Дата публикации: 01.02.2020
Автор: Глазырина Ольга Анатольевна,
Учитель-логопед,
МКДОУ города Новосибирска «Детский сад №184
«Искорка» комбинированного вида» г. Новосибирск
Цель:Создание условий для подготовки детей к обучению грамоте, закреплению лексико-грамматических категорий.
Задачи:
- закрепить навык четкого произношения звуков [а], [у], [о], [и] [э], [д], [д’] и умение определять позиции звуков в слове;
- повторить знакомые детям буквы и познакомить с буквой Д;
- формировать умение проводить звукослоговой анализ слов;
- закреплять умение образовывать существительные с помощью суффиксов –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята;
- развивать умение правильно употреблять притяжательные прилагательные;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Приоритетная образовательная область: речевая.
Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, физическая, художественно-эстетическая.
Развивающая предметно-пространственная среда:
- РППС группы включает весь материал, который был подготовлен и использовался во время изучения темы.
Организационный момент
Задачи |
Содержание НОД |
Вид деятельности |
Формы реализации Программы |
Средства реализации ООП |
Планируемые результаты |
1.Мотивировать детей на речевую, познавательную и творческую деятельность, вызвать интерес к проблемной ситуации. 2.Развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным оттенком. |
Уч-лог: - Ребята, сегодня мы продолжим путешествие в мир звуков и букв, а поможет нам в этом сказка. Но сказка открывается не всем. И вот первое задание! Надо назвать ласково героев сказки. Игра с мячом «Назови ласково» (лягушка – лягушечка, заяц – зайчик…). Уч-лог: - Молодцы! Вот и сказка начинается! Стоит в поле теремок. Он ни низок, ни высок, на двери висит замок! Ребята, а как же наши герои попадут в теремок? (ответы детей). Уч-лог: - Правильно! Им надо найти ключик от замка, а мы им поможем. |
Коммуникативная, речевая |
Проблемная ситуация, беседа, выдвижение гипотез, игра |
Мяч, теремок
|
У детей появляется мотивация к деятельности; дети умеют образовывать слова с уменьшительно-ласкательным оттенком. |
Основная часть
Задачи |
Содержание НОД |
Вид деятельности |
Формы реализации Программы |
Средства реализации ООП |
Планируемые результаты |
1.Закрепить навык четкого произношения звуков [а], [у], [о], [и] [э], [д], [д’] и умение определять позиции звуков в слове. 2.Повторить знакомые детям буквы и познакомить с буквой Д. 3.Формировать умение проводить звукослоговой анализ слов. 4.Закрепить умение образовывать существительные с помощью суффиксов –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята. 5.Развивать умение правильно употреблять притяжательные прилагательные.
|
Уч-лог: - Бежит по дорожке мышка, вдруг видит, что это? (буква А). Правильно! Какой звук обозначает буква А (звук [а]). Уч-лог: - Почему ты красная? Потому что (гласная). А как вы это узнали? (звук [а] тянется, поется и не встречает преграду). Уч-лог: - Взяла мышка букву А с собой и поскакала дальше и вдруг увидела лягушку. - Посмотри что я нашла? – говорит лягушка. Что нашла лягушка? (букву О). Какой звук обозначает буква О? (звук [о], гласный). А как вы это узнали? (звук [о] тянется, поется и не встречает преграду). Уч-лог: - Пошли они вместе и увидели (зайца). Он нес… (букву У) Какой звук обозначает буква У? (звук [у], гласный). А как вы это узнали? (звук [у] тянется, поется и не встречает преграду). А вот и волк идет, букву несет. - Не пойму, что я нашел? (букву И). Какой звук обозначает буква И? (звук [и], гласный). А как вы это узнали? (звук [и] тянется, поется и не встречает преграду). Уч-лог: - Бежит лисичка. Несет в корзинке разные предметы. Увидела зверей и решила им сделать подарки. Что подарит лиса мышке, если она дружит со звуком и буквой А? (дети выбирают картинки, названия которых начинаются со звука [а]). Что подарит лягушке? Зайцу? Волку? Что осталось в корзинке у лисы? (эскимо). Какой первый звук в слове? ([э]). Посмотрите, медведь идет, букву (Э) несет. Кому достанется эскимо? (медведю). Поблагодарили звери лисичку, пошли все вместе дальше и вдруг увидели теремок. - Ой, какой прекрасный дом, будем жить все вместе в нем. Но, как же нам его открыть? (дети подсказывают зверятам, что надо найти ключ). - Где же мы его найдем? – загрустили звери. - Мы вам поможем – вдруг сказала буква А, - но нас надо вернуть домой. Уч-лог: - Ребята, где живут буквы? (в азбуке). Уч-лог: - Давайте поможем зверятам! Где же у нас азбука? Дети находят азбуку, где не хватает букв. Садятся за столы и с помощью картинок (по первому звуку) находят места для букв, вклеивают