0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 06.01.2020

Автор: Киселева Ольга Леонидовна,
Преподаватель изобразительного искусства,
МБУДО «ДШИ городского округа Вичуга
имени Бориса Александровича Перевезенцева»,
Ивановская область, город Вичуга

Пояснительная записка.

     Искусство орнамента существует с глубокой древности. Элементы плоскостных узоров, состоящих из простейших геометрических и растительных форм, встречаются уже в эпоху первобытной культуры.

     Дошедшие до нашего времени предметы с орнаментом ( глиняные сосуды, посуда, ткани) поражают высоким искусством украшения ( формой, окраской, композицией) и свидетельствуют о близкой связи человека с природой. Из глубины веков дошли до нас великолепные реалистические, геометрические и стилизованные формы растений, птиц, животных.  Эти и подобные им мотивы продолжают жить в современном орнаменте, пользующемся неизменным успехом в украшении интерьеров (обои, керамическая плитка), мебели, посуды, текстиля и многих других предметов декоративно-прикладного искусства.

     Подобное многообразие орнаментальных узоров дает возможность для более глубокого изучения любого из направлений этого искусства в художественной школе на уроках декоративной композиции.

     Очень важную роль играет качественное содержание информации, создающее возможное поле для поиска новых мотивов в композиционном решении.

     Изучая орнаменты, дети знакомятся с историей и традициями человеческой цивилизации, а также ее эстетическими идеалами.

     Создавая вариант орнаментальной композиции ( в полосе, квадрате, круге), учащиеся постигают основы и особенности декоративной композиции.

     Важен выбор темы в орнаментальной композиции. Здесь стоит опираться  на ее традиционные виды, но при этом не менее важен поиск новых орнаментальных мотивов, которые в соединении позволят создать оригинальные узоры.

Актуальность.

     Данная методическая разработка предлагает углубленное изучение восточных мотивов растительного орнамента( «огурцов») для выполнения декоративной композиции (в полосе, квадрате, круге) в соединении с «анималистическими» мотивами.

     При изучении этой темы учащиеся знакомятся с особенностями текстильного рисунка, составляющего основу узоров на коврах и тканях с «огурцами».

     Но стоит отметить, что в современном дизайнерском искусстве «восточный («огуречный») мотив» не потерял своей актуальности, а, напротив, стал широко применяться еще и в оформлении интерьеров (обои, шторы, декоративные украшения) и в сфере полиграфической рекламы.

     Соединение «огуречных» мотивов с «анималистическими» дает возможность работать по этой теме с детьми более младшего возраста ( 10-12 лет) и стимулировать их интерес к восточному орнаменту. Учащиеся более старшего возраста (13-15 лет) могут использовать в своей композиции только тему с восточными мотивами.

     Углубленное изучение орнаментальной композиции в теории и на практике расширяет кругозор учащихся, позволяя знакомиться с многообразием орнаментальных мотивов, привить необходимые навыки, повысить творческий потенциал и внутреннюю культуру.

     Данная методическая разработка направлена на формирование у учащихся знаний, умений и навыков в области изучения и освоения искусства орнамента.

Цель:  знакомство с историей орнамента и его многообразием;

создание декоративной композиции ( в полосе, квадрате, круге) с «восточным» и «анималистическим» мотивами.

Задачи:

- формировать знания в области истории орнамента, его многообразия и особенностей;

- познакомить с видами орнаментальной композиции (раппорт, виды раппорта, мотив)

- продолжить знакомство с историей восточного орнамента, его элементами («огурцом», «сердечком», «тюльпаном»);

- познакомить с понятием «стилизация» в создании восточного («огуречного») и анималистического мотивов;
- закрепить полученные знания при создании орнаментальной композиции, а также при выполнении теоретических упражнений ( словарный диктант, кроссворд);

- развивать различные компетентности в создании декоративной композиции;
-развивать творческие способности;
- развивать интерес к богатству и многообразию декоративно-прикладного искусства;

- воспитывать художественный вкус, аккуратность и самостоятельность в творческой работе.

Содержание конспекта.

Из истории орнамента.     

     Орнамент ( от латинского ornamentum) – украшение, узор, организованный ритмическим чередованием абстрактно-геометрических  или изобразительных элементов (раппортов), украшающих здания или предметы декоративно-прикладного искусства.

      Предположительно орнамент появился в эпоху палеолита ( 15-10 тысячелетий до н.э.) в виде примитивных символов, имеющих в больше степени магический, нежели эстетический смысл.

      В культуре неолита орнамент достиг большего разнообразия форм.

