Дата публикации: 13.04.2020
Автор: Разумович Галина Федоровна,
Педагог дополнительного образования,
МБУДО города Иркутска
«Дом детского творчества №3»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Калейдоскоп идей» разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации», статей: 2 (п.9, п.22), 12 (п.1ч.4; ч.5), 13 (ч.1,2,), 28 (п.6 ч.3), 33 (ч.2), 55 (ч.2), 58 (ч.1), 59 (ч.1), 75 (ч.1, ч.4);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам";
- Сан Пина 2.4.4.3172 – 14, утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41;
- письма службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области «О структуре и содержании дополнительных общеразвивающих программ» от 04.2015г. №75-37-0768/15;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р);
- Устава МБУДО г. Иркутска ДДТ №3, согласован распоряжением заместителя комитета по социальной политике и культуре города Иркутска, № 504-02-1039/15 от 29.05.2015г.
При разработке программы были использованы материалы программ дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Занятия по прикладному искусству», «Природный материал и фантазия», «Поделки из природного материала».
Направленность программы: художественная.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Предусматривает развитие изобразительных, художественно - конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественной активности. Ребенок становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.
Декоративно-прикладное искусство – это вид учебно-творческой работы обучающихся, который позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формировать эстетический вкус, вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Занятия способствуют развитию творческих способностей, развитию инициативы, влияют на положительные эмоции, активизируют детскую мысль.
Художественные изделия, выполняемые как индивидуально, так и коллективно могут быть изготовлены для дома, в подарок, использованы для оформления интерьера или коммерческих целей. При выполнении практических работ дети, кроме освоения технологических приемов, включаются в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Художественная обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом. Одновременно с этим, она представляет, уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда.
Отличительная особенность программы состоит в том, что дети обучаются сразу нескольким видам техники разных ремёсел: вышиванию лентами, валянию шерсти, художественной обработке кожи. Этот технический универсализм помогает ребёнку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала.
Практическая значимость программы состоит в развитии сенсомоторных навыков (тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук), что является средством коррекции психического развития младшего школьника; создание соответствующей учебной социально-профессиональной среды обучающихся.
Адресат программы: дети 7-10 лет.
Срок освоения программы: 2 года обучения, 144 ч/г
Форма обучения: очная
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
На второй год обучения принимаются дети, предварительно прошедшие тестирование, соответственно разделам программы, а также, дети, на первый год обучения, в течение учебного года.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся, посредством знакомства и вовлечение их в занятия декоративно-прикладным творчеством.
Задачи программы:
Образовательные:
- ознакомление с историей и традициями народного творчества;
- обучение безопасным навыкам работы с инструментами и приспособлениями;
- ознакомление обучающихся с видами декоративно-прикладного творчества;
- обучение техникам работы: с соленым тестом, с кожей, шерстью, природным материалам, вышивкой лентами, декупажем;
- ознакомление со специальной терминологией.
Развивающие:
- развитие внимательности, фантазии через упражнения;
- развитие волевых качеств, желания довести дело до конца;
- развитие умений организовывать свое рабочее место, аккуратно выполнять работу;
- развитие умений распределять свое время.
Воспитательные:
- развитие коммуникативных качеств;
- формирование трудолюбия в творчестве, учении, жизни;
- формирование гражданственности;
- формирование ценностного отношения к прекрасному;
- формирование культуры труда.
Учебный план
1 год обучения
№ |
Название разделов |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1. |
Тестопластика |
5 |
19 |
24 |
2. |
Работа с природным материалом |
6 |
16 |
22 |
3. |
Вышивка лентами |
5 |
17 |
22 |
4. |
Художественная обработка кожи |
8 |
34 |
42 |
5. |
Декупаж |
2 |
10 |
12 |
6. |
Фелтинг |
2 |
20 |
22 |
Всего: |
28 |
116 |
144 |
2 год обучения
№ |
Название разделов |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1. |
Работа с природным материалом |
5 |
23 |
28 |
2. |
Вышивка лентами |
6 |
28 |
34 |
3. |
Художественная обработка кожи |
7 |
33 |
40 |
4. |
Декупаж |
2 |
12 |
14 |
5. |
Фелтинг |
3 |
25 |
28 |
Всего: |
23 |
121 |
144 |
Учебно-тематический план
1год обучения
№ п\п |
Содержание |
Общее количество часов по теме |
|
Теория |
Практика |
||
1. |
Введение (2ч.) Вводное занятие. Правила поведения в кабинете и правила т/б. Новые направления в декоративно – прикладном искусстве. Демонстрация готовых изделий «Тестопластика» История хлебосольки. Рецепты изготовления соленого теста. Советы к работе с соленым тестом. Замес теста. Классификация материалов. Оборудование рабочего места; инструменты, приспособления |
1 |
1 |
2. |
Технология изготовления плоских и объемных изделий (18ч.) Тема: Лепка мелких деталей (листья, цветы: ромашка, роза) |
1 |
