностями лишь тогда, когда чувствуют искренность и правдивость самого педагога-наставника.

   Уже не один год в своей работе я придаю большое значение патриотическому воспитанию детей и хочу отметить, что это даёт свои результаты. Подрастая, становясь старше, дети с большим чувством, вдумчивостью в тексты исполняют военно-патриотические песни, читают стихи о войне, произведения военных лет и в целом относятся к этой теме.