0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 10.02.2020

Автор: Щекалева Светлана Владимировна,
Воспитатель,
МКДОУ «Детский сад № 11 комбинированного вида»
г. Далматово

                                                                                                                                   Рисуют дети на стекле,

                                                                                                                                   Рисуют дети на асфальте,

                                                                                                                     Возводят город на песке -

                                                                                                                  Такого нет ещё на карте.

                                                                                                                          В руках мелки, карандаши…

                                                                                                                           Детишки – маленькие маги.

                                                                                                                        Но столько вложено души

                                                                                                         В их мир прекрасный на бумаге!                                                                                                                                                                                                                                             (Т.Щербачёва

                                 

Развитие детского творчества в настоящее время является одной из актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.   

Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее радостней.

Использование нетрадиционных техник изображения способствуют интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личности сферы дошкольника, рождают оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение, формируют самостоятельность, инициативность, творческую активность, снижают закомплексованность, скованность.  Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, координация глаза и руки. Каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать   благоприятную среду, основанную на доверии и понимании

Под руководством заслуженного педагога Р.Г. Казаковой на данное время освоено и изучено более 30 различных нетрадиционных техник. В своих работах Р. Г. Казакова рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники, обучать способам работы с ними, пониманию выразительных свойств разных материалов

Г.Н. Давыдова отмечает, что детское художество сводится к тому, что необходимо научить детей манипулировать с разными по качеству, свойствам материалами, используя нетрадиционные технологии. А. В. Никитина подчеркивает, что разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции.

Из моих наблюдений за детьми, отметила, что они любят новизну, их привлекает разнообразие материалов, в результате получают успешный продукт деятельности. Чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству, я решила обратиться к нетрадиционным художественным техникам.

Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.  Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Нетрадиционные техники изобразительного творчества – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

В связи с этим я изучила практические исследования О.А. Белобрыкиной,                                              Р.Г. Казаковой, Г.Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой, И. А. Лыковой,   и других педагогов в области использования нетрадиционной техники, которые прошли проверку в дошкольных образовательных учреждениях и доказали свою значимость в повышении уровня выразительности рисунков, эффективности усвоения технических приемов в создании образа или композиции.

В работе с детьми с учетом их возрастных особенностей можно использовать разные виды нетрадиционных техник.

В начале учебного года мною была проведена педагогическая диагностика детей для определения уровня развития изобразительной деятельности. Анализ полученных данных выявил: высокий уровень – у 18 % детей, средний уровень - 60 %, низкий уровень - 22 %.

Следующим этапом моей работы была разработка образовательной программы студии «Фантазия». Программа содержит учебно-тематический план, тематическое планирование, критерии определения результативности программы.

Цель программы: создание условий для развития у воспитанников творческих способностей через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Определила следующие задачи:

  • формировать художественно-творческие способности, совершенствовать изобразительные навыки и умения;
  • закреплять способы и приемы работы с разными изобразительными материалами;
  • учить работать на заданном пространстве;
  • развивать сенсорное восприятие детей посредством наблюдения, обследования и анализа объектов и явлений природы, конструктивного строения предметов;
  • развивать способности использовать средства выразительности, понимать особенности живописного колорита;
  • развивать мелкую моторику кисти рук.
  • вызвать интерес к нетрадиционным изобразительным видам деятельности;
  • воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ;
  • воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

В своей работе опиралась на следующие принципы:

1. Интеграция образовательных областей.

2. Доступность:

- учет возрастных особенностей детей,

- адаптированность материала к возрасту.

3. Системность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному,

- частое повторение усвоенных правил и норм.

4. Наглядность:

- учет особенностей мышления.

5. Динамичность:

- интеграция программы в разные виды деятельности.