1 |
2.1 |
Тема: Плетение косы, корзинки |
2 |
|
2.2 |
Тема: Технология изготовления фруктов |
2 |
|
3. |
Тема: Технология изготовления интерьерных изделий (6ч.) |
2 |
|
3.1 |
Тема: Технология изготовления забавного кота |
2 |
|
3.2 |
Тема: Изготовление картонной рамки. Изготовление фигурок из теста для декорирования рамки. |
1 |
1 |
3.3 |
Тема: Декорирование рамки, окрашивание, лакирование. |
2 |
|
3.4 |
Тема: Изготовление уточек. Технология лепки. Раскрашивание уточек, лакирование. |
1 |
3 |
4. |
Зачетная работа по разделу «Тестопластика» (4ч.) Выбор темы. Подбор материала. Составление плана работы. |
1 |
1 |
4.1 |
Выполнение зачётной работы. |
2 |
|
5. |
Работа с природным материалом. Вводное занятие(2ч.) Материалы, приспособления. Правила техники безопасности. Демонстрация образцов готовых изделий, фотографии, готовые изделия из природного материала. Фантазии обучающихся. |
2 |
|
5.1 5.2 |
Тема: Изготовление рамки из картона. Тема: Декорирование готовой рамки корой сосны или березы. |
1 |
3 |
5.3 |
Тема: Окончательная отделка изделия. Лакирование. |
2 |
|
6. |
Роспись по камню(6ч.) Презентация. Виды росписей. Материалы, инструменты. |
1 |
1 |
6.1 |
Тема: Нанесение рисунка, а камень (животные, насекомые). Раскрашивание, лакирование. |
2 |
|
6.2 |
Тема: Нанесение рисунка (пейзажа) на камень. Раскрашивание, лакирование. |
1 |
1 |
7 |
Изготовление панно из семян и засушенных листьев «Осенний букет» (6ч.) Эскиз. Наклеивание семян по рисунку. |
1 |
3 |
7.1 |
Тема: Изготовление новогодних игрушек из шишек сосны, ели (ёжика, ёлки, черепахи). Способы крепления деталей. Итоговое занятие по разделу, викторина: «Что растёт у нас в лесу?» |
2 |
|
8. |
Вышивка лентами(22ч.) Тема: Знакомство с искусством. История вышивки лентами. Орнаменты и символы в вышивке. Презентация. Материалы, приспособления, инструменты. |
2 |
|
8.1 |
Тема: Начало работы. Закрепление ленты. Виды швов (петля с прикрепом, ленточный стежок, стебельчатый шов, петельки по кругу, шов узелки). Правила т/б. |
2 |
|
8.2 |
Тема: Выполнение образцов швов для вышивания лентами. |
1 |
1 |
8.3 |
Тема: Миниатюра «Роза». |
1 |
1 |
8.4 |
Тема: Изготовление панно. Вышивание лентами выбранного рисунка. Перевод рисунка на ткань. Подбор лент по цветам. |
2 |
|
8.5 |
Тема: Вышивание цветов. |
2 |
|
8.6 |
Тема: Вышивание листьев, стеблей (корзинки). |
2 |
|
8.7 |
Тема: Окончательная отделка изделия. Коррекция. Оформление вышивки в рамку. |
2 |
|
9. |
Промежуточная аттестация. Выполнение зачётной работы. |
2 |
|
10. |
Повторение пройденного материала по разделу: «Вышивка лентами». Выставка готовых работ. |
1 |
1 |
11. |
Художественная обработка кожи. Вводное занятие. Ознакомление с целями и задачами. Исторические сведения. Инструменты, приспособления. Способы обработки кожи. Правила т/б. |
2 |
|
12. |
Свойства кожи. Растяжка. Жатка |
1 |
1 |
13. |
Изготовление бижутерии(6ч.). Исторические сведения. Демонстрация готовых изделий, слайдов. |
2 |
|
13.1 |
Тема: Изготовление кисточек |
2 |
|
13.2 |
Тема: Изготовление шнуров из кожи. |
1 |
1 |
14. |
Зарисовка и выполнение орнамента(6ч.). Типы композиций орнамента. Выполнение узоров цветным карандашом с образца. Самостоятельное составление узоров. |
2 |
|
14.1 |
Тема: Изготовление объёмного орнамента из различных материалов: кожи, листьев, плодов, шишек, ракушек, пуговиц, бусинок, искусственных пористых, волокнистых материалов. |
1 |
1 |
14.2 |
Тема: Изготовление объёмного орнамента, плоды, шишки, ракушки |
2 |
|
15.1 |
Изготовление панно из кожи(8ч.). Тепловая обработка кожи. Способы тепловой обработки кожи. Инструменты и материалы. История картин. Правила т/б. Изготовление эскиза. (Использование готового рисунка) |
1 |
3 |
15.2 |
Тема: Работа с трафаретами. Раскрой деталей для изготовления панно (лепестки, листья, тычинки). Нарезание тычинок (кисточки). Тепловая обработка кожи. Сборка цветов (склеивание). |
2 |
|
15.3 |
Тема: Работа с резаком (выполнение надрезов на листьях). Правила т/б. Тепловая обработка кожи (листья, лепестки). Сборка цветов (склеивание). |
2 |
|
15.4 |
Тема: Подготовка рамки для изготовления панно. Нанесение рисунка. Наклеивание готовых цветов, листьев и стеблей по рисунку. Окончательная отделка изделия. |
2 |
|
16. |
Изготовление аксессуаров(8ч.). История аксессуаров. Материалы, инструменты и приспособления. Изготовление выкроек чехла для телефона, футляра для очков. (Можно использовать готовые выкройки). |
1 |
3 |
16.1 |
Тема: Изготовление чехла для телефона. Раскрой основной детали. Раскрой шнура для сшивания боковых срезов. |
1 |
1 |
16.2 |
Тема: Изготовление футляра для очков. Раскрой основной детали. Соединение срезов. Крепление клепки. |
2 |
|
17. |
Изготовление панно из кожи(8ч.) Тепловая обработка кожи. Правила т/б. Подбор рисунка. |
2 |
|
17.1 |
Тема: Раскрой деталей для изготовления панно (лепестки, листья, тычинки). |
2 |
|
17.2 |
Тема: Работа с резаком (выполнение надрезов на листьях). Правила т/б. Тепловая обработка кожи (листья, лепестки). Сборка цветов (склеивание). |
2 |
|
17.3 |
Тема: Подготовка рамки для изготовления панно. Нанесение рисунка. Наклеивание готовых цветов, листьев и стеблей по рисунку. |
2 |
|
17.4 |
Итоговое занятие по разделу. Выставка готовых изделий. |
2 |
|
18. |
Введение в декупаж (2ч.). История возникновения техники декупаж Материалы, инструменты. Правила т/б. Возможности с техникой декупаж. Виды декупажа. Мини мастер – класс: Декорирование деревянной рамки в технике декупаж |
2 |
|
19. |
Декупаж на металле(2ч.). Приёмы декорирования. Подготовка металлической поверхности. Информация по специальным грунтам. Декор металлической баночки. |
