Дата публикации: 22.04.2020
Автор: Редина Оксана Геннадьевна,
Методист,
г. Самара, МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим»
I. Общая информация
- Наименование проекта: «Формирование экологической культуры школьников в рамках занятий объединения изостудия «Волшебная кисть»
2. Информация об учреждении:
2.1. Информация об учреждении: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский Центр «Пилигрим» имени 37 гвардейского Свирского Краснознаменного воздушно-десантного корпуса» городского округа Самара, МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим» г.о. Самара.
2.2. Почтовый адрес: 443105, г. Самара, пр. Юных Пионеров, 142.
2.3. Телефон, факс, электронная почта: 931 – 77 – 09, e – mail: piligrim-samara @mail.ru
2.4. Фамилия, имя, отчество руководителя: Поршин Александр Сергеевич
- Информация о руководителе проекта:
- Фамилия, имя, отчество руководителя проекта: Плюснина Наталия Владимировна
- Должность руководителя проекта: педагог дополнительного образования
- Команда проекта:
- Плюснина Н.В., педагог дополнительного образования;
- учащиеся объединения изостудия «Волшебная кисть»
- Консультант проекта:
- Редина О.Г., методист по сопровождению образовательного процесса и информационно-аналитической работе
II. Аннотация к проекту
Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», - формирование духовно-нравственной личности. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром и многое другое.
Каждое направление духовно-нравственного развития и воспитания основано на определенной системе базовых ценностей, и должно обеспечивать усвоение их учениками.
Экологическое образование школьников – часть непрерывного процесса обучения, воспитания и развития ребенка, направленная на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм в системе ценностных ориентаций.
Актуальность предлагаемой темы, заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором она пребывает сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое оно оказывает интенсивное положительное влияние на его ум, чувства, волю.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Создание нового отношения человека к природе – задача, не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое образование.
Для того чтобы решить эту задачу, экологическое образование должно начинаться с самого детства. Ребенок должен получить некоторые начальные сведения об окружающем мире, природе, о необходимости и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воды, воздуха Земли. Эти знания должны быть развиты и закреплены как в школе, так и на занятиях объединений учреждений дополнительного образования.
Целью экологического образования является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Педагог изостудии «Волшебная кисть» использует на занятиях разнообразные формы работы, которые являются средством формирования познавательной деятельности обучающихся, активизации их в процессе творческой работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса. Дети охотно включаются в такие занятия, так как нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. Ребята увлечены, их работоспособность повышается, результативность возрастает, расширяется кругозор.
III. Содержание проекта
3.1. Определение проблемы
Проект поможет в ограниченных временных рамках занятий в изостудии организовать разнообразную деятельность учащихся с учетом принципов системно-деятельного подхода. Творческая деятельность детей по изображению объектов живой природы будет способствовать формированию экологической культуры и внимательному, бережному отношению к живой природе.
Методы и формы работы:
- беседа;
- экскурсия;
- мастер-классы;
- участие в конкурсах.
3.2. Цели проекта:
Педагогическая цель |
Ученическая цель |
Формирование экологической культуры воспитанников изостудии «Волшебная кисть» в процессе творческой деятельности. |
Научиться внимательному и бережному отношению к объектам живой природы. |
Задачи:
Педагогические |
Ученические |
1. 1. Формировать познавательный интерес, умение самостоятельно работать с различными источниками информации (книги, интернет). 2. 2. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к живой природе. 3. 3. Воспитывать экологическую культуру. 4. 4. Научить рисовать объекты живой природы. |
1. Научиться рисовать объекты живой природы. 2. Участвовать в конкурсах различного уровня. |
