Дата публикации: 16.02.2020
Автор: Пиховкина Елена Яковлевна,
Воспитатель,
МБДОУ Д/С № 43 Челябинская обл.
г. Озерск
Вид НОД. Комплексное.
Форма организации обучения. Фронтальная
Цель. Создание условий для формирования экологических представлений.
Программное содержание
Коррекционно-образовательные задачи
1. Актуализировать и систематизировать представления детей о зиме, характерных особенностях времени года.
2. Закрепить правила поведения в лесу.
3. Способствовать формированию умения составлять узор из геометрических фигур.
Коррекционно-развивающие задачи
1. Способствовать развитию речевой активности детей через рассказы, стихи, загадки.
2. Развивать внимание, память, мышление посредством знаков-символов и составления карты-схемы.
3. Создавать положительный эмоциональный настрой.
Коррекционно-воспитательные задачи
1 . Создавать условия для воспитания познавательного интереса, проявления индивидуальной активности детей.
2. Воспитывать умения преодолевать различные трудности (полоса препятствий), оказывать помощь друг другу в коллективных заданиях и играх.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие.
Интеграция детских видов деятельности: двигательная, продуктивная, коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа: составление рассказов о диких животных зимой, заучивание стихов, загадок, сезонные наблюдения в природе,
рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, изготовление макета «зимний лес», дидактические игры, беседы, слушание музыки, театрализованная деятельность, подвижные игры.
Планируемый результат: имеют представления о характерных признаках зимы, проявляют такие качества как: любознательность, активность, самостоятельность.
Средства и оборудование: технические(музыкальное сопровождение,
спортивное оборудование), методические(картинки, наглядные пособия), организационные( костюмы, столы для продуктивной деятельности, заготовки и материал для аппликации, следы из бумаги).
Ход мероприятия
Организационный этап
Педагог: Ребята, скажите какое сейчас время года?
Дети: Сейчас идет зима.
Педагог: А как вы догадались?
Дети: На улице много снега, стало холодно, деревья голые стоят.
Педагог: А давайте всех гостей научим не бояться мороза.
Инструктор по физкультуре проводит игру:
А на улице мороз, ну-ка все взялись за нос,
По коленкам постучали, головою покачали,
По плечам похлопали и чуть-чуть потопали.
Ни к чему нам бить баклуши, ну-ка все взялись за уши.
Ну-ка все вместе уши развести, лучше по хорошему
Хлопайте в ладоши нам.
В группу заходит Красная Шапочка( ребенок из старшей группы).
Красная Шапочка: здравствуйте, ребята. У вас так весело, что я решила к вам зайти, посмотреть как вы играете.
Педагог: здравствуй, Красная Шапочка, а куда ты идешь?
Красная Шапочка: я иду к бабушке.
Педагог: а где живет твоя бабушка?
Красная Шапочка: она живет в доме, на краю деревни, за лесом. Ребята, а вы знаете что такое лес?
Содержательный этап
Дети : Лес- это место, где растет много деревьев. Лес- это дом для животных и птиц. В лесу очень красиво, там растут ягоды и грибы.
Педагог: А вы знаете правила поведения в лесу?
На доске знаки-символы( не шуметь, не разводить костры, не мусорить, не рвать и не ломать, не разорять гнезда и муравейники).
Педагог: лес красив в любое время года. А что ты Красная Шапочка можешь нам рассказать про зимний лес?
Красная Шапочка: зима- настоящая волшебница. Она наряжает лес в красивые белые наряды. А вы гуляли по зимнему лесу? Хотите я вам покажу сказочный зимний лес? Только сейчас там холодно.
Ведущая: не переживай, Красная Шапочка, наши ребята настоящие умельцы что-нибудь придумают.
Продуктивная деятельность(аппликация « Укрась варежку»)
Педагог: Отгадайте загадку « 2 сестренки, 2 плетенки из овечьей пряжи тонкой. Как гулять, так надевать, чтоб не мерзли пять и пять»
Дети: это варежки.
Педагог: сейчас мы украсим варежки узором из геометрических фигур.
Показывает и объясняет как из квадрата 2 прямоугольные полоски или круг. Дети выполнят узор на выбор.
Педагог: теперь нам не страшен мороз и мы можем отправляться в лес. Но, у меня , ребята, к вам задание мы не просто пойдем гулять, а будем составлять карту нашего пути, чтобы Красная Шапочка никогда не заблудилась в лесу. Смотрите, мы пойдем по этим следам и они нас приведут в сказочный зимний лес.