6. Дифференциация:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В своей работе использую следующие методы и приемы:

  • Наглядный: наблюдение за природой, рассматривание иллюстраций и картин.
  • Практический и игровой: дидактические игры, упражнения, физминутки.
  • Исследовательский: ребёнок проводит исследования: какой это цвет, как можно получить другие цвета. Как правильно расположить рисунок. Как интереснее изобразить тот или иной объект. Как передать динамику живой природы и др.
  • Информационный: экскурсии, прогулки, диафильмы, видеофильмы. Обследование предметов. Образец. Показ способов действия: общий, частичный, поэтапный. Анализ детских работ. Объяснение. Вопросы к детям. Поисковые вопросы к детям. Художественное слово. Поощрение. Игровые, сюрпризные моменты.

Основная форма проведения - занятие.

Программа содержит критерии определения уровня развития художественно-творческих способностей детей.

Высокий уровень:

- повышенный интерес к процессу художественного творчества, творческая активность;

- субъективная новизна, оригинальность и вариативность способов решения творческой задачи;

- разнообразие цветовой гаммы, реальный цвет, выразительность изображения;

- умеет точно передавать форм;

- по всей плоскости листа, соблюдает пропорциональность между предметами;

- хорошо развита моторика рук, аккуратность;

- выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого;

- умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства;

- индивидуальный «почерк» детской продукции;

- доводит начатое до конца.

Средний уровень:

-  активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога;

- правильно выполняет задание, внесённых новых авторских замыслов нет;

- есть незначительные искажения цвета;

- на полосе листа композицию располагает незначительными элементами;

- ручная умелость развита;

- требуется незначительная помощь.

Низкий уровень:

- не активен, выполняет работу без особого желания;

- нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками;

- форму предметов передать не может, искажения значительные, безразличие к цвету, однотонность;

- композиция непродуманная, носит случайный характер;

- развита моторика рук;

- не может самостоятельно выполнять задания без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция.

 Ожидаемый результат:

- у воспитанников сформированы художественно-творческие способности;

- у детей развиты способы и приемы работы с разными изобразительными материалами;    

- у воспитанников сформированы умения работать на заданном пространстве;

- сформировано сенсорное восприятие дошкольников посредством наблюдения, обследования    и анализа объектов и явлений природы, конструктивного строения предметов;

- сформированы способности использовать средства выразительности, понимать особенности живописного колорита;

- развита мелкая моторика кистей рук;

- развит интерес к нетрадиционным изобразительным видам деятельности;

- сформировано желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ;

- воспитано бережное отношение к произведениям искусства.

Главным условием развития творческих способностей детей является организация развивающей предметно-пространственной среды. В группе оборудован центр художественно-эстетического развития, где находятся наглядные пособия: иллюстрации картин, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, литературные произведения, дидактические игры, музыкально-дидактические игры, музыкальное сопровождение, пальчиковые игры, открытки, альбомы, таблицы, демонстрационный материал, атрибуты к играм, подлинные образцы изделий народного декоративно-прикладного искусства, книги и методиче­ские пособия.

Создана мини-лаборатория, в которой размещены приборы-помощники: красители, пищевые и непищевые, технические материалы, природный и другой сыпучий материал (соль, сахар, мука, манка), разные виды бумаги, бросовый и прочие материалы.

В центре художественно-эстетического развития имеется выставка детских творческих работ, библиотечка, в которой находится литература по нетрадиционному рисованию, иллюстрации картин художников.

Чтобы передать выразительность образа, создать общие композиции о природе, углубить знания детей, использую информационно-коммуникативные технологии: мультимедиа презентации, видеофильмы. Презентации в силу своей наглядности, красочности и простоты позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий и систематизации знаний.

Большое внимание придаю активному использованию художественного слова в целях усиления эмоционального восприятия объекта, элементам эвристических бесед. Использую в практике работы загадки, логические задачи, игры, упражнения на развитие зрительного воображения. Эти приемы помогают развивать познавательную активность, способствуют развитию детской фантазии и образного мышления.