их в азбуку. Уч-лог: - Ребята, посмотрите, здесь не хватает одной буквы. Как вы думаете какой? (дети по первому звуку определяют, какой буквы не хватает). Уч-лог: - Какой звук обозначает буква Д (звук [д]). - Звук [д] – согласный, звонкий. При произнесении звука [д] язык стучит за верхними зубами, звук произносим коротко, его нельзя петь. - Звук [д] – согласный, твердый; звук [д’] – согласный, мягкий. - Каким цветом будем обозначать твердый звук [д]? (синим), а мягкий? (зеленым). Игры: - «Поймай звук [д]» (дети хлопают в ладоши, услышав звук [д] среди других согласных: д-м-н-р-д-к-з-д..); - «Место звука [д] в слове» (дети определяют, где находятся звуки [д], [д’] в словах (в начале или в середине) и помещают картинки в вагончики; - «Синий – зеленый» (дети раскладывают картинки в зависимости от наличия в слове звуков [д], [д’] около синего и зеленого кубиков); - «Кто больше?» (дети придумывают слова по первому слогу: да – Даша, дама, дата… до – дочка, дом, доски…де – дерево, деньги, дети…ди – Дима, диво, диск…). Молодцы! А теперь нам пора отдохнуть. Физминутка – «Зайчики» Скок-поскок, скок-поскок, Зайка прыгнул на пенек. В барабан он громко бьет, В чехарду играть зовет. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки подтянись! Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки. (В.Волина) Пальчиковая игра «Ежик» (упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой) Ежик, ежик колкий, где твои иголки. (дети катают Су-Джок между ладоней) Нужно бельчонку сшить распашонку, Починить штанишки шалуну – зайчишке, Фыркнул ежик, отойдите, не просите, не спешите, Если отдам иголки, съедят меня волки. (дети катают Су – Джок между ладоней) Массаж пальцев эластичным кольцом (дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики) Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному) Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, Самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. Уч-лог: - Ребята, как можно назвать теремок по другому? (дом). Сколько звуков в слове дом? Какой первый звук? ([д] – согласный, твердый, обозначаем синим цветом). Какой второй звук? ([о] – гласный, обозначаем красным цветом). Какой третий звук? ([м] – согласный, твердый, обозначаем синим цветом). Уч-лог: - Какая схема подходит к этому слову? (дети находят походящую схему в корзинке и на дне корзинки замечают букву Д и ключик). Дети вклеивают букву в азбуку и открывают теремок. - Ребята, а где же будет жить мышка? (лягушка, мишка, волк, заяц, лиса) - дети определяют по оформлению окон и объясняют свой выбор (мышиный, лисий, заячий хвост…) Игра: - «Чей? Чья? Чьё?» (Чей хвост? – волчий (лисий, заячий, …). Уч-лог: - Будем здесь мы дружно жить, будем семьями дружить. Игра: - «У кого, кто?». Уч-лог: - Вот и сказке конец, а кто слушал молодец! |
Познавательная, речевая, социально-коммуникативная, физическая |
Вопросы детям, рассуждения, игровая ситуация, игровые действия, физминутка, пальчиковая игра, массаж пальцев
|
Теремок, фигурки животных, буквы (А, У, И, О, Э) Корзинка, картинки с изображением различных предметов (игрушки) Азбука, клей Картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [д], [д’], два кубика (синий и зеленый), вагончики Су –джок шары, Эластичные кольца Корзинка, схемы слов, буква Д, ключик Теремок, фигурки животных
|
Дети четко произносят звуки [а], [у], [о], [и], [э], [д], [д’]. Дети умеют определять позиции звуков в слове. Дети знают буквы А, У, О, И, Э, Д. Дети определяют позиции звуков [д] [д’] в словах, проводят звукослоговой анализ слов. Дети образовывают существительные с помощью суффиксов –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята. Дети правильно употребляют притяжательные прилагательные.
|
Заключительная часть
Задачи |
Содержание НОД |
Вид деятельности |
Формы реализации Программы |
Средства реализации ООП |
Планируемые результаты |
1.Развивать умение определять наличие звуков [д], [д’] в словах. 2.Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
Уч-лог: - Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? (со звуком [д] и буквой Д). Уч-лог: - По традиции мы сейчас выберем звезду дня (дети выбирают «звезду дня» по наличию звука [д] или [д’] в имени ребенка). Ребенку выдается звезда с буквой Д. Уч-лог: - А сейчас я предлагаю вам с помощью пластилина и различной крупы украсить букву Д. |
Социально-коммуникативная, физическая, художественно-эстетическая |
Беседа, вопросы, продуктивная деятельность |
«Звезды» с буквой Д, большая буква Д из картона, различная крупа, синий и зеленый пластилин
|
Дети умеют определять наличие или отсутствие звуков [д], [д’] в словах. |