Дата публикации: 21.12.2019
Автор: Уткина Светлана Викторовна,
Педагог дополнительного образования,
МБДОУ «ЦРР - д/с №56 «Сказка»
г. Димитровграда Ульяновской области
Целью организации в группе уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в группе детского сада можно рассматривать как своеобразный художественно-творческий комплекс, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.
Уголок должен быть привлекателен для детей, иметь единый стиль в оформлении; обеспечивать эмоциональное благополучие ребенка и взрослого;
Уголок изобразительной деятельности организовать нужно таким образом, что бы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом. Оборудование должно быть размещено по принципу нежесткого центрирования, что позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам.
Состояние уголка должно отвечать следующим требованиям.
Насыщенность
Развивающая среда по организации изобразительной деятельности имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения.
Количественный состав предметов и материалов соответствует возрасту детей.
Примерный набор материалов и оборудования для изобразительной деятельности
1 младшая группа
Материалы для рисования:
- Набор фломастеров (6 цветов)
- Гуашь
- Круглые кисти (беличьи, колонковые 10-14)
4.Банки для воды - 2-3 штуки.
- Салфетки для высушивания кисточек.
- Подставки для кистей
- Листы бумаги разного цвета, величины и формы.
Материалы для лепки:
- Доски - 2-3 штуки.
- Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие
- Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30*30), для вытирания рук во время лепки
Материал для аппликации
- Розетки для клея
- Подносы для форм и обрезков бумаги.
- Щетинные кисти для клея
- Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем
Краски и глина предлагаются только под руководством взрослого, так как работа с ними сложна, требует постоянного контроля со стороны воспитателя.
2 младшая группа
Материалы для рисования:
- Набор фломастеров (12 цветов)
- Гуашь (12 цветов)
- Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10 – 14)
- Емкость для промывания ворса кисти от краски (0,5 л)
- Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм
Материалы для лепки:
- Пластилин
- Стеки- 2-3 штуки.
- Доски - 2-3 штуки.
- Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие
- Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду.
Материал для аппликации
- Щетинные кисти для клея
- Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем
- Розетки для клея
- Подносы для форм и обрезков бумаги
Краски и глина предлагаются только под руководством взрослого, так как работа с ними сложна, требует постоянного контроля со стороны воспитателя.
Средняя группа
Материалы для рисования:
- 1. Листы бумаги разного размера
- Цветные карандаши (12 цветов) 4-5 коробок
- Гуашь (12 цветов)
- Кисти (беличьи, колонковые) № 2, 3, 5, 6, 8 - 5 штук.
- Банки для воды - 2-3 штуки.
- Салфетки для высушивания кисточек.
Материалы для лепки:
- Пластилин-3-4 набора
4.Доски для лепки 3-5 штук.
- Коробка с природным материалом
Краски и глина предлагаются только под руководством взрослого, так как работа с ними сложна, требует постоянного контроля со стороны воспитателя.
Старшая и подготовительная группы
Материалы для рисования:
1.Мольберт или стол - 2-3 штуки.
- Листы бумаги разного цвета, величины и формы.
- Цветные карандаши - 2-3 коробки (24 цвета).
- Краски акварельные — 2-3 набора.
- Краски гуашь - 1 набор.
- Кисти щетинные - 2-3 штуки.
- Кисти беличьи или пони - № 2, 3, 5, 6, 8 - 5 штук.
- Цветные восковые мелки - 1 набор.
- Сангина - 1 набор.
- Угольный карандаш - 1 коробка.
- Пастель — 1 набор,
- Палитры - 3-4 штуки.
- Доска для рисования мелом.
- Салфетки для высушивания кисточек.
- Банки для воды - 2-3 штуки.
Материалы для лепки:
- Пластилин - 2-3 набора (12 цветов).
- Стеки- 2-3 штуки.
- Доски - 2-3 штуки.
- Коробка с природным материалом.
Материал для аппликации
- Ножницы с тупыми концами 4-5 штук.
- Клей 1-2 флакона (можно клеящий карандаш).
- Глянцевая бумага (нарезанная) 1-2 набора.
- Листы цветной бумаги большие и маленькие.
- Кисточки для клея 2-3 штуки.
- Салфетки для придерживания.
- Клеенки для намазывания бумаги клеем.
Художественные материалы качественны, периодически сменяются, дополняются, имеют хороший внешний вид.
Трансформируемость пространства
Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Все элементы комплекса по изобразительной деятельности могут преобразовываться самыми разными способами. Группа по желанию детей может быть преобразована в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т.д.
Вариативность среды
Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности.
Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.
Доступность среды
Среда должна быть организована так, что бы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, находились либо в поле зрения ребенка, либо доступны, что бы ребенок всегда мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Выставочные места должны быть доступны для обзора детям.
Безопасность
Оборудование соответствует возрастным особенностям детей с учетом требований антропометрии, психофизиологии восприятия цвета, формы, величины. Острые и режущие предметы (карандаши, ножницы) должны находиться в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах. Высота столов и стульев должна соответствовать росту детей, и размещены так, что бы при работе за ними присутствовало левостороннее освещение.
Для развития творчества детей в самостоятельной работе в уголке необходимо иметь подборку различных образов: картинки, рисунки с изображением поделок, игрушки, варианты оформления изделий, выкройки кукольной одежды, готовые изделия, сшитые или связанные взрослым, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок, рисунков и т.п, дидактические игры. Это дает детям возможность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу, без которого невозможна трудовая деятельность. В зону по изобразительной деятельности периодически можно вносить репродукции картин, произведения декоративно-прикладного искусства (наборы художественных открыток, альбомы, изделия из стекла, керамики, дерева и т. д.).