      Постепенно, с развитием цивилизации, орнамент становится, в основном, украшающим элементом, его познавательная роль уменьшается. Увеличивается многообразие орнаментальных фигур  и знаков (мотивов), и орнаментальные узоры приобретают все большую декоративную выразительность. Это происходит в средние века. Характер орнамента зависит от национальных образов, представлений, обычаев и т.п. Он становится надежным признаком принадлежности произведений к определенному времени, народу, стране. Но во многих этнических орнаментах сохраняются мотивы, имеющие общую основу – главные знаки-символы, не имеющие национальности. Это круг, квадрат, ромб, волнистая линия и т.д.

       В течение столь длительного периода своего развития орнаментальные узоры получили широчайшее многообразие форм, которые были классифицированы в различные виды. Наиболее распространенными из них стали :

- геометрический орнамент,

- растительный орнамент,

- зооморфный орнамент,

- антропоморфный орнамент.

     Геометрический орнамент состоит из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций. В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность – достижение человеческого разума, способ абстрагирования.  

        Первоосновой  любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная.

       Один из основных путей создания геометрического орнамента – это постепенное упрощение и схематизация (стилизация мотивов, которые изначально имели изобразительный характер).

       Растительный орнамент  составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

       Зооморфный орнамент состоит из стилизованного изображения реальных или фантастических животных ( иногда подобный орнамент называют «звериным» стилем, а мотив зооморфного орнамента – анималистическим).

       Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части человека.

      Орнамент бывает изобразительным, расписным и скульптурным.

Особенности орнаментальной композиции.

      Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, практически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и т.д.

     Ряд правил композиции остается единым и обязательным для всех видов изобразительного искусства.

      Это правила симметрии, устанавливающие закон гармонии пропорций, частей и целого; правила статики и динамики ( покоя и движения в пластическом решении композиции), правила ритма – закономерного чередования больших и малых форм.

      К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет, фактура. Все они являются в то же время элементами композиции.

Если в станковой композиции обязательны четыре единства : места, времени, действия и масштаба, то в декоративной композиции характерными чертами являются множественность времени и действия, плоскостность, локальность цвета, отсутствие и условность освещения.

      Конструктивными элементами орнамента являются раппорт и мотив.

      Раппортом называется площадь повторяющегося рисунка, включающего мотивы, и расстояние до соседнего мотива. Раппорт бывает ленточным, сетчатым, центрическим или розетчатым.

   

     В ленточном раппорте мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды. Например, ткани с каймовым рисунком, декоративные всевозможные обрамления, полосы, филенки и т.п.

      В центральном лучевом розетчатом раппорте мотив вписывается в треугольник или геральдический раппорт.

      Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку – конструктивную основу рисунка. Такой раппорт называется сплошным сетчатым, или ковровым. В нем мотив вписан в прямоугольную или наклонную сетку, т.е. в прямоугольник или ромб.

       Узором ( мотивом) называют совокупность линий, форм и красок, которые, объединяясь в единое целое, создают декоративный эффект. Мотив является частью орнамента, главным его элементом. Он может представлять собой один элемент ( простой мотив) или же состоять из многих элементов, оформленных в единое орнаментальное образование. В сложных композициях раппорт часто содержит несколько орнаментальных мотивов. Создание орнамента основано на ритмическом повторении этих узоров ( мотивов).

     Процесс обобщения изображаемых фигур с помощью условных приемов называется стилизацией.

Принципы стилизации:

а) превращение объемной формы в плоскостную;

б) обобщение формы в ее границах;

в) обобщение и усложнение формы, добавление деталей, отсутствующих в натуре.

       Итак, орнаментальная композиция заключается в объединении различных элементов (мотивов) в единое целое, несущее художественную ценность по форме и содержанию.

Из истории орнаментального «огурца».

     «Пейсли», «индийский огурец» или «бута» - узор очень древний. Впервые появился в империи Сасинидов –древнем государстве, с 224 по 651 гг н.э. находившемся  на  территории современных Ирака и Ирана. Этот узор представляет из себя миндалевидную фигуру или скрюченный «огурец». Один из видов этого узора всегда имеет ясно очерченные контуры. Интерпретаций происхождения «огуречного мотива» достаточно много.

     По одной из версий, это цветочный мотив, совмещенный с силуэтом кипариса – символа жизни. По другой – это стилизованные языки пламени, символизирующие жизнь.

     В Индии считают, что «огурцы» изображают семена мангового дерева. Есть версия, что происхождение этого узора идет от цветочной ветки, которая изображается на предметах восточного прикладного искусства.

      Стоит отметить,  что сколь бы ни были разнообразны версии происхождения «огуречного» узора, все они, в той или иной мере, символизируют жизнь и ее зарождение.

