Дата публикации: 01.12.2019
Автор: Коптельцева Татьяна Константиновна,
воспитатель,
МКДОУ «Д/С№ 7» Коркинский муниципальный район
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более
высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой
школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного
обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий,
личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию
ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы
дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию, и самообразованию.
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной
активности — природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы
содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным
грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него
любознательности, познавательной активности, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и
интеллектуальное развитие.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для
интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе
эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции (метод научного исследования, состоящий в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть; научное прогнозирование событий.).
Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные
закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, но и к ухудшению здоровья каждого человека в частности.
Сегодня особенно необходимо формировать у детей навыки бережного отношения к природе. Обратить внимание на то, что даже такие привычные объекты, как вода и воздух, таят в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Проанализировав уровень исследовательской активности старших дошкольников, разработала проект "Все, что вокруг нас". Проект выстроен по принципу активного обучения (предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой, они сами делают
«открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач) это обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества. В нем учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. В своей работе руководствуюсь программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, парциальной программой «Юный эколог» С.Н.Николаевой.
название |
"Все, что вокруг нас" |
|
Интеграция образовательных областей |
в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. |
|
Участники проекта |
дети 6-7 лет, родители, воспитатели, музыкальный работник. |
|
Тип проекта |
краткосрочный |
|
Вид проекта |
познавательно-исследовательский, творческий, групповой |
|
Срок реализации |
3недели ноября |
|
проблема |
воздух и вода – это волшебники, которые способны совершать много чудес. |
|
Цель проекта |
развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности, воспитывать бережное отношение к природе. |
|
Задачи проекта |
• Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности. • Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. •Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность. • Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта. |
|
Методы и технологии реализации проекта |
личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности. |
|
Формы работы |
· совместная деятельность воспитателя с ребенком; · самостоятельная деятельность детей; · опыты; · наблюдения в природе; · рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий; · беседы по теме эксперимента; · целевая прогулка · подготовка и показ сказки «Репка» в ДОУ с элементами экспериментирования. |
|
Предполагаемые результаты |
В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное отношение к природе, овладеют несложными способами экспериментирования с водой и воздухом. У детей будет развиты мыслительные способности, память, речь, воображение, любознательность, интерес к познавательной деятельности т.е. научатся анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы умозаключения. Научатся работать в коллективе и индивидуально во время опытов. |
|
Взаимодействие с родителями |
1.Папка-передвижка для родителей «Мы юные исследователи» 2.Собрание с показом сказки на экологическую тему «Репка» с элементами экспериментирования. 3.Помощь в оформлении уголка экспериментирования. |
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
Цель:
- Определение цели;
- Создание предметно-развивающей среды в группе согласно теме проекта;
- Подбор детской и методической литературы, иллюстраций для реализации проекта, мультфильма;
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Вместе с детьми составили модель «Трех вопросов».
Что мы знаем? |
Что хотим узнать? |
Что нужно сделать, чтобы узнать? |
Воздухом мы дышим, он необходим всему живому на земле, мы его не видим, в в воздухе летают птицы и самолеты. |
Есть ли в предметах воздух, какой воздух, что такое ветер
|
Спросить у воспитателя Посмотреть телевизор Спросить у родителей Посмотреть в интернете Почитать книги |
Вода заполняет большую часть Земли, без воды нет жизни, вода нужна, чтобы можно было пить, варить еду, мыться, купаться в море. |
Что такое-Круговорот воды в природе, откуда берутся облака, все ли вещества растворяются в воде, какие свойства воды, как очисть воду |
Спросить у воспитателя Посмотреть телевизор Спросить у родителей Посмотреть в интернете Почитать книги |
2 этап основной.
- Подбор информации для оформления родительского уголка;
- Пополнение «Центра экспериментирования» необходимыми материалами;
- Изготовление наглядного материала «Морское дно»;
- Настольные игры
- Чтение литературы, загадки, стихи.
- Проведение НОД:
Тема: «Круговорот воды в природе».
Тема: «Водные ресурсы нашей планеты»
Тема: «Вода-вокруг нас»
Тема: Воздух
Тема: Чтение сказки «Облако, Дождь и Гроза»
Тема: «Круговорот воды в природе».