1 |
1 |
20. |
Декупаж на стекле. Обратный декупаж на стекле(2ч.). Нюансы работы с салфеткой при обратном декупаже. Обратный декупаж стеклянной тарелки. |
2 |
|
21. |
Декупаж на пластинке, пластмассе(2ч.). Принципы работы с пластиком. Декупаж цветочного горшка. |
2 |
|
22. |
Декупаж пасхального яйца(2ч.). Декорирование яйца на Пасху в технике декупаж. |
1 |
1 |
23. |
Зачётная работа(2ч.). Выбор темы. Выполнение эскиза. Выполнение зачётной работы в технике декупаж. Окончательная отделка изделия. |
2 |
|
24. |
Фелтинг (валяние шерсти) (20ч.) Вводное занятие(2ч.). История ремесла. Виды шерсти. Основные способы. Материалы и приспособления. Правила Т/Б. Демонстрация готовых изделий из шерсти, фотографии, материалы и приспособления |
2 |
|
25. |
Мокрое валяние (8ч.) Особенности раскладки. Выполнение эскиза. Подборка шерсти по цветам. Изготовление цветного полотна мокрым валянием. |
1 |
1 |
25.1 |
Тема: Изготовление цветов из готового полотна (валеного). Раскрой, сборка. Работа с иглой для фальцевания. |
2 |
|
25.2 |
Тема: Изготовление полотна для чехла телефона. Мокрое валяние. |
2 |
|
25.3 25.4 |
Тема: Изготовление чехла для телефона из полотна. Раскрой, соединение боковых срезов петельным швом. |
1 |
3 |
25.5 |
Тема: Изготовление грозди винограда мокрым валянием. Приемы изготовления шариков. |
2 |
|
25.6 |
Тема: Изготовление полотна для листьев винограда. Сборка грозди винограда. |
2 |
|
26. |
Рисование шерстью или акрилом (6ч.) Подготовка эскиза или готового рисунка. |
2 |
|
26.1 |
Тема: Коррекция рисунка шерстью. |
2 |
|
27. |
Итоговая аттестация. |
2 |
|
28. |
Повторение пройденного материала по теме «Валяние шерсти» |
2 |
|
144 |
28 |
116 |
2 год обучения
№ п\п |
Содержание |
Общее количество часов по теме |
|
Теория |
Практика |
||
1 |
Вводное занятие «Работа с природным материалом» (2ч.). План работы на учебный год. Правила т/б. Материалы, инструменты. История изделий из природного материала. Демонстрация фотографий, готовых изделий. Изготовление пробной поделки: «Моя фантазия». |
1 |
1 |
2 |
Изготовление поделок из природного материала (6 ч.). Способы крепления материала (черепаха, ёлочка, собака, сова, ёжик) |
2 |
|
3 |
Декорирование готовой рамки корой сосны (4 ч.). Материалы, инструменты, приспособления. Изготовление рамки из картона. Последовательность декорирования. |
1 |
3 |
4 |
Роспись по камню (10 ч.). Виды росписей. Материалы, инструменты, приспособления. Подготовка эскизов. |
2 |
|
4.1 |
Тема: Нанесение рисунка на камень (животных, насекомых, узора). Раскрашивание. |
2 |
|
4.2 |
Тема: Нанесение рисунка (пейзажа), раскрашивание |
2 |
|
4.3 4.5 |
Тема: Нанесение рисунка (гжельская роспись или хохломская). Тема: Раскрашивание, лакирование. |
1 |
1 2 |
5. |
Изготовление панно из семян (8 ч.) Материалы, приспособления, инструменты. Подбор рисунка (самостоятельное выполнение эскиза). |
1 |
1 |
5.1 5.2 |
Тема: Подготовка рамки, основы для панно. Тема: Нанесение рисунка. Выкладывание листьев и семян по рисунку. |
1 |
3 |
5.3 |
Тема: Коррекция выполненной работы. Демонстрация. |
2 |
|
6. |
Зачётная работа по разделу (2 ч.) Выбор темы по желанию. |
2 |
|
7. |
Вводное занятие(2 ч.) История вышивки лентами. Правила поведения и т/б при работе. Материалы, инструменты, приспособления. Презентация. |
1 |
1 |
8. 9. |
Гармония цвета(1 ч.). Цветовая радуга. Цветовые сочетания. Цвета в культуре разных народов. Стежки и техника вышивания лентами(3ч): цепочка, воздушная петля, козлик, веточка вербы, трилистник. Виды закрепок. |
1 |
3 |
9.1 |
Тема: Подготовка ткани (канвы). Запяливание канвы. Выбор и нанесение рисунка. Подготовка лент по цветам. Вышивание лентами панно «Поздравляю от души». |
2 |
|
9.2 9.3 |
Тема: Вышивание лентами панно «Поздравляю от души». Тема: Исправление недочетов. Окончательная отделка изделия. Демонстрация готовых изделий. |
1 |
3 |
10. 10.1 |
Изготовление сувенира(8 ч.) «Рождественский мешочек». Тема: Раскрой мешочка из мешковины. Выбор и нанесение рисунка. Вышивание лентами по рисунку. |
1 |
3 |
10.2 10.3 |
Тема: Вышивание лентами по рисунку. Тема: Исправление недочетов. Соединение срезов мешочка швом назад иголку. Обработка верхнего среза для кулиски. |
1 |
3 |
11. |
Вышивание веточки вербы(4ч.) Нанесение рисунка, подбор лент по цветам. |
2 |
|
11.1 |
Тема: Нанесение рисунка (пейзажа), раскрашивание |
2 |
|
12. |
Экскурсия в музей. |
2 |
|
13. |
Зачетная работа(6ч.). Выбор темы. Обоснование выбора. Развитие идеи. Планирование работы. Изготовление эскиза |
2 |
|
14. 15. |
(Промежуточная аттестация) Изготовление творческой работы. Отделка и оформление готового изделия. Защита. |
1 |
3 |
16. |
Повторение пройденного по разделу: «Вышивка лентами». Выставка готовых изделий. |
2. |
|
17. |
Вводное занятие «Художественная обработка кожи» (2ч.). Повторение пройденного материала. Правила т/б. История кожевенного ремесла. Демонстрация готовых изделий. |
2 |
|
18. |
Основы орнаментальных композиций(1ч.). Понятие симметрии, центра. Основные орнаментальные фигуры (полосы, треугольники, ромбы, кресты, круги). |
2 |
|
19. 19.1 |
Изготовление кожаной бижутерии(8ч.). История появления бижутерии в технике обтяжки. Способы декорирования. Изготовление серёжек из кожи. |
1 |
3 |
19.2 19.3 |
Тема: Изготовление браслета (косичка). Отделка браслета цветком, стразами |
2 2 |
|
20. |
Изготовление и декорирование шкатулки кожей(6ч.) История шкатулки. Подготовка материалов. Раскрой деталей кожи для декора шкатулки. |
1 |
1 |
20.1 20.2 |
Тема: Декорирование шкатулки в технике «Жатка». Тема: Исправление недочетов. Окончательная обработка изделия |
