0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 17.11.2023

Автор: Козуренко Ольга Ивановна
Воспитатель
Г.Новосибирск Новосибирская область,
п.Тулинский МБДОУ детский сад «Росток»

Добрый день. Меня зовут Козуренко Ольга Ивановна. Я закончила Новосибирский педагогический колледж № 4 по специальности «Дошкольное образование». Работаю в этой сфере уже 11 лет.

Основным направлением моей педагогической работы является развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста.

Развитие ручной умелости и мелкой моторики рук необходимо для ребенка. Владея рукой, ребенок, в процессе своего развития, становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует развитию его инициативы в разных видах деятельности. В. А. Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев…». Это действительно так. Развитие мелкой моторики напрямую связано с полноценным развитием речи (и, как следствие, способствует интеллектуальному развитию ребенка).

Стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с января 2014 года рекомендует учитывать индивидуальные особенности ребенка, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, поддерживать инициативу и самостоятельность детей, возможность выбора детьми материалов. В целевых ориентирах ФГОС ДО обозначено, что ребенок уже в раннем возрасте должен уметь уверенно пользоваться такими предметами как ложка, расчёска, карандаш и стремиться проявлять самостоятельность. Однако, заметила, что некоторые дети с плохо развитой ручной моторикой неловко удерживают ложку, не правильно держат карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, поэтому, чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Некоторые ребята затрудняются раскатать кусочек пластилина, держать в руках кисточку, поэтому они равнодушно относятся к занятиям художественным творчеством: рисованием, лепкой, заранее предполагая отрицательный результат своей работы – все это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.

  Поэтому, считаю, проблема развития моторики актуальна для ребят нашей группы. Выявление проблемы способствовало созданию комплекса занятий по пластилинографии, для развития мелкой моторики руки, интеллектуального развития дошкольников и развития речи. Изучение литературы по данной теме позволило выдвинуть следующее предположение. Использование комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии способствует развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

  В настоящее время с увеличением числа детей с нарушениями речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением, проблему развития мелкой моторики рук следует считать актуальной и востребованной.

Цели, задачи, планируемые результаты

Цель: создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством продуктивных видов деятельности.

Задачи:

1.Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, гибкости рук, развития осязательного восприятия.

2. Учить детей основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание и т.д.).

3. Поддержка творческой инициативы дошкольников.

Планируемые результаты:

- у ребенка сформирована координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту;

- ребенок овладел разными видами ручной умелости;

- ребенок овладел приемами работы с разными инструментами;

- ребенок применяет знакомые техники, приемы и материалы в художественной деятельности.

Так что же такое пластилинография? Пластилиногафия – это нетрадиционная художественная техника работы с пластилином, рисование пластилином. Это понятие имеет два смысловых корня: «пластилин» - материал, при помощи которого происходит осуществление задуманного и «графия» - создавать, рисовать.

Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребёнок осязает то, что он делает. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

В младшем возрасте к ребенку приходит хороший сенсорный опыт. Малыш начинает ощущать пластику, форму и цвет. Очень важно следить за пальчиками детей, приучая их к правильным приемам.

Например, размазывая пластилин, следует двигаться слева направо и сверху вниз. Работать нужно только подушечкой напряженного пальчика, следя, чтобы он не гнулся и не царапал поверхность. У детей хорошо получается смешивать цвета в пластилиновом мазке, сплющивать, прищипывать и оттягивать детали. Старшие дети вполне могут справиться с более сложными композициями и техниками.

Пластилинография способствует: 

- формированию навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

- освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;

- обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

- развитие мелкой моторики;

- ознакомление с окружающим миром;

- развитие эмоций и фантазии.

Основными этапами реализации моей работы по пластилинографии являются:

Подготовительный этап:

- Изучение психолого-педагогической литературы по развитию моторики и пластилинографии.

 - Подбор методов и приемов.

Подбор диагностического инструментария.  Разработка системы работы с детьми, родителями, направленную на развитие моторики  детей  дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Диагностический этап:

мониторинг по выявлению уровня развития мелкой моторики

Основной этап:

Организация комплекса занятий по пластилинографии

Итоговый этап:

- мониторинг по выявлению уровня развития мелкой моторики

Оформление выставок.

Важно создать условия в развивающей предметно – пространственной среде группы для того, чтобы самостоятельная образовательная деятельность дошкольника возникала по инициативе детей, с интересом, для пользы и развития мелкой моторики. Развивающая предметно – пространственная среда группы предполагает уголок, в котором имеется материал к самостоятельным занятиям нетрадиционной техникой пластилинографией для развития мелкой моторики руки.

Материал: цветной пластилин, картон, пластиковая основа.

Природный материал: семена клена, арбуза, тыквы, подсолнуха, крупы: фасоль, греча, рис, перловка, пшено.

Инструменты: стеки, палочки; возможно использование зубочисток, трубочек для коктейлей, формочек, крышечек разного размера.

Оборудование: тканевые салфетки, доски для лепки, набор дополнительных аксессуаров для творчества: глазки, бусинки, бисер, пайетки, колечки.

Демонстрационный материал: образцы пластилиновых картин, поэтапное изображение, анимационные работы художников, выполненных с помощью пластилинографии.

Технические средства обучения: проектор, экран, музыкальный центр.

Чем старше ребенок, тем больше действий с пластилином и рисунком он может совершать: процарапывать поверхность, обрезать стекой, делать композиции.

Я с удовольствием делюсь с педагогами своим опытом.  Выступление на педсовете по теме «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционную работу с пластилином -пластилинографию», провела консультацию и мастер- класс.

А также размещаю материал на страницах своего мини-сайта и участвую в конкурсах.

  С целью отслеживания результативности деятельности детей по развитию моторики посредством пластилинографии провела педагогическую диагностику.

Основные методы диагностики – естественный эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов творческой деятельности.

   В результате такой систематической работы, я вижу, что ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики, начинает говорить без особого труда, речь развивается правильно. Он умеет логически рассуждать. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, словарный запас, речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Новизна моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста нетрадиционным методом «пластилинографии», оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, развивает навыки ручной умелости, формирует механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.

Анализ проведённой работы с детьми позволил сделать вывод, что пластилинография является одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.