Цель: Объяснить детям посредством сказки такие природные явления как облака, осадки, круговорот воды в природе. Вызвать интерес к природным явлениям и их происхождению.
Ход НОД:
Просмотр мультфильма «Круговорот воды»
- Ребята, послушайте, пожалуйста, сказку, которая называется «Про капельку Капу» (Чтение)
Есть на нашей планете озеро, и живет в том озере любопытная капелька. Ей всегда было все интересно, она наблюдала за рыбами, улитками и даже за птицами.
Однажды, капельки разговорились между собой, одна из них рассказала, как красиво выглядит озеро сверху, с неба, какое оно большое, как много интересного вокруг него.
И нашей капельке захотелось посмотреть на всю эту красоту. Она поднялась из глубины на поверхность воды и пыталась подняться, но у нее ни как не получалось. Она попросила о помощи ветер, он дул на воду, но у него ни чего не получалось, он дул сильнее и сильнее, но капелька по-прежнему оставалась в озере.
Капелька расстроилась, и чуть было не заплакала, но тут пригрело солнышко, и наша капелька превратилась в пар и поднялась высоко над озером. Она смотрела вниз и видела свое озеро, и лес и даже небольшую речушку. Тут подул ветер, он хотел спросить, как же ей удалось подняться в небо, но капелька, превратившись в пар, была очень легкой и он ее сдул. Она столкнулась с другими капельками и их оказалось так много, целое облако.
Она хотела спуститься обратно в озеро и рассказать своим подружкам о том, что увидела, но ветер отогнал облако так далеко, что озеро уже не было видно. Ветер прекратился, но стало так холодно, что капельки стали прижиматься друг к другу и превращаться в тяжёлые капли и падать в низ, так из облака пошел дождь.
Капли падали на землю, они так сдружились в облаке, что боялись потеряться, они хватались за руки и превращались в ручейки. Ручейки сливались в реки, реки вливались в озера и моря. А когда пригревало солнышко любопытные капельки поднимались в небо и все повторялось вновь, только капали они уже в новом месте.
Вот такое путешествие проделала капелька и называется это путешествие - круговорот воды в природе.
Тема: «Водные ресурсы нашей планеты»
Цель: Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: ручейки, реки, озера, моря, океаны; закреплять знания о водных ресурсах родного края.
Ход:
-Сегодня мы совершим удивительное путешествие в мир воды и узнаем много интересного.
-На чем можно путешествовать? (Ответы детей).
-Наше путешествие будет на самолете (звучат звуки аэропорта). Детям раздаются билеты с числами и предлагают занять места согласно купленным билетам
-Кто управляет самолетами? Кто еще помогает командиру корабля? (пилоты, бортмеханик, штурман). А бортпроводницами (стюардессами) на этом корабле будут
-Пристегните ремни, мы взлетаем (звучит звук взлета самолета)
-Это вид земли с высоты нашего самолета. Воспитатель показывает глобус.
-Что это? Правильно, это глобус, модель нашей планеты.
-Как называется наша планета?
-Посмотрите на глобус
-Какого цвета видится наша планета? А почему, как вы думаете? (добиваться полных ответов детей)
-На нашей планете много воды
-Посмотрите на схему. Зеленым цветом выделена часть, которая занимает суша. Какая маленькая часть отведена для суши? А все остальное голубого цвета – это вода, водные ресурсы нашей планеты.
-А вы знаете, что относится к водным ресурсам?
-Об этом расскажет стихотворение Натальи Рыжовой «Вы слыхали о воде?». Слушайте внимательно.
-Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Без нее нам не умыться,
Не наестся, не напиться!
Как сосулька замерзает,
В лес туманный заползает,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
-Так что же относится к водным ресурсам нашей планеты? Слушайте первую загадку.
- Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеек)
-Давайте посмотрим, как выглядит ручей.
-Слушайте вторую загадку.
Течет –течет-не вытечет,
бежит-бежит-не выбежит (Речка)
(Ответы детей)
-Вот так выглядят реки.
- Ребята, какая река протекает в нашем городе? (Ответы)
- А какие названия рек вы еще знаете? (Ответы)
-Слушайте загадку:
- Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая (Озеро)
(Ответы детей) Посмотрите, какие озера.
