Дата публикации: 14.12.2019
Автор: Чудогашева Лариса Федоровна,
воспитатель,
МБДОУ «ЦРР — детский сад «Дельфин»
Республика Хакасия г. Абакан
Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры. Социальное развитие или социализация - это процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться. То есть, у ребенка происходит базовое формирование первоначальной культуры. Социальное развитие осуществляется с помощью общения со сверстниками и взрослыми. Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. Среда, окружающая ребенка, также непосредственно влияющая на его развитие, - не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами. Среда - прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определённым правилам, главенствующим в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка, приносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом. В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, так как одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Обратившись к трудам Л.С. Выготского, можно сделать вывод о том, что социальная ситуация развития ребенка представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих у ребенка. Что же влияет на социализацию дошкольника? Семья, детский сад, окружение ребёнка, детские учреждения (детский сад, развивающий центр, кружки, секции. студии), деятельность ребёнка, телевидение, детская пресса, литература, музыка и природа - всё это составляет социальную среду ребёнка. Основным источником развития является окружающая действительность, которая и определяет путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности и формирует индивидуальность в процессе социального развития. Другими словами, социальная ситуация развития – это соотношение внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннее отношение к этим условиям. Следовательно, среда ДОУ, культура общения взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, диапазон, разнообразие видов деятельности, соотносящихся с возрастом ребенка – это и есть основные компоненты позитивной социализации дошкольника.
Обратившись еще раз к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В свою очередь, если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.
Одним из педагогических условий социализации детей старшего дошкольного возраста, по мнению педагогов и психологов В. В. Гриневского, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского и др. является включение детей в подвижные игры.
По мнению А.Н. Леонтьева, игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности». Игровая роль определяет своим содержанием действия ребенка не только по отношению к предмету, но и по отношению к другим участникам игры. Роль должна быть насыщена действиями, которые характеризуют положительное отношение к другим людям и вещам, событиям, т. е. необходимо обогащать ее таким содержанием, которое в наибольшей степени обладает воспитательным потенциалом. А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин, выделяя эти особенности роли, рассматривали ее как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений.
Игры помогают реализовать физическое и эмоциональное состояние ребенка. Они позволяют детям физически окрепнуть, стать сильными, выносливыми. Направлены игры так же на развитие внимания, памяти.
Игра — это своеобразная работа ребенка, которая помогает ему накапливать знания, размышлять, общаться.
Игра стала поводом для размышления многих мировых психологов и педагогов. По Л.С. Выготскому, игра — является движущей силой развития ребенка.
Прогрессивные русские ученые педагоги, психологи — Макаренко А.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. раскрыли роль игры как деятельности, способствующей изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности. Отметили, что игра положительно влияет на развитие чувств, эмоций, юмора, шуток, возможности самовыражения.
Игровая ситуация позволяет каждому ребенку действовать в меру своих возможностей в соответствии с индивидуальными особенностями физического и психического развития.
«Кто наблюдал за детьми, тот знает, что дитя счастлив не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, но и тогда, когда оно совершенно серьезно занимается увлекательным его делом», писал К.Д. Ушинский.
Ребенок играя, познает мир, происходит обучение, развитие, воспитание, при этом нужно обеспечить и качество двигательной активности.
Растить детей здоровыми, сильными, воспитанными, развитыми, интересующими, дисциплинированными в этом особая роль отводится подвижным играм. Игры — уроки жизни, они учат ребенка, В них интегрируются не только движения, слова, но и моторно-двигательный, психоэмоциональный, интонационный настрой.
Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае ее можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу, эффективно без ущерба для здоровья.
Подвижная игра становиться эффективным средством закрепления знаний, умений и навыков (математика, сенсорика, грамота, ознакомление с окружающим, движение под музыку, психогигиена и т.д.)
Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижной игры, способствуют решению ее дидактических задач, влияют на восприятие, внимание, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
Игры воспитывают выдержку, дисциплинируют детей, укрепляют здоровье. Способствуют приобретению им правильных двигательных навыков, развитию эмоционального положительного отношения.
Игры такой направленности раскрывают тем самым его потенциальные возможности и способности подготавливают детей к умственной работе, необходимой для обучения в школе.
Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу более эффективно без ущерба для здоровья, т.к. не ущемляется потребность дошкольника в природе подвижности.
Подвижная игра с дидактической направленностью является эффективным средством социализации старших дошкольников.
В связи с чем, мной было разработано и изготовлено авторское полифункциональное пособие «Солнечная дорожка».
Цель пособия: создание социальной ситуации развития в процессе двигательной деятельности. Задачи – создать условия для развития физических качеств: выносливости, гибкости, силы, скоростно-силовых качеств, быстроты, координации и глазомера; - способствовать развитию мышц плечевого пояса; - создать условия для стимулирования речевой активности, умение взаимодействовать педагогом и сверстниками; - овладеть навыками выполнения упражнений с мячом; Методы и приемы: Словесный: подача команд, инструктирование, указания, художественное слово. Наглядный: наглядно-зрительный: показ, частичный показ, наглядность. Практический: игровой метод, метод строго регламентированного упражнения, соревновательный. Наглядно-слуховой: музыкальное сопровождение. Описание оборудования: Полифункциональное оборудование «Солнечная дорожка» представляет собой полотно желтого цвета длиной 6 метров и шириной 1метр 20 сантиметров. По обеим сторонам полотна вырезаны лунки (9 пар) диаметром по 30 см. Лунки расположенные с правой стороны обработаны синей лентой, а с левой – красной. В верхней части полотна имеется шнур для крепления пособия к стойкам, столбам, колоннам. С одной стороны дорожки (в начале) прикреплены массажные коврики и палочки. «Солнечная дорожка» легко стирается, сворачивается рулоном и хранится в чехле-сумке. |
Это оборудование позволяет повысить двигательную активность, развивать физические качества, координационные способности, поддерживать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, развивать каждого ребенка с учетом его интересов и желаний, стимулирует речевую активность детей, умение взаимодействовать с педагогом и сверстниками, помогает овладеть навыками выполнения упражнений с мячом.