Среди нетрадиционных техник изобразительной деятельности в детском саду использую следующие:

  • лепка – (пластилиновую живопись);
  • аппликация – (бумагопластика, торцевание, оригами);
  • рисование – (рисование по манке, рисование солью, рисование макаронами, рисунок по сырому листу, граттаж, ниткография, печать листом).

Каждая из вышеперечисленных техник развивает у детей определенные качества. Например, во время занятия лепкой, у детей активно развиваются навыки работы двумя руками, координируются движения, очень активно работают мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развивается ассоциативная фантазия, общие и изобразительные способности.

Во время занятий аппликацией у детей совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера, чувство цвета, композиции, пространственного мышления, воображения.

На занятиях рисованием развивается фантазия детей, глазомер, чувство композиции, художественный вкус, любознательность, наблюдательность, внимание.

Перед началом работы ставлю детям задачи, задаю вопросы, учу видеть характерные особенности предметов, развиваю у детей способности и эмоционально реагировать на предметы искусства. У ребят развиваю вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы мне, друг другу, обогащают и активизируют свой словарный запас.

Дети с удовольствием занимаются студии «Фантазия». Особенно любима ими одна из техник лепки: пластилиновая живопись, применяем технику «налеп», которая напоминает аппликацию из пластилина, или «барельеф» - объемное изображение.   Детям очень интересна техника «размазывания» пластилина по основе со смешиванием цветов, такие картины напоминают живопись масляными красками. Для обогащения впечатлений рассматриваем картины, иллюстрации, слайды, для яркого восприятия использую художественное слово: стихи, песенки.

Очень интересна и увлекательна для детей оказалась техника «Бумагопластика. В процессе этой техники, у детей развивается способность работать под контролем сознания. Эта техника требует от детей аккуратности и внимания. Важным плюсом в работе можно отметить возможность интегрирования с другими образовательными областями. Во время занятия, обязательно вспоминаем историю возникновения бумаги, слушаем стихи, загадки, пословицы. 

 Для работы с детьми я выбрала технику «Тычкование» – это своеобразный вид аппликации из бумаги.  При работе с этой техникой использую определенный алгоритм:

- Знакомство с новым материалом.

- Правила при работе с ножницами.

- Показ образца, поэтапное выполнение.

- Самостоятельное выполнение детьми (помощь).

- Анализ выполненной работы.

Ознакомление с этой техникой оригами происходило поэтапно от простого к сложному. Сначала дети закрепили названия геометрических фигур, затем научились из целого листа складывать разные геометрические фигуры. После пары сказок у детей появляется желание не просто создавать героев сказок, а стимулирует создание игровых ситуаций, развивая коммуникативные способности. Оригами развивает способность работать руками, учит читать чертежи, по которым создаются фигурки. Знакомит с основными геометрическими понятиями, происходит обогащение словаря.

Интересной и необычной показалась воспитанникам техника «Рисование по сырому». Обращаю внимание на новые приемы, предлагаю рассмотреть, привлекаю к анализу выполнения, затем прошу воспроизвести поэтапно. Это способствует формированию у детей представления о художественном творчестве, умению анализировать. Эта техника требует внимания и быстроты в рисовании, необходимо рисунок нарисовать до полного высыхания. После высыхания можно чуть подрисовать детали. Получается необычно.

Во время прогулок на участке, предлагаю детям набрать много разных красивых листьев, цветов, семян для работы с новой техникой в изобразительном творчестве – «печать листом». Дети с удовольствие делали оттиски при помощи листьев, цветов, кистью дорисовываем стволы деревьев, а прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне. Получились красивые сказочные зимние пейзажи. Особенно такая техника подходит для рисования «Золотой осени», «Листопад в осеннем лесу», «Зимушка волшебница», «Необычные животные» и пр.

Наши дети – маленькие экспериментаторы. Для детей рисование манкой - это новшество, которое завораживает, развивает творческое мышление, фантазию, воображение, мелкую моторику. Рисование манкой веду в четырех направлениях:

1. Рисование манкой на противне темного цвета.   Эта техника больше подходит для детей раннего возраста.

