Дата публикации: 20.04.2020
Автор: Басараб Марина Геннадьевна,
Воспитатель,
Детский сад №208 МАДОУ «Радость»,
Свердловскаяя область, г.Нижний Тагил
Тема: «В мире пластмассы ».
Возрастная группа: старшая группа.
Форма организации: групповая.
Интеграция областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие.
Учебно-методический комплект:
Средства:
- наглядные – дидактическая игра «Хорошо, плохо», «Зонт с цветными пластмассовыми кружочками»; Карточки - схемы для определения свойств пластмассы; слайд презентация «Удивительный пластмасс».
- оборудование –
- сундук с игрушками и предметами из пластмасс
- халаты на каждого ребёнка, маски;
- пластмассовые стаканчики (прозрачные и непрозрачные), пластмассовые шарики, вазочка,;
- детский чайничек с водой;
- фен, утюг;
- пластмассовые линейки, тазик;
- ножницы, полиэтиленовые мешочки, цветные карандаши;
- контейнеры на каждого ребёнка ;
- расчёска, бумага, шерстеная тряпочка;
- магнит, пластмассовые трубочки;
- Контейнер с землёй, ;
Цель: Создание условия для актуализации знаний и умений детей дошкольного возраста, закрепить свойства пластмассы ».
Задачи:
- Обучающие задачи:
- развивать интерес с экспериментированию с материалом пластмасс.
- уточнить и закрепить представления о свойствах пластмассы.
- упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы и фиксировать их на бумаге.
- продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
- Развивающие задачи:
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- познакомить с утилизацией отходов рациональным их применением в жизни, классификацией твёрдо - бытовых отходов.
- расширять кругозор детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
3.Воспитательные задачи:
- воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
- вызвать радость от открытий, полученных от опытов.
Ход деятельности:
Воспитатель: |
Доброе утро, я вам говорю Доброе утро, я вас всех люблю Ребята, давайте начнём наш день с добрых слов благодарности. Спасибо за солнечный свет, За свежесть нового дня За розовый, нежный рассвет И ярко - алый закат Спасибо за чистое небо И ветер больших перемен За буйство и яркость красок, Синих рек, белых гор и зелёных полей. Спасибо всем моим друзьям, Спасибо вам, и вам, и вам… Ребята, посмотрите кто то к нам идёт в гости. Давайте встретим, это дети из младшей группы. О! Какой они нам несут сундук. Давайте послушаем, что они нам скажут |
|
Дети младшей группы: |
У нас в сундуке много вещей и игрушек из неизвестного нам материала и мы хотели бы, чтобы вы нам рассказали из чего они сделаны и познакомили нас с ним. |
|
Воспитатели и дети стоят в кружочке и беседуют. |
||
Воспитатель: |
Конечно, ребята, мы вам обязательно поможем и познакомим вас со свойствами данного материала. |
|
Воспитатель: |
Ребята давайте скажем малышам из чего сделаны эти предметы и игрушки. |
|
Дети: |
Из пластмассы |
|
Воспитатель: |
Хорошо, молодцы. А что вы знаете о пластмассе? Как её получают? |
|
Дети: |
Пластмассу изобрели учёные химики. Это искусственный материал. Разные вещества, которые входят в состав размельчают и смешивают. Получившуюся смесь нагревают и она становиться пластичной, мягкой, как пластилин. На специальных машинах такой массе придают нужную форму, при этом нагревают, а когда деталь остынет, она сохраняет свою форму. |
|
Воспитатель: |
А что можно сделать из пластмассы? |
|
Дети: |
Тарелочки, ложки, игрушки, конструктор, коробочки, стаканчики и т. д. |
|
Воспитатель: |
А в нашей группе есть игрушки из пластмассы и какие? |
|
Дети: |
Есть: машинки, конструктор…… |
|
Воспитатель: |
А какими свойствами обладает пластмасса? |
|
Дети: |
Гнётся, прочная, не тонет, лёгкая, твёрдая, не притягивается магнитом, плавает в воде…… |
|
Воспитатель: |
А вам нравятся игрушки из пластмассы? Почему? |
|
Дети: |
Да. Они яркие, лёгкие, с ними удобно играть. |
|
Воспитатель: |