- Слушайте следующую загадку:
-Кругом вода,
А с питьем беда! (Море)
(Ответы детей)
-А почему с питьём беда на море?
-А какая вода в реках и в озерах?
-Одно озеро есть, где вода соленая – это озеро Байкал.
-Следующую загадку загадает
- Омывает шар земной
Он соленою водой
Кто морей всех капитан?
Необъятный….(Океан)
-Посмотрите, как выглядит океан. Какая вода в океане? А еще где соленая вода? А пресная где вода? Молодцы!
-А как рождается река? Хотите узнать?
На земле много разных рек - большие и маленькие, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку?
(Приглашает детей подойти, кладет перед ними широкую и длинную полоску голубой ткани).
Вот эта широкая и длинная полоска ткани - главная река, а узкие голубые ленты - ручейки. Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. (Звучит песня «С голубого ручейка») Молодцы! (Сели дети)
О. В. - Наш полет продолжается
-А как попадает вода в речку? Хотите узнать?
Воспитатель с детьми вспоминает круговорот воды в природе и рассказывает, что капельки воды в природе "ходят", движутся по кругу, объясняет, как это происходит.
-Наше путешествие заканчивается. Мы идем на посадку (звучит звук приземляющегося самолета)
Подвижная игра "Ходят капельки по кругу" (звучат звуки дождя)
Воспитатель говорит, что она - мама Тучка, а ребята - ее детки Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать. Полетели Капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по-одиночке прыгать. Собрались, они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо они себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Тема: «Вода-вокруг нас»
Цель: развитие экологического образования (детей) через опытно - экспериментальную деятельность.
Программные задачи:
- Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.
- Познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов.
- Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.
- Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.
- Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга.
- Развивать мышление, познавательную деятельность.
- Вызвать интерес к экспериментальной деятельности, интерес к совместному выполнению задания.
- Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к источникам воды в природе, бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Предварительная работа: беседа с использованием ИКТ «Экологи России», беседы о воде, просмотр видео материалов, рассматривание иллюстраций «Вода вокруг нас», чтение художественной литературы, игры о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» .
Материалы и оборудование:
- фартуки или халаты
- серия иллюстраций «Для чего нужна вода»
- опыт №1: кубик, шарик, узкая и широкая банки, чашка, блюдце.
- опыт № 2: стаканы с водой, соль, сахарный песок, масло растительное, ложечки
- опыт №3: стакан с простой водой, с соленой водой, со сладкой водой, с водой с песком.
- опыт №4: стакан с грязной водой, пустой стакан, воронка, марля, ткань, ватные диски
- иллюстрации «Вода в жизни человека»
- мяч
Ход НОД:
- Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, совсем недавно мы с вами говорили о том, что такое экология. Давайте вспомним (ответы детей).
Воспитатель: Я вижу в ваших глазах интерес и огонек любопытства, что я для вас приготовила? Я предлагаю вам сегодня стать учеными-экологами.
Чем занимаются люди этой особенной профессии?
Дети: Изучают, исследуют, создают науку экологию, решают вопросы и проблемы, которые помогают сберечь, защитить и охранять природу. Пишут статьи, книги, научные труды. С их участием составляется "Красная книга".
Воспитатель: Где работают?
Дети: НИИ, лаборатория.
Воспитатель: Вы хотите стать учеными-экологами?
Дети: Да!
- Введение в тему. Постановка вопроса для обсуждения.
Воспитатель: Чтобы быть зачисленными в группу надо пройти тест-разминку.
Тест-разминка
- Камни, цветы, глина, песок, деревья - Что относится к живой природе?
- Микроскоп, колба, ложка, лупа - Что лишнее и почему?
Воспитатель: Молодцы! Вы зачислены!
Наша группа превращается в НИИ. Мы - научные сотрудники: я - старший научный сотрудник, вы - ассистенты и лаборанты. Пройдите, наденьте халаты и фартуки.
Дети рассаживаются по своим местам.
Воспитатель: А о чем будет сегодня наше занятие, вы узнаете, если внимательно послушаете мои загадки и отгадаете их:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья с хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без …. (воды)
Воспитатель: Ребята, вы совершенно верно отгадали загадки. Сегодня наше занятие посвящено Ее Величеству Воде.
Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит из воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Если верить научным данным, то человек не продержится без воды и трех дней.
