0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



 

Дата публикации: 31.12.2019

Автор: Кокшарова Елена Александровна,
воспитатель,
Детский сад №97
Свердловская обл. г.Каменск-Уральский

Тема: « Путешествие в  пустыню»

Возрастная группа: подготовительная

Вид НОД: интегрированное

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) подгрупповая

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, конструирование, музыкальная, двигательная.

Планируемые результаты:

Умеют работать с картой.

Дети могут определить климат природной зоны  и подобрать, соответствующие карточки.

Умеют конструировать по замыслу.

Дети умеют работать в парах.

У детей пополнен словарный запас.

Могут анализировать, обобщать знания.

Умеют работать по инструкции.

Умеют создавать заданные образы.

Умеют  анализировать собственную деятельность, подводить её итоги.

Цель: Учить разрешать проблемную ситуацию с помощью экспериментирования и моделирования, видеть причинно- следственные связи в природе.

 Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

2.Стимулировать желание экспериментировать и узнавать новое.

3.Воспитывать готовность помочь друзьям, самостоятельность в разнообраз­ных видах деятельности, стремиться к проявлению инициативы, соблюдать оче­редность, учитывать права других детей, усидчивость, умение слушать.

Развивающие:

1.Развивать общую и мелкую моторику.

  1. Развивать выразительность речи.
  2. Активизировать внимание, память, логическое мышление, воображение.
  3. Пополнять словарный запас.

Обучающие: 1. Познакомить с пустыней, с ее животным и растительным миром.

2.Учить быть исследователями.
3. Освоение действия построения модели, отражающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни в пустыне.
4. Закреплять навыки работы со знаками (схематическими изображениями).

5.Учить анализировать, сравнивать, обобщать, в процессе наблюдения, делать выводы.

6.Учить работать с картой.
 

 

Ход деятельности:

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1. Мотивация на совместную деятельность

Задача:

Собрать внимание

детей и мотивировать их на предстоящую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Определение маршрута экспедиции.

Задача:

определить  маршрут экспедиции на карте, закрепить умения работы с картой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, телевизионный канал «Удивительные места  на Земле» готовит передачу о  пустыне Сахара. Журналистам нужны помощники, которые смогли бы отправиться в Африку,  исследовать природную зону пустыни и собрать интересный материал для передачи.   

Готовы стать помощниками?

Предлагаю отправиться в экспедицию.   

- Вы знаете, что такое экспедиция? (Ответы детей)

- Правильно, это группа ученых - исследователей, которая отправляется куда-либо с целью изучить, исследовать.
- Мыс вами будем учёными - исследователями. А что мы можем исследовать в пустыне? ( воздух, песок, растения, животных)

Чтобы отправиться в экспедицию нужно наметить маршрут. Обратимся к карте.

Немного разберемся.

- Почему на карте много голубого цвета?

( обозначена вода)

- А что обозначено зеленым цветом?( леса, равнины).

- Каким цветом обозначены горы?

 ( коричневым).

- А как выдумаете что обозначается желтым цветом? ( песок)

-Посмотрите на карту , покажите где больше всего песка? ( показывают Африку)

А  может кто –  нибудь  из вас знает,  как это место называется? (Африка)

Омывается Африка Атлантическим и Индийским океанами. В Африке находится самая большая великая пустыня Сахара. Вот сюда нам и нужно попасть. Предлагаю наметить маршрут.

 Покажите , пожалуйста где находимся мы?

( Прикрепляем домик)

А где Пустыня Сахара? ( прикрепляем капельку)

 - Ребята, посмотрите, что сначала встретится на нашем пути? (горы). А дальше?( леса, море) А затем куда лежит наш путь?( В Африку) и наконец, нас ожидает (пустыня Сахара).( ребенок прикрепляет стрелочки)

Ученые делают записи в блокнотах, т. к, мы не все умеем с вами писать , будем фиксировать  свои наблюдения  на   рисунке , похожим на  Африку.

Создает благоприятную обстановку для совместной деятельности.