Педагог: Вот мы и в лесу. В лесу не всегда бывают тропинки, а есть и буреломы и завалы. Впереди нас ждет трудная дорога (полоса препятствий).
Педагог: Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились, а вот и первый фрагмент нашей карты , он обозначает « препятствие или трудная дорога(знак-символ).
Педагог: А кто это здесь петлял, следы запутывал? Чьи это следы?
Дети: это, наверное, зайчик бегал.
Педагог: А где же наш зайчик?
Ребенок с ободком зайчика выходит на полянку.
Красная Шапочка: здравствуй, Шустрик. Не бойся . Мы идем к бабушке в гости. Я хочу показать им зимний лес..
Педагог: здравствуй, Шустрик как твои дела? Вижу у тебя новая шубка?
Заяц: здравствуйте, я меняю свою шубку 2 раза в год, летом я серый, а зимой белый.
На белом снегу меня не видно, мне легко спрятаться. У меня длинные ушки. Я все время прислушиваюсь к любому шороху. У меня длинные передние лапки и короткие, но очень сильные задние, поэтому я хорошо и быстро прыгаю. Зимой очень голодно и приходиться грызть веточки и кору деревьев.
Красная Шапочка угощает его морковкой.
Педагог: Да, не легко тебе зайка зимой. А давайте, ребята, научим зайку прятаться. Кто зимой холодной бродит злой, голодный?
Дети: волк.
Выбираем по считалке волка
Считалка « Захотели мыши раз посмотреть который час.
1,2,3,4- мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон, убежали мышки вон»
Проводится п/и « Зайцы и волк»
Спасибо тебе зайчик, мы нашли 2 фрагмент карты, он называется «Зайкина полянка».
Педагог: Ну что двигаемся дальше. Отгадайте загадку «Ее всегда в лесу найдешь. Пойдем гулять и встретишь. Стоит колючая, как еж. Зимою в платье летнем».
Эстафета « Выложи елочку»
Из гимнастических палочек дети дети выкладывают 3 треугольника, образец из геометрических фигур(треугольники) на доске.
Вот и третий фрагмент нашей карты- это елочка.
Звучит игра на музыкальном инструменте (свистулька).
Педагог: Ребята на чью это песенку похоже?
Дети: так птички поют.
Красная Шапочка: Давайте поиграем.
Она показывает детям картинки , а ребята называют зимующих птиц(синица, воробей, ворона, снегири, дятел)
Педагог: Правильно, ребята, как можно всех этих птий назвать одним словом?
Дети: зимующие.
Педагог: проводит игру « 4 лишний» (синица, воробей, ворона и ласточка).
Педагог : расскажите, ребята как мы птицам зимой помогаем.
Дети читают стихи:
1 Мы в детском саду кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед будет вам зимой обед.
2 У нас такой обычай чуть выпадет снежок.
Мы вешаем кормушку для птички на сучок
Педагог: Молодцы, ребята, а чем же вы кормите птичек?
Дети: зернами, семечками, хлебом.
Педагог: Не забывайте покормить птиц на участке. Возьмем значок «птица» для нашей карты и пойдем дальше.
Педагог: « Рыжий маленький зверек по деревьям скок да скок» Кто это?
Дети: это белка.
Выходит ребенок в костюме Белочки.
Белочка: Здравствуйте, ребята. Посмотрите какой у меня уютный домик- дупло. Я сама его смастерила. Утеплила его мхом ,веточками.
Заготовила запасы на зиму(грибочки, орешки, шишки).
Педагог: Наши ребята тоже хотят тебе помочь.
Проводится игра « Собери шишки в корзинку».
Белочка: спасибо вам , ребята, за подарки.
Педагог: вот мы нашли еще один значок для нашей карты(«белочкин дом»).
Красная Шапочка: А ты не знаешь , белочка, почему не видно в зимнем лесу следов Топтыгина и ежика?
Белочка: нет я их не встречала.
Педагог: дети, а вы как думаете?
Дети: потому что они зимой спят.
Педагог: Спасибо тебе, Красная Шапочка, вот мы и узнали как живут птицы и звери в зимнем лесу. А мы тебе подарим карту, чтобы ты не заблудилась.
Красная Шапочка: Да вот уже виднеется домик моей бабушки.
Она у окошка сидит, да на улицу глядит.
А на улице зима все дороги замела.
Рефлексия
Дети возвращаются в группу, где их встречает бабушка с соком и угощением.
Бабушка : Расскажите где вы были ,ребята?. Что запомнилось? Какие трудности были в пути? Что было интересного?