Дата публикации: 22.03.2020
Автор: Разумович Галина Федоровна,
Педагог дополнительного образования,
первая квалификационная категория,
МБУДО г. Иркутска ДДТ №3
Пояснительная записка
Тему занятия: «Художественна обработка кожи. Изготовление браслета из кожи» я взяла не случайно. Прежде всего, хочу поделиться своим опытом.
Изделия из кожи актуальны, т.к. это не только красиво и стильно, но и доступно. В каждом доме найдётся вещица из кожи: портмоне, сумочка, перчатки, обувь и др. Используя этот материал на занятиях декоративно – прикладного творчества, обучающиеся с удовольствием фантазируют, изготавливают сувениры, аксессуары, декоративное панно. Материал очень податливый, тёплый, пластичный, доступный. Ещё при раскопках были обнаружены вещи и украшения из кожи.
Новизна темы, которую я предлагаю, состоит в том, что использую разные техники обработки кожи и акцентирую внимание детей на экологическую всемирную проблему (катастрофическое скопление мусора).
Практическая значимость – экономия денежных средств, т.к. чаще всего на занятиях мы используем вторсырьё; изделия можно подарить, продать.
Технологическая карта занятия: «Художественная обработка кожи. Изготовление браслета из кожи».
Рассчитано на 1 занятие.
Цель: Познакомить со способами художественной обработки кожи и приемами работы. Изготовить браслет из кожи.
Задачи:
1. Учить выполнять собственную творческую работу .
2. Развивать творческую активность.
3. Содействовать воспитанию аккуратности в работе и интереса к занятию.
Тип занятия: Изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с техникой плетения браслета и изготовят творческую работу.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность): научатся объяснять свой выбор, вступать в речевое общение.
Личностные - умение провести самоанализ выполненной работы.
Методы и формы обучения: практический, объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Основные понятия и термины: жатка, перфорация, интарсия, пирография, аксессуар, мережка.
Наглядно демонстрационный материал: электронная презентация, образцы готовых браслетов, материалов и инструментов.
Оборудование: ПК, браслеты, раскроенные детали для изготовления браслета, схемы, зубочистки, клей «марафон».
Организационная структура занятия.
Этапы занятия |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Формы организации совзаимодействия на занятии |
УУД |
Промежуточный контроль |
1. Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала |
Проверяет готовность обучающихся к занятию, рабочие места. - Важно, когда все приспособления, инструменты и материалы находятся на своих местах, тогда у нас все получится – главное внимательно слушать педагога и выполнять творческое задание. |
Слушают педагога, рассматривают образцы изделий, отвечают на вопросы |
Фронтальная |
Личностные: мобилизация внимания Коммуникативные: планирование сотрудничества с педагогом и одногруппниками. |
|
2.Актуализация знаний обучающихся |
Психологический настрой обучающихся, обеспечение нормальной обстановки на занятии. |
Задает проблемные вопросы, если дети не могут ответить, дает подсказку. - Кто знает, что такое аксессуары? ( аксессуар – это необязательный дополнительный предмет, сопутствующий чему либо, дополняющий образ; н-р: платок, шарф, перчатки, сумочка, кошелёк, пояс, браслет и др.) - Скажите, из каких материалов можно изготовить аксессуар? ( ткань, металл, кожа, пластик, стекло и др.) - А какие способы обработки кожи вам знакомы? ( мозаика, плетение косички, пирография, перфорация, аппликация, резьба, тиснение, гравировка). - Посмотрите внимательно, какие предметы находятся на столе? - Можете сказать тему занятия? Чем будем сегодня заниматься? - Зная тему занятия, мы можем сформулировать цель, к которой нам нужно прийти? |
Отвечают на вопросы, формулируют тему и цель занятия. |
Коммуникативные: планирование сотрудничества с педагогом и одногруппниками |
Устные ответы |
|
3. Изучение нового материала |
Рассказ. История появления вещей из кожи Демонстрация материалов и приспособлений для изготовления браслета |
Словестно-иллюстрированный рассказ Археологические раскопки показали, что ещё в каменном веке древние мастера умели добротно выделывать кожу и она шла даже на строительство жилищ. Их остатки обнаружены, в частности на Украине, в Сибири, да и на других континентах. В древности мешки (мехи) повсеместно делали из шкур животных. В них держали воду, вино, молочные продукты. А кочевые народы изобрели настоящую кожаную посуду. Она очень легка, прочна, красива, т. к. обычно бывает украшена гравировкой, тиснением, аппликацией. Кожаные чайники, пиалы, фляги, кувшины, прекрасно отполированы, не коробятся и не мнутся, сохраняют форму. Такой посудой до сих пор пользуются чабаны в Казахстане, Калмыкии…Технология её изготовления не меняется уже много веков. Лучшие сосуды изготавливались из воловьих хребтовых кож. Московские мастера в 15 веке продавали за границу воловью кожу. В 16 