3.3. Этапы реализации проекта:
Календарный план реализации проекта (поэтапный)
№ |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Педагогические задачи |
Ожидаемый результат в личностном развитии ребенка |
I. Организационный (подготовительный этап) |
||||
1. |
Обсуждение содержания проекта |
Сентябрь, 1 неделя |
Учить детей выдвигать идеи, обсуждать их, аргументировано обосновывать. |
Умение самостоятельно мыслить, обосновывать свою точку зрения. |
2. |
Определение творческих групп исполнителей проекта |
Сентябрь, 2 неделя |
Учить детей распределять обязанности |
Умение организовать свою работу |
3. |
Детальная разработка плана проекта |
Сентябрь, 3-4 неделя |
Разработать поэтапное содержание |
Умение планировать деятельность |
II. Основной этап |
||||
4. |
Прогулка по осеннему парку «Прекрасная пора…» |
Октябрь, 1 неделя |
Развивать навыки наблюдения, учить видеть красоту родной природы |
Умение наблюдать объекты и явления природы |
5. |
Областной конкурс детских рисунков «Цветы в легендах и преданиях» |
Октябрь |
Развивать навыки наблюдения за цветами, учить видеть красоту разнообразия цветов |
Умение наблюдать за цветами, умение передать средствами рисования красоту цветов |
6. |
Учрежденческий конкурс-выставка рисунков «Очей очарованье…» |
Октябрь, 3-4 неделя |
Развивать художественно-творческий потенциал детей, используя сезонные возможности. |
Умение передать средствами рисования красоту русской осени и свое отношение к ней. |
7. |
Участие во Всероссийском интернет-конкурсе детского творчества «Природа родного края» |
Октябрь-ноябрь |
Развивать художественно-творческий потенциал детей, используя сезонные возможности. |
Умение передать средствами рисования красоту природы родного края. |
8. |
Участие в городском этапе конкурса детского экологического плаката в рамках Международного форума «Экология большого города» |
Октябрь |
Воспитывать понимание экологических проблем в современном мире |
Умение с помощью рисунка передать свое отношение к проблеме экологии. |
9. |
Участие во Всероссийском конкурсе рисунков «Осень-2017» |
Октябрь-ноябрь |
Развивать художественно-творческий потенциал детей. |
Стремление проявить себя, желание побеждать в конкурсах. |
10. |
Дискуссия «Мы в ответе за тех, кого приручили» |
Октябрь, 4 неделя |
Учить детей стремиться к тому, чтобы «любой зверек, как другу доверять бы смог» |
Понимание ответственности человека перед живой природой. |
11. |
Участие VI Межрегионального художественного фестиваля-выставки «Радужная кисть» |
Октябрь-ноябрь |
Развитие творческого потенциала в каждом ребенка |
Умение работать в творческой группе, передавать с помощью средств художественной выразительности тематику конкурса |
12. |
Учрежденческий конкурс рисунков «Самые маленькие зверьки» |
Ноябрь |
Развивать художественно-творческий потенциал детей. |
Научиться рисовать маленьких зверей. |
13. |
Городской этап областного конкурса детского творчества «Мое любимое животное» |
Ноябрь |
Развивать художественно-творческий потенциал детей. |
Умение найти необходимую информацию для участия в конкурсе. |
14. |
Участие в областном конкурсе детского творчества «Грызуны Самарской области» |
Декабрь |
Изучение животного мира родного края. |
Умение найти необходимую информацию для участия в конкурсе. |
15. |
Мастер-класс «Пейзаж. Смешанная техника» |
Ноябрь, 3 неделя |
Сформировывать навыки работы с акварелью, используя разные художественные приемы; |
Выполнение пейзажа в смешанной технике рисования |
16. |
Учрежденческий конкурс-выставка рисунков «Хороша ты, матушка зима!» |
Декабрь (3 неделя) -январь (2-3 неделя) |
Учить детей правильно выбирать тему для творческой работы. Развивать художественно-творческий потенциал детей |
Умение передать средствами рисования красоту и особенности русской зимы. |
17. |
Участие во Всероссийском конкурсе рисунков «Зима-2018» |
Декабрь |
Развивать навыки наблюдения, учить видеть красоту родной природы зимой. |
Стремление проявить себя, желание побеждать в конкурсах. |
18. |
Акция «Покормите птиц зимой» |
Январь, 2 неделя |
Воспитывать чувство сочувствия, сопереживания к живым существам. |
Умение наблюдать объекты и явления природы. |
19. |
Учрежденческий конкурс-выставка рисунков «Наша прекрасная планета» |
Февраль |
Обучать знаниям о нашей планете, изучение природных условий в разных уголках планеты. |
