0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 23.09.2019

Автор: Вахрушина Юлия Алексеевна,
воспитатель,
ГНижегородская область Городецкий район город Заволжье
МБДОУ № 47 « ЛАДУШКИ»

Закончилось лето и не за горами первые  прохладные вечера и, естественно дожди. И как следствие, насморк у ребенка. Так как же сохранить здоровье вашего ребенка еще до того, как насморк или вирусная инфекция «возьмет его « в плен».

Один из известных и проверенных временем методов сохранить здоровье есть. И называется он закаливание.

     Вы, наверное, заметили такую тенденцию. В последнее время все больше и взрослых и детей подвержены различным инфекциям. А взрослые и дети используют различные лекарства, половина которых вызывает аллергию и подрывает нормальную работу иммунной системы.

Да и осенняя непогода и сырость сами по себе способствуют размножению вирусов разного рода, которые прекрасно и быстро приспосабливаются к новым препаратам.

     Что делать? Конечно, закаляться самим и закалять ребенка. Вот только мало кто знает, как закаляться водой правильно?

Давайте запомним главные правила закаливания.

Основа закаливания - это естественные факторы природы - солнце, воздух и вода.

Побеседуем сегодня о закаливании с помощью воды.

  1. Сами понимаете, личный пример родителей - самый «заразительный и пленительный».
  2. Начиная закаливания, процедуры можно проводить утром и вечером, т.е. 2 раза в день.
  3. В течение недели создавайте ребенку комфортную и щадящую обстановку, обливайте водой, которая нравится ребенку.
  4. На второй неделе можно на 1 градус понизить температуры воды.
  5. С третьей недели можно удлинять водные процедуры, хотя бы вечером. Это важно.
  6. Каждые последующие два дня можно снижать температуры воды, но постоянно учитывать пожелания самого ребенка. Есть дети, которым вообще не нравятся водные процедуры и естественно пользы от них будет мало.
  7. Бывает, что снижение температуры воды провоцирует легкий насморк у ребенка. Что делать в этом случае? Продолжать процедуры, повысив на один градус температуру воды. Это естественная реакция организма и через пару дней насморк пройдет и опять через неделю можно снизить на один градус температуры воды.
  8. Как быть, если ребенок заболел, и у него поднялась температура? Хочу рассказать вам об одной моей родительнице, которая перепробовала всевозможные методы укрепления здоровья своей дочки Машеньки. Одев купальник, она вставала каждое утро под душ и прижимала к себе дочку. Так похохотав с недельку под душем, мама и дочь полюбили это занятие.

В чем секрет такой любви? Ребенку длительное время важно иметь тактильные, т.е. кожные прикосновения. В этом для ребенка безопасность и зашита. А создав комфортные условия для ребенка, эта самая мама в течение осени, зимы и весны обливалась сама, а затем естественно приучала и дочку. А Машенька, приходя в детский сад с хорошим бодрым настроением, всем рассказывала, как они с мамой сегодня или обливались, или растирали друг другу спинку.

  1. Показателем правильного закаливания является хорошее самочувствие и бодрость духа.

Как правильно провести процедуры закаливания и выработать привычку обливаться водой?

     Водные процедуры лучше начинать с обтирания кожи влажной варежкой из махровой ткани. Принцип постепенности здесь не менее важен, чем в других закаливающих процедурах. В первые дни обтирания рекомендуется проводить водой, температура которой близка к температуре тела. В течение последующих недель следует понижать температуры воды на 2-ЗС.

Как правильно провести обтирание варежкой?

1.Начинать надо с обтирания с рук, двигаясь от пальцев к плечам, затем грудь и живот круговыми движениями по часовой стрелке. Обтирания спины проводятся от середины позвоночника к подмышечным линиям, ноги - по направлению снизу вверх, начиная от стоп.

Каждое движение необходимо повторить два-три раза, при этом вся процедура займет не более 5 минут.

Чтобы вы и ребенок себя комфортно чувствовали во время обтираний, температура окружающего воздуха должна быть около 18С.

  1. После 2-4 недель систематических обтираний можно перейти к обливанию водой. Начальная температура воды при обтирании и обливании в первые несколько недель равна +34С. После постепенно надо снижать температуру воды до+26...+23Синиже.
  2. Начинают обливание с нижней части тела, постепенно поднимаясь к плечам. По мере общего закаливания организма можно обливать себя всего сразу. После каждой такой водной процедуры необходимо растереть кожу до порозовения,
  3. Если перед обливанием у ребенка руки или ноги холодные — их заранее

нужно разогреть. При правильно выбранной температуре воды при обливании

кожа не должна становится бледной, а чтобы не появилась «гусиная» кожа снова   же температура воздуха должна быть около 18С.