веке продукция москвичей была известна в Литве, Татарии, Турции. А жители стольного града щеголяли в сафьяновых сапожках всех цветов радуги: алых, красных, лазоревых, зелёных ,желтых, чёрных, белых... Кроме наших предков, никто в мире не умел делать цветную шагреневую кожу из конских шкур, хлебную сыромять и красную юфть. Последняя была лучше других видов мягких кож, производимых в Германии, Франции, Англии и раскупалась за границей вплоть до начала нашего века. Ряд указов о налаживании кожевенного производства принял Пётр Великий. А уже к 1872 году в России насчитывалось 12 939 кожевенных предприятий, на которых выделывалась превосходная сафьяновая кожа. Кожаные вещи в семье берегли, зная, какой немалый труд в них вложен. А ещё кожа – очень доступный и податливый материал, работу с которым может освоить каждый. Сейчас существует большое разнообразие поделок из кожи это - картины, брелоки, цветы и т.д. А, для изготовления браслета, нам понадобятся: - кусочки кожи; - ножницы - клей марафон; - зубочистка; - схема. |
Слушают педагога, рассматривают образцы изделий, смотрят презентацию Отвечают на вопрос Слушают педагога |
Фронтальная |
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной форме о способах художественной обработки кожи, дать определение «аксессуару». Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: совместно рассуждают, находят ответы на вопросы, сотрудничают с педагогом |
Устные ответы |
4. Творческая практическая деятельность |
Организация рабочего места. Показ приемов работы. Самостоятельная работа |
Проверяет организацию рабочего места (правила техники безопасности при работе с клеем и ножницами), (приложение 1,2 )демонстрирует поэтапные приемы работы, называя все операции, предлагает обучающимся выполнять работу вместе с педагогом. Этапы работы: работают со схемой. «Пооперационное тренировочное изготовление браслета из бумаги, а затем из кожи» (приложение 3) Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает детям, испытывающим затруднения, контролирует соблюдение правил безопасной работы. |
Смотрят, выполняют задание под руководством педагога |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: понимают значимость правильной организации рабочего места, соблюдают правила безопасной работы на занятии. Познавательные: извлекают необходимую информацию из услышанного и увиденного; организовывают рабочее место, осознанно высказываются о технологии изготовления браслета. Регулятивные: устанавливают последовательность действий по выполнению задания. Коммуникативные: вступают в диалог, точно выражают свои мысли |
Устные ответы Выполнение работы |
5. Физкультминутка |
Проведение физкультминутки |
Педагог предлагает провести ее одной из обучающихся.. 1.«Ванька-встанька» |
Дети выполняют упражнения |
|
||
6. Итог урока
Рефлексия |
Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных на занятии сведений, обсуждение результатов. |
В процессе просмотра работ обучающихся организует обсуждение работ, выбор лучших и обосновывает выбор. Закончить фразы: 1. Мне было интересно…. 2. Мне было трудно…. 3. Теперь я могу… 4. Я научилась… 5. Мне захотелось… 6. Я узнала… |
Рассматривают работы, анализируют результат, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. |
Фронтальная |
Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в творческой деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено. Коммуникативные: излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения |
Подведение итогов занятии Устные ответы |
7. Домашнее задание |
Обсуждение домашнего задания |
Подумайте, для чего можно изготовить чехол из кожи? Принесите этот предмет или снимите с него размеры. |
Слушают и запоминают (записывают) домашнее задание |
Личностные: мобилизация внимания |
Приложение 1
Техника безопасности:
1). Работать с хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
2). Следить за движением и положением лезвий во время работы.
3). Использовать ножницы только по назначению.
4). Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего. Передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
Санитарно-гигиенические требования:
1). Помещение и при работе с клеем должно быть хорошо проветрено.
Приложение 2
Последовательность изготовления браслета «мережка».
- Раскроить основную деталь из кожи размером 14 на 3см ( с учётом обхвата запястья).
- Вырезать полоску из кожи 0,5 см и длиной 23 см.
- Сделать надрезы (в количестве 21-23) поперёк основной делали на расстоянии 3-4 мм, сложив деталь вдоль пополам.
- По схеме переплетать надрезанные полоски подготовленным шнуром.
- По окончании переплетения закрепить оба конца в отверстие кружочка (шайбы)для фиксации браслета, завязать на концах шнурка узелки.
( длину и ширину браслета меняем в зависимости от обхвата запястья и толщины используемой кожи)
Приложение 3
Информационные ресурсы
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/30/807/30807028_1219064908_anc56.jpg