А давайте вспомним, для чего человеку нужна вода?
Рассматривание и обсуждение иллюстраций.
- Опыты.
Воспитатель: Ребята, так что же такое «вода»?
Дети: Вода-это жидкость, ее можно наливать и переливать.
Опыт №1.
Воспитатель: Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Ребята, а какой они формы? (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?
Дети: Форму баночки.
Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?
Дети: Вода приняла форму этих предметов.
Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
Опыт №2.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему?
Дети: Сахар растворилась в воде.
Воспитатель: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой немного песка.
Идет самостоятельная работа детей.
Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с песком в воде.
Дети: Песок не растворился в воде: он лег на дно.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, песком, с каким же новым свойством воды вы познакомились.
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Хорошо - плохо».
Для игры необходимо встать в круг. Я вам буду бросать мяч и задавать вопрос: Вода-это хорошо….почему? или Вода-это плохо….почему? ваша задача подумать и правильно ответить.
Проводится игра по технологии Триз «Хорошо-плохо»
Опыт №3.
Воспитатель: Посмотрите, перед вами четыре стакана с водой. В первом стакане простая вода. Есть у нее цвет?
Дети: Нет, вода бесцветная.
Воспитатель: А теперь понюхайте воду и ответьте на вопрос: пахнет ли вода чем-нибудь?
Дети: Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха.
Воспитатель: А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная?
Дети: Вода без вкуса, она безвкусная.
Воспитатель: Вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. А что произошло с водой после того как мы добавили в нее соль и сахар?
Дети: Вода стала сладкая и соленая.
Воспитатель: А давайте проверим ее на вкус?
Дети пробуют воду и делятся впечатлениями.
Воспитатель: Обратите внимание на наш последний стакан (с песком). Какая вода в нем?
Дети: Грязная.
Воспитатель: Хотели бы вы ее попробовать на вкус?
Дети: Нет, ее нельзя пить. Можно заболеть. Это очень опасно!
Опыт № 4 «Очистка воды»
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от песка.
Воспитатель: Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся.
1 способ:
Воспитатель: Сначала мы воду будем фильтровать через марлю. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – марлю. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный.
Ребята, что у вас получилось?
Дети: фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.
Воспитатель: А вода стала чистой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значить марля пропускает мелкий мусор и грязь.
2 способ:
Воспитатель: А теперь уберите использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду вторым способом. Возьмите воронку вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас плотная ткань. Вложите кусочки ткани в воронку. Профильтруем воду через ткань. Все ребята профильтровали?
Посмотрите на фильтры. Они стали грязными?
Дети: Да.
Воспитатель: Правильно здесь и песчинки, и соринки. Значить этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная.
Воспитатель: Ребята, вы не хотели бы немного отдохнуть
Физкультминутка: «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
3 способ:
Воспитатель: А теперь профильтруем воду через ватные диски. Также в воронку вставим диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки). Посмотрите, вода стала чище?
Дети: Да. Конечно, этот ватный фильтр из несколько слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки.
4 способ:
Воспитатель: Теперь ребята положим в нашу воронку все материалы, которыми мы пользовались по очереди слоями. И начнём фильтровать воду, что стало с ней?
Дети: Она стала ещё чище.
4.Заключительная часть. Подведение итогов НОД.
Воспитатель: А как мы это сделали? (ответы детей)
Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии?
Дети:
Вода это жидкость;
Вода не имеет собственной формы;
Вода может нагреваться, быть горячей;
Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
Воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: Спасибо вам большое, ребята, за интересное занятие. Мне очень приятно, что вы так много знаете о воде и об ее свойствах. Вам понравилось быть юными экологами? Тогда наша лаборатория не закрывается. А мы с вами проведем в ней еще не один интереснейший опыт!
Тема: Воздух
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
– Что это?
– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.
Воспитатель показывает картинку с изображением планеты Земля.
– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.
Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.
– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.
НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.
– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?
(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).
НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)
– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)
– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)
– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)
– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)
НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.
– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?
А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)
– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)
ВЫВОД: Воздух находится везде.
НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.
На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)
– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)
– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)
– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.
НАБЛЮДЕНИЕ 5. Воздух занимает место.
– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?
Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?
(ответы детей)
– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.
А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.
