Дата публикации: 24.04.2020
Автор: Гебель Ольга Александровна,
воспитатель,
МДОУ д. сад п. Пробуждение
Цель. Познакомить с приемами и способами составления
синквейнов; научить использовать знания и умения в работе
с детьми.
Задачи. 1. Объяснить значение использования синквейнов в работе
над развитием речи детей.
2. Вызвать интерес к составлению синквейнов.
3. Научить приемам совместной деятельности.
Предварительная работа
- Подготовка листов бумаги и карандашей.
- Изготовление алгоритма составления синквейнов.
- Подготовка образцов синквейнов.
- Составление конспекта, нахождение необходимого методического материала
- Распечатка мини – журналов «Учимся составлять синквейн», «Синквейн в работе по развитию речи
дошкольников»
План проведения «Мастер – класса».
- Теоретическая часть: рассказ воспитателя о необходимости
составления синквейнов
- Демонстрация составления синквейнов.
- Советы по составлению синквейнов.
- Знакомство с разными видами работы над синквейнами.
- Обмен мнениями, впечатлениями.
Ход «Мастер – класса».
Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками.
У детей бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказы по картинкам, пересказать прочитанное, им трудно выучить стихотворение.
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием не –
рифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Пример синквейна. Дети
Любимые, ласковые
Играют, радуют, умиляют
Дети – цветы жизни.
Счастье.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Сначала знакомим детей с понятиями: «слово», «слово – предмет», «живой – неживой предмет», «слово – действие», «слово – признак», «предложение».
Учим детей графически обозначать эти понятия. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их реальное написание.
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.
В чем же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Правила составления синквейна.
Синквейн состоит из пяти строк.
1. Певая строка – одно слово, существительное, отражающее главную идею
(заголовок, тема).
2. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие признак предмета, о котором идет речь.
3. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действие предмета, о
котором идет речь.
4. Четвертая строка – предложение из нескольких слов, показывающее от-
ношение к теме.
5. Пятая срока – последняя. Одно слово – существительное для выражения
своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Составление синквейна с воспитателями, используя алгоритм составления
синквейна.
- Кукла.
- Красивая, любимая.
- Стоит, сидит, улыбается.
- Моя кукла самая красивая.
- Игрушка.
Советы по составлению синквейнов.
1.Начинать учить детей составлять синквейны надо с хорошо знакомых им
тем («Семья», «Детский сад», «Овощи»…).
2. Надо помогать детям в подборке слов, используя картинки, предметы.
Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке
(дядя), то взрослый может спросить, как назвать его по-другому (папа,
мужчина;тетя, мама, женщина; девочка, дочка, внучка; бабушка, старушка). Взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим
предмет. Также называть признаки предметов, действия предметов…
3. Можно поиграть в игру «Отгадай предмет по описанию». Взрослый называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий). Ребенок называет предмет (огурец). Затем наоборот,
ребенок называет признаки предметов, а взрослый отгадывает.
4. Нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце; горит, светит; яркий, жаркое).
5.Составление синквейнов в конце изученной лексической темы.
6. Дети, умеющие читать, печатают слова. Дети, не умеющие читать, создают устные сочинения с опорой на схему или зарисовивают карандашом
вместе с родителями.
7. В конце работы дети должны прочитать свое произведение, сидя в «поэтическом кресле». Можно сопровождать чтение стихов музыкой.
Виды работы над синквейном.
1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использовании-
ем слов и фраз, входящих в состав последнего).
2.Составление синквейна по прослушанному рассказу.
3.Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного
синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк
необходимо ее определить).
4.Можно использовать синквейн:
- на занятиях для закрепления изученной лексической темы;
1.Береза.
2. Тонкая, белоствольная.
3. Растет, зеленеет, радует.
4. Береза – символ России.
5. Дерево.
- для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте;
1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слова.
5.Речь.
- на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна,
придумать рассказ;
- Заяц.
2.Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
5.При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов…».
6.Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать
синквейны и оценивать их).
Заключение
При творческом использовании синквейна, он восринимается детьми как
увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении усвоения понятий и их содержа-
ния, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
Литераура
- Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.
Журнал «Логопед». №5, 2005.
- Статьи в Интернете:
- Дружинина А.В. Использование технологии дидактического
синквейна в логопедической практике;