0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 28.01.2020

Автор: Захарова Лариса Владимировна,
Педагог дополнительного образования,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития
детей №62»

Консультация для педагогов

Тема: «Творческая одарённость в дошкольном возрасте. Что это?»

Одарённые дети... Кто они? Как разглядеть детскую одарённость, развить и приумножить её? Одарённый ребёнок в детском сообществе, такой яркий и непохожий на остальных. Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники, которые первыми встречают маленького человечка на его большом жизненном пути и понимают свою ответственность за то, каким он станет, когда подрастёт.

Одарённость - это качество психики, которое системно развивается в течение жизни и определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Творческая одарённость проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. В основе одарённости находится творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических, творческих.

Творческая одарённость

Многие отечественные учёные до сих пор отказываются признавать факт существования творческой одарённости как некой относительно автономной, универсальной способности. Они считают, что творчество всегда жёстко связано с определённым видом деятельности. То есть, по их мнению, нельзя говорить о творчестве вообще: есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и так далее.

Но большинство учёных в мире склоняются к тому, что природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись творить в сфере искусства, техники или в других видах деятельности, ребёнок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу. Именно поэтому творчество рассматривается как относительно автономная, самостоятельная способность.

В основе одарённости к разным видам искусства лежит особое отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах. Кроме того, специальная одарённость к музыке, живописи и другим видам искусства формируется под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т.д.

 Проявление и признаки одарённости

Признаки одарённости - это те особенности одарённого ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Как правило, эти признаки начинают проявляться с раннего детства. Признаками в раннем детстве принято считать неуёмное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и развитость речи, способность к концентрации внимания на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию с нечётким отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость.

Кто может выявить творческую одарённость ребёнка?

Выявление одарённых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Заметную роль в своевременном обнаружении одарённости ребенка могут сыграть: родители, семейные врачи или педиатры, которые по роду своей службы имеют возможность наблюдать за ребёнком с самых первых дней его жизни, социальные работники, работники детских учреждений и другие лица, которые в силу выполнения своих служебных обязанностей находится в постоянном контакте с детьми.

Основными признаками творческой одарённости являются:

- Любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет своё начало от любопытства. Любопытство - жажда новизны, характерна для каждого ребенка. Для её становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого ребенка.

- Сверхчувствительность к проблемам. Способность удивляться и видеть проблемы и противоречия. Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека.

- Познавательная самодеятельность. Это стремление к постоянному углублению в проблему. Для одарённого ребенка решение задачи - это не завершение работы, скорее, начало будущего, нового дела.

- Способность к оценке. Способность к оценке обеспечивает возможность самодостаточности, самоконтроля, уверенности в самом себе и в своих решениях.

- Особенности склонностей и интересов. У одарённых детей интересы очень широки и при этом устойчивы и осознанны.

- Перфекционизм. Это стремление все делать наилучшим образом. Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребёнок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня.

-  Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности.

- Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далёким по содержанию.

-  Лёгкость ассоциирования. Одарённый ребёнок значительно продуктивнее воспринимает связи и отношения между явлениями, предметами, событиями. Эти связи могут быть нетрадиционны и непривычны, что, как известно, и составляет основу творчества.

- Высокая концентрация внимания. Отличительная черта одарённого ребенка - склонность к сложным и сравнительно долговременным занятиям. Отличная память - также характерна для творца.

- Стремление к самоактуализации. Главным побудительным мотивом творчества является стремление раскрыть свой внутренний потенциал. Ростки данного стремления проявляются уже в детстве и должны поддерживаться и формироваться.

- Социальная автономность, эгоцентризм и лидерство. Одарённые дети не способны понять: что просто и понятно им - не всегда постигают окружающие. Наверное, поэтому им комфортнее занимать самостоятельную позицию среди окружающих. В общении со сверстниками одарённый ребёнок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел.

- Особенности эмоционального развития. Способность улавливать то, что осталось не замеченным другими, сочетаясь со свойственным творцам эгоцентризмом, приводит к тому, что они все принимают на свой счёт. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, поступки могут оказать сильное воздействие на одарённого ребенка, в то время как его «нормальные» сверстники отнесутся к ним равнодушно. Повышенная эмоциональная чувствительность вполне может рассматриваться как результат более высокого развития исследовательских способностей.

- Юмор. Творческого человека невозможно представить без способности обнаружить несуразность, увидеть смешное в самых разных ситуациях.

- Самостоятельность. Независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки реализовывать важные решения. Ответственность за свои поступки и их последствия. Внутренняя уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.

- Соревновательность. Через соревнование ребёнок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах.

Первый признак наличия творческих способностей - сильная познавательная потребность, проявляющаяся в высокой познавательной активности. Высокая познавательная активность проявляется в самом раннем возрасте, и, внимательно наблюдая за ребёнком, легко можно оценить её развитие. Если у малыша ярко проявляется положительная эмоциональная реакция на новую игрушку, ситуацию, большой интерес к окружающим предметам, людям, активное освоение новых способов познания, стремление к подражанию, а потом и попытки самостоятельного экспериментирования (с предметом, звуком, словом) - всё это говорит о раскрывающемся творческом потенциале.