Создает проблемную ситуацию.

Залает вопросы

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления

Предоставляет возможность детям самостоятельно поработать с картой

Вовлекает в совместное планирование

Дети встают в круг.

Отвечают на вопросы.

Заинтересованы.

Соглашаются отправиться в путешествие.

Отвечают на вопросы.

Предлагают варианты

Высказывают свои предположения.

Показывают на карте

Объясняют , рассказывают.

Отвечают на вопросы.

Намечают маршрут на карте.

Дети организованы и настроены на предстоящую деятельность

Появление у детей заинтересованности,

желания помочь журналистам.

Умеют работать с картой,

Дети умеют находить и показывать на карте нужное место.

3.Выбор транспортного средства

Задача: выбрать транспортное средство для путешествия

 

 

 

4.Путешествие по пустыне.

Задача: определить климат в пустыне

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Опыт а). «Возникновение бури»

Задача: выяснить, как образуются песчаные бури.

 

 

б). Опыт «Что происходит с водой в пустыне» 

Задача: выяснить, что происходит с водой в пустыне.

 

 

 

 

 

 

Знакомство с новым словом оазис

Задача: познакомить с новым понятием

 

 

 

 

 

 

 

в).Растения пустыни.

Задачи: познакомить с растениями пустыни,

установить причинно – следственные связи в природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с конструктором

Задача: закрепить умение конструировать по замыслу

 

Пальчиковая гимнастика

Воспитатель: Как вы думаете, на чем же мы туда сможем добраться? (Рассуждения детей. Выслушиваю всех детей , подвожу к выбору самолета) 

Согласна, можно и на самолете, и на поезде, и на машине , но быстрее всего получиться на самолете.  ( слайд)

Для нашей экспедиции приготовлен специально оборудованный самолет. Прошу занять места в самолете. ( беру мольберт с плакатом в самолет)

 (Видео полета Через горы, леса, море, и Африка )

Посмотрите в иллюминаторы, над чем мы пролетаем?

Ну вот мы с вами и прилетели.

( слайд пустыня)

А как вы думаете, почему  так называется это место,  пустыня? От какого слова оно  образовано ? ( пусто)

На что похожа пустыня? ( на песчаное море)

Климат жаркий, дожди идут редко, ярко светит солнце.

- Нужно выбрать карточки , которые подходят для этого климата(выбирают карточки; жарко , нет дождей). Прикрепите , пожалуйста карточки на рисунок.

Иногда в пустыне дуют очень  сильные ветра, появляются барханы.

Что  такое  барханы? (песочные холмы)

- А вы знаете, что такое песчаная буря? – Песчаная буря – это, когда дует сильный ветер и поднимает песок.

- Верно, но так это или нет, мы проверим. И проведем исследование.

Приглашаю вас в лабораторию нашего самолета.

- Для проведения опыта разделитесь на пары. (Подходят к столам) Что вы видите на столах? (баночки с песком, трубочки)

Сначала один из вас будет дуть в трубочку, а второй - наблюдать, что происходит в баночке , потом поменяетесь. Повторим правила пользования трубочкой. ( У каждого должна быть индивидуальная трубочка,  пользуемся аккуратно, чтобы не ткнуть другого)

- Что вы  делали? Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: сильный ветер поднимает песок, и так возникают песчаные бури(.Слайд)

Прикрепите картинку песчаные бури.

А что же происходит с водой в пустыне?

( испаряется, уходит вниз)

Как вы думаете что мы можем увидеть когда выльем воду в песок? ( ответы детей)

Возьмите стакан с водой и вылейте её в песок. Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.

Да дожди в пустыне идут редко. Но есть места, где вода скапливается, после сильных дождей. Такие места называют оазисами .

( слайд)

Повторим новое слово оазис.

- Что такое оазис? – Оазис – это место около водоема, островок растительности в пустыне.

Возле такого островка и живут люди, обитают животные.

Найдем карточку оазис.