  1. Обливания под душем очень эффективный вариант закаливания организма. Начальная температура воды будет близкой к естественной температуре тела, первые процедуры не более одной минуты.
  2. Затем постепенно увеличивайте продолжительность принятия душа до 10-15 минут. Как только вы доходите до этого рубежа, понижаете на несколько градусов температуру воды, а немного сокращая продолжительность закаливающей процедуры.

Как еще можно закаливать ребенка?

      Для предотвращения частых ангин и фарингитов рекомендуется полоскание горла 1-2 раза в день, начиная с воды комнатной температуры, понижая ее на 1-2 С в неделю, дойдя до 5-7 С. Нужно всегда быть уверенным в успехе и не бояться обострений хронических заболеваний горла

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ: ВИТАМИНЫ, БЕЛКИ, ЖИРЫ, УГЛЕВОДЫ.

Правильная организация питания детей является чрезвычайно важной и сложной проблемой.

Белки необходимы для организма ребенка как строительный материал, из них формируются новые клетки и ткани.

Жиры—это основной источник энергии, которая нужна организму ребенка для всех жизненных процессов.

Углеводы служат источником для покрытия энергетических затрат организма.

Минеральные соли. В состав детской пищи должны входить все те минеральные вещества, которые входят в состав тела ребенка. Соли кальция и фосфора необходимы для построения скелета и зубов, соли железа входят в состав крови, соли фосфора — в состав мозговой ткани и т. п. Минеральные соли, нужные для организма, содержатся главным образом в молоке, молочных продуктах, овощах, плодах, ягодах, зелени.

Витамины. Большое внимание в питании детей должно быть уделено потребности их организма в различных витаминах. При недостатке или отсутствии витаминов в пище нормальное развитие ребенка нарушается, сопротивляемость к различным заболеваниям понижается. Особенно важное значение для детей имеют витамины А, группа витаминов В, С и Д.

ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ.

Движение – это естественная потребность человека.

Для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста чрезвычайно важно, чтобы он научился разнообразным движениям, и в первую очередь основным движениям – бегу, ходьбе, прыжкам, метанию, лазанью, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом.

Главное – сохранять у детей первоначальный интерес к упражнениям: от занятия к занятию, от игры к игре следует ставить новые задачи, усложнять правила, вводить разнообразные варианты, поощрять самостоятельность детей. Чем богаче и разнообразнее движения, тем больше возможностей для проявления детьми инициативы и творчества.

Общая продолжительность, физическими упражнениями, для дошкольника не должна составлять более 30 минут. Наибольший оздоровительный эффект достигается при выполнении на свежем воздухе.

Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений оказывает тренирующее влияние на все системы организма ребенка: улучшает функции сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляет опорно -двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы.

ГИГИЕНА. Здоровье и здоровый образ жизни – тесно связанные понятия. Даже крепкий от рождения иммунитет человека может сильно пострадать от вредных привычек, переедания, отсутствия свежего воздуха и постоянного просмотра телевизора. Кроме того, каждого из нас с детства учили, что чистота – залог здоровья. Поэтому соблюдение правил личной гигиены, забота о порядке в доме – это основы здорового образа жизни.

ПОЛНОЦЕННЫЙ СОН. Полноценный отдых необходим и взрослому человеку, и ребенку. У детей потребность во сне выше, чем у старшего поколения. Например, трех- четырехлетнему малышу в сутки требуется 10,5 часов для сна. Подвижные игры, прогулки на свежем отдыхе – все это не только залог крепкого сна, но и еще один элемент, составляющий здоровый образ жизни для детей.

ТЕПЛО ИЛИ ХОЛОД? Решив изменить в лучшую сторону жизнь своего ребенка и свою собственную, начните с микроклимата в собственной квартире. Наиболее благоприятными для функционирования организма, как детского, так и взрослого, считаются температура окружающего воздуха не выше 20-22 градуса и влажность 60%.

Картотека игр к теме «Растём здоровыми»

Д/И «Умею - не умею».

Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.

Оборудование: мяч.

Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

Д/И Найди опасные предметы.

Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними.

Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.

В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:

Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;

Нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;

Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;

Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды
, соду, хлорку;

Опасно одному выходить на балкон.

Д/И Путешествие в страну здоровья.

Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Оборудование: игровое поле с наклеенными иллюстрациями; кубик, цветные фишки или пуговицы.

Играющие по очереди бросают кубик на гранях которого изображены от 1 до 3 кружков, и передвигают свою фишку вперёд настолько ходов, сколько кружков выпало на кубике. Если фишка оказалась на красном кружке, то ребёнок, прежде чем сделать следующий ход, должен ответить, как вести себя при насморке, кашле, высокой температуре, зубной боли. При неверном ответе ребёнок пропускает ход, при правильном делает следующий. Когда фишка оказывается на зелёном кружке, играющий рассказывает, чем полезны для человека движения, режим дня, витамины, водные процедуры. При неверном ответе ребёнок пропускает ход, при правильном переставляет фишку на три хода вперёд. Побеждает тот, кто первым доберётся в страну здоровья.

