Дата публикации: 06.02.2020
Автор: Васькова Наталья Сергеевна,
педагог – психолог,
МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал
«Уфимский детский сад «Радуга».
Свердловская обл., п. Уфимский
Аннотация. Статья описывает опыт работы с родителями и детьми, не посещающими детский сад, в условиях Консультативного пункта филиала «Уфимский детский сад «Радуга». Дается краткая характеристика содержания профессиональной деятельности с детьми и их родителями с учетом ФГОС ДО, описывается эффективная форма педагогической деятельности, направленная на повышение качества дошкольного образования в современных условиях.
Ключевые слова: консультативный пункт, дошкольное образование, психология, педагогика, педагогическая практика, взаимодействие с родителями.
Работа с родителями одно из самых актуальных и значимых направлений в работе с детьми дошкольного возраста, эта проблема нашла особое отражение в содержании ФГОС ДО. Для нас, педагогов, работа с родителями является очень ответственным и довольно сложным видом профессиональной деятельности.
У родителей, как правило, отсутствуют специальные знания о психолого-педагогических особенностях развития детей дошкольного возраста. В вопросах воспитания они полагаются на собственную интуицию, опыт общения со своими родителями или советы друзей.
Поэтому в нашем детском саду «Радуга» с целью обеспечения доступности дошкольного образования, повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста на дому, была организована деятельность консультативного пункта в соответствии с «Положением о консультативном пункте» МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» и законом «Об образовании в РФ» ст.18, п.5.
Вашему вниманию представляем опыт организации и проведения социально-психологического консультирования в рамках проекта «Консультативный пункт». Предлагаемый для рассмотрения опыт отражает сущность оказания психолого-педагогической поддержки родителям. Данный опыт включает описание особенностей организации консультативной и практикоориентированной работы с родителями, анализ удовлетворенности родителей данными видами деятельности.
Цель - оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад и обеспечение единства и преемственности семейного и дошкольного воспитания.
Задачи:
- Оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.
- Оказывать содействие в социализации детей дошкольного возраста.
- Оказание помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития детей.
В качестве психолого-педагогической поддержки семьи педагогами и специалистами ДОО используются различные формы работы:
- подгрупповое консультирование семей с одинаковыми проблемами;
- беседы;
- индивидуальное консультирование;
- практические занятия;
- лекции
Наш консультативный пункт принимает детей и родителей каждую среду с 12.00. до 13.00. Консультации с элементами практики проводятся каждую неделю по определенной заранее спланированной тематике, и с учетом запросов родителей.
Индивидуальное, семейное консультирование проводится по запросу родителей, в удобное для них время (в другие дни недели) по предварительной записи. В работе консультативного пункта задействованы воспитатели возрастных групп и специалисты: педагог-психолог, учитель – логопед, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, старший воспитатель.
Мы также поставили перед собой задачу раскрыть коммуникативный и творческий потенциал родителей, дети которых не посещают детский сад, преодолеть неуверенность в общении с педагогом, и, как следствие, добиться более качественных результатов в воспитании детей.
В этой статье представлю одну из наиболее эффективных форм работы — психолого-педагогическую практику из-за ее вариативности и возможности получить реальные практические результаты.
Существует множество психолого-педагогических практик, с помощью которых можно организовать профессиональное взаимодействие с родителями в вопросах воспитания и образования дошкольников.
Основной формой психолого-педагогической практики является психологический тренинг, в который входят: игры и упражнения на развитие вербальных и невербальных способов общения, тактильные игры на развитие эмоциональной сферы и рефлексия.
На примере одной из практик, составленной и адаптированной нашими педагогами на основе выборки материалов научно-методических пособий по педагогике и психологии таких авторов, как О.Л. Зверева, Т. В. Кротова, Э. Фромм, Ф. Дольто, Дж. Боулби, М. Эйнсворт, Л.С. Выготский, А.С. Спиваковская, А.И. Захаров, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Марковская, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Л.А. Петровская и других, рассмотрим особенности проведения данной формы работы с родителями.
