Дата публикации: 25.02.2020
Автор: Нечаева Ирина Александровна,
Воспитатель,
МКДОУ ”Родничок”
Ивановская обл. пос. Старая Вичуга
Задачи:
Развитие связной речи:
Закрепление представлений о весне и ее приметах.
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».
Грамматический строй речи:
Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.
Закрепить термин «предложение», правильно «читать» его, развивать умение называть слова в предложении последовательно и в разбивку.
Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать чис-лительные с существительными; образование существительных в родитель- ном падеже; образование однокоренных слов;
Воспитание звуковой культуры речи:
Совершенствовать речевой слух.
Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи.
Воспитательные задачи:
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Воспитание навыков сотрудничества в игре, активности, инициативности, са-мостоятельности, творческих способностей, воображение.
Словарная работа:
Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем.
Обогащать речь существительными, обозначающими растения, животных, птиц, насекомых.
Расширить словарь признаков по теме: «Весна».
Оборудование:
Шары, изображающие тучку, мяч, карточки с цифрами, силуэты перелетных птиц, мольберт, нарисованные изображения солнца, дерева, зеленые листи-ки.
Ход занятия
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И гостям мы улыбнемся.
Здравствуйте, гости!
Воспитатель: обращает внимание детей на тучку из шаров: Ребята, посмот-рите, сегодня в нашем зале появилось что-то необычное. Как вы думаете, что бы это могло быть? На что это похоже?
Дети: шары, украшение, облачко, тучка, капельки.
Воспитатель: У нас появилась волшебная тучка!
Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Как хрустальные горошки,
Закатились к нам в окошко.
Воспитатель: Ребята, тучка не хочет, чтобы к нам пришло весеннее тепло. Весна попросила обратиться к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить весну? Давайте попробуем. А чтобы тучка отпустила весну, нам нужно выполнить задания, которые она приготовила. Вы готовы помочь?
Дети: Да, готовы.
Воспитатель: Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем?
Дети: Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.
Воспитатель: Как выдумаете, что же это за чудо, которое поможет Весне?
Дети: «Солнце»
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поздороваемся с солнышком: (паль-чиковая гимнастика)
Смотрит солнышко в окошко
Светит в нашу комнатку
Мы захлопаем в ладоши
Очень рады солнышку.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним приметы весны.
Дети: растаял снег, потекли ручьи, появились проталины, закапали сосульки,
прилетели птицы, на деревьях набухли почки, расцвели первые цветы, зацве-ли деревья.
Воспитатель: Солнце помогло Весне, и мир снова расцвел яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.
Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить.
Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).
Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).
Солнце веселое, как… (песенка, клоун).
Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)
Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
Солнце жаркое, как… (огонь, костер)
(После игры дети садятся на стулья).
Воспитатель: Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. Давайте еще с солнцем поиграем. Игра называется «Живые слова». Вы бу-дете не детьми, а словами.
Я вам назову предложение: «Весной солнце ярко светит».
Повторите это предложение.
Давайте скажем тихо.
А теперь произнесем громко, радостно.
Сколько слов в предложении? (четыре)
Назовите эти слова. (Дети называют)
Кто будет словами этого предложения? (Дети выбирают слова, становятся в ряд слева направо и произносят предложение).
Теперь я хлопну в ладоши, слова разойдутся, а когда я позову «Слова ко мне! они снова станут по порядку. (Дети - «слова» произносят предложение)
Воспитатель: Если мы уберем слово «ярко», какое предложение получится? Дети: Весной светит солнце.
Воспитатель: А если уберем слово «весной», какое предложение прочитаем? Дети: Солнце светит.
Воспитатель: Весною, как только растает снег, распускаются первые цветы. Выходите скорее на полянку.
Раз, два, три! Превратились дети в цветы.
Воспитатель: Ты какой цветок?
Дети: подснежник, примула, крокус, фиалка, медуница, одуванчик, ландыш.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько проталинок. Выберите себе прота-линку и посчитайте, сколько цветов выросло на ней.
Дети: на моей проталине выросло два голубых подснежника, три ландыша.
Воспитатель: Молодцы, можем отправляться дальше.
Упражнение «Цветы»
Воспитатель: Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки начали вянуть.
Сначала опустили головки,
потом листочки.
А потом согнулся весь
стебелек до самой земли
Вдруг закапал дождь,
и цветочки начали оживать.
Подул ветерок, зашумели стебельки.
Затих ветерок.
Раз, два, три! Стали мы опять детьми.
Воспитатель: Прилетели насекомые на поляну, сели на цветочки. На твоём цветочке кто сидит?
Дети: пчела, стрекоза, божья коровка, бабочка, паук, муха, кузнечик, гусени-ца, муравей.
Воспитатель: Мальчики выберите себе насекомое которое не летает, девочки, которые летают и назовите их со словом «много» (образование сущ. в родит. падеже)
Дети: бабочка – много бабочек, жук – много жуков, и т.д.
Воспитатель: Придумайте предложение с насекомыми по этой схеме (пред-лагается по очереди три варианта схем).
Дети: Бабочка летает. Бабочка на цветке. Бабочка высоко летает.
Воспитатель: Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых?
Дети: Насекомым обрадуются птицы, потому, что насекомые – корм для птиц.
Воспитатель: А ещё, чтобы выручить весну, нам нужно вспомнить птиц, которые возвращаются из тёплых краёв.
Дети: грач, скворец, ласточка, лебедь.
Воспитатель: ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто просыпается ещё весной
Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу.
Дети: Медведь
Воспитатель: ребята назовите медведю медвежьи слова (родственные слова)
Дети: Медведище, медвежата, медвежонок, медведица, медвежоночек, мед-вежий, медвежьи, медвежья.
Игра «Кто, где живёт?»
Сейчас мы с вами превратимся в животных. Нам нужно определить количес-тво слогов в названии животных и расселить их каждого в свой домик. В до-мик с одним окном поселятся животные, в названии которых 1 слог, в домик с двумя окнами – животные с 2 слогами, а животные с тремя слогами в назва-нии поселятся в доме с тремя окнами (дети определяют и называют количест-во слогов в словах).
Воспитатель: Что же ещё солнышко согревает?
Дети: деревья.
Воспитатель: ребята, назовите, из каких частей состоит дерево?
Дети: Корни, ствол, кора, ветви, почки, листья, крона.
Воспитатель: А чего не хватает на нашем весеннем дереве?
Дети: Не хватает листьев.
Воспитатель: ребята, подарим нашему дереву листья и назовем свой лис-тик красивым словом. (дети берут листик и приклеивают на ветви дерева).
Дети: Мой листик липкий, мой листик нежный, мой листик маленький, мой листик зеленый, мой листик треугольный, мой листик свежий, мой листик молодой, мой листик дубовый, березовый.
Воспитатель: Молодцы, вот наше дерево зашумело листвой.
Воспитатель: мы справились со всеми заданиями, и выглянуло наше сол-нышко, и путешествие наше закончились. Солнце благодарит вас за помощь. Воспитатель: Ребята, так какое важное дело делают солнечные лучи?
Дети: согревают землю, дают жизнь нашей планете.