Дата публикации: 22.04.2020
Автор: Сметанина Светлана Леонидовна,
воспитатель,
МАДОУ «ДС «Мальвина», г. Новый Уренгой, ЯНАО
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.
Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать самостоятельного, творческого активного ребенка, она должна способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, но и способствовать развитию всех видов речи.
При создании РПП среды группы с целью развития и обогащения речи воспитанников, мы отталкиваемся от возраста детей, рабочей программы группы и темы недели.
Наша 6 группа подготовительного к школе возраста комбинированной направленности.
Из 30 воспитанников, 2 ребёнка имеют в речи отклонения от нормы и посещают учителя-логопеда.
В течение дня, мы выстраиваем свою работу с детьми при тесном взаимодействии с учителем – логопедом.
Для совершенствования навыков по речевому развитию, учитывая возрастные особенности, физиологические возможности и интересы детей, в нашей группе оборудованы следующие уголки
2 слайд: «Уголок речевого развития»
Наполняемость речевого уголка отражает все направления работы по развитию речи.
Задачи работы:
- Развитие словаря ребёнка.
- Работа над грамматическим строем речи
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);
- Развитие артикуляции и правильного произношения звуков;
- Подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения);
- Развитие мелкой моторики.
3 слайд: Развитие словаря ребёнка
Обогащение активного словаря - происходит за счёт основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами и родителей словаря, для расширения словаря детей мы в своей работе используем разнообразные дидактические игры из методической литературы.
4 слайд: Работа над грамматическим строем
обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи:
- разнообразные дидактические игры из методической литературы;
- игры, созданные нами самостоятельно с помощью электронно-образовательных ресурсов: «Предлоги», «Какой? Какая? Какие?»; Один-много», «Мой, моя, моё» и др.
5 -6 слайды: Развитие связной речи
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения.
Нами используются:
-Тематические словари в картинках;
- Демонстрационный материал для занятий – Знать и беречь фауну, ценить всё живое на земле: «Животные, обитающие на территории нашей страны», «Овощи».
- Наглядные пособия для педагогов и родителей, серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи: «Грибы»;
- Наглядно-дидактические пособия: Рассказы по картинкам: «Времена года»;
- Серии демонстрационных картин «Круглый год»;
- Дидактический материал по окружающему миру: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Зима», «Дикие животные». В них входят: Иллюстрации, познавательная информация, развивающие задания, разрезные картинки и др.
Развитие речевого творчества, работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Всё становится возможным, если мы для этого создаём условия:
Д/и и упражнения: «Придумай свою сказку», «Речевой кубик», «Расскажи сказку на фланелеграфе» и др.
7 слайд: Развитие артикуляции и правильного произношения звуков
Чтобы дети научились произносить сложные звуки, их язык и губы должны быть сильными и гибкими, долго удерживать правильное положение. Всему этому может научить артикуляционная гимнастика. Нами собраны картотеки схем и упражнений, а также используются игры для язычка из методической литературы.
8 - 9 слайды: Подготовка к обучению и обучение грамоте - знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения. Для этой работы мы используем: буквенные веера, буквенные кубики, магнитную азбуку, схемы, настольные дидактические игры: «Мои первые уроки», «Словодел», «Мои первые буквы», д/и из метод. литературы, д/и, созданные нами самостоятельно: «Тим и Том», «Найди нужную схему», «Первый звук в слове», и др.
10 слайд: для обучения детей звуковому анализу созданы игры и пособия: «Три шкатулочки», «Звуковые схемы», «Звуковые домики», «звуковые фишки» и др.
11 слайд: Для звуко-буквенного анализа в нашей группе есть, сшитая родителями, касса букв, кассы букв для индивидуальной работы, дидактические пособия: «алфавит», собран алфавит со стишками для знакомства с буквами.
12-13 слайды: развитие мелкой моторики рук
- индивидуальные тетради для занятий, различные прописи, обводки, штриховки, разнообразные мозаики, шнуровки, материал (семена, камешки, палочки) для составления букв, картотека по лексическим темам пальчиковых игр по лексическим темам: «Наше тело», «Посуда», «Мебель», «Хлеб», «Рыбы», «Космос» и др.
14 – 15 слайды: «Уголок чтения». Решает задачу:
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыта домашнего чтения – слушания, книга должна стать спутником детей)
1. Энциклопедии: «Животные», «Млекопитающие», «Киты и дельфины», «Лошадки большие и маленькие»; Научно-популярная литература: Всё обо всем, Организм человека, Животный мир земли, Говорящая книжка «Кто живёт в воде?»; наборы открыток «Наши верные друзья» и др.
2. Обучающая литература:
- Учебник для малышей, В. Степанов «Алфавит, Азбука, Букварь»;
-Учебное пособие буквы для малышей, авторы: А. Барто, Б.Заходер, Э.Мшковская и др.
-Учебное пособие О. Перова «Букварь-тренажёр»;
- Учебное издание Наталья Павлова «Читаем после азбуки».
3. Рассказы о животных разных писателей:
- Николай Сладков «Бюро лесных услуг»
-Борис Житков «Рассказы о животных»
4. Сказки: «Русские сказки в картинках, «Сундучок сказок: сборник», «Волшебные сказки», «Спящая красавица», «Мальчик с пальчик» и др.)
16-17 слайды: Центр театрализованной деятельности
С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан центр театрального развития с различными видами театров (пальчиковый, кукольный би-ба-бо, настольный театр резиновой игрушки и деревянный настольный театр. Также имеются различные костюмы, маски и атрибуты для разыгрывания этюдов, сцен, сказок.
18 слайд: Центры сюжетно-ролевой игры.
Мы создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр: «Семья» и многие её варианты, «Магазин», «Парикмахерская», «Больница». Это активно способствует развитию связной речи детей, умению вести диалог с партнёром, обогащению словаря детей.
19 слайд: «Уголок будущего первоклассника»
Развиваем связную речь и мелкую моторику рук, пополняем словарный запас, способствуем формированию умения творчески вести сюжет игры. Воспитываем дружбу, умение жить и работать в коллективе.
-альбом «Скоро в школу»: правила поведения в школе, картинки, фото и иллюстрации первоклассников, первого сентября, школы и др.
- портфель и школьные принадлежности
- различные прописи, дидактические настольные игры
- атрибуты учителя, указка, очки
- кукла Таня-ученица.
20 слайд: «Центр конструирования и безопасности»
Здесь находится разнообразный строительный материал и схемы. Проводим такие игры: «Построй домик для куклы, гараж для машины», «Профессия строитель» и др. Мы при помощи наводящих вопросов «Что находится за, в доме?», «Кто живёт в доме?» «Кто пришёл в гости?» учим детей составлять творческие рассказы, учим понимать значение предлогов и правильное их использование в речи.
Уголок безопасности оснащен необходимыми атрибутами, игрушками, дид.играми для закрепления правил дорожного движения. Эти дидактические пособия развивают у детей воображение, связную речь, речевое творчество, обогащают словарный запас.
Спасибо за внимание.
Таким образом ПРС группы построена с учётом всех речевых параметров и является эмоционально-комфортной и насыщена разнообразным развивающим оборудованием и материалами и служит для всестороннего развития дошкольника в соответствии с его возрастными особенностями.