Психолого-педагогический тренинг
«Вербальные и невербальные методы общения»
Цель - способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия
Задачи - показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.
участники – педагоги, специалисты, родители, дети
прогнозируемый результат:
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийная установка;
- слайды презентации «Вербальные средства общения»;
- классическая музыка Вивальди, А. Григ;
- текст к упражнению «Вера Коркина»;
- образцы карточек к упражнениям «Мудрый слушатель»;
- апельсин
- буклет «Правила общения с ребенком»,
Форма взаимодействия: подгрупповая, индивидуальная
Ход практики
1.Организационный момент.
Успешность работы педагога, сопряжена с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться.
Дается ли человеку от природы умение общаться или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причем научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей - презентации «Вербальные средства общения».
Приветствие
Упражнение – активатор «Апельсин», «Переход через реку»
Цель: создать атмосферу психологического комфорта; настроить на эмоциональную работу; сплотить родителей.
2. Информационная часть
- Беседа с родителями «Услышь меня»
- упражнению «Вера Коркина»
- Упражнение «Недетские запреты»
Цель - развить способности к конструктивному взаимодействию; снять психоэмоциональное напряжение.
3. Рефлексия
-упражнениям «Мудрый слушатель»
-Упражнение «Ролевые игры»
Цель - развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания
Родители продолжают предложение: «Сегодняшняя встреча для меня ...»
или «Сегодня я ...».
4. Прощание
- «Улыбнись!»
- Раздача информационного материала: буклет «Правила общения с ребенком»
Таким образом, использование в работе с родителями психолого-педагогических практик разной тематической направленности способствует активному привлечению родителей в процесс воспитания и обучения детей, которые улучшают качество совместной педагогической деятельности, дают стимул для дальнейшего сотрудничества между семьей и дошкольной организацией.
По окончании консультаций, бесед и совместных практических мероприятий с детьми родителям всегда раздаем рекомендации, буклеты, памятки полезных советов, а также рекомендуем необходимую литературу, дидактические игры, развивающие память, внимание, воображение и мелкую моторику.
Предварительная запись к специалистам на консультации по интересующей теме позволяет подготовить квалифицированную консультацию для родителей. Учет ведется в соответствии с журналом регистрации обращений родителей. Основными проблемами, с которыми обращаются родители, являются речевые нарушения, особенности психического развития детей (адаптации детей к детскому саду; какие игрушки и игры нужны детям; вопросы воспитания в семье и др.).
Родители проявляют искреннюю заинтересованность вопросами воспитания и развития детей. После проведения практикоориентированных консультаций родители дают положительную оценку работе Консультативного пункта, отмечают его важность в выработке единых требований при воспитании ребенка со стороны всех членов семьи, придают особое значение полученным знаниям для формирования их педагогической культуры.
Считаем, что организованная нами работа Консультативного пункта актуальна и востребована, исходит из запросов и потребностей родителей.
Библиографический список
- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М., 2014
- Агавелян М.Г. Взаимодействия педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 128 с.
- Арнаутова Е. П. Общение с родителями: Зачем? Как? М., 1993. 208 с.
- Гиппенрейтер Ю. Большая книга общения с ребенком
- Гладкова Ю. Педагог и семья \\ Дошкольное воспитание. – 2008. - № 4
- Глозман, Ж.М. Детско-родительские отношения как фактор личностного и социального благополучия ребенка / Ж.М. Глозман, Л.М. Винникова // «СДО», 2012 № 2. С. 4-9.
- Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. № 1. - С.41 – 48
- Зверева О.Л. Общение с родителями в ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2014
- Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг / Н.В. Клюева – М.: Академия Развития, 2007. 163 с.
- Кротова Т.В. ДОУ и родители: пути сотрудничества \\ Управление. – 2006. - № 3
- Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Прохорова С.Ю., Нигматулина Н.В. и др. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду – М.: Скрипторий 2003, 2011.
- Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов / Сост. Цветкова Т.В. – М.: ТЦ Сфера, 2013.