Да, ребята, в пустыне сухо, жарко, дожди идут редко, а солнце печет сильно и немилосердно. Как вы считаете, могут ли в таких условиях выжить растения?(ответы детей)

Даже в таком жарком климате растут растения.

Отгадайте загадку

Зелёный, в колючках,
Похож на ежа,
А цветки атласные:
Белые, жёлтые, красные.( кактус)

Как вы догадались? Посмотрите на картинку Как вы думаете почему у кактуса длинный корень?( слайд)

Почему кактус весь в колючках?( колючки у него вместо листьев, они удерживают влагу и защищают от животных)

А это  растение называется верблюжья колючка.( слайд)

 Как вы думаете почему оно так называется?

( ответы детей)

Это растение невысокое. У него длинный корень , с его помощью растение питает себя водой. Корень проникает на глубину  20 метров. Листья в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться.

А еще в пустыне, оказывается, растет растение Саксаул.  ( слайд)

Это дерево низкое. Листья у него очень мелкие. Ствол корявый , сучья перекручены.  Из–за недостатка влаги,  эти деревья растут на большом расстоянии друг от друга.

- Так почему, растения выживают в таком жаркой природной зоне? (Они выживают в условиях пустыни потому, что могут делать запасы воды в своих стеблях и листьях, и у них очень длинный корень.)

А сейчас мы  из конструктора  лего сконструируем растения пустыни. Повторим правила работы с конструктором.

Положите деталь конструктора возле себя.

1, 2, 3, 4, 5!

В конструктор будем играть Загибаем-разгибаем пальчики

на обеих руках одновременно)

В конструктор будем играть

Своим ручкам помогать(Кулачки-ладошки ударяем

друг о друга поочерёдно)

Конструктор в руки мы возьмём

На руку левую кладём,

Правой ручкой накрываем

И ладошками катаем. (Выполняем действия в соответствии с текстом, прокатывание конструктора между ладонями

Сейчас руки поменяем, точно также покатаем

В ручку правую возьмём и сильней его сожмём!

Мы конструктор убираем быстро пальчики считаем!

На левой ручке посчитаем, пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять! На правой ручке посчитаем,

Пальцы быстро загибаем. Раз, два, три, четыре, пять

Пальчики свои встряхнём, заниматься мы начнём .

Конструировать будете самостоятельно, при затруднении можно  обратиться к картинке на слайде. А Рите, Жене, Артему поможет схема. ( самостоятельно конструируют из конструктора)

Вы отлично справились с задачей. Предлагаю наши растения оставить на маленькой части пустыни

Прикрепите картинки растений пустыни. Прикрепите к рисунку.

Задает вопросы.

Использует ИКТ

Задает вопросы

Задает вопросы.

Рассказывает, обсуждает с детьми

 Использует ИКТ

Задает вопросы.

Вовлекает в совместную деятельность.

Объясняет опыт.

Использует ИКТ

Подводит детей к выводу.

Задает вопросы.

Рассказывает.

Объясняет. Организует.

Знакомит с новым понятием.

Рассказывает.

Задает вопросы.

Загадывает загадку

Задает вопросы.

Объясняет. Рассказывает.

Знакомит с новым

 словом.

Рассказывает, выполняет  движения согласно тексту.

Контролирует

Помогает

Предлагает место, где могли бы выставить свои работы на обозрение.

Дети высказывают предположения, рассуждают. Находят нужное решение.

Дети высказывают свои предположения,

 проявляют интерес.

Отвечают на вопросы.

Слушают.

Рассуждаюь

Определяют климат Африки. Выбирают нужные карточки.

Дети работают в паре

Обобщают.

Проговаривают правила пользования трубочкой для коктейля.

Выполняют задания в

соответствии с установленными требованиями.

Прикрепляют картинки на рисунок.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания в соответствии  с установленными требованиями.

Делают вывод.

Запоминают новое слово.

Находят и прикрепляют карточку.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Обобщают.

Отгадывают загадку.

Рассуждают.

Запоминают новые слова.