      Распространение тканей с «огуречным» узором происходило благодаря торговым связям, в результате которых «огурцы» оказались на территории Средней Азии, Индии и Африки.

        В Европу «огурцы» попали из Индии в 17 веке благодаря британским колонизаторам. Спрос на экзотическую индийскую ткань оказался таким высоким, что европейцы стали ткать полотна с «огурцами» сами.  сами. Небольшой шотландский городок Пейсли вообще направил все ресурсы полностью на производство ткани в индийском стиле и благодаря этому остался в веках, но уже как название самого узора  - «пейсли».

      Что касается России, то здесь логическая цепочка не прослеживается и имеются противоречия. Известно, что орнамент типа «огурец» использовался новгородскими ювелирами для украшения оклада Мстиславова Евангелия в 1117 году и более позднего оклада боярина Федора Кошки в 1392 году.  Как этот мотив стал известен древнерусским ювелирам, пока не известно. Следует заметить, что расцвет производства кашмирских шалей ( Индия) с «огуречным» рисунком приходится на 18 – начало 19 веков,  а русские мастера использовали этот мотив для украшения ручных набивных тканей уже в 17 веке.

     «Огурцы» бывают турецкие, индийские и китайские. Они отличаются формой. Так, турецкий и индийский имеют вытянутую форму с удлиненным хвостиком, а китайский по форме напоминает крыло птицы.

     Следует отметить, что внутреннее наполнение «огуречного» абриса может быть самым разнообразным. Это и растительные, и геометрические элементы, и традиционные узоры с восточных образцов.

Этапы выполнения теоретических и практических заданий по данной теме в ДШИ.

     Темы, по которым выполнена данная методическая разработка, изучаются в течение 10 часов ( занятия проходят по два академических часа один раз в неделю) в 3-м классе

художественного отделения ДШИ по программе «Декоративная композиция» для учащихся 10 – 14 лет.

1 этап : Теоретическая часть

      Первые два урока включают в себя теоретическую часть ( знакомство с понятием «орнамент», его историей, основными видами;  понятием «декоративная композиция» и ее особенностями).

     Третий урок – знакомство с элементом восточного орнамента – «огурцом», его историей, видами.

     Четвертый урок – понятия «стилизация», «мотив», «раппорт» в теории и создание эскиза стилизованного «огуречного» мотива.

Практическая часть.

        Пятый и шестой уроки – создание «анималистического» мотива и работа над эскизом композиции «Восточный («огуречный») и анималистический мотивы в орнаментальной композиции» (схема).

2 этап:  Выполнение эскиза в цвете.

     Седьмой – девятый уроки – работа над композицией. Выполнение в цвете ( материалы: цветные карандаши, маркеры, фломастеры).

     Десятый урок – подведение итогов, обобщение знаний ( диктант по терминам, кроссворд), обсуждение работ.

Заключение.

      Итак, практическим заданием для детей младшего возраста ( 10-12 лет ) стало выполнение работы «Орнаментальная композиция ( в полосе, квадрате, круге) с «восточным («огуречным») и «анималистическим» мотивами»

       В процессе работы над композицией стало очевидным, что включение в схему рисунка  «анималистического» мотива значительно повышает мотивацию учащихся и их активность. Дети с удовольствием выбирают фигурки экзотических животных и птиц.

      Варианты плоскостного решения фигурок использует большинство учащихся. В данной композиции решающую роль играет цвет, поэтому благодаря яркому цветовому оформлению фигурки животных стали главными элементами композиции. «Огуречному» мотиву отведена вспомогательная роль, следовательно, его цвет приглушен, либо выполняется фоновыми красками. Там, где стилизация плоскостная, рисунки получаются текстильными. Стоит отметить, что в процессе работы учащиеся знакомятся с особенностями текстильного рисунка.

Результат обучения.

    В результате изучения данной темы учащиеся получили знания :

- в области истории орнамента, его особенностей и многообразия форм;

- в области орнаментальной композиции;

- в области восточного орнамента, его истории и главного элемента - « огурца»;

Приобрели практически навыки:

- в процессе стилизации «огуречного» и «анималистического» мотивов;

- в работе по созданию орнаментальной композиции( в полосе, квадрате, круге) с «восточным» («огуречным») и «анималистическим» мотивами.

Литература, использованная при подготовке темы:

В.Л. Соловьев, М.Д.Болдырев. Ивановские ситцы. Легпромбытиздат, 1987.

Н.Г.Рудин. Павловские шали. Легкая индустрия, 1979.

Интернетресурсы: Википедия.

Работы