0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 19.03.2020

Автор: Захарова Лариса Владимировна,
Педагог дополнительного образования,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития
детей № 62» г. Чита.

 

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет и толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Именно в процессе творческой деятельности у ребенка развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, развивается мелкая моторика рук детей, а так же раскрывается личность ребёнка.

Чтобы максимально пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение и желание включаться в творческую деятельность необходимо создавать выставки в детском саду.

Выставки в дошкольном учреждении бывают разные, как по своим масштабам, так и по тематическому назначению. Выставки могут организовываться в музыкальном зале, в холле или коридорах, в фае детского сада и групповых помещениях. В этих выставках есть направление на родителей: где родители могут быть наблюдатели или могут быть родители соучастники.

Выставки бывают:

  • Выставки, посвящённые актуальным проблемам современности (экологические, по правилам дорожного движения, здоровый образ жизни и т. д) - родители наблюдатели и родители соучастники.
  • Выставки к памятным датам (Дню Защитника Отечества, посвящённые к празднованию 8 Марта, Дню Победы и т. д) - родители соучастники и родители наблюдатели.
  • Выставки творческих работ (групповые по тематическим неделям, индивидуальные) - родители наблюдатели.
  • Декоративно-прикладное искусство (аппликация, поделки, ручной труд) - родители соучастники.
  • Познавательные выставки (по тематики недели или по проектной деятельности) - родители наблюдатели и родители соучастники.
  • Выставки – ярмарки (Дары Осени) - родители соучастники.
  • Выставки семейного творчества - родители соучастники.
  • Фотовыставки (жизнь детского сада, деятельность детей, события и праздники, экскурсии), такие выставки должны сопровождаться стихотворениями или краткой информацией - родители наблюдатели.
  • Выставки - конкурс (любая тематика) - родители соучастники

Все тематические выставки планируются на основе годового плана с учётом возрастных особенностей детей. Поэтому тематику выставок следует подбирать так, чтобы отражало интерес детей. Очень важно учитывать не только актуальность темы, но и своевременность. Ведь в каждой группе представлены уголки творчество детей, в которых регулярно размещаются детские работы, выполнены  в ООД. Но возможно организация и других выставок. Здесь могут выставляться совместные работы педагога и детей, родителей и детей. Важно выбрать визуальный центр, что позволяет сконцентрировать внимание посетителей на интересных работах. Размещая выставку, следует подумать об удобном подходе к ней, не только родителей, но и детей. К стенду, где размещаются работы детей,  можно дополнительно использовать столы, поверхность кабинок, подоконника, стены и двери. Организация выставок очень значима как для детей, так и для родителей. Во время подготовки к выставке дети узнают много нового и интересного.

Выставке  представляются работы детей, дети и родители, коллективные работы. Выставки должны быть яркими, красочными и радовать своим разнообразием детей и взрослых. Благодаря выставкам у детей повышается самооценка, развивается художественный вкус, вырабатывается ответственность. С какой гордостью они сообщают всем, что это рисунок (поделка) его, он сделал сам или вместе мамой или папой. И совсем не важно, много ли ребёнок принял участие в изготовлении работы или мало всё равно это принесло пользу и для ребёнка и для родителей.

Жизнь в детском саду очень активна. И чем больше в ней разнообразных мероприятий, тем интереснее. Мероприятия, связанные с выставками воспитывают интерес к окружающему миру, развивают креативные способности. Укрепляют связь ДОУ с семьёй, побуждают родителей к совместной деятельности с детьми к применению полученных умений и навыков в продуктивной деятельности. Создают приподнятую эмоциональную атмосферу.

Выставки в ДОУ разнообразны по форме содержания и назначению. На выставке можно продемонстрировать достижение всей команды (групповая выставка) или отдельного мастера (ребёнка – индивидуальная выставка). Успех выставки во многом зависит от качества её подготовки. Здесь всё важно: от подачи информации для родителей до оформления стенда. Любая выставка требует заголовка, так как все выставки начинаются с определения её тематического содержания. Каждая работа должна быть подписана.

Эстетический потенциал выставки будет значительно усиливаться, если продукт деятельности будет сопровождаться поэтическим текстом передающий творческий замысел авторов (или автора). Если это большая выставка, то обязательно должно быть место (столик) на котором размещается тетрадь или альбом для записи отзывов. На подставке следует поместить приглашение «Просим выразить своё впечатления о выставке в книге отзывов».

