Дата публикации: 22.07.2019
Автор: Шишкина Дарья Викторовна,
воспитатель,
МДОУ «ЦРР д/с № 136»,
г. Магнитогорск
Цель:
Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Задачи:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: плотность, способность растворять или не растворять вещества, увеличивать предметы.
Обобщать, уточнять и расширять знания о воде.
Развивать умение делать выводы, умозаключения.
Развивать речь, мышление, познавательную деятельность, любознательность.
Вызывать интерес к экспериментальной деятельности.
Воспитывать аккуратность при работе.
Материалы и оборудование:
Презентация «Эксперименты и опыты с водой». Проектор, экран. Белые халаты. 6 прозрачных стаканчиков. 6 сырых яиц, соль, ложки. Пробирки с водой, лупы. Мелкие игрушки. Подсолнечное масло, синяя краска, прозрачный контейнер.
Методы и приемы:
Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности. Уточнения, опросы, игровые приемы. Схемы. Презентация. Художественное слово.
Предварительная работа: проведение серии опытов с водой с целью ознакомления со свойствами воды, наблюдений, рисования, чтения рассказов, бесед.
Содержание организованной деятельности детей:
Организационный момент, приветствие.
Ребята, сегодня мы с вами попали в лабораторию к профессору «Всезнайке».
слайд №3
Он сообщил, что вынужден срочно улететь на Луну на научную конференцию. Но у него остались незавершенные дела и он очень просит нас помочь ему. Как вы на это смотрите?
Для того, чтобы стать настоящими учеными, нам необходимо одеть халаты.
Для безопасной работы в лаборатории, нужно соблюдать некоторые правила.
слайд №4
Дети оговаривают по карточке-схеме правила. Что можно делать в лаборатории, а что нельзя.
Итак, теперь, мы с вами настоящие научные работники. И можем приступить к лабораторным исследованиям.
(Предлагаю подойти к экрану проектора)
слайд №5
Сейчас я вам загадаю загадку, ответ на нее вам подскажет, что мы будем сегодня исследовать.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без ... (Воды)
Скажите пожалуйста, где мы в природе можем встретить воду? В каком виде? (Ответы детей)
слайд №6
В виде дождя, снега, града, росы, льда. В водоемах.
А вот и первое задание от профессора «Всезнайки».
слайд №7
Профессор просит расшифровать карточку схему. О чем нам говорят эти подсказки?
О свойствах воды: без формы, без цвета, без запаха, без вкуса…
(Ответы детей)
Молодцы! С первым заданием замечательно справились!!!
А вот и следующее задание.
слайд №8
Для того чтобы расшифровать эту карточку, нам придется провести 3 опыта. Переходим к первому столу на котором стоят стаканчики с водой для всех детей, соль, ложки на каждого ребенка, сырые яйца.
слайд №9
Воспитатель: Перед вами на столах стоят стаканчики с пресной водой (т.е. с водой из-под крана), лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.
- А теперь вытащите пожалуйста яйца аккуратно на тарелочку. Мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в стаканчик соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду).
Итак какие выводы можно сделать из первого опыта? Вода растворяет соль, в соленой воде легче плавать.
Переходим ко второму опыту (столу).
слайд №10
На нем стоят пустые стаканы. На подносе лежат мелкие игрушки. Лупы по количеству детей.
Ребята, нам необходимо как можно лучше рассмотреть наши игрушки. Какие они по размеру? (маленькие). Как их можно увеличить?
Дети: С помощью лупы. Дети рассматривают предметы при помощи лупы.
Совершенно верно. Но не всегда лупа бывает под рукой. Сейчас я вас научу, как еще можно зрительно увеличить предметы.
Возьмите пустой стакан и поместите игрушку за стакан. Что происходит?
(Ответы детей)
А сейчас нальем в воду стакан. Снова поместите игрушку за стакан. Что теперь вы видите?
Дети: Игрушка увеличилась.
Итак: вода может служить лупой, увеличивать предметы.
Переходим к столу №3. На нем стаканчики с водой, кисточки с краской. Емкость с подсолнечным маслом.
слайд №11
Перед вами стаканчики с водой. Возьмите кисточку и закрасьте воду в синий цвет. Получилось? Вода окрасилась. Это говорит о том, что вода растворяет некоторые вещества, например, краска растворяется в воде. А сейчас мы с вами проверим. Растворится подсолнечное масло в воде или нет. Как вы думаете, что произойдет, если масло влить в воду? (Ответы детей)
Масло не растворилось в воде. Оно плавает по ее поверхности.
А теперь размешаем масло. Что с ним произошло? Если раствор взболтать, то масло приобретает на некоторое время вид мелких капелек. Жидкости не смешались, а расслоились. Это происходит из-за того, что плотность масла ниже плотности воды.
Мы с вами хорошо потрудились, предлагаю немножко поиграть.
слайд №12
Физкультминутка: «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
(шагаем на месте)
(наклоны вперед, руки на поясе)
(хлопаем в ладоши)
(встряхиваем руками)
(круги двумя руками вперед)
(круги руками вперед поочередно)
(прыжки на месте)
(шагаем на месте)
А теперь, ребята, вернемся к нашему столу, обратите внимание на стакан, где растворяли масло. Что же мы видим? (ответы детей)
Масло не растворяется, оно плавает на поверхности.
Ребята, мы с вами как настоящие ученые провели замечательные эксперименты в лаборатории. Выполнили задание профессора.
А теперь нам нужно отправить отчет «Всезнайке» на Луну.
Подходим к экрану.
слайд №13
Что мы делали за первым столом? О чем узнали? (Ответы детей)
Какое свойство воды мы изучили за вторым столом? (Ответы детей)
Как ведут себя масло и вода при встрече? Почему так происходит? (Ответы детей)
слайд №14
Ребята сейчас мы отошлем отчет о наших исследованиях профессору «Всезнайке» на Луну. Думаю, он будет вам очень благодарен, за помощь в исследованиях воды.
слайд №15
На этом наша научная работа подошла к концу. Превращаемся в ребят и отправляемся в группу.