0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 06.02.2020

Автор: Юшкова Любовь Алексеевна,
заведующий,
МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал
«Уфимский детский сад «Радуга»
Свердловская обл., п. Уфимский

Аннотация. Статья раскрывает особенности проявления застенчивости у детей 5 – 7 лет. Рассказывает о типичных ситуациях, вызывающих застенчивость у детей, предпосылках ее появления, причинах возникновения, возможных последствиях негативного влияния на поведение ребенка. Даны рекомендации родителям и советы педагогам по профилактике застенчивости у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольный возраст, застенчивость, биологическая предрасположенность, стрессовые состояния, профилактика застенчивости, гармоничное развитие, рекомендации родителям.

Застенчивость – это свойство личности, которое формируется при определенных условиях воспитания и приводит к определенным трудностям и напряжению в общении с незнакомыми людьми и во многих ситуациях взаимодействия. В «Педагогическом словаре» застенчивость описывается как психическое состояние или качество личности, проявляющееся в смущении, скованности, необоснованной молчаливости, в затруднениях речи.

Застенчивость охватывает широкий круг психологических проявлений – от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей, вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь человека. Поэтому важно как можно раньше заметить проявления застенчивости у детей и помочь им в ее преодолении, в детском саду этой проблеме необходимо уделять особое внимание.

Какие ситуации могут вызвать состояние застенчивости у ребенка? Пребывание в центре внимания большой группы людей; ситуации, требующие от ребенка уверенности в себе; новая обстановка; уязвимость (потребность в чужой помощи).

К причинам и предпосылкам появления застенчивости можно отнести  слабость нервной системы, генетическую предрасположенность, хронические болезни (биологическая предрасположенность); неприятие детей родителями, отсутствие в семье отца, неблагополучная семья, неправильный тип воспитания: тревожно-мнительный (родители постоянно тревожатся за здоровье ребенка и чрезмерно опекают его), авторитарный (ребенка не хвалят, не ласкают, требовательны) – социально – обусловленная предрасположенность.

  К сожалению, имеют место случаи в детском саду, когда недобросовестный воспитатель унижает малыша перед другими детьми, это может повлиять на то, что ребенок станет бояться общения. Также родители часто допускают ошибки в воспитании детей, постоянно критикуя его, сравнивая с другими детьми, стараются не замечать своего ребенка, просят его не путаться под ногами, а тихонько сидеть и не мешать.

  У детей подобное отношение со стороны взрослых вызывает сильнейшие ощущения стесненности, ожидании неуспеха в осложненных ситуациях, низкий уровень развития общения, замкнутость, затруднения в контактах с другими людьми  и сверстниками, эмоциональный дискомфорт при общении (низкий голос, неспособность смотреть прямо в глаза, молчание, заикание, бессвязная речь, позирование).

Такие нарушения коммуникативного развития детей могут иметь неприятные последствия для ребенка в будущем, например, невозможность положительно оценить личные достоинства, ясно мыслить и эффективно общаться, подверженность влиянию со стороны сверстников и др.

Работа  по преодолению застенчивости у детей должна вестись в двух основных направлениях: во-первых, необходимо постепенно расширять круг общения ребенка, формировать у него необходимые для этого навыки, при одновременной работе с остальными членами группы. Во-вторых, следует всемерно укреплять у ребенка уверенность в себе, в собственных силах. И, естественно, при этом нужен индивидуальный подход к детям, учет возможностей и его личных особенностей и интересов.

Мы разработали некоторые рекомендации для родителей застенчивого ребенка и советы педагогам, как нужно работать с детьми, которые проявляют признаки застенчивости.

Рекомендации для родителей застенчивого ребенка.

 

  • Если к ребенку кто-то обратился с вопросом, не спешите говорить за него, надо предоставить ему возможность самому пойти на контакт.
  • Важно проигрывать с ребенком ситуации общения с другими людьми, используя ролевые игры и кукольный театр.
  • Желательно чаще приглашать домой хорошо знакомых детей, и понаблюдать, как ваш ребенок играет с гостями.
  • Выбирать игры и упражнения сообразно темпераменту и интересам ребенка.
  • В присутствии других людей не стоит отчитывать своего ребенка и сравнивать его с другими детьми (можно только с его собственными результатами).
  • Необходимо создать ребенку комфортные условия дома, чтобы он чувствовал себя уютно и спокойно.
  • Надо организовывать совместное проведение досугов, свободного времени, чаще отправляться на прогулки всей семьей.

Советы воспитателям по работе с застенчивым ребенком.

 

  • Не следует называть ребенка застенчивым и робким в его присутствии.
  • Задав вопрос или предложив ребенку участвовать в групповом мероприятии, всегда надо дождаться его реакции и только исходя из этого, применять соответствующие действия (уговоры, стимулирование, выяснение причины отказа и т. п.).
  • Если ребенок отказывается от игры с другими детьми, можно предложить ему роль наблюдателя: "Посмотри, чтобы никто друг друга не обижал".
  • Если заметили, что застенчивый ребенок что-то делает лучше других, надо этим воспользоваться и предложить ему научить этому других детей. Важно подбадривать и хвалить застенчивого ребенка, отмечать все его достижения.
  • Читая сказки, чаще обращайтесь к застенчивому ребенку с вопросами и обязательно дождитесь от него ответа.
  • Нельзя заставлять ребенка общаться с другими детьми, если он этого не желает.
  • Если видите, что сверстники игнорируют или обижают застенчивого ребенка, надо самим включиться в игру, корректировать ее и направлять.
  • В работе с детьми надо быть справедливыми, сдержанными и принимать их такими, какие они есть.

Выполняя эти несложные правила, можно добиться положительных результатов в преодолении этой проблемы, ведь чаще всего именно эмоциональная нестабильность препятствует гармоничному развитию ребенка. Избежать воздействия отрицательных эмоций невозможно, так как в жизни наряду с успехами и достижениями, присутствуют неудачи, ошибки и срывы.

Важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно принимать неудачи и ошибки. Справиться с застенчивостью у дошкольников можно только при совместных усилиях детского сада и семьи.

1

Библиографический список

1. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. Ступеньки общения от года до семи. – М., 1992

2. Гаспарова Е. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. – 1989, - №3. – С. 71 – 78

3. Зимбардо Ф. Застенчивость. – М.: Просвещения, 1991

4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению

5. Гуревич Ю. По ту сторону застенчивости // Педагогический калейдоскоп –1998 - № 5.

6.  Психология личности и деятельности дошкольника /Под редакцией А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М., 1965