Дата публикации: 28.09.2019
Автор: Егорова Светлана Юрьевна,
воспитатель,
МБДОУ N 140
Приволжского района г. Казани
С целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Сегодня, в соответствии с новыми ФГОС, детский сад должен обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения.
Я считаю эту тему актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире. Важно, как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по обучению и актуализации у детей ПДД так важно в учреждениях дошкольного образования.
В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми на дорогах, особенно с детьми. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников. В рамках обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города необходимо и расширение, уточнение знаний о наземном транспорте, с которым дети сталкиваются ежедневно. Важно осознание детьми, какую пользу приносят автомобили человеку, а также, какой вред могут наносить они окружающей среде. Какие опасности ждут на улицах города? В транспорте? При переходе через улицу? Как избежать их? Возможно ли создание безопасного для окружающей среды транспорта? На эти и другие подобные вопросы мы попытались ответить, реализуя формирование у дошкольников экологического сознания к организации дорожного движения транспортных средств.
Формирование начал экологической культуры, правильного отношения ребенка к природе, успешное усвоение правил дорожного движения, применение этих правил на практике, соединение экологического воспитания и обучения дошкольников правилам дорожного движения – это всё способствует созданию условий для формирования устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и любви к природе, закрепление знаний о значимости автомобиля для человека и знаний об экологических видах транспорта.
Данная цель способствует решению следующих задач:
- дать детям необходимые знания о правилах безопасности на дороге и практические умения и навыки безопасного поведения на дороге; - формирование у детей предпосылок экологического сознания в поисковой деятельности, интеллектуальной и творческой инициативы. - прививание детям практических навыков ориентации в пространстве, в дорожно- транспортной ситуации посредством её моделирования и решения предложенной.
- обогащение знаний и представлений детям о дорожном транспорте через создание макетов. - закрепление знаний о значении сигналов светофора и уточнение знаний о значении дорожных знаков и знаков экологического направления.
-формирование знаний об экологических видах транспорта;
- развитие связной речи через составление рассказов о созданных автомобилях, автомобилях будущего;
- развитие мелкой моторики и изобразительных навыков в процессе работы над формированием экологического сознания.
- развитие креативности, творческого воображения, нестандартного мышления.
- обогащение детско-родительского отношения опытом совместной творческой деятельности;
- предупреждение и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Предполагаемый результат: совершенствование культуры поведения на улице и в транспорте; умение детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в повседневной жизни; формирование у детей практических умений и навыков безопасного поведения на улице; формирование знаний об экологическом виде транспорта, о роли автомобилей в окружающей среде и в жизни человека.;
Я работая в детскому саду, учу детей безопасному движению по улице, даю понятия «проезжая часть улицы», «тротуар», «перекресток». Знакомлю с правилами безопасного движения по тротуару, придерживаясь правой стороны, используя дидактические игры: «Улица города», «Законы улиц и дорог», «Дети и дорога», «Знай дорогу».
Также закрепляю понятие «Светофор», значение каждого сигнала, при этом пользуюсь дидактическими и подвижными играми: «Умный светофор», «Три чудесных цвета», «Красный, желтый, зеленый». Учу пользоваться детей дорожными знаками как источниками информации об улице, дети умеют различать дорожные знаки по внешнему виду и их названиями, играя в такие дидактические игры: «Дорожные знаки», «Какой дорожный знак нужен», «Угадай знак», «Разрезные знаки».
Ребята научились безопасному движению по улице в группе, многие дети успешно запомнили названия и виды транспорта. Познакомились с понятием «экологический транспорт», видами и предназначением экологического транспорта для окружающей среды и в жизни людей.
Для формирования основ безопасного поведения на дорогах используются:
- настольно-печатные, сюжетно-ролевые, словесные, дидактические, подвижные игры;
- игры на основе загадок;
- ребусы, кроссворды;
- решение проблемных ситуаций в форме беседы;
- изодеятельность, конструирование.
- составление детьми рассказов, например: «Автомобиль будущего».
-просмотр мультфильмов «Азбука безопасности».
-использование ИКТ.
В играх и развлечениях дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным. Чтобы повысить интерес к знаниям о правилах дорожного движения, для детей проводим конкурсы, развлечения.
С родителями ведется непосредственная работа - это родительское собрание, анкетирование, консультации, беседы, папки-передвижки, викторины, участие в выставках рисунков на темы: «Газированный автомобиль», «Транспорт будущего».
В планах на будущее, хотелось бы усовершенствовать наш автогородок, пополнить детским транспортом, специальными атрибутами для сюжетно-ролевых игр, литературой.
Продолжать заинтересовывать детей и привлекать родителей к взаимодействию, к выбору экологического транспорта, с целью соединения экологического воспитания и обучения дошкольников правилам дорожного движения, что способствует созданию условий для формирования устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и любви к природе.
Актуальность данной темы обусловлена возрастающим количеством автомобильного транспорта и решением проблемы его воздействия на качество городской среды и здоровья населения. Загрязнение атмосферного воздуха представляет серьезную угрозу здоровью населения, способствует снижению качества жизни. К примеру, во Франции (эта страна была первой, отметившей День без автомобиля) 22 сентября - день без автомобиля, для автомобилей закрыт центр Парижа, а жителям для передвижения предлагают велосипеды, совершенно бесплатно – достаточно оставить в залог удостоверение личности. Во многих городах зарубежья проезд на общественном транспорте (трамвай, троллейбус) в этот день бесплатен. С каждым годом увеличивается количество автомобилей и скоро не смогут приехать на помощь людям скорая помощь и пожарные из-за пробок на дорогах и загрязнения окружающей среды отрицательно влияет на здоровье человека.
Автомобиль вредит здоровью человека, но и без автотранспорта жить нам нельзя.
Вопрос: Что надо сделать, чтобы автотранспорт был безопасен?
Ответы: Больше сажать зеленых насаждений (природные пылесосы).
Заменить личные автомобили на велосипеды. Создать автомобили безопасные для человека.