Итак, что мы с вами узнали о воздухе?
- • Воздух повсюду.
- • Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
- • Легче воды.
- • Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?
(нет, нос бал закрыт)
Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?
Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)
Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)
Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?
Человек может прожить
Без пищи – 30 дней;
Без воды – 14 дней;
Без воздуха – несколько минут.
– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?
А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
«насос»
Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.
– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)
При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.
Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
– Что в нашей жизни загрязняет воздух?
(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)
– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
НАБЛЮДЕНИЕ 6. Ветер – это движение воздуха.
Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.
Откуда взялся ветер?
Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)
– Что такое ветер? (движение воздуха)
Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышется листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)
– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух?
ИТОГ :
Что вы сегодня узнали о воздухе?
- • Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
- • Воздух невидим, прозрачен.
- • Воздух может двигаться.
- • Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи, когда движется.
- • Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
- • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.
Тема: Чтение сказки «Облако, Дождь и Гроза»
Цели: Расширять знания детей об облаке, дожде и грозе, активизировать инициативу детей, память и внимание, обогащение словарного запаса ребят, привлечь детей к работе проекта.
Жили – были на свете Облако, Дождь и Гроза. Жили они, не тужили. Но вот однажды возник у них спор – кто же из них самый главный и нужный. Облако утверждало, что оно самое главное, так как оно закрывает землю от солнца, чтобы на земле не было слишком жарко. Дождь, говорил, что он самый главный и нужный, так как он поливает землю, а всему живому нужна вода. Гроза, говорила о том, что она нужна, ведь она разгоняет облака и тучи, чтобы потом светило солнышко, чтобы все росло, и расцветало.
Воспитатель: Какая интересная сценка. Скажите, а облака, дождь и гроза когда впервые появляются? Верно, весной. А какое сейчас время года? (Ответы детей). Посмотрите в окно, что вы видите на небе? Какая сегодня погода? (Ответы детей).
Поспорили облако, дождь и гроза. Как вы думаете, кто из них главнее? Чтобы это узнать, нужно знать, что собой представляют облака, дождь и гроза. Скажите, кто изучает природные явления и предсказывает погоду? (Ответы детей).
Беседа о природных явлениях
Предлагаю вам посмотреть и послушать о природных явлениях. И первое, о чём мы поговорим -на экране (облака).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, это облака. Они бывают разных видов: кучевые облака – держаться на небе кучками, появляются перед дождём. А это перистые. По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры – жди хорошую погоду. Облака состоят из бесчисленного количества капелек воды. Посмотрите на экран и скажите, какое облако? (ответы детей - подбор определений).
- Облака, гонимые ветром, соединяясь друг с другом, превращаются в тучу. Она становиться темного цвета (серого, фиолетового). Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми и выпадают на землю. Скажите, какие вы знаете осадки? (ответы детей).
- Дождь - это один из видов атмосферных осадков. Капля дождя при своем падении нередко увлекают различные примешанные к воздуху частички (пыль, дым, пыльцу растений). Сильный дождь с крупными каплями называется ливнем.
- Гроза - это сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. В солнечный день после дождя на небе мы можем увидеть радугу. Гроза возникает, когда теплый, влажный воздух быстро поднимается вверх и формирует грозовые облака. Идет дождь. Если влажный воздух поднимается еще выше, он встречается с еще более холодным воздухом (настоящим морозом) и капельки превращаются в крупинки льда, и идет град. Град обычно идет с дождем. Одни льдинки успевают растаять, другие же самые крупные падают на землю. Внутри грозового облака дождевые капли, и ледяные градины сталкиваются между собой, создавая в грозовой туче мощный энергетический заряд. Эти заряды, пробивая воздух, перескакивают с облака на соседнее облако или с облака на землю. Так возникает мощная искра. Это МОЛНИЯ.
- Скажите, когда чаще бывает гроза? По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? Что бывает вначале - гром или молния? (ответы детей). Показ видео - грозы.
- Ребята, я предлагаю вам составить предложение про молнию…..(дети составляют предложение с опорой на картинку по цепочке)
- Что может произойти во время грозы? (ответы детей) Молния, во время грозы очень опасна. Она очень часто попадает в одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки целое дерево и устроить пожар. А знаете ли вы правила поведения во время грозы (ответы детей).Опаснее молнии может быть шаровая молния.