Отвечают на вопросы.

Повторяют правила работы с конструктором.

Выполняют  движения согласно тексту

Делают самостоятельный выбор.

Конструируют.

Повторяют правила работы с конструктором лего.

Способны применять знания, договариваться.

.

Дети могут определить климат и подобрать, соответствующие карточки

Дети умеют работать в парах.

Дети знают как образуются песчаные бури.

Дети знают куда уходит вода в пустыне.

У детей пополнен словарный запас.

Дети знают растения пустыни, могут анализировать, обобщать знания.

Пополнен словарный запас.

Умеют правильно работать с конструктором.

У детей развивается мелкая моторика.

Умеют конструировать по замыслу.

г).Животный мир пустыни.

Задачи:

познакомить с животным миром пустыни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Если в пустынях мало растений, то как вы думаете, есть ли там животные? чем же питаются тогда животные – обитатели пустыни? – (они питаются мелкими грызунами, насекомыми, и теми растениями, которые найдут. И еще стараются селиться ближе к оазису.)

- А кто – нибудь из вас знает какие животные живут в Пустыне?  ( ответы детей)

В пустыне живет

 Аддакс или антилопа мендес.( слайд)

Аддакс — довольно крупная антилопа,Это  травоядное животное. Антилопа питается низкорослыми кустарниками и травами,  в  ночное время, между сумерками и рассветом. Днем, стремясь спрятаться от полуденного зноя и сильного ветра, аддаксы рогами вырывают ямы в земле. Они могут очень долго обходиться без воды, а ее запас в основном пополняют из листьев потребляемых растений. Эта антилопа  находится под угрозой исчезновения, Они довольно медленны из-за их размера и плоских копыт, что делает их еще более лёгкой добычей хищников и браконьеров.

Рогатая гадюка ( слайд)

Песчаные гадюки могут вырасти до 50 см в длину. Охотятся только ночью и обычно хоронятся в песке днем. Рогатая гадюка находится под угрозой исчезновения из-за постоянно ухудшающейся среды. Не совсем понятно, почему у них на глазах рога, возможно, рожки предназначены для защиты глаз от песка.

Варан ( слайд)

варан — ядовитое животное . Очень агрессивные. Питаются  мелкими животными, или насекомыми , которых они могут найти.

Африканский страус ( слайд)

 Страус  нелетающая птица , но очень быстро бегает может бегать со скоростью 65 километров в час. Страусы — самые большие птицы в мире. Их лапы раздвоены двумя пальцами, что позволяет им легко перемещаться на большие расстояния. Обладают прекрасным зрением и способностью хорошо слышать, что является их основным защитным механизмом. Питаются в основном травой и кустарниками, иногда также мелкими животными.

А  еще там живут( слайд) (тушканчик, пустынный ежик, лисичка фенек, мыши)

Ну а это животное вы все знаете?( Верблюд)

( слайд)

Что вы еще  знаете о верблюде? ( ответы детей)

Это животное крупных размеров, приспособлено к проживанию в пустынях и степях. Издавна известно, что верблюд очень выносливое животное и может прожить до 40 лет. Верблюд способен выдержать без воды почти до двух недель и около месяца без еды, но когда доберется до воды, то может выпить почти 100 литров. Верблюжья шерсть считается хорошим лекарством от разных заболеваний. В старину верблюды предназначались для грузоперевозок, а во время войн их использовали для устрашения врага. Существует 2 вида верблюдов: 
одногорбые и двугорбые.

 Для чего служит  верблюду горб?  ( он откладывает  в горбах про запас еду и воду, а потом ими всю дорогу питается. Вот почему он может гораздо дольше, чем мы, обходится без еды и воды. А еще горб верблюда защищает его спину от палящего жаркого солнца.)

Задает вопросы.

Рассказывает

Использует ИКТ

Отвечают на вопросы.

 Слушают.

Знакомятся с новыми словами.

Актуализируют свои знания.

Рассуждают.