Выставки в детском саду,  являются одной из широко распространённых форм наглядной агитации и пропаганды. Они имеют весьма важное значение, поскольку оказывают большое влияние на повышения уровня работы, заинтересованности. Содействуют развитию творческой активности.  Выставка всегда представляет особый интерес, так как здесь участвуют многие средства воздействия на зрителя. Своим силуэтом, цветом, формой она должна ещё издали привлечь внимания. Хорошо организованная и продуманная выставка никогда не оставит зрителя равнодушной.

При оформлении выставки надо помнить о важном значении для развития эстетического вкуса детей, распределение работ и подписи к ним. Лучше всего размещать работы на специальных стендах, не слишком близко друг от друга. Желательно поместить в рамку и подписать работу на отдельном листе бумаги. Такие выставки являются настоящим праздником для детей.

Но самое главное в начале учебного года на родительском собрании воспитатели знакомят родителей с темами выставок. Это даёт им возможность заранее продумать свои работы и подготовить для них материалы. Воспитатели оформляют для родителей красочное приглашение на информационных стендах в группах. В приглашении необходимо указать не только название выставки, сроки её проведения и приёма работ, но и специальные условия. Воспитатели кладут на видное место специальную литературу с иллюстрациями, рекомендуют родителям адреса интернет-сайтов, где можно найти идеи и схемы выполнения поделок. Приготавливают  стеллажи, столики, ширму или стенд (если это большая выставка и проходит в музыкальном зале). Красочное название выставки и в назначенное время педагоги принимают совместные детско-родительские работы и располагают их так, чтобы работы и надписи к ним были хорошо видны, обычно большие объёмные работы располагают ближе к стене, маленькие – в первом ряду. Нельзя забывать и о хорошем освещении. Если это выставка большая и проходит в рекреации детского сада, необходимо провести знакомство с выставкой по двум направлениям.

Во-первых, воспитатели проводят экскурсию для дошкольников. Целесообразнее делать это с небольшими подгруппами, чтобы маленькие зрители могли рассмотреть работы. Этому посещению должна предшествовать беседа о том, чему посвящена выставка, как правильно рассматривать работы.  Непосредственно на самой выставке можно обратить внимание дошкольников на различный материал поделок, на задумку авторов, прочитать стихи по теме, сфотографировать посетителей.

Ведь задача педагога – развить у дошкольников наблюдательность, внимательность, а также необходимое для художественного творчества умение видеть мир глазами художника.

Во-вторых, родители вместе с детьми в утренние или вечерние часы самостоятельно рассматривают работы. В процессе посещения выставки они черпают идеи и обсуждают с ребёнком, будущие совместные поделки.

И в конце любой выставки все участники  получают соответствующие документы. В торжественной обстановке воспитатели вручают детям сертификаты, дипломы, а родителям – на собрании благодарственные письма.

123

И так, подведём итог выше сказанного: рекомендации по оформлению выставки детских работ.

Тематическая выставка детских работ (по тематическим неделям), 1.Вывешиваются работы, с подписями участников (фамилия и имя ребёнка), работа должна иметь рамку.

2.Название выставки (отражение тематики), поэтическое слова или стихотворение.

3.Дополнительное оформление (если это необходимо, цветочки, птички, снежинки и т.д.), всё зависит от тематики выставки.

Выставки большого масштаба на определённую тему, выставки – конкурсы, мастерские.

1.Выберается тематика предстоящей выставки.

2.Вывешивается красочное приглашение для родителей (где указывается название выставки или мастерской, сроки проведения и приёма работ и специальные условия (например, рисунок формат А4, в исполнении гуашевыми красками, или поделка из творческого материала, так называют «бросовый материал» и перечисляют, что входит в этот материал).

3.Подбирается место для оформление выставки, (стенд, полки, столики, ширмы и т.д.), продумывается крепёж или держатели для работ (ленты, магниты, декоративные скрепки),  изготавливаются  рамки, отдельные листы бумаги для подписи работы.

4.Заголовок выставки (большими красочными буквами, дополнительное оформление по теме выставки).

5. Поэтический текст или цитата, или высказывание, которое будет отражать тему выставки, оформляется красочно на отдельном листе.

6.Книга отзывов.

7.Выдача соответствующего документа.

Выставка индивидуального направления

1.Выберается тематика выставки.

2.Размещается красочная информация о проведении индивидуальной выставки, название выставки, сроки проведения.

2. Большая фотография (если это индивидуальная выставка ребёнка, краткая информация об этом ребёнке, его хобби и увлечения).

3.Творческие работы в рамках, название работы (на отдельном листе бумаги подписывается).

4.Высказывание или цитаты (которые будут отображать тематику и индивидуальность автора).