Шаровая молния — светящееся плавающее в воздухе образование, уникально редкое природное явление. Шаровая молния может залететь в открытое окно, поэтому во время грозы следует закрывать окна. Зато после грозы воздух становится особенно полезным и чистым, поэтому окна нужно открывать.
Так как гроза – это опасное явления, то необходимо соблюдать правила поведения во время грозы:
- Если появились признаки приближения грозы, переждите ее в помещении.
- Закройте окна, двери, дымоходы. Выключите телевизор, радио, электроприборы, телефон.
- Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.
- Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.
- Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как дуб, тополь.
- Если вы находитесь на возвышении, скале, в горах, немедленно спускайтесь вниз или ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.
- Нельзя находиться на открытых незащищенных местах, вблизи металлических оград, крупных металлических объектов, влажных стен, заземления молниеотвода и других объектов, которые с большой вероятностью могут быть поражены молнией.
- Если гроза застала вас в водоеме, немедленно выбирайтесь на берег и отходите подальше от воды.
- Почувствовав щекотание кожи, а также то, что у вас волосы поднимаются дыбом, знайте, что молния ударит поблизости от вас. Не раздумывая, бросайтесь ничком на землю – это уменьшит риск вашего поражения.
- Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде или мотоцикле, прекратите движение, покиньте их и переждите грозу на расстоянии примерно 30 метров от них.
- Если вы едете в машине, оставайтесь в ней. Закройте окна, опустите автомобильную антенну и остановитесь.
- При отсутствии укрытия нужно лечь на землю, лучше на сухом песчаном грунте, удаленном от водоема. Если вам удобнее сидеть, то постарайтесь сжать колени вместе, обхватите их руками, опустите голову пониже.
- Во время грозы не бегайте.
- При встрече с шаровой молнией сохраняйте спокойствие и не двигайтесь. Не приближайтесь к ней, не касайтесь ее чем-либо, не убегайте от нее. Эти правила нам помогут пережить грозу без проблем. - Теперь вы знаете о природных явлениях, и как вести себя во время грозы.
- Экспериментирование
Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Отгадайте.
Стучит без рук, Горит без огня. Это - гром и … (молния)
Возьмите по два шарика. Потрите о шерстяную ткань и соедините их. Что произошло? ( Шарики отодвигаются друг от друга). Так происходит потому, что заряды отталкиваются друг от друга. Вот так же, как наши шарики отодвинулись друг от друга, в небе грозовые облака, сталкиваются друг с другом и отталкиваясь возникает мощная искра. Это и есть молния. Гром и молния раздаются одновременно, но так как свет движется быстрее звука, то мы видим сначала молнию, а затем слышим гром.
3 этап. Заключительный.
Показ сказки «Репка» с элементами экспериментирования
Цель: Способствовать развитию ценностно - мотивационных качеств у учащихся: любви и бережного отношения к природе; этики ответственности в их отношениях с природой.
Роли: дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка, репка.
Ведущий: Посадил дед репку. А когда её садят? (Весной)
Выходит дед с лопатой и лопаткой копает и бросает семечку, садится на лавку.
Дед: Сколько времени прошло, а она не растёт? Бабка, иди, помоги!
Бабка. Иду, иду. Что тебе, деда надо?
Дед. Вот посадил репку, а она не растет.
Бабка. Да, мала наша кормилица. Эх, ты, совсем старый стал. Посадить то, посадил, а что дальше делать, забыл? Ребята, что надо еще сделать, чтобы репка росла? (Полить) Правильно, конечно же, полить. Пойду, водички из речки принесу. Полью.
Несёт грязную воду.
Бабка. Вот, вода.
Дед. Что-то водичка странная. Где ты её взяла?
Бабка заглядывает в ведро.
Бабка. И правда, какая-то грязная. В нашей речке набрала. Наверное, надо внучку позвать, посоветоваться. Зовёт внучку. Внучка, внученька, иди сюда.
Внучка. Что случилось?
Бабка. Внучка, смотри, какая водичка грязная!
Внучка заглядывает в ведро.
Внучка. Ого, какая! Бабушка, где ты взяла эту воду?
Бабка. В нашей речке.