А чем опасны изделия из пластмассы во время пожара? |
|
Дети: |
Пластмасса плавится и выделяет ядовитый газ, которым можно задохнуться. |
|
Воспитатель: |
Так, а что мы стоим? Приглашаем всех вас в нашу лабораторию. И сейчас мы во всём убедимся сами, и вас малыши, познакомим с нашими опытами. Свойствами пластмассы. |
|
Все одевают халаты и усаживаются на рабочие места в лаборатории. |
||
Воспитатель: |
С первым опытом вас познакомит лаборант Маша. |
|
Дети младшей группы подходят к Маше, на столе стоят два пластмассовых стаканчика. Один прозрачный другой нет и пластмассовый шарик. |
||
Маша: |
Я предлагаю вам поиграть в прятки. Сейчас спрячу в стаканчик шарик. Закройте глаза. |
|
Маша спрятала шарик в прозрачный стаканчик. |
||
Маша: |
Откройте глаза, 1-2-3- шарик скорей найди. Где он? |
|
Дети его сразу видят |
||
Маша: |
Вы его сразу увидели потому что шарик я положила в прозрачный пластмассовый стаканчик. А теперь опять закройте глазки. |
|
Дети младшей группы закрывают глаза, а Маша кладёт шарик в непрозрачный стаканчик. Дети открывают глаза и шарика не видят. |
||
Маша: |
В каком стаканчике я спрятала шарик? Почему не видно? Потому что пластмасс не прозрачный. Теперь мы знаем что пластмасс бывает прозрачный и не прозрачный. |
|
Воспитатель: |
Да ребята, а ещё пластмасс бывает цветной. Посмотрите какой красивый зонтик у меня, с разноцветными пластмассовыми кружочками. Давайте на мир посмотрим через цветной пластмасс. |
|
Воспитатель раскрывает зонт, к которому привязаны на ниточки разноцветные кружочки пластмасса. Дети подходят и смотрят через кружочки на окружающие предметы, находящиеся в группе. И радуются, удивляются. |
||
Воспитатель: |
А сейчас пройдёмте к лаборанту Лизе. Она познакомит нас со следующими свойствами пластмасса. |
|
Дети младшей группы подходят к Лизе, на столе у Лизы стоит пластмассовый стаканчик, детский чайник с водой. |
||
Лиза: |
Я сейчас налью воду в пластмассовый стаканчик и мы увидим, что вода не вытекает. Значит пластмасс не пропускает воду, он водонепроницаемый. А если мы понюхаем пластмасс, то заметим, что пластмасс не имеет запаха. |
|
Лиза проделывает опыты. |
||
Воспитатель: |
Да Лиза пластмасс не имеет запах, хотя есть игрушки из плохого пластмасса, который пахнет. Эти игрушки лучше детям не давать играть. А со следующими свойствами пластмасса нас познакомит лаборант Софа. |
|
Воспитатели и дети подходят к Софе, на столике у Софы находятся пластмассовые линейки, гладкий пластмассовый стаканчик и шероховатая пластмассовая вазочка. |
||
Софа: |
У меня есть линейки. Они из пластмасса, их можно согнуть. Посмотрите я её сгибаю и отпускаю, и она обратно принимает свою форму. Значит пластмасс материал мягкий и упругий. А ещё у меня есть стаканчик и вазочка, погладим рукой стаканчик и заметим что он гладкий. А сейчас погладим вазочку и видим что она шероховатая. Значит пластмасса у нас бывает шероховатая и гладкая. Давайте прогуляемся по группе и найдём предметы из шероховатого пластмасса. |
|
Дети ходят по группе и ищут гладкие и шероховатые предметы из пластмасса. Возвращаемся обратно к Софе. |
||
Софа: |
Давайте поставим пластмассовый стаканчик на руку и заметим что он лёгкий. |
|
Воспитатель: |
Да дети, пластмасс бывает такой лёгкий, что даже воздух его удерживает. Пойдёмте я покажу вам фокус. |
|
Воспитатель показывает фокус с феном и тенисным шариком. Дети стоят вокруг и смотрят. |
||
Воспитатель: |
Спасибо Софа. Нас встречает лаборант Дима. |
|
Дима: |
Если мы возьмём пластмассовый предмет в руку то узнаем что пластмасс тёплый. Как вы думаете, если я брошу стакан на пол он разобьётся? Давайте проверим. |
|
Дима кидает стакан на пол. |
||
Дима: |
Мы видим что он не бьётся, так как пластмасс прочный. |
|
Воспитатель: |
Да, ребята, пластмасс не бьющийся, поэтому из него делают много предметов: и игрушки, и линейки, и даже тазики для стирки. |
|
Дима: |
Пластмасс тонкий, можно сломать. |
