0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 24.12.2020

Автор: Кислякова Юлия Сергеевна,
Воспитатель,
МАДОУ «Детский сад №125» г. Череповец

Введение.

Актуальность проекта.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.                                  

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Умение правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ. Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, не дописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Проанализировав данные диагностики, выявилась проблема: у 86% детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.

 В связи с этим возникла идея создания совместного  проекта, которому дали название «В мире букв и звуков »». К участию в проекте были приглашены дети старшего дошкольного возраста, их родители, и педагог.

Гипотеза: если создать необходимые условия, использовать разнообразные формы, методы, приемы работы с детьми, активно взаимодействовать с родителями по данному вопросу, то уровень подготовки к обучению грамоты будет высоким.

Цель: формирование познавательной активности детей средствами игр и творческих заданий по обучению грамоте.

Задачи проекта:

  • Создать свою азбуку, которую интересно изучать;
  • Формировать и совершенствовать звуковую культуру речи; активизировать и обогащать словарный запас детей;
  • Установить тесную взаимосвязь с родителями для подготовки к обучению грамоте детей старшей группы.

Участники проекта:

Педагоги

Дети

Родители

Для реализации проекта использовались методы:

  • Словесный - объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве.
  • Наглядный - наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных квадратов, оформление папок - передвижек для родителей, буклеты, памятки. Рассматривание картинок, альбомов, графическое изображение букв.
  • Практический - дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных квадратов. Оформление Азбуки для детей с рисунками букв. Оформление выставки «Азбуки наших мам и пап»,

Ожидаемый результат проекта.

В ходе реализации данного проекта предполагается что дети:

  • познакомятся с буквами, научатся писать буквы печатно;
  • научатся правильно произносить звуки, подбирать слова с определённым звуком в разных позициях;
  • научатся делать звуко - буквенный анализ слов;
  • проявят себя творчески в процессе выполнения продуктов деятельности.

Родители получат новые знания о том:

  • как правильно учить детей проводить звуковой анализ слова;
  • получат памятки для правильного произношения букв, (для домашнего использования).

Достижение цели планируется в результате 3-х этапов реализации:

 

I этап –подготовительный

II этап -основной

III  этап –итоговый

 

Я использовала модель трех вопросов:

- что  знаем об азбуке? (что это дом для букв; буквы нужно знать, чтобы быть умным; это дорогая и полезная книга; если бы не было азбуки, то ни кто бы не умел читать)

- что хотим узнать? (как появилась азбука? какие азбуки были у наших родителей? как называются буквы? как их правильно писать; какие стихи, загадки, пословицы есть про буквы; звуковой анализ слов; какие дидактические игры можно использовать)

- как узнать? (дети обращаются за помощью к воспитателю, родителям, бабушкам и дедушкам,  находят информацию в интернете, в энциклопедиях, в детских телепередачах.

Глава 1. Формирование познавательной активности детей средствами игр и творческих заданий по обучению грамоте.

На подготовительном этапе я провела диагностику знаний детей об азбуке. Опрос проводился по модели трех вопросов: что мы знаем об азбуке? Что мы хотим узнать об азбуке и как это  узнать?

На данном этапе выяснилось, что уже известно детям об азбуке. Что надо делать, чтобы правильно произносить все звуки. Что такое алфавит, азбука, артикуляционный аппарат. Проводилась работа по сбору информации и извлечению интересных сведений об алфавитах,  азбуках.

Перед началом проекта я проинформировала родителей о том, что в группе будет реализовываться проект «В мире букв и звуков ». Все родители поддержали идею проведения проекта и желание оказать содействие, принимать активное участие в нем.

Исходя из предпочтений детей, я составила перспективный план, обозначила  направления работы.

Вывод: В ходе коммуникативной деятельности дети продолжают знакомство с буквами, рассматривают буквы, элементы, из которых они состоят, сравнивают с другими предметами, буквами, делают попытки слогового чтения.

В ходе основного этапа, во время образовательной деятельности с детьми была проведена исследовательская работа о  букварях.  Мы обратились за помощью к интернету и узнали, что такое букварь и азбука. Из интернета мы узнали, что первый русский букварь написал и напечатал Иван Фёдоров в 1574 году. Ивана Фёдорова называют первопечатником. Детей заинтересовало о  многообразии букварей. Далее мы решили выяснить, по каким букварям научились читать наши мамы и папы. Но когда  спросили у своих родителей об их первом учебнике, то оказалось, что у них был совсем другой букварь. Мы сравнили несколько современных букварей и азбук и увидели, что многие тексты и картинки учебников очень похожи. Задания, которые помогают ученикам научиться хорошо читать, тоже одинаковые: слоги, слова, тексты,  ребусы и задания для составления рассказов по картинкам, пословицы, загадки, скороговорки. Дети пришли к выводу, что азбука и букварь учат не только читать, но и уважать старость, не обижать младшего,  учат любить свой дом, свою семью, свою родную страну. Так и создалась в группе выставка совместно с родителями  азбук наших мам и пап.

