0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 14.01.2021

Автор: Деушева Флюра Равильевна,
воспитатель,
ГБОУ "Казанская школа-интернат № 11 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья"

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».

                                                                                                               В. А. Сухомлинский

Проблема нравственного воспитания и социального здоровья подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес общества. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы. Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного и духовного воспитания детей. Многочисленные исследования А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоциально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки.

Сказка в увлекательной форме вводит ребенка в окружающий мир, позволяя ему лучше понять и осознать его. Сказочная форма способствует введению необычных ситуаций в изучаемый материал, тем самым оживляя его. Именно такое соединение благоприятно для развития, поскольку через сказочные образы педагог может найти путь к эмоциальной сфере ребенка. Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения, ребенок в то же время упражняется в решении целого рода задач.

Сказка учит верить в силу добра и справедливости. Несмотря на простоту образов и сюжетную незатейливость, сказки рассказывают о самом главном: они затрагивают вопрос о смысле жизни, о добре добра со злом, они несут нравственное начало, поэтому воспитательное значение их огромно. Сказка часто продолжает жить в играх детей. Они с удовольствием превращаются в зайчат, в хитрую лису. С помощью инсценированного сюжета у детей накапливаются яркие и четкие зрительные впечатления, эмоции, формируется творческая активность.

Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность, которая учит выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

Актуальность настоящей работы для современной дошкольной педагогики заключается в необходимости сформулировать основные пути, методы и средства формирования нравственных качеств у дошкольников посредством знакомства со сказкой.

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают  развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В сказках сохранена мудрость всего народа. Они могут быть основой в воспитании ребёнка в формировании его нравственных качеств.  Какие основные нравственные ценности может нести в себе полученная информация?

Обоснование проблемы:

Наблюдая за детьми, мы выявили, что дети не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Цель: развитие интереса к устному народному творчеству (сказкам); создание условий для развития творческой активности детей и поэтапного освоения детьми различных видов творчества; развитие театрализованной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • создавать условия для детей, способствующие освоению сказок;
  • закрепить и расширить знания детей о сказках;
  • развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, коммуникативные умения;
  • работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей;
  • расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.

Развивающие:

  • развивать умения с помощью педагога инсценировать и драматизировать небольшие отрывки сказок.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, сопереживание героям сказок;
  • пробуждать интерес к сказкам.    

Идея: выстраивание всех видов детской деятельности вокруг данной темы.

Тип проекта: практико - ориентированный

Состав участников: дети средней группы, педагоги.

Продолжительность проекта: долгосрочный, октябрь – май 2020 – 2021 г. г.

Формы реализации проекта:

  • Чтение, рассказывание сказок.
  • Беседы, общение, индивидуальные беседы.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Д/игры, настольно – печатные, речевые.
  • Х/эстетическая деятельность (рисование, лепка, аппликация)
  • Игры – драматизации.
  • Просмотр театрализованных постановок взрослыми и детьми д/с.

Предполагаемый результат:

  • Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
  • Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
  • Деятельное отношение к труду.
  • Ответственность за свои дела и поступки.

План реализации проекта

п/п

Состав действий

Ожидаемые результаты

Сроки

Участники

Подготовительный этап

1

Изучение литературы по теме

Расширение знаний по теме проекта

1-2 неделя октября

педагоги

2

Ознакомление с передовым опытом

3

Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач

Разработка плана реализации проекта

Педагоги

4

Подбор наглядно-дидактических…….пособий, демонстрационного  материала

Пополнение.

предметно-пространственной развивающей среды

педагоги

5

Оформление книжного уголка

Книжная выставка «Наши любимые сказки»

1-2 неделя октября

педагоги

Основной этап

7

Рассматривание иллюстраций русских народных сказок

Восприятие и формирование зрительных образов

Октябрь-декабрь

Дети

8

Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке

Расширение знаний детей о сказке. Воспитывать интерес к русским народным сказкам

Октябрь-декабрь

Дети, педагоги

9

Проведение. настольно-печатных, дидактических, речевых игр

Октябрь-декабрь

Дети, педагоги

10

Игровая образовательная ситуация «Путешествие в сказку»

Воспитывать интерес к русским народным сказкам

декабрь

11

Выставка рисунков « Герои любимых сказок»

Воплощение зрительного образа героя сказки

декабрь

Дети, педагоги

12

Создание картотеки русских народных сказок в соответствии возрасту

Расширение знаний

Октябрь-декабрь

 

Заключительный этап

13

Оформление.настольного..

театра  (декорации и герои любимых сказок)

Воплощение зрительного образа героев сказки

Октябрь-декабрь

Дети, родители, педагоги

             

Продукт проектной деятельности:

1 этап – подготовительный.