2.  Рисование манкой по бумаге- увлекательное занятие. По контуру рисунка наносим клей ПВА, поверх клея насыпаем крупу. Стряхиваем лишнюю манку и рисунок готов. Такое задание дети выполняли в 3-4 года.

            3. Цветное рисование манкой.  Окрасили манную крупу разными способами: гуашевыми красками, грифелем от карандаша, обжарили манку на сковороде до золотистого цвета. Намазываем клеем мелкие детали, посыпаем окрашенной крупой.  И так поэтапно от мелких деталей к более крупным раскрашивают дети свою картину.  Работа трудоемкая, развивает у ребенка усидчивость и станет потрясающей поделкой в подарок!

            4. Рисование по манке.  Лист бумаги покрываем слоем клея, а сверху насыпаем манку. Лишнюю крупу стряхиваем и рисуем красками как по бумаге. Фактура листа неровная, поэтому получится «мраморный эффект»!  Готовый рисунок можно обрызгать лаком для волос, вставить в рамочку и картина готова.

      Рисование солью и акварельными красками – новый вид творчества. Для такого творчества не нужно заранее заготавливать трафареты. Существует несколько вариантов рисования солью:

1.Обводим контур рисунка клеем ПВА и поверх засыпаем солью.  Лишнюю соль стряхиваем, ждем, когда подсохнет и раскрашиваем акварельными красками. Этот вариант я использовала для детей младшего возраста.

2.Восковыми карандашами рисуем снежинки, контур лисички на белой бумаге. Смачиваем лист водой и акварельными красками заполняем все пространство листа: небо, луну, облака т. д.  Сырую картину посыпаем крупной солью, которая впитает в себя краску и заискрится. Даем работе полностью высохнуть, стряхиваем лишнюю соль. Восковые карандаши недали закрасить краской нужные нам моменты, а соль добавила сказочного блеска нашей работе.  

3. Рисуем краской фон и в нужных местах промакиваем лист салфеткой или туалетной бумагой. Краска не успевает впитаться, дети по сухому дорисовывают задуманный сюжет. Остальное пространство мокрого листа покрываем хорошо солью. В данной технике советую использовать разные виды и сорта соли. Каждый сорт соли дает свой непредсказуемый эффект в рисунке.

Очень увлекательной для детей стала техника рисования макаронами. Для того чтобы приступить к этой технике рисования предлагаю детям продумать будущий рисунок. Для рисования берем нужную макаронину, обмакиваем ее в краску и делаем оттиск на бумаге, продолжаем рисовать задуманный рисунок. Эта техника развивает у детей воображение, моторику рук, чувство оппозиционности.

Техника Граттаж требует поэтапного выполнения:

            1. Яркими цветами закрашиваем лист бумаги, даем краске высохнуть. 

            2. По краске лист бумаги дети с удовольствием натирают восковой свечой.

            3. Аккуратно толстой кисточкой ровным слоем покрываем лист тушью или гуашью черного цвета с добавлением мыльного раствора.

            4. Бумага полностью высохла, используя заостренные палочки приступаем к творческой части процесса - процарапывания рисунка. Эта техника рисования вырабатывает у детей терпение, развивает творческое воображение, моторику рук. Тематика работ в технике граттаж весьма разнообразна: «Натюрморт», «Ваза с цветами», «Подводный мир», «Космос» и многие другие.

Ниткография – яркая и простая техника. Существует два вида ниткографии.

1.Рисование цветной нитью. Отпускаем нитку в краску, слегка отжимаем.  На лист бумаги выкладываем изображение из нитки, оставляем один конец нитки свободным. Поверх первого листа кладем другой лист, прижимаем и рукой вытянуть нитку за кончик.  Отдельные элементы выстригаем, составляем композицию. Эта нетрадиционная техника рисования очень удивила детей своей неповторимостью. При выполнении этой работы, развивается внимание, аккуратность, творческое воображение.