2 2 |
|
20.3 |
Тема: Изготовление из кожи сувенира «Домовёнок». |
2 |
|
20.4 |
Тема: История талисмана. Изготовление талисмана из кожи. |
2 |
|
21. |
Изготовление настенного панно с помощью тепловой обработки кожи(10ч.). Правила т/б при работе с огнём. Подготовка материала. |
2 |
|
21.1 |
Тема: Выполнение эскиза. Подготовка материалов |
1 |
1 |
21.2 |
Тема: Раскрой деталей изделия (листок, лепесток) |
2 |
|
21.3 21.4 |
Тема: Тепловая обработка деталей. Правила т/б Тема: Сборка деталей цветов композиции. |
1 |
3 |
22. |
Зачётная работа (10ч.) Выбор темы зачёта. Планирование. |
2 |
|
22.1 |
Изготовление зачётной работы. Изготовление зачётной работы. Отделка и оформление работы. |
1 |
5 |
23. |
Вводное занятие «Декупаж» (2ч.). Готовые изделия. Мастер-класс. |
2 |
|
23.1 |
Тема: Дизайнерские возможности декупажа. Декупаж горшка. |
2 |
|
24. |
Оригинальные идеи декупажа(6ч.). Декупаж на пластмассе. |
2 |
|
24.1 |
Тема: Зеркало в технике декупаж |
1 |
1 |
24.2 |
Декорирование картонной рамки в технике декупаж. |
2 |
|
24.3 |
Декорирование пасхальных яиц в технике «Декупаж» |
1 |
1 |
25. |
Калейдоскоп работ в технике декупажа(2ч.). Закрепление пройденного материала. Итоговое занятие по разделу: «Декупаж». Выставка. |
2 |
|
26. |
Вводное занятие по фелтингу (2ч.). Повторение пройденного материала по разделу. Правила т/б. Материалы, приспособления. Демонстрация образцов готовых работ. Тренировочное упражнение: валяние шарика. |
1 |
1 |
27. 27.1 |
Изготовление бижутерии (4 ч.) Валяние бус, браслета. |
1 |
3 |
28. |
Валяние аксессуаров(10 ч.). История аксессуаров. Разработка цветного эскиза. Способы валяния воланов, ручки. Валяние мини-сумочки. |
2 |
|
28.1 |
Мокрое валяние основного полотна для сумочки. |
1 |
1 |
28.2 |
Валяние полотна для цветка |
2 |
|
28.3 |
Раскрой деталей сумочки. Соединение боковых срезов. |
2 |
|
28.4 |
Раскрой деталей цветка. Сборка цветка. Соединение цветка с сумочкой. Устранение недочетов. |
2 |
|
29. |
Рисование шерстью или акрилом(8 ч.). Разработка эскиза. |
2 |
|
29.1 |
Перевод эскиза на ткань. Подготовка материалов. Нанесение рисунка на ткань. Рисование шерстью. |
2 |
|
29.2 |
Исправление недочетов. Окончательная отделка изделия. |
2 |
|
29.3 |
Итоговая аттестация. Выполнение зачётной работы. Выбор темы по желанию. |
2 |
|
30. |
Повторение пройденного по разделу «Валяние шерсти». Выставка готовых изделий. |
2 |
|
31 |
Повторение пройденного материала по разделам. Загадки. Викторины. |
2 |
|
Всего144ч. |
23 |
121 |
Объем и содержание программы.
Объём: 288ч. 1 год - 144ч., 2 год – 144ч.
Содержание программы (1 год обучения):
1. «Тестопластика» Исторические сведения по развитию промыслов народной игрушки. Легенда о хлебосольках. Рецепты теста. Способа замеса теста соленого теста. Способы окрашивания теста, готовых изделий, сушки и запекания (24ч.).
Тема 1.Введение в курс (1ч.). Знакомство с детьми. Индивидуальное собеседование по интересам, увлечениям. Объяснение техники безопасности, особенности организации труда мастера (рабочая поза, освещение рабочего места, гигиена труда и отдыха). Рассказ о художественной обработке различных материалов. Новые направления декоративно-прикладного творчества. Знакомство с программой курса. Правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами. Гигиенические требования.
Тема 2. Работа с солёным тестом «Тестопластика» (1ч.).
Используемые добавки для лепки различных изделий. Качество и свойства различных видов теста. Оборудование рабочего места, инструменты, приспособления. Правила хранения материалов. Знакомство с учебно-тематическим планом, обучение выполнению изделий в технике «тестопластика». Приготовление теста по рецептам.
Тема 3.Технология изготовления плоских и объёмных изделий (6ч.). Технология изготовления плоских изделий. Технология изготовления различных видов листьев, цветов (ромашка, роза хризантема, мальва), фруктов и ягод (виноград, яблоко, клубника и т.д.). Приемы плетение корзинки. Приемы декорирования. Прорезные элементы. Учебно-тренировочные композиции. Безопасность выполняемых работ.
Практическая работа. Подготовка теста, выполнение рисунка. Лепка. Отделка изделий. Элементы оформления. Изготовление плоских изделий.
Тема 4. Технология изготовления интерьерных изделий (4ч.). Технология изготовления интерьерных изделий. Изготовление интерьерных изделий. Приемы работы. Детали элементов, тонирование , цвет.
Практическая работа. Составление схем, эскизов. Приготовление цветного теста. Изготовление изделия.
Тема 5. Особенности декорирования рамки (4ч.).
Изготовление рамки из картона. Использование подручного материала (коробки). Выбор темы. Выполнение эскиза. Практические работы: изготовление рамки. Изготовление фигурок из теста для декора рамки.
Тема 6. Изготовление уточек. Технология лепки (4ч.)
Подготовка материла (выбор размера и формы бутыли). Приёмы работы. Способы отделки.
Практическая работа: составление эскиза. Подготовка цветного теста. Грунтовка поверхности бутыли. Нанесение теста на поверхность.
Тема 7. Зачётная работа (4ч.).
Выбор темы. Подбор материалов. Составление плана работы. Практические занятия: выполнение зачетной работы (на выбор).
2. Работа с природным материалом. Работа с природным материалом предусматривает занятия аппликацией из листьев и цветов, составление букетов из веток, травы, цветов, листьев (сухих и живых), а также изготовление поделок из шишек, веток, желудей и др. Перед началом работы планируется выход в лесозону по сбору природного материала. Материал необходимо заранее подготовить для рукоделия с помощью сушки (22ч.).
Тема 1. Вводное занятие (2ч.).
Материалы: листья, цветы, ветки, кора, шишки, желуди, ракушки, скорлупа, семена и другие виды природного материала. Приспособления: клей, нитки, шипы, проволока. Правила техники безопасности. Демонстрация образцов, фотография изделий из природного материала.
Тема 2. Особенности декорирования рамки корой деревьев (6ч.).
Изготовление рамки из картона. Приёмы работы ножницами, клеем. Способы подготовки материала к работе. Практические работы: изготовление рамки из картона. Подбор по цветам коры. Декорирование рамки. Лакирование.
Тема 3. Роспись по камню (6ч.). Использование камней различной формы (плоские, круглые, овальные и т.д.). Изготовление эскизов, использование готовых трафаретов с насекомыми, животными, растительными элементами, пейзажей. Материалы и приспособления, правила т/б.
Практические работы: роспись по камню (животные, пейзажи)
Тема 4. Изготовление панно из семян и засушенных листьев (6ч.).
Использование в работе различных семян овощных, фруктовых. Способы скрепления материала. Оформление изделия. Применение бумаги, картона, ткани.
Практические работы: изготовление панно из семян.
Тема 5. Изготовление новогодних игрушек из шишек сосны, ели (2ч.)
Итоговое занятие по разделу. Викторина: «Что растёт у нас в лесу?»
3. Вышивка лентами (22ч.). История появления вышивки лентами. Ассортимент материалов для лент. Приёмы вышивания. Использование вышивки в одежде.
Искусство вышивки лентами в эпоху рококо Франции. Данный вид вышивки в Англии и в других странах. Разнообразный ассортимент лент по ширине, по цвету, по фактуре.
Тема 1. Знакомство с искусством (2ч.)
История вышивки лентами. Орнаменты, символы в вышивке. Материалы, приспособления.
Тема 2. Начало работы (4ч.)
Закрепление ленты. Способы закрепления. Виды швов (петля с прикрепом, ленточный стежок, стебельчатый шов, петельки по кругу, шов узелки). Выполнение образцов швов для вышивания лентами.
Тема 3. Миниатюра «Роза» (2ч.)
Выполнение вышивки одного цветка, отработка навыков.
Тема 4. Изготовление панно (8ч.)
Вышивка лентами выбранного рисунка. Перевод рисунка на ткань. Подбор лент по цветам. Вышивание листьев, стеблей, корзинки. Отделка изделия. Оформление в рамку.
Тема 5. Промежуточная аттестация. Выполнение зачётной работы (2ч.)
Выполнение мини-вышивки по желанию. Использование 2-3 приёмов для вышивания.
Тема 6. Повторение пройденного материала (2ч.)
Выставка готовых работ. История вышивки. Приёмы вышивания лентами.
4. Художественная обработка кожи. История развития кожевенного ремесла. Основы материаловедения и технологии работы с кожей. Ассортимент изделий из кожи. Виды и приёмы художественных отделок. Искусство художественной обработки кожи, распространение по территории России, в особенности у народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. Разнообразный ассортимент изделий из меха, кожи оленей, украшенных цветным сукном, вышивкой, что характеризует большое мастерство, своеобразие художественной техники, высокую орнаментальную культуру (40ч.).
Тема 1. Вводное занятие (1ч.).
Ознакомление воспитанников с целями, задачами и содержанием занятий, программой обучения, изготовлением изделий из и кожи в традициях национального искусства. Инструменты и приспособления, применяемые для работы с кожей. Сшивание и склеивание кожи.
Тема 2. Изделие из кожи, виды и приёмы художественных отделок (1ч.).
Сочетаемость материалов. Художественные принципы объединения меха и кожи в одном изделии. Отделочные материалы (сукно, бисер, металл), их сочетаемость между собой и основным поделочным материалом. Вышивка, аппликация, мозаика, декоративные швы.
Тема 3. Изготовление бижутерии (8ч.).
Виды художественных отделок (полосы, бахрома, кисточки, треугольники и др.). Изготовление декоративных кисточек, шнуров, заколок, брошей. Материалы и приспособления.
Практические работы: изготовление декоративных изделий из кожи (амулеты, ремешки, броши, серьги, украшение для заколок).
Тема 4. Зарисовка и выполнение орнамента (6ч.)
Типы композиций орнамента.
Практические работы: Выполнение узоров цветными карандашами с образца. Самостоятельное составление узоров. Изготовление объёмного орнамента из различных материалов: кожи, засушенных листьев, плодов, шишек, ракушек, пуговиц, бусинок, искусственных пористых, волокнистых материалов.
Тема 5. Изготовление панно из кожи(8ч.).
Тепловая обработка кожи. Способы тепловой обработки кожи. Инструменты и материалы. История картин, панно как одного из приёмов декоративного оформления. Область применения.
Практическое занятие: выполнение декоративного панно по схеме.
Тема 6. Изготовление аксессуаров (8ч).
Практические работы: изготовление чехлов для телефона, футляра для очков, сумочки.
Тема 7. Зачётная работа (8ч.).
Изготовление панно. Эскиз изделия. Подбор материала. Построение плана работы. Коррекция.
Практическая работа: выполнение зачётной работы (тема на выбор).
5. Декупаж. История возникновения техники декупаж. Основные материалы и инструменты. Знакомство с материалами, которые используются в работе.
Возможности с техникой декупаж. Простота. Виды декупаж (14ч.).
Тема 1. Введение в декупаж (2ч.)
Правила техники безопасности. «Что может декупаж». Дизайнерские возможности декупажа. Понятие цвета и цветового круга. Практическая работа: мини мастер – класс: декорирование деревянной рамки в технике декупаж.
Тема 2. Декупаж на металле (2ч.).
Правильная подготовка металлической поверхности. Информация по специальным грунтам. Подготовка материалов, инструментов и приспособлений. Практическая работа: декор металлической баночки.
Тема 3. Декупаж на стекле. Обратный декупаж на стекле (2ч.)
Нюансы работы с салфеткой при обратном декупаже.
Практическая работа: обратный декупаж стеклянной тарелки.
Тема 4. Декупаж на пластике, пластмассе (2ч.)
Принципы работы с пластиком.
Практическая работа: декупаж цветочного горшка.
Тема 5. Декупаж пасхального яйца (2ч).
Декорирование яйца на Пасху в технике декупаж. Материалы и приспособления.
Практическая работа: декупаж яйца.
Тема 6. Зачётная работа (2ч.).
Выбор темы по желанию (декор тарелки, шкатулки, рамки)
Практическая работа: выполнение любого изделия в технике декупаж.
6. Фелтинг (валяние шерсти). История ремесла, техники «валяния шерсти». Инструменты и приспособления. Демонстрация готовых изделий. Раздел «Валяние шерсти» (фелтинг, фильцевание, фильц) – это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти создаётся рисунок на войлоке или на ткани, а также объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, аксессуары и т. д. (22 ч.).
Тема 1. Вводное занятие (2 ч.).
История ремесла. Виды шерсти. Основные методы, способы. Используемые материалы, инструменты, приспособления. План работы по данному разделу. Техника безопасности.
Демонстрация готовых изделий из шерсти, фотографий, материалов и приспособлений.
Тема 2. Валяние цветов (4 ч.).
Выполнение эскиза. Подборка шерсти по задуманному эскизу. Подготовка приспособлений.
Практическая работа: изготовление цветов мокрым валянием.
Тема 3. Валяние мокрое из 100% шерсти (4 ч.)
Составление плана работы. Последовательность действий. Изготовление выкройки. Подбор шерсти. Подготовка материалов, инструментов, приспособлений. Особенности раскладок шерсти. Сушка изделия.
Практическая работа: изготовление чехла для телефона.
Тема 4. Валяние сувениров(6 ч.).
Приёмы изготовления шарика. Приёмы изготовления полотна (конус). Способы соединения деталей. Практическая работа: изготовление сувенира «Гроздь винограда» мокрым валянием.
Тема 5. Рисование из шерсти или акрила (2 ч.).
Подготовка эскиза или готового рисунка. Подготовка материалов, приспособлений. Способы рисования шерстью и методы работы с шерстью.
Практическая работа: рисование шерстью пейзажа по ткани.
Тема 6. Зачётная работа (2ч.)
Выбор темы. Подготовка материалов. Составление плана работы.
Практическая работа: изготовление изделия из шерсти (на выбор).
Тема 7. Повторение пройденного материала по разделу (2ч.)
Викторина (приложение). Выставка готовых изделий.
Содержание программы (2 год обучения)
- Работа с природным материалом (28 ч.).
Тема 1. Вводное занятие (2 ч.). План работы по разделу. Повторение пройденного материала. Материалы, инструменты, приспособления. Правила т/б при работе в мастерских. Выставка работ первого года обучения.
Тема 2. Изготовление поделок из природного материала (6 ч.).
Использование в работе различных видов природного материала: шишки, скорлупу, ветки, семечки, ракушки. Способы скрепления материала. Оформление изделия.
Применение бумаги, картона, ткани, кожи.
Практические работы: изготовление черепахи, ёжика, совы собаки, панно.
Тема 3. Декорирование готовой рамки корой деревьев (4 ч).
Материалы, инструменты и приспособления. Декорирование готовой рамки корой.
Тема 4. Роспись камней (10 ч.)
Виды росписей. Использование в работе камней разной формы. Подбор и изготовление эскиза для росписи. Используемые материалы.
Практическая работа: рисование животных, рыб, пейзажей, хохломская или гжельская роспись.
Тема5. Изготовление панно из семян(8 ч.)
Материалы, приспособления, инструменты. Подбор рисунка. Подготовка рамки, основы для панно. Нанесение рисунка. Выкладывание листьев и семян по рисунку. Коррекция.
Тема 5. Зачётная работа (2ч.).
Выбор темы зачёта. Обсуждение и анализ. Рассмотрение требований и ограничений. Развитие идей. Планирование работы по изготовлению зачётной работы. Изготовление изделия. Отделка и оформление изделия.
2. Вышивка лентами (34 ч.). История появления вышивки лентами. Приёмы вышивания. Цветовой спектр. Использование лент. История вплетения в косы полоски ткани у женщин в Древней Греции, чтобы «оживить» свой образ. Искусство вышивки лентами в эпоху рококо во Франции. Данный вид вышивки в Англию и в других странах. Разнообразный ассортимент лент по ширине, по цвету и по фактуре. Использование вышивки в одежде.
Тема 1. Вводное занятие (2 ч.)
История вышивки лентами. Орнаменты, символы в вышивке. Материалы, приспособления.
Презентация.
Тема 2. Гармония цвета(4 ч.)
Цветовая радуга. Цветовые сочетания. Цвета в культуре разных народов. Стежки и техники вышивания лентами: цепочка, воздушная петля, веточка вербы, трилистник. Виды закрепок.
Тема 3. Вышивание панно «Поздравляю от души» (6 ч.)
Подготовка канвы, запяливание. Выбор и нанесение рисунка. Подготовка лент по цветам.
Тема 4. Изготовление сувенира «Рождественский мешочек» (8 ч.)
Раскрой мешочка. Вышивка лентами выбранного рисунка. Соединение боковых срезов мешочка швом вперед иголку. Обработка верхнего среза швом в подгибку для кулиски.
Тема 5. Вышивка веточки вербы (2ч.)
Нанесение рисунка. Подбор лент по цветам. Коррекция работы.
Тема 6. Экскурсия в музей(2ч.)
Тема 7. Зачётная работа(6 ч.)
Выбор темы. Обоснование выбора. Развитие идеи. Планирование работы. Изготовление эскиза.
Тема 8. Промежуточная аттестация(2ч.)
Защита зачётной работы.
Тема 9. Повторение пройденного материала по разделу «Вышивка лентами»
Выставка готовых изделий.
3. Художественная обработка кожи (40 ч.).
Тема 1. Вводное занятие (1ч.).
Повторение пройденного материала. Материалы, инструменты, приспособления, необходимые для реализации плана. Демонстрация изделий из кожи первого года обучения. Правила безопасности труда.
Тема 2. Основы орнаментальной композиции (1ч.).
Понятие симметрии, центра в орнаментальной композиции. Основные орнаментальные фигуры (полосы, треугольники, ромбы, кресты, круги).
Тема 3. Изготовление кожаной бижутерии (8 ч.).
Виды бижутерии, истории появления, материалы и инструменты. Правила ношения бижутерии. Основные приёмы и способы декорирования кожаной бижутерии. Изготовление изделий по схеме с применением усвоенных приёмов декорирования. Изготовление бижутерии в технике обтяжки.
