0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 22.04.2020

Автор: Сметанина Светлана Леонидовна,
воспитатель,
МАДОУ «ДС «Мальвина», г. Новый Уренгой, ЯНАО

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать самостоятельного, творческого активного ребенка, она должна способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, но и способствовать развитию всех видов речи.

При создании РПП среды группы с целью развития и обогащения речи воспитанников, мы отталкиваемся от возраста детей, рабочей программы группы и темы недели.

Наша 6 группа подготовительного к школе возраста комбинированной направленности.

Из 30 воспитанников, 2 ребёнка имеют в речи отклонения от нормы и посещают учителя-логопеда.

В течение дня, мы выстраиваем свою работу с детьми при тесном взаимодействии с учителем – логопедом.

Для совершенствования навыков по речевому развитию, учитывая возрастные особенности, физиологические возможности и интересы детей, в нашей группе оборудованы следующие уголки

2 слайд: «Уголок речевого развития»

Наполняемость речевого уголка отражает все направления работы по развитию речи.

Задачи работы:

- Развитие словаря ребёнка.

- Работа над грамматическим строем речи

- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);

- Развитие артикуляции и правильного произношения звуков;

- Подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения);

- Развитие мелкой моторики.

3 слайд: Развитие словаря ребёнка

Обогащение активного словаря - происходит за счёт основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами и родителей словаря, для расширения словаря детей мы в своей работе используем разнообразные дидактические игры из методической литературы.

4 слайд: Работа над грамматическим строем

обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи:

- разнообразные дидактические игры из методической литературы;

- игры, созданные нами самостоятельно с помощью электронно-образовательных ресурсов: «Предлоги», «Какой? Какая? Какие?»; Один-много», «Мой, моя, моё» и др.

5 -6 слайды: Развитие связной речи

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения.

Нами используются:

-Тематические словари в картинках;

- Демонстрационный материал для занятий – Знать и беречь фауну, ценить всё живое на земле: «Животные, обитающие на территории нашей страны», «Овощи».

- Наглядные пособия для педагогов и родителей, серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи: «Грибы»;

- Наглядно-дидактические пособия: Рассказы по картинкам: «Времена года»;

- Серии демонстрационных картин «Круглый год»;

- Дидактический материал по окружающему миру: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Зима», «Дикие животные». В них входят: Иллюстрации, познавательная информация, развивающие задания, разрезные картинки и др.

 Развитие речевого творчества, работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Всё становится возможным, если мы для этого создаём условия:

Д/и и упражнения: «Придумай свою сказку», «Речевой кубик», «Расскажи сказку на фланелеграфе» и др.

7 слайд: Развитие артикуляции и правильного произношения звуков

Чтобы дети научились произносить сложные звуки, их язык и губы должны быть сильными и гибкими, долго удерживать правильное положение. Всему этому может научить артикуляционная гимнастика. Нами собраны картотеки схем и упражнений, а также используются игры для язычка из методической литературы.

8 - 9 слайды: Подготовка к обучению и обучение грамоте - знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения. Для этой работы мы используем: буквенные веера, буквенные кубики, магнитную азбуку, схемы, настольные дидактические игры: «Мои первые уроки», «Словодел», «Мои первые буквы», д/и из метод. литературы, д/и, созданные нами самостоятельно: «Тим и Том», «Найди нужную схему», «Первый звук в слове», и др.

10 слайд: для обучения детей звуковому анализу созданы игры и пособия: «Три шкатулочки», «Звуковые схемы», «Звуковые домики», «звуковые фишки» и др.

11 слайд: Для звуко-буквенного анализа в нашей группе есть, сшитая родителями, касса букв, кассы букв для индивидуальной работы, дидактические пособия: «алфавит», собран алфавит  со стишками для знакомства с буквами.

12-13 слайды: развитие мелкой моторики рук

- индивидуальные тетради для занятий, различные прописи, обводки, штриховки, разнообразные мозаики, шнуровки, материал (семена, камешки, палочки) для составления букв, картотека по лексическим темам пальчиковых игр по лексическим темам: «Наше тело», «Посуда», «Мебель», «Хлеб», «Рыбы», «Космос» и др.

14 – 15 слайды: «Уголок чтения». Решает задачу:

- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыта домашнего чтения – слушания, книга должна стать спутником детей)

1. Энциклопедии: «Животные», «Млекопитающие», «Киты и дельфины», «Лошадки большие и маленькие»; Научно-популярная литература: Всё обо всем, Организм человека, Животный мир земли, Говорящая книжка «Кто живёт в воде?»; наборы открыток «Наши верные друзья» и др.

2. Обучающая литература:

- Учебник для малышей, В. Степанов «Алфавит, Азбука, Букварь»;

-Учебное пособие буквы для малышей, авторы: А. Барто, Б.Заходер, Э.Мшковская и др.

-Учебное пособие О. Перова «Букварь-тренажёр»;

- Учебное издание Наталья Павлова «Читаем после азбуки».

3. Рассказы о животных разных писателей:

- Николай Сладков «Бюро лесных услуг»

-Борис Житков «Рассказы о животных»

4. Сказки: «Русские сказки в картинках, «Сундучок сказок: сборник», «Волшебные сказки», «Спящая красавица», «Мальчик с пальчик» и др.)

16-17 слайды: Центр театрализованной деятельности

 С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан центр театрального развития с различными видами театров (пальчиковый, кукольный би-ба-бо, настольный театр резиновой игрушки и деревянный настольный театр. Также имеются различные костюмы, маски и атрибуты для разыгрывания этюдов, сцен, сказок.

18 слайд: Центры сюжетно-ролевой игры.

Мы создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр: «Семья» и многие её варианты, «Магазин», «Парикмахерская», «Больница». Это активно способствует развитию связной речи детей, умению вести диалог с партнёром, обогащению словаря детей.

19 слайд: «Уголок будущего первоклассника»

Развиваем связную речь и мелкую моторику рук, пополняем словарный запас, способствуем формированию умения творчески вести сюжет игры. Воспитываем дружбу, умение жить и работать в коллективе.

-альбом «Скоро в школу»: правила поведения в школе, картинки, фото и иллюстрации первоклассников, первого сентября, школы и др.

- портфель и школьные принадлежности

- различные прописи, дидактические настольные игры

- атрибуты учителя, указка, очки

- кукла Таня-ученица.

20 слайд: «Центр конструирования и безопасности»

Здесь находится разнообразный строительный материал и схемы. Проводим такие игры: «Построй домик для куклы, гараж для машины», «Профессия строитель» и др. Мы при помощи наводящих вопросов «Что находится за, в доме?», «Кто живёт в доме?» «Кто пришёл в гости?» учим детей составлять творческие рассказы, учим понимать значение предлогов и правильное их использование в речи.

Уголок безопасности оснащен необходимыми атрибутами, игрушками, дид.играми для закрепления правил дорожного движения. Эти дидактические пособия развивают у детей воображение, связную речь, речевое творчество, обогащают словарный запас.

Спасибо за внимание.

Таким образом ПРС группы построена с учётом всех речевых параметров и является эмоционально-комфортной и насыщена разнообразным развивающим оборудованием и материалами и служит для всестороннего развития дошкольника в соответствии с его возрастными особенностями.

Презентация