С пособием «Солнечная дорожка» мы проводим разные подвижные игры (Вокруг домика хожу), игры-эстафеты (Кто быстрее соберёт шишки, Убегающие мячики), метание, отбивание и перебрасывание мяча, прыжки с продвижением вперед и в стороны.
Пособие было разработано и изготовлено с целью поддержать и закрепить интерес к движениям, организовать жизнь детей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы упражнения в движениях способствовали не только физическому, но умственному развитию.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учиться любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка.
В своей работе это оборудование использую на прогулке (в летнее время), в спортивном и музыкальном зале, где особое внимание уделяем двигательной активности детей. Игры развивают и совершенствуют двигательные навыки, умения и имеют огромное воспитательное, эмоциональное, развивающие воздействия. Игры проводятся как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Игра может сделать ленивого — трудолюбивым, незнайку- знайкой, неумелого-умелым. Помогает сплотить коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей.
В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, а так же правильно и объективно оценивать поступки других.
Характерной чертой подвижной игры с дидактической направленностью является не только разнообразные движения, но и свобода их применения в различных игровых ситуациях. Это дает больше возможности для проявления инициативы, творчества. Играя, ребенок испытывает радость от физического и умственного напряжения.
Перечень игр и упражнений:
Игра-эстафета «Пироги для Бабушки» (по характеру перенесения – встречная).
Цель – создание социальной ситуации развития в процессе двигательной деятельности.
Задачи – создать условия для развития физических качеств: ловкости, быстроты, координации движений;
- совершенствовать умение в беге с предметом в руках;
- воспитывать интерес и желание участвовать в соревнованиях, передавать эстафету предложенным способом.
Оборудование: муляжи тарелочек с угощением (пироги), пособие «Солнечная дорожка», стульчик (для бабушки), модуль (заменяющий стол).
Подвижная игра «Вокруг домика хожу!»
Цель – создание социальной ситуации развития в процессе двигательной деятельности.
Задачи – создать условия для развития физических качеств: ловкости, быстроты, координации движений;
- создать условия для умения детьми ориентироваться в пространстве;
- совершенствовать умение в беге в противоположном направлении;
- воспитывать коммуникативные качества.
Оборудование: пособие «Солнечная дорожка»
Игра – эстафета « Кто быстрее соберет шишки?» (первый вариант)
Полотно лежит на полу. С одной стороны полотна с торца лежит обруч, а с другой - бочонок для варенья.
Дети стоят по обеим сторонам в луночках. Крайний ребёнок берёт из обруча шишку по команде и передаёт ее впереди стоящему ребенку. По цепочке шишки перемещаются и попадают в бочонок. Из чьей команды ребёнок вперёд положил последнюю шишку - те дети и выиграли.
Игра-эстафета «Убегающие мячики» (второй вариант)
Действия те же, но с мячами. По обе стороны полотна в лунках стоят играющие дети. С одной стороны полотна стоит корзина с мячами, а с другой - пустая корзина. Первый ребёнок берёт мяч из корзины и передаёт его впереди стоящему ребенку, мяч передаётся из рук в, создаётся видимость убегающих мячей. Постепенно в корзине исчезают все мячики. Чьи мячи быстрее оказались в корзине – те дети и победили.
Упражнение 1: «Метание в цель двумя руками от груди»
Дети стоят по обе стороны натянутого полотна лицом друг к другу.
Цель - создание условий для развития мышц плечевого пояса.
Задачи - создать условия для развития глазомера, упражнять в меткости, укреплять мышцы кистей рук через удерживание мяча всеми пальцами.
Упражнение 2: «Перебрасывание мяча» друг другу через отверстие на противоположную сторону.
Цель - создание условий для развития умения работать в парах.
Задачи – создать условия для развития меткости, координации движения, умения ловить мяч.
Упражнение 3: «Ходьба по отверстиям» высоко подняв колено, поочерёдно (левой, правой). Второй вариант – приставным шагом.
Цель – создание условий для развития координации движения.
Задачи – создать условия для умения чередовать левую ногу с правой, сохранять осанку при выполнении упражнений.
Полотно держат взрослые на высоте до 70-80 см.
Упражнение 4: «Прыжки» с продвижение вперёд.
Цель – совершенствовать умение детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд.
Задачи – создать условия для умения приземляться на всю ступню с меньшей опорой на пятки, осваивать технику прыжка с места.
Упражнение 5: «Прыжки» в сторону с продвижением вперёд.
Цель – создание условий для умения выполнять прыжки в сторону в положении руки на поясе.
Задачи – создать условия для умения прыгать в лунку и за её пределы (в сторону), развивать умение удерживать равновесие.
Полотно лежит на полу, дети стоят по обе стороны, руки на поясе.
Упражнение 6: «Отбивание» мяча двумя руками об пол, не выходя за пределы лунки.
Цель – создание условий для развития глазомера, соблюдения чувства ритма.
Задачи - создать условия для умения рассчитывать силу удара об пол, уметь свободно совершать действия с мячом.
По обе стороны полотна стоят дети напротив лунок.
Используемая литература:
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Меж. пед. Академия, 1995.
- Былеева Л.В. Коротков И.М. Подвижные игры. - М.: ФиС, 2002.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.
- Голицина Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
- Детская психология/Под. ред.Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с
- Н.В. Иванова Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008. 4.
- Жуков М.Н. Подвижные игры. Издат. центр академия, 2000.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155)