Для выполнения звукового анализа слов, было создано наглядное пособие. Где дошкольник берет карточку звука, который автоматизируем. Называет одну картинку и делает прищепками последовательный звуковой анализ. Цвет прищепки должен соотноситься со звуком, которой он обозначает.

Дети в игровой форме знакомились с гласными буквами родного языка. Каждая буква в сознании ребенка связывалась  с наглядными образами, ( у- улитка, а- крыша волшебного домика и.т.д) поэтому легко запоминалась как сама буква так и звук. Эмоциональная  окраска образов помогла детям быстро запомнить графическое изображение букв. Дети  научились читать слияния гласных ау, уа, эиа, и.т.д. Так же с большим успехом прошло освоение звукового анализа слов, дети научились определять позицию гласных звуков в словах (начало, середина,  конец слова.)

В  совместной образовательной деятельности  в режимных моментах дети отгадывали загадки о буквах. Читали разные сказки и небылицы об алфавите. Рассматривали буквы в алфавите. Особенно заинтересовали детей дидактические игры, которые проводились на протяжении всего проекта.

Дидактическая игра «Буквы вокруг меня», в ходе которой ребенок называл все предметы, которые его окружают. Но только в алфавитном порядке, где  можно было пользоваться только  настенной азбукой с картинками или распечатанным вариантом азбуки.

Дидактическая игра «Картины», где нужно найти все предметы, названия которых начинаются на букву «П». (пол, портрет, пальто, передник, и т.д.).

Дидактическая игра «Выложи букву». Дети выкладывали знакомую ему букву из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, счетных палочек и толстых ниток.

Дидактическая игра «Угадай-ка». В непрозрачный мешочек были положены знакомые ребенку объемные буквы, сделанные из пластмассы, картона или дерева. Ребенок с закрытыми глазами достает из мешочка букву, ощупывает ее двумя руками и называет.

Вывод: у детей сформированы навыки исследовательской деятельности, развитие умения самостоятельно принимать решения и обмениваться информацией.

На заключительном этапе, продуктом проекта стала «Живая азбука».

Книга послужила к  сотрудничеству с родителями, закрепление образа буквы, проявление творческих способностей детей. Книга  помогла  дошкольникам научиться писать буквы печатно. Дети стали правильно произносить звуки, подбирать слова с определённым звуком в разных позициях. Ребята смогли выделить главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные данные.

В дальнейшем дошкольники продолжают использовать книгу. Самостоятельно, в домашней обстановке, они продолжают знакомиться с буквами, подбирать и дополнять азбуку новыми стихами, ребусами, играми и т.д. Далее, используя известный алгоритм, дети, уже без помощи воспитателя, изучали буквы.

Глава 2. Оценка полученных результатов.

После проведенной работы был проведен мониторинг соотношения целей и результатов проекта. Отмечена положительная динамика проекта.

В результате реализации этого проекта произошли качественные изменения в развитии детей. Ребята научились определять задачи, планировать этапы, аргументировать свой выбор. Появилось желание к звуковому анализу слов. У детей развились способности к словотворчеству.  Совершенствовался стиль партнерских отношений.

Таким образом, пополнилась предметно-пространственная среда группы, появились дидактические игры. Подготовленные игры активно используются в группе, дети продолжают изучать буквы и овладевать чтением под руководством педагогов.

Заключение

Проект по обучению грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно.  

Такая целенаправленная работа взаимодействия воспитателей и родителей с использованием игровой деятельности помогает детям в устранении имеющихся у них трудностей при усвоении грамоты. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяло ненавязчиво, опосредованно закрепить зрительные образы букв, формировать основы звуко-буквенного анализа, развивать общую и мелкую моторику, фонематическое восприятие, познавательные процессы, коммуникативные и творческие способности детей.

Таким образом, задачи проекта выполнены.

Цель проекта: формирование познавательной активности детей средствами игр и творческих заданий по обучению грамоте.

Тема проекта раскрыта и определена перспектива на будущее: продолжать знакомить детей с понятием «предложение».

Список используемой литературы.

1. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.

2. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.

3. Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.