Внучка. Что ты, что ты! Наш завод туда спускает, отработанную воду. Нельзя ею пользоваться. Репка сразу погибнет! Воду надо профильтровать. Ребята, а вы знаете, что это такое? (очистить). А как можно очистить воду? Ее надо через что-нибудь процедить.
У меня есть кусочек ткани. Берем ткань, кладем на ведро, держим, чтобы ткань не убежала в ведро, и наливаем воду.
Опыт №1. Цель: познакомить детей со способом очистки воды при помощи ткани. Внучка и бабка держат, а дед выливает. Внучка берет тряпку и показывает, сколько мусора задержала ткань и вода стала чище. Внучка поливает репку.
Дед, бабка и внучка сели на лавку вокруг репки и ждут.
Дед, бабка, внучка (вздыхают). Не растёт!
Дед. Что такое, не пойму, не растет!
Внучка. Надо Жучку позвать. Жучка! Иди, помогай!
Жучка. Гав, гав. Какая помощь нужна?
Дед. Вот, репку посадил.
Бабка. Мы ее полили.
Внучка. А она не растет.
Жучка. Гав. Надо же землю взрыхлить.
Лапами рыхлит землю и выбрасывает консервную банку и полиэтиленовый пакет, пласт.бутылки. бабка, дед и внучка все собирают.
Жучка. Гав. Ох, устала! Наверно, туристы отдыхали около нашего огорода. Гав. Надо кошку позвать. Кошка! Иди, помогай!
Кошка. Мяу, мяу. Что помочь.
Дед. Вот, репку посадил.
Бабка. Мы ее полили.
Жучка. Гав. Я землю взрыхлила, а там мусор. Помогай.
Жучка и кошка лапами рыхлят землю и выбрасывают разный мусор. Бабка, дед и внучка все собирают.
Кошка. Ух, устала! Ну и туристы: сами отдохнули, а всё вокруг засорили.
Дед, бабка, внучка садятся на лавку. Жучка и кошка проводят опыт №2.
Цель: Показать, как загрязняющие вещества проникают в почву, и как долго она остаётся загрязнённой.
Насыпать на дно контейнера слой песка, на него положить губки – это почва (губки её верхний слой, песок – внутренний). Набрать в пипетку несколько капель чернил и капнуть на губки. Представить, что на почву попало какое-то ядовитое вещество, бездумно выброшенное человеком или предприятием. Показать детям капли чернил, хорошо видные на губках.
Кажется, что их совсем мало и лежат они сверху, никому не мешая. Но вот пошёл дождь(полить на губку воду из лейки). Очистилась ли «почва» губки? Исчезло ли ядовитое вещество? Если нет, то куда оно делось? (Опустилось в песок.) Какого цвета песок? Почему? Представьте, что в этом месте, находится колодец. Какая в нём будет вода? Можно ли её пить? А если на этом месте растёт яблоня? Можно ли есть яблоки? (ответы детей).
Жучка. Заводы и фабрики, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека. Опасные, вредные вещества нужно сдавать в специальные места, где их перерабатывают и обезвреживают.
Все. Расти репка большая- пребольшая! Теперь и вода чистая, и земля рыхлая и чистая.
Репка начинает расти.
Репка. Землю вы копали,
Репку вы сажали,
Землю рыхлили, поливали,
Выросла репка,
Хороша, да крепка.
Я сочна, кругла, больша,
Одним словом, удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Мышка. А что меня не зовёте? Репка, то выросла? Пора репку тянуть.
Все. Пусть растёт до осени.
Мышка: и правильно, тогда и будем урожай собирать.
Стихи:
1.Прекрасна чистая вода-,
Чудесный дар природы!
Так продолжалось бы всегда,
Но помутнели воды.
2.Заводы, стройки в городах
Растут-растут быстрей-быстрей!
Отходы, мусор, нефть и грязь-
Бросают люди всё в ручей.
3.Остановитесь, вас прошу!
Не надо портить воду. Но увы….
4.Ручей затих и помутнел,
Не стало в нем водицы!
Ручей погиб и обмелел!
Страдают звери, птицы!
5.Прошу представить вас сейчас,
Что будет с нами без воды?
Зависит многое от нас!
Нам надо избежать беды!
- Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
7.Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Все вместе: Давайте, вместе уберем
Весь мусор на планете!
Все вместе землю мы спасем
И взрослые и дети!