Умение изобразить различные природные явления и объекты, существующие на нашей планете, передать свое отношение. |
20. |
Участие во всероссийском детском экологическом форуме «Зеленая планета – 2018» |
Февраль |
Учить детей правильно выбирать тему для творческой работы. Развивать художественно-творческий потенциал детей |
Стремление проявить себя, желание побеждать в конкурсах. |
21. |
Учрежденческий конкурс-выставка рисунков «Весна, весна на улице!» |
Март, 3 неделя |
Развивать художественно-творческий потенциал детей. |
Умение передать средствами рисования особенности природы в весенний период |
22. |
Видеопрезентация «Путешествие по страницам Красной книги «Исчезающая красота» |
Апрель, 1 неделя |
Воспитывать чувство сочувствия, сопереживания к живым существам. Воспитывать понимание ответственности человека за исчезновение видов животных |
Умение найти необходимую информацию для создания творческой работы. |
23. |
Мастер-класс «Ботанический дизайн» |
Февраль, 3 неделя |
Расширять знания учащихся по вопросу цветочного и ландшафтного дизайна; учить детей любить, внимательно и бережно относиться. |
Возникновение интереса к миру растений, умение составлять композиции из растений |
24. |
Экскурсия в парк «Молодежный» «Люблю цветение весны» |
Апрель, 4 неделя |
Развивать навыки наблюдения, учить видеть красоту родной природы |
Умение наблюдать объекты и явления природы. |
III. Заключительный этап |
||||
25. |
Подведение итогов реализации проекта за год совместно с родителями. Рефлексия |
Май |
Анализ проделанной работы. Определение сильных и слабых сторон (что получилось, что не получилось) при реализации проекта |
Умение анализировать свои успехи и неудачи, адекватное отношение к критике |
26. |
Выставка рисунков (заключительная) «Лето, ах лето!» |
Май, 3 неделя |
Развивать навыки наблюдения, учить видеть красоту родной природы |
Умение передать средствами рисования как выглядит природа летом, передать свое отношение к летнему периоду нашей природы. |
27. |
Торжественное мероприятие «Звездный Олимп» (награждение активных участников проекта) |
Май, 4 неделя |
Выявлять одаренных талантливых детей |
Стремление добиваться успеха |
3.4. Целевая группа
Проект рассчитан на учащихся объединения изостудия «Волшебная кисть» с 7 до 17 лет.
3.5. Предполагаемые партнеры:
- МБОУ Школа «Кадет» № 95 г.о. Самара;
- МБОУ Школа № 168 г.о. Самара;
- МБУ ДО ЦДТ «Ирбис» г.о. Самара;
- ГБПОУ Самарской области Самарское художественное училище им. К.С. Петрова-Водкина;
- ГБОУ ДОД «Самарский областной детский эколого-биологический центр»
3.6. Методические продукты для трансляции по итогам реализации проекта
- Выпуск брошюры «Формирование экологической культуры школьников в рамках занятий объединения изостудия «Волшебная кисть»;
- Сборник лучших рисунков победителей конкурсов различного уровня «Детские руки творят чудеса»;
- Альманах детских творческих работ «Мир глазами детей»
- Предлагаемый Интернет-ресурс:
- Сайт МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим» г.о. Самара - http://dod-piligrim.ru/
- Сайт Системы добровольной сертификации информационных технологий России («ССИТ») http://konkurs.sertification.org
- Сайт портала для проведения различных конкурсов рисунков и фотографий по экологической тематике http://www.эко2017.рф
- Сайт ГБОУ ДОД СОДЭБЦ http://unnatru>
- Результаты проекта и его оценка
Критерии оценки эффективности проектной инициативы
- Вовлечённость 62 учащихся объединения изостудия «Волшебная кисть» в мероприятия проекта;
- Привлечение студентов – волонтеров художественного училища для проведения мастер-классов в количестве 7 человек;
- В течение реализации проектной инициативы будут проведены более 27 мероприятий;
- 5 организаций – партнёров, вовлечённых в реализацию проекта;
- Проведено 2 мастер-класса для детей и подростков студентами-волонтерами художественного училища;
- 3 разработанных информационно-методических материалов (методические разработки, альманах, сборник).
- Положительный резонанс и отзыв о мероприятиях проекта на официальном сайте;
- Умение рисовать объекты живой природы;
- Воспитание внимательного и бережного отношения к объектам живой природы;
- Развитие творческой активности учащихся;
- Воспитание чувства прекрасного у подрастающего поколения;
- Выявление творчески одаренных детей в ходе реализации проекта