Дата публикации: 03.03.2021
Автор: Хакимова Нодира Негматовна
Преподаватель,
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств №18»
г.Ленинск-Кузнецкий
Данная методическая разработка посвящена проблеме поиска точного цветового решения в акварельных пейзажных этюдах. Раскрывает вопросы применения основ цветоведения на практике и особенности цветового решения пространственного пейзажа. Помогает преподавателю живописи научить детей правильно писать акварелью пространственный пейзаж, используя все средства и возможности акварели. Язык цвета учащиеся познают на уроках живописи. Развиваясь умственно и эстетически, живопись учит внимательно наблюдать явления развивать пространственное мышление, учит точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему Родине. доступной, интересной, игровой форме. Из всего этого ясно, что учитель сам, прежде всего, должен хорошо разбираться в вопросах световоздушной перспективы, цветоведения, акварельных техник. Только грамотно объясняя значение хроматических и ахроматических, теплых и холодных, основных и дополнительных цветов и оттенков, цветового тона, влияние света на цвет, преподаватель сможет научить учеников рисовать пейзаж.
Тема моей методической разработки является актуальной на сегодняшний день, её решение благодатная почва для введения новых методик в учебный процесс.
Цель: разработка и реализация системы методов и приёмов обучения учащихся использованию точных характеристик цвета для решения пространственных задач в акварельных этюдах на уроках живописи. Объектом методической разработки является процесс обучения школьников правильному ведению акварельной работы над пейзажем на уроках живописи.
Предметом методической разработки являются методы и приёмы организации и проведения работы по обучению на и живописи в школе искусств.
Задачи:
1. Дать психолого-педагогическое обоснование организации и использованию методов и приёмов обучения основам работы над пейзажными этюдами учащихся.
2. Охарактеризовать и раскрыть сущность и особенности организации методики обучения работы над пейзажными этюдами на уроках живописи.
3. Определить направление деятельности преподавателя художественного отделения по использованию методов и приёмов обучения основам работы
над пейзажными этюдами и применение его в образовательном процессе.
4. Разработать систему методов и приёмов реализации обучения основам работы над этюдами пейзажа.
Способы акварельной живописи.
Многослойная акварельная живопись - это живопись с предварительным общим или моделирующим тоном, в некоторых случаях называемым подмалевком, поверх которого художник постепенно накладывает прозрачные слои краски, достигая определенной световой силы. Образцами такой последовательности работы акварелью являются ранние
работы Врубеля М. А.
Классический способ
Классический способ, который в некоторых искусствоведческих работах называют "нарочитым", не свойственным акварельной живописи, активно
применялся акварелистами ХIХ века в портретной живописи при моделировке лица, при изображении тканей, интерьеров, на отдельных участках фона и иногда в пейзаже.
Способ по сухому
В современной акварельной живописи этот способ практически не встречается. Работа по сухой поверхности бумаги. При этом способе поверхность бумаги не смачивается перед началом работы цветом, как при первом способе. Живопись ведется отдельными участками или, как говорят художники, "от куска". Участки приписываются друг к другу. Бумага для работы может иметь как ярко выраженную зернистую структуру, так и не очень заметную. Художники акварелисты называют эту бума «мягкой».
Техника «по-сырому» или «по-мокрому» («английская» акварель)
Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Рабочий лист рекомендуется располагать не горизонтально и не вертикально, а под небольшим углом. Краски наносятся легкими единичными касаниями, на мокрой основе они обязательно потекут в направлении, заданном художником. Этот элемент неожиданности придает технике непредсказуемость и некоторую пикантность Степень его влажности зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестает «блестеть» на свету. При достаточном опыте можно контролировать влажность листа рукой.
Техника многослойной акварельной живописи (Лессировка)
Лессировкой называется способ нанесения акварели прозрачными мазками (как правило, более темные поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим. Таким образом, краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет, и цвет каждого фрагмента складывается из цветов в его слоях. При работе в этой технике можно увидеть границы мазков. Но, так как те прозрачны, это не портит живопись, а придает ей своеобразную фактуру. Мазки выполняются аккуратно, чтобы не повредить и не размыть уже высохшие живописные участки.
Техника A LaPrima
А-ля прима* (итал. Allaprima; произн. – «аля прима») – то же, что и живопись по сырому. Это живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетекание краски. В данном случае художник делает основу работы по сырому листу, а работу над деталями продолжает, когда лист уже высох. Такая технология позволяет комбинировать нежные переходы живописи «по сырому» с написанными поверх них акцентами на мелких деталях.
Техника Отмывка
Отмывка— это метод выявления формы объекта путем послойного наложения красок в градации от блика до падающей тени. Фактически это способ тональной проработки объекта. Проще говоря, мы тоном показываем области блика, света, полусвета, полутени, тени. Отмывка является, пожалуй, самым простым, хотя и длительным процессом в акварельной технике.
Необходимо также заметить, что не существует техники самой по себе. Техника находится в подчинении той цели, которую ставит себе художник. Именно поэтