Дата публикации: 11.02.2021
Автор: Неустроева Лирина Семеновна,
психолог,
МБДОУ ЦРР №24 “Сардаана”
Тема: Установление контакта с родителями.
Цель: Расширить теоретические знания и практические умения педагогов в вопросах сотрудничества с родителями воспитанников.
В современном обществе родители принимают активное участие в педагогическом процессе. Успешное функционирование любого дошкольного и школьного учреждения, предполагает учет мнений и пожеланий родителей воспитанников. Специфика работы воспитателя такая, что эффективность во многом будет зависеть от взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями.
Общение должно быть сконцентрировано на установлении контактов и педагогическом просвещении родителей. Такая направленность обусловлена тем, что многие родители недостаточно осведомлены в вопросах педагогики, психологии, физиологии и даже в специфике работы, где в группе по 20 (30, 40) детей и один воспитатель. Поэтому общение педагогов с родителями - это прежде всего общение профессиональное, целенаправленное и содержательное.
Ряд положений, влияющих на характер работы воспитателя:
1. Родитель - социальный заказчик.
2. Установка на безоценочное общение.
3. Выбор актуальных тем разговора.
4. Активизация и учет личного опыта родителя.
5. Вариативность содержания, форм и методов оказания педагогической помощи родителям.
Диалог между воспитателем и родителем воспитанника нужно строить на основе демонстрации положительных качеств ребенка, его положительных поступков, достижений, веры в его силы и способности. При выстраивании такого диалога воспитателю начнут доверять и прислушиваться к его советам.
Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателя, необходимо вовлечь их на участие в творческую деятельность, на праздничные мероприятия, держать в курсе событий, происходящих в жизни их ребенка внутри коллектива.
Прежде всего, необходимо установить особую форму общения, которое можно назвать "доверительно-деловым контактом". Развитие такого взаимодействия предполагает следующие этапы:
1 этап. Трансляция родителям воспитанника положительного образа их ребенка. Благодаря именно этой трансляции воспитателю станет намного легче строить взаимное доброжелательное отношения с установкой на будущее сотрудничество.
2 этап. Трансляция родителям своей профессиональной компетентности. Любой родитель нервно переживает о том, каково пребывание его ребенка в детском саду: какие отношения со сверстниками, какое отношение к нему воспитателей, как ведет себя сам ребенок, кушает или нет и т.д. Кто-то кого-то толкнул, кто-то кого-то ударил, кто-то кого-то обижает - такие рассказы часто приходится слышать родителям от своих детей. Да, во многом поведение ребенка зависит от родительского воспитания. Но поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, то влияния воспитателей и других детей никто не отменял. Вот на этой почве и возникают основные тревоги родителей. Поэтому рекомендуется все возникающие рабочие моменты с родителем постараться решать на месте и вовремя.
А что делать, если ребенок упал? Детство без синяков не бывает. И дети всегда найдут обо что удариться или споткнуться. В этом случае, надо донести до родителя, что это нормально. Это опыт маленького человека. Один раз полученный синяк в следующий раз заставит задуматься.
Однако серьезная травма - это уже недосмотр воспитателя. Как поступить воспитателю, если ребенок получил травму? Тут надо четко понимать, что воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей. Поэтому надо действовать по следующему алгоритму:
1. Успокоиться, не паниковать. Чтобы объективно оценить ситуацию: тяжесть травмы, возможные последствия травмы для ребенка надо немедленно обратиться к медицинскому работнику учреждения, который окажет первую помощь. Если в учреждении медицинского работника не оказалось, первую доврачебную помощь должен оказать воспитатель.
2. Сообщить родителю о возникшей ситуации, извиниться, уведомить о том, какая помощь оказана ребенку, вызвать его в детский сад, если в этом есть необходимость. Стараться найти общий язык с родителем (не грубить ни в коем случае!). Отрицание своей вины будет провоцировать родителя пуститься во все тяжкие расследования несчастного случая, даже если травма - царапина на лице.
3. В течении дня следить за общим состоянием ребенка, если ребенок остался в группе.
Приемы активного слушания
Активное слушание - процесс осознанного взаимодействия, в котором внимание приковано к мыслям и чувствам собеседника. Фоновые шумы в голове отсутствуют. Это способствует зарождению доверия, крепких взаимоотношений.
- Эхо. Заключается в повторении последних слов партнера, но с вопросительной интонацией. Это нужный момент уточнения и демонстрации важности поступающей от собеседника информации. Акцент на значимости личности.
- Интерпретация. Подразумевает высказывание предположений о целях и причинах такой позиции собеседника в диалоге. Часто начинается с фразы «Я предполагаю, что вы хотели вышесказанным достичь…». Позволяет продемонстрировать искреннюю заинтересованность мнением другого человека и уточнить детали.
- Перефразирование. Представляет собой краткое повторение сказанного. Началом предложения является фраза: «Если я правильно понял, вы имели в виду…». Позволяет проявить заинтересованность и выяснить нюансы.
Таким образом, активное слушание – технология, практически всегда включающая два компонента:
- уточнение истинных смыслов беседы;
- проявление знаков, подтверждающих ценность диалога.
Ощущая собственную значимость и неподдельный интерес к разговору, собеседник становится более открытым. Это способствует плодотворной взаимовыгодной коммуникации, зарождению доверия, крепких взаимоотношений.
Прием отзеркаливания (идентичные собеседнику позы)
Люди, симпатизирующие друг другу, бессознательно копируют позы и жесты друг друга. Это улучшает коммуникацию и делает ваши отношения еще более доверительными. Целью отзеркаливания может быть создание у собеседника заинтересованности вами и сутью вашего сообщения, формирование у него симпатии к вам или предмету разговора. Эта техника отзеркаливания позволяет мгновенно снизить критичность собеседника и вызвать его расположение к себе.