Знают и могут назвать животных пустыни

 

д). Опыт  «Определение возможности проживания верблюда в пустыни, неделями обходясь без воды»

Задача: определить, почему верблюд может долго обходиться без воды

 

- Возьмите зеркальце и подышите на него. Что вы увидели? - Зеркальце затуманилось.

- Воздух, выдыхаемый человеком, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Но носовой проход у человека короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый.( слайд)

 Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он теряет меньше воды через дыхание.

- Как  по другому можно назвать  верблюда? – Верблюда называют кораблем пустыни.

- Как вы думаете, почему? - Только верблюд может свободно передвигаться в пустыне, как корабль в море.

Задает вопросы.

Объясняет.

Задает вопросы.

Выполняют опыт.

Обобщают.

Рассуждают.

Делают выводы.

Дети знают почему верблюд может долго находиться без воды.

е). Опыт  «Легко ли верблюду шагать по пустыне?»

Задача: определить легко ли верблюду ходить по песку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ж). Работа с прозрачным квадратом Воскобовича

Задача: закрепить умение  создавать образ по схеме.

 

 

 

 

5. Подведение итогов

Задача: активизировать знания, приобретённые детьми в процессе НОД.

 

6.Открытость

Задача: сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

 

7.Рефлексия

Задача: Развивать умение анализировать свою деятельность  в процессе рефлексии совместной деятельности

 

 

-Ребята, как вы думаете, почему верблюд не проваливается в песок?

-Давайте, посмотрим,  как устроена нога верблюда.

- Возьмите палочку и её острым концом пошагайте по песку. Что происходит?

- А теперь переверните её другим концом и походите по песку. Полочка проваливается в песок? Почему нет? (У детей ёмкости с песком. Короткие палочки. С одной стороны надеты пробки).

- Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: у верблюда широкая перепончатая нога, которая не проваливается в песок и помогает ему шагать по пустыне. ( слайд)

-Почему верблюд не обжигает ноги, ведь песок раскаленный, а он идет босиком?

А потому что у верблюда на ноге очень толстая и твердая кожа. Она напоминает мозоль, который иногда появляется у человека. Поэтому всех верблюдов называют мозоленогими.

Это животное имеет мозолистые подошвы, как тапочки, что помогает ему передвигаться по горячему песку, не обжигая ног и не проваливаясь.( слайд)

(Слайд Караван верблюдов идет по пустыне.)

А сейчас я предлагаю сделать фотографию верблюда с помощью прозрачного квадрата Воскобович по схеме). Работа в парах.

С этим  задание тоже справились.  Фотографии  получились отличные. Найдите пожалуйста животных пустыни и прикрепите к рисунку.

Молодцы. Как вы думаете,  мы  справились с заданием журналистов? Почему вы так считаете?

Занимаем места в самолете.( Видео самолет возвращается .Слайд самолет

 

 

Ну вот мы и в детском саду .Как же нам передать все что мы с вами узнали журналистам? ( ответы детей) В группе обязательно  составим рассказ о пустыне .Я вам помогу его написать и отправим письмо на канал  «Удивительные места  на Земле»

А сейчас кому все было легко и все понравилось возьмите кактус который зацвел, А у  кого что –то не получилось , или было сложно возьмите кактус,  который  пока еще не расцвел.

Задает вопросы.

Объясняет опыт.

Объясняет.

Наблюдает.

Помогает.

Задает вопросы.

Слушает. Одобряет.

.

Планирует дальнейшую деятельность.

Подводит итог деятельности.

Наблюдает.

Размышляют.

Слушают.

Выполняют опыт по инструкции. Делают выводы. Отвечают на вопросы.

Слушают Конструируют по схеме.

Отвечают на вопросы.

Рассказывают.

Подводят итог.

Слушают. Предлагают варианты.

Делают выбор.

Умеют работать по инструкции.

Умеют создавать заданные образы.

Дети демонстрируют умение анализировать собственную деятельность, подводить её итоги.

Умеют рассуждать , сделать выбор.