Практические работы: изготовление подвески, серёжек, браслета.
Тема 4. Изготовление и декорирование шкатулки (6 ч.).
Истории создание шкатулок, виды и назначения. Демонстрация способов оформления шкатулок в технике обтяжки. Разработка эскиза и выполнение изделия по схеме.
Практические работы: изготовление шкатулки.
Тема 5. Изготовление сувенирных изделий (4 ч.).
Сведения о сувенирах, истории возникновения, виды и используемый материал.
Практическая работа: изготовление сувенира – домовёнка. Изготовление талисмана.
Тема 6. Изготовление настенного панно(10 ч.).
Тепловая обработка кожи, технология. Сведения о панно, картинах. Используемые материалы, приспособления, инструменты. Правила т/б. Практическая работа: изготовление панно.
Тема 7. Зачётная работа (10ч.).
Выбор темы зачёта. Обсуждение и анализ. Рассмотрение требований и ограничений. Составление плана зачётной работы. Изготовление изделия. Отделка и оформление творческой работы.
4. Декупаж (14ч.).
Тема 1. Вводное занятие (2ч.).
Повторение пройденного материала. План работы по разделу декупаж. Правила безопасности труда. Демонстрация готовых работ первого года обучения. Мини мастер класс: «Декупаж кухонной доски».
Тема 2. Дизайнерские возможности декупажа (2ч.)
Декупаж горшка.
Тема 3. Оригинальные идеи декупажа (8ч.).
Основные материалы и инструменты. Демонстрация материалов, которые используются в работе. Свойства материалов. Практическая работа: горшок для цветов. «Что может декупаж». Дизайнерские возможности декупажа. Декупаж на пластике. Правильная подготовка пластиковой поверхности. Информация по специальным грунтам.
Практическая работа: декупаж обложки старой книги, объемного декупажа.
Тема 4. Калейдоскоп работ в технике декупаж (2ч).
Закрепление пройденного материала. Практические работы: декорирование фоторамки.
5. Фелтинг (валяние шерсти) (28 ч.)
Тема 1. Вводное занятие (2 ч.).
Повторение пройденного материала. Правила техники безопасности. Материалы, инструменты, приспособления. Виды шерсти. Способы валяния. План работы по разделу. Демонстрация лучших работ первого года обучения.
Тема 2. Изготовление бижутерии (4 ч.).
Валяние бес, браслета, серёжек.
Тема 3. Валяние аксессуаров (10 ч.).
История аксессуаров, значение. Виды аксессуаров. Разработка цветного эскиза. Способы валяния воланов, ручки. Подбор шерсти по задуманному проекту.
Практические работы: валяние сумочки, валяние цветка (украшение на шляпку), валяние шляпки, валяние браслета.
Тема 4. Рисование шерстью или акрилом ( 8 ч.).
Предварительная проработка и изготовление эскиза. Подбор цветов шерсти. Выкладка шерсти по эскизу. Практическая творческая работа: рисование картины шерстью. Оформление работы.
Тема 5. Итоговая аттестация (2 ч.).
Выбор темы по желанию. Обсуждение и анализ. Рассмотрение требований и ограничений. Идеи, варианты выполнения проектной работы. Развитие идей. Планирование работы по изготовлению проектной работы. Изготовление изделия. Оформление работы. Защита работы.
Тема 6. Итоговое занятие(2 ч.).
Выставка готовых изделий. Тестирование по теме: «Фелтинг».
Планируемые результаты.
В конце первого года обучающиеся должны:
Знать:
- правила безопасной работы с огнем, с клеем, с иглой, с инструментами и приспособлениями при работе с различными материалами;
- краткие сведения о декоративно-прикладных искусствах: тестопластике, флористике, вышивке лентами, кожной пластике, декупаже, валянии шерсти;
- виды декоративно – прикладного искусства;
- понятие композиции;
- техники, используемые при работе: с тестом, с кожей, природным материалом, вышивки лентами, декупажем, валянием шерсти;
- рецепт приготовление соленого теста;
- знать основные этапы изготовления изделий из предложенных материалов по теме.
Уметь
- выбирать необходимые для работы инструменты и приспособления и правильно ими пользоваться;
- приготавливать соленое тесто и хранить его;
- владеть способами рисования шерстью;
- изготавливать полотно мокрым валянием, шарики;
- выполнять простые стежки лентами;
- запяливать ткань в пяльцы;
- гармонично сочетать цвета;
- последовательно, по плану вести работу;
- проводить окончательную отделку изделия.
Планируемые результаты.
В конце второго года обучения обучающиеся должны:
Знать:
- правила безопасной работы с огнем, с инструментами и приспособлениями при обработке кожи, с клеем;
- исторические сведения: о тестопластике, флористике, вышивке лентами, кожной пластике, декупажа, валянии шерсти;
- основные термины по всем разделам;
- свойства различных материалов: бумаги, дерева, ткани, металла, стекла, пластика;
- виды декоративно – прикладного искусства;
- способы аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа);
- основные способы окрашивания кожи, природного и растительного материала, бумаги.
Уметь:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
- составлять простейшую композицию;
- владеть техникой мокрого валяния;
- владеть способами рисования шерстью;
- изготавливать простые изделия способом мокрого валяния (бусы, чехлы для телефона, цветок);
- использовать кожу для аппликации;
- гармонично сочетать цвета;
- выполнять различные стежки лентами;
- проводить окончательную отделку изделия, самоконтроль.
Календарный учебный график
1 год обучения
№ |
Название разделов |
|||||||||
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
||
1. |
Тестопластика |
12 |
12 |
|||||||
2. |
Работа с природным материалом |
6 |
16 |
|||||||
3. |
Вышивка лентами |
4 |
18 |
|||||||
4. |
Художественная обработка кожи |
14 |
16 |
12 |
||||||
5. |
Декупаж |
6 |
6 |
|||||||
6. |
Фелтинг |
|
8 |
14 |
||||||
Формы промежуточной аттестации |
Зачётн. раб. |
Викторина |
Зачётн.раб. |
Зачётн. Раб. |
Викторина |
Зачётн. раб |
||||
Всего:144 |
12 |
18 |
20 |
18 |
14 |
16 |
18 |
14 |
14 |
2 год обучения
№ |
Название разделов |
Количество часов |
||||||||
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
||
1. |
Работа с природным материалом |
12 |
16 |
|||||||
2. |
Вышивка лентами |
2 |
18 |
14 |
||||||
3. |
Художественная обработка кожи |
4 |
10 |
16 |
10 |
|||||
4. |
Декупаж |
8 |
6 |
|||||||
5. |
Фелтинг |
|
12 |
16 |
||||||
Формы промежуточной аттестации |
Викторина |
Зачётн. раб. |
Зачётн. раб. |
Викторина |
Зачётн. раб |
|||||
|
Всего:144 |
12 |
18 |
18 |
18 |
10 |
16 |
18 |
18 |
16 |
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходим просторный, светлый кабинет, наличие столов и стульев, шкафы, инструменты и приспособления:
- Ножницы
- Клей Титан
- Клей ПВА
- Мука
- Соль
- Салфетки трёхслойные
- Картон
- Кожа
- Пяльцы
- Атласные ленты
- Шёлковые ленты
- Иглы для вышивания
- Шерсть
- Москитная сетка
- Мыло
- Фоторамки
- Стекло
- Рабочая коробка (шкатулка)
- Линейка
- Карандаши цветные
- Альбомные листы
- Тетради.
Кадровое обеспечение
Для обеспечения реализации данной общеразвивающей программы достаточно одного педагога дополнительного образования.
Формы аттестации:
Формы проведения промежуточной аттестации и итоговой аттестации (по завершению изучения программы).
- тест;
- самостоятельная работа;
- зачётная работа;
- творческие отчёты;
- конкурсы;
- выставки.
Оценочные материалы:
Результативность усвоения данной программы определяется с помощью использования разнообразных способов проверки:
- текущий контроль знаний в процессе устного опроса (индивидуального и группового);
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- итоговый контроль умений и навыков при анализе итоговой практической работы;
- самоконтроль.
Основными критериями оценки работ детей являются:
- внешний вид изделия;
- соблюдение технологии изготовления изделия;
- самостоятельные творческие изыскания;
- самостоятельность в выполнении работы;
- продуктивность (выполнение работы в установленный срок);
- качество выполненной работы;
- культура поведения и соблюдения техники безопасности при выполнении работ.
Ссылка: измерительные материалы находятся в приложениях 1, 2, 3, 4, 5.
Методические материалы.
Методические занятия в объединении являются комплексными. На них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: устное изложение, рассказ, лекции, аналитические и эвристические беседы, работа с наглядными пособиями т.д. Наглядный показ (мультимедийных материалов, иллюстраций). Наблюдение. Показ педагогом выполнение работ по образцу и практическое выполнение работ по инструкционным картам, схемам, др.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Используются педагогические технологии: проблемная технология и игровая.
Методическое и дидактическое обеспечение.
- наглядно-теоретическая база в виде пособий, фотографий, иллюстраций;
- терминологический словарь;
- образцы практических работ;
- презентации;
- разработки занятий;
- дидактический и раздаточный материал;
- инструкционные карты;
- трафареты;
- карточки с заданиями.
На протяжении двух лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с учащимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Примерная структура тематического учебного занятия (в кабинете).
1 этап – организация;
2 этап – теоретическая часть;
2 этап – практическая часть;
4 этап – окончание занятия.
Организация занятия
Первые 10-15 минут необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:
- сбор детей;
- подготовку их к занятию;
- подготовку рабочих мест.
Общение педагога с детьми, создание рабочей обстановки, настрой детей на продуктивную деятельность во время занятия.
Завершение организационной части объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.
Теоритическая часть
- изложение исторических сведений;
- устное описание объекта практической работы;
- объяснение специальных терминов по теме занятия;
- описание и показ основных технических приёмов практической работы, и их последовательности;
- правила техники безопасности.
На этом этапе важно: использовать наглядный материал, технические средства, привлечение к изложению материала самих обучающихся (со второго года обучения), использовать игровые методы.
Практическая часть занятия
Практическую часть занятия разделить на этапы, каждая из которых будет выполняться последовательно, и представлять некую законченную часть работы.
Завершение занятий включает себя:
- подведение итогов практической работы;
- закрепление учебного материала;
- объяснение домашнего задания (выполнение не является обязательным);
- организация дежурства.
Принципы, лежащие в основе построения программы:
- от простого к сложному.
- связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- личностно-ориентированный подход.
- научность.
- доступность.
- системность знаний.
- воспитывающая и развивающая направленность.
- активность и самостоятельность.
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми);
- эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения)
Формы проведения занятий:
- индивидуальные;
- групповые;
Педагогические технологии:
- метод проблемного изложения: педагог создаёт проблемyю ситуацию, направляет обучающихся на ее решение, организует решение;
- учебно-игровая технология – благодаря игровым технологиям удаётся решить многие и важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыражению.
Методическое обеспечение:
Книги, журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления поделок.
Фотографии, схемы, трафареты, шаблоны, инструкционные карты, эскизы будущих изделий, терминологический словарь, исторические сведения о материалах и изделиях.
Список литературы для педагога
- Горской, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Москва: Просвещение -2013г.-111с. ( Стандарты второго поколения).
- Трепетунова, Л.И. Природный материал и фантазия (программы, рекомендации, разработки занятий) Волгоград: Учитель 2009г. – 225с.
- Маркелова, О.Н. Поделки из природного материала: аппликация из мешковины и бересты, поделки из пустырных трав /авт. - сост. О.Н. Маркелов. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011.- 99с.
- Гурбина, Е.А. Занятия по прикладному искусству: работа с солёным тестом, аппликация из ткани / авт. – сост. Е.А. Гурбина. – Изд. – 2-е. Волгоград: Учитель 2010. – 127 с.
Список литературы для детей
- Перевертень, Г.И. Сказка из листьев и лепестков: поделки своими руками / Г.И. Перевертень. М.: АСТ: Полиграфиздат, 2011. – 31c.
- Хворостухина, С.А. Изделия из кожи и замши. – М.: ООО ТД. Издательство Мир книги, 2009, - 224с.
- Рубцова, Е. Фантазии из солёного теста / Е. Рубцова. М.: Эксмо, 2008. – 64с.
Ресурс удалённого доступа - Интернет
- Рукоделие для всех [Электронный ресурс ],режим доступа: http://mastera-rukodeliya.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
- Идеи для дома, подарков и безделушек своими руками [ Электронный ресурс ], Режим доступа: http://igrushka.kz/, свободный. – Загл. с экрана.