Дата публикации: 19.02.2020
Автор: Кайнулина Альбина Павловна,
Воспитатель,
МАДОУ"Детский сад ЛЕГОПОЛИС" города Перми
Профиль: познавательный, естественно - научный, экспериментальный.
Цель создания: Формировать у детей чувство гордости к родному краю, воспитывать бережное отношение к природным богатствам в недрах земли.
Задачи:
Образовательные:
1. Способствовать формированию проектно-исследовательских умений и навыков, предпосылок экологической культуры.
2. Обучать взаимодействию с природными объектами посредством органов чувств.
3. Формировать у дошкольников представления о музее.
Развивающие:
1. Развивать наблюдательность, любознательность и воображение в процессе исследования природных объектов;
2. Развивать мелкую моторику, творческое воображение.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к разнообразным ресурсам природы, к экспонатам мини — музея.
2. Воспитывать коммуникативные навыки, экологическую культуру, самостоятельность.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип опоры на интересы ребенка;
- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности;
- принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Основные критерии оформления
Разнообразие и целесообразность объектов;
Характеристика помещения: групповая
соответствие возрасту;
доступность;
безопасность комната площадью 36 кв.м.
Площадь, занятая под экспозицию: полочка уголка природы и экспериментирования.
Актуальность:
Актуальность выбранной темы (Мини-музей Уральского камня») обусловлена проблемой нравственно-патриотического воспитания детей, т.к. уделяется мало внимания знакомству их с природой родного края. Живя в краю, богатом полезными ископаемыми, у детей мало знаний об объектах неживой природы. Поэтому важно пополнить знания детей об окружающих нас камнях и минералах. Непосредственное общение с камнями родного края оказывает большое влияние на формирование нравственных и патриотических чувств ребенка. У детей формируется чувство гордости к родному краю, Отечеству, воспитывается бережное отношение к природным богатствам в недрах земли.
Под экспозицию было выделено специально отведенное место, доступное взору детей в любое время дня.
В мини музее представлено:
Коллекция камней необработанных 49 шт.
Коллекция камней обработанных 29 шт.
Галерея камней;
Выставка камней:
- Минералы и горные породы Пермского края;
- Драгоценные и полудрагоценные камни Урала;
- Коллекция полезных ископаемых.
ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИ-МУЗЕЕ
Уральского камня
1. Общие положения
1.1. Музей является систематизированным собранием различных форм работ с камнями. Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
2. Цели и задачи
2.1. Музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников на лучших традициях нашего народа, бережного отношения к культуре народа.
2.2. Задачами музея являются:
- Поддержка воспитательно-образовательной работы, и её участие в пропаганде культуры.
- Приобщение родителей и воспитателей к социокультурным ценностям.
3. Содержание и формы работы
3.1. Актив музея проводит следующую работу:
- Изучает литературно-исторические источники, соответствующие профилю музея;
- Систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);
- Обеспечивает сохранность музейных предметов;
- Создаёт и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;
- Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.
- Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
РАЗДЕЛЫ МИНИ - МУЗЕЯ.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
В музее имеется несколько разделов:
«Галерея камней»
Экспонаты данной коллекции выбраны детьми, это те камни, которые ценны для каждого ребенка. Данный раздел мини-музея доступен детям, у каждого ребенка имеется своя ячейка, где и лежит камень, который ребенок выбрал сам. Кроме того ячейку можно пополнять другими камнями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
«Выставка камней»
Экспонаты данной коллекции представлены родителями, воспитателями. Представлены экспозиции камней, разделённые на четыре раздела:
- Минералы и горные породы Пермского края;
- Драгоценные и полудрагоценные камни Пермского края;
- Строительные камни;
- Коллекция полезных ископаемых.
«Игротека» и «Лаборатория»
Игротека – это развивающее пространство, место для проведения развивающих занятий, игр. Основные задачи игротеки: стимулирование познавательной активности детей, развитие речевых навыков и умений, активация словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя, формирование мотивации, ориентированной на удовлетворение интересов в творчестве.
В игротеке представлены:
Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики;
Подвижные народные игры;
Изоуголок для детского творчества.
«Лаборатория»
В Лаборатории представлены предметы для экспериментирования и исследовательской деятельности: пробирки, лупа, пинцет, соль окрашенная, соль каменная, ножницы, шерстяная нить, воронка.
Для педагога в наличии картотека опытов, для проведения в музейной лаборатории, паспорт мини-музея Уральского камня.
Цель: исследовательской деятельности в детской лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
На границе «Лаборатории» и «Игротеки» находится контейнер с камнями, разной формы, цветов, размеров, шероховатости. Камни можно использовать, как и игротеке, так и в лаборатории.
Также в Мини-музее есть тематические альбомы:
Драгоценные и полудрагоценные камни
Поделочные камни
Строительные камни.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Выставка книг
П.Бажов «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Хозяйка медной горы».
Игротека:
Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:
«Узнай по описанию», «Собери по росту»,
«Отыщи такой же камень», «Что лишнее?»
«Разложи по цвету» «Бусы для феи»
«Узнай на ощупь», «Продолжи ряд»
Изоуголок:
рисование на камнях «Превращение камешков»;
лепка «Каменный цветок» в технике мозаики;
конструирование «Домик трех поросят»
Лаборатория:
Исследовательская деятельность
Соль (вырастили кристаллы соли, соленая вода не дает утонуть предмету), Вода и камень (как вода разрушает камни), Самый тяжелый и легкий (сравнение камней по весу),
Экспериментальная деятельность
Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)?. Рассматривание камней через лупу - Описать «кто что видит» (кристаллики, трещинки, узоры и т.д.).
Рассматривание песчинки через микроскоп.
Выращивание кристалла;
Перспективы развития:
Дополнять выставочный фонд новыми экземплярами минералов. Систематизировать информацию о минералах, дополнить новыми играми Игротеку музея. Дополнить тематический альбом строительных камней.
Список используемой литературы:
1.«Музейная педагогика», под редакцией А. Н. Морозовой.
2.Н. А. Рыжова «Мини - музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями» Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2010 год.
3.Н. А. Рыжова "Развивающая среда дошкольных учреждений" М.:Линка-Пресс, 2004 год.