Наблюдения, беседы, общение с детьми.

Подготовка методического и демонстрационного материала.

Мониторинг развития по теме.

Планирование работы.

Октябрь.

Русская народная сказка «Теремок». (рассказывание воспитателем).

Нравственный урок. «В тесноте, да не в обиде».

Театр на фланелеграфе.  Настольный театр. (С.Д.)

Показ сказки «Осенний теремок» для детей д/сада.

(развлечение).

Д/игра «Кто не спрятался?». (С.Д.)

Рисование «Теремок».

 Предметно – развивающая среда: пазлы «Теремок», настольный театр, театр на фланелеграфе, костюмы героев к инсценировке.

Ноябрь.

Сказка «Три поросёнка» (пер. с англ. С.Я. Маршака). (НОД)

Нравственный урок. «Поспешишь – людей насмешишь».

Рисование (пальчиками) «Осень». (коллективная работа).

Конструирование домика для поросят. (строительный материал дети подбирают самостоятельно).

Физкультминутка «Лентяи – поросятки не делали зарядки».

Д/игра «Из чего сделано?».

Декабрь.

Сказка «Зимовье зверей». Чтение сказки. (НОД).

Нравственный урок «В дружбе жить – никто не одолеет».

Использование мнемотаблицы при рассказывании сказки детьми. (Совместная деятельность детей и педагога)

Работа с мнемотаблицей (характерные особенности времени года «зима»).

Д/игра «Рассели животных».

Предметно – развивающая среда: обучающие карточки «Дикие животные»,

детская энциклопедия о животных.

Январь .

Сказка «Лиса и волк». Чтение сказки.     

Нравственный урок «Всякая птичка на свой лад поёт».

Использование мнемотаблицы при рассказывании сказки детьми.

Экспериментирование с водой (состояние воды: жидкое и твёрдое).

Физкультминутка «За горами, за полями…»

Изготовление рыбок в технике оригами, из цветной бумаги.

 Предметно – развивающая среда: внести простейшие схемы складывания из бумаги – «рыбок»; 

Февраль.

Мордовская сказка «Как Собака друга искала». (Совместная деятельность)

Чтение сказки.

Нравственный урок «Нет друга – ищи, а нашёл

береги».

Использование мнемотаблицы при рассказывании сказки.

Игра – драматизация по сказке. (Совместная деятельность детей и педагога)

Изготовление мордочки собаки в технике оригами, из цветной бумаги.

Показ сказки «Как собака друга искала».

 Март.

Сказка «Лиса и заяц». Рассказывание сказки. (Совместная деятельность детей и педагога).

Нравственный урок «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Беседа «Почему зайчик поверил лисе? Кому верите вы?»

Использование мнемотаблицы при рассказывании сказки.

 «Домик для лисы и зайца» - выкладывание из счётных палочек.

Работа с мнемотаблицей «Характерные особенности времени года «Весна».

Д/игра «Чей домик?».

Предметно – развивающая среда: книга «Времена года», д/игра «Когда это бывает?».

Апрель.

Сказка Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Чтение сказки.

Нравственный урок «За честь хоть голову снесть».

Игра «Волшебная палочка» (как можно помочь солдатику).

Использование мнемотаблицы при рассказывании  сказки.

Аппликация «Кораблик».

Экспериментирование (выявление материалов, которые не тонут в воде).

Предметно – развивающая среда: иллюстрации с изображением кораблей, парусников; предметы из дерева, пластмассы, железа.

Май.

Сказка «Маша и медведь». Чтение сказки.

Нравственный урок «Научит горюна другая сторона».

Использовании мнемотаблицы при рассказывании  сказки. 

Настольный театр «Маша и медведь».

Показ сказки для детей педагогами.

Д/игра «Чудесный мешочек».

2 этап – активной деятельности.

Реализация проекта.

 3 этап – заключительный. Презентация. Сказка

Заключение

  Дети должны:

- проявлять любовь к сказкам и театральной  деятельности; 

- знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль ;

знать различные виды театров и уметь показывать их;

- уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ.,Детство-Пресс, 2014 г.
  • Примерная образовательная программа дошкольного образования «ОткрытиЯ» под редакцией Е.Г. Юдиной, Москва 2013г.
  • Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика., под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г
  • Русские народные сказки под редакцией Волковой Т.С. , Лабиринт, 2015 г
  • Вахрушева Л.Н. Познавательные сказки для детей 4 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 80 с.
  • Шорыгина Т.А. Общите5льные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. - М.: ТЦ Сфера, 2017. – 80 с.
  • Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. - М.: ТЦ Сфера, 2001
  • Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  • Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2005 г.
  • Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
  • Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» СПб.: Паритет 2007г.

12. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.- СПб.:  Детство-пресс, 2008 г.