Д/И К нам пришел Незнайка.

Цели: научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.

Оборудование: кукла Незнайка, фишки, портфель с поощрительными призами.

Дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.

Д/И Полезная и вредная еда.

Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

Д/И Пищевое лото.

Цель: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.

Оборудование: три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт.), большие карты по типу лото.

Дети раскладывают маленькие карточки в кармашки больших карт. Витамины : морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты, сало.

Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).

Д/И Что такое хорошо, что такое плохо.

Цели: учить детей составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью.

Пособие изготавливается постепенно, дети совместно с воспитателем отыскивают иллюстрации, называют вред и пользу изображонного на них: полезно – оформляют в рамку зеленую, вредно – в рамку красную, листы собирают в папку. Дети в свободное время рассматривают их, дорисовывают изображения, играют с ними.

Д/И « Подбери предметы»

Цель: Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.

Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.

Д/И «Что изменилось ?»

Цель: Воспитывать наблюдательность, развивать память.

Детям представляют 5 – 6 предметов (картинок) с изображением спортивного инвентаря (овощей, фруктов, лекарственных растений, предметов личной гигиены и т. д.) и предлагают назвать их. Затем ребятам предлагают закрыть глаза, в это время педагог убирает одну картинку, оставшиеся картинки меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.

Д/И « Как вырасти здоровым»

Цель игры: Упражнять в правильном использовании обобщающих слов; Воспитывать сообразительность, быстроты реакции.

Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых изображены дети, выполняющие различные действия, направленные на укрепление и поддержание здоровья: а) уход за своим телом,

б) выполнение физических упражнений, в) приём здоровой пищи,

г) игры на улице, д) сон, е) игры дома, в том числе и совместные со взрослыми, ж) помощь взрослым (уборка в квартире, сбор урожая, труд в природе).

Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, на которых изображены дети, выполняющие аналогичные действия. Например: мальчик причесывается, девочка моет руки, мальчик чистит зубы, девочка принимает ванну.

Д/И Разложи картинки по порядку

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня

Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

Д/И «Оденем куклу на прогулку»

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

Д/И Азбука здоровья

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации

Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

Д/И Сделаем куклам разные прически

Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид»

Материал: куклы, расчёски, заколки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

Д/И Вымоем куклу

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать форми­рованию привычки к опрятности.

Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

Подвижные игры
Подвижная игра «Мы веселые ребята»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.

Описание: Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем. Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка. Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя. Варианты: Ввести второго ловишку. На пути убегающих- преграда- бег между предметами.

«Сделай фигуру»

Цель: учить детей бегать врассыпную по залу, участку. Приучать менять движение по сигналу, развивать равновесие, умение сохранять неподвижную прозу.

Ход игры: По сигналу воспитателя все дети разбегаются по залу. На следующий сигнал (удар в бубен) все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры получились интереснее, наиболее удачными. Варианты: можно выбрать водящего, который будет определять, чья фигура интереснее и сложнее, тех, кто каждый раз придумывает новые фигуры.

Подвижная игра «Посадка картофеля»

Цель: Развитие быстроты, силовой выносливости.

Содержание: Создаются две равные команды. Игрок, стоящий первым, — капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии двадцати-тридцати шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны команд бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружочек, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку, и т. д.

Подвижная игра «Заяц и капуста»

Цель: развитие ловкости движений.

Правила игры: Считалкой выбирают «зайца»:

Шла лисичка по тропинке

И несла грибы в корзинке –

Пять опят и пять лисичек

Для лисят и для лисичек.

Кто не верит – это он,

Выходи из круга вон!

На расстоянии 10-15 шагов чертят 2 параллельные линии – это границы «огородника». Играющие делятся на 2 группы. Дети каждой группы берутся за руки и выстраиваются вдоль линий, образуя «плетень».

«Заяц» выходит на середину «огорода» с «капустой» (мячом). С ним переговариваются:

- Где ты, заинька, гулял?

- В огороде.

- Что ты, заинька, там делал?

- Я капустку рвал, по пучкам вязал.

- Куда ты, заинька, капустку подевал?

- За плетень покидал!

Все поют:

Бежит, скачет заинька,

Серый горностаинька,

Коротенькие ножки,

Сафьяновы сапожки.

В огород он прибегал,

Всю капустку поломал,

Во пучки повязал,

За плетень покидал!

«Заяц» ногой бьет по мячу в сторону одной из групп. Если мяч пролетит сквозь «плетень», «заяц» поднимает его и кладет его на прежнее место. Игра повторяется.

Тот, кто дольше всех продержится в роли «зайца», выходит «победителем».

Подвижная игра «Кто скорее соберет?»

Цель: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры: Дети делятся на две команды: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя команды начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.