|
Дима показывает, как можно сломать стаканчик, игрушку. |
||
Дима: |
А ещё можно пластмасс порезать. Вот например мешочки полиэтиленовые тоже делают из пластмасса. |
|
Дима разрезает мешочек ножницами и предлагает детям разрезать. |
||
Воспитатель: |
А я хочу предложить вам фокус с полиэтиленовым мешочком. |
|
Дети наливают воду в мешочек, протыкают его карандашами и видят, что вода не выливается. |
||
Воспитатель: |
Спасибо Дима, идём к лаборанту Ксюше. |
|
Ксюша: |
Если пластмассовую расчёску потрём о ткань, то увидим, что расчёска наэлектролизуется, и притягивает к себе частички бумаги. Значит пластик обладает электропроводностью. А ещё пластмасса, когда её поджигаешь, она сильно плавится, и сильно пахнет, а потом затвердевает и форму уже не меняет. Запах вредный, можно им отравиться. |
|
Ксюша проводит опыты с помощью воспитателя. |
||
Воспитатель: |
Да, дети, никогда не поджигайте пластмасс. Это очень опасно. А раз он плавится, мы можем сделать игрушки для ёлки. |
|
Воспитатель проводит опыт с пластмассовыми трубочками, утюгом их плавит, а дети вырезают шарики, украшают бантиками и вешают на ёлочку. |
||
Воспитатель: |
Нас встречает лаборант Ульяна. |
|
Ульяна: |
Я беру магнит и пробую притягивать пластмассовые предметы и видим, что пластмасс не магнитится. Если мы опустим пластмассовые лодочки то они плавают не тонут, значит пластмасс лёгкий. А ещё если постучать по пластмассу, то слышим что он издаёт глухой звук. |
|
Ульяна проводит опыты и предлагает детям поучаствовать в эксперименте. |
||
Воспитатель: |
А что нам скажет лаборант Лаура. |
|
Лаура: |
Мы неделю назад закапывали в землю пластмасс и бумагу. Давайте посмотрим, что получилось. |
|
Лаура вместе с воспитателем раскапывают землю и находят ранее закапанные предметы из бумаги и пластмасса. |
||
Воспитатель: |
Мы видим с вами дети, что бумага сгнила и распалась а пластмасса не гниёт. Да, дети, вы знайте, что потребуется 500 лет, чтобы пластмасс сгнил. Сегодня мы с вами вспомнили все свойства пластмассы и я предлагаю вам на карточках - схемах зарисовать их результаты. |
|
Дети садятся за столы и работают с карточками – схемами. |
||
Воспитатель: |
Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо». У меня две коробочки, вы будете в них раскладывать предметы и объяснять: пластмасс хорошо, пластмасс плохо. |
|
Дети играют. |
||
Воспитатель: |
А почему игра называется хорошо, плохо? Очень важно классифицировать отходы. В Германии есть контейнера, в которые люди классифицируют сразу пластмассовые отходы. Хорошо бы и у нас в стране это сделать, так как это используется для переработки. И наша задача - не загрязнять окружающую среду пластиковыми отходами, а найти им полезное применение: проявить свою фантазию. |
|
Воспитатель: |
Мы работу завершили, Всё на место положили. Мы друг другу помогали Мы друг другу не мешали. |
|
Воспитатель: |
А сейчас я вам предлагаю пройти в кинозал и посмотреть замечательный фильм про пластмасс. |
|
Приложение 1.
Игра «Хорошо - плохо».
Задача: Развивать мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы о свойствах пластмассы.
Материал: 2 коробки с названиями (хорошо – плохо);
Поднос на котором находятся разные предметы и игрушки из пластмассы.
Ход игры:
Воспитатель: Маша выбери любой предмет и положи в коробочку в которую желаешь и объясни свой выбор.
Маша: Я беру с подноса пластмассовую машинку и кладу в коробочку на которой написана хорошо, потому что пластмассовая машинка лёгкая, яркая, красивая, с ней хочется играть.
Ксюша: А я возьму пластмассовую ложечку и положу в коробочку где написано плохо, потому что она может сломаться, её придётся выбросить а пластмасс как мы знаем долгое время не гниёт и т.д. (игра продолжается дальше).
Список литературы
Е.И. Михаленко «Научные опыты в комнате» Москва 2014год.
О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Москва 2014год.