2. Рисование нитками делается просто. Через трафарет делаем рисунок, затем поэтапно наносим на рисунок клей и поверх выкладываем нитки. Также можно выполнять плоский или объемный рисунок по желанию.  Работая с ниткой у детей развивается фантазия, глазомер, мелкая моторика.

Особое внимание уделяю взаимодействию с родителями по внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества. Содержание плана работы с родителями реализую через разнообразные формы:

  • родительские собрания: «Рисование нетрадиционными способами в домашних условиях», «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования», на которых познакомила родителей с данным направлением работы, рассказала о нетрадиционных видах творческой техники, с тем какие образовательные задачи планирую решать при использовании этих техник на занятиях и в совместной деятельности;
  • Выставки совместных детско-родительских работ;
  • Участие во всероссийском интернет-конкурсе «Русская матрешка»
  • Консультации: «Развитие творческих способностей у детей средствами нетрадиционных технологи в домашних условиях», «Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения».

Опыт работы по своей теме предлагаю коллегам, демонстрирую его на:

  • Мастер-классе «Нетрадиционная техника рисования: граттаж».
  • Открытом занятии «Деревья в зимнем уборе».
  • Консультации «Нетрадиционные техники рисования во всестороннем развитии малышей».

Занятия в студии позволили моим воспитанникам освоить новые способы и приемы работы с разными изобразительными материалами, дети научились использовать различные средства выразительности, понимать особенности живописного колорита. Мои воспитанники с желанием включаются в создание индивидуальных и коллективных творческих работ, социально активны, участвуют в смотрах-конкурсах муниципального, регионального и федерального уровней, достигают положительных результатов и получают призовые места:

- районный конкурс декоративно-прикладного творчества «Пасхальный сувенир», (дипломы 1 степени, 2017);

-  районный фестиваль-конкурс народного творчества «Русская матрешка» (дипломы 1 степени, 2017);

- районная выставка технического и декоративно-прикладного творчества «Родное Зауралье» (грамота 3 место, 2017).

- районный творческий конкурс «Защитнику отечества» (диплом 3 степени, 2017);

- всероссийский конкурс детского творчества «Русская матрешка» (дипломы 1, 2 степени, диплом лауреата, 2017);

- районный конкурс детского творчества «Подарочек для мамочки» (диплом 3 степени, 2016);

- всероссийский творческий конкурс «Ветер перемен» (диплом участников, 2016).

Считаю, что у всех моих воспитанников появился интерес к нетрадиционным изобразительным видам деятельности, дети с удовольствием демонстрируют свои умения родителям и размещают свои работы в центре художественного творчества.

Анализ результатов промежуточной педагогической диагностики позволил сделать следующий вывод: высокий уровень развития изобразительной деятельности вырос на 11% и составил 29%, средний уровень составил 50%, низкий – 21%. По сравнению с началом учебного года наблюдается позитивная динамика в развитии изобразительной деятельности воспитанников.

Таким образом, опыт работы показывает, что нетрадиционные техники рисования способствуют всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию творческой личности, развитию социальной активности. Считаю, что мой опыт работы может быть полезен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

            Список используемой литературы:

  • «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М., Мозаика – Синтез, 2014 г.
  • Яковлева,Т. Н. «Пластилиновая живопись» методическое пособие, - М.: Творческий центр «Сфера», 2012г.
  • Давыдова, Г.Н. «Пластинография» - М.: Издательство «Скрипторий», 2003г.
  • Лыкова, И.А «Бумагопластика. Цветочные мотивы», - М. ООО ТД Издательство «Мир книги» 2008 г.
  • Комарова, Т.С «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа». –М.: Мозаика – Синтез, 2015г.
  • Куцакова, Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» -М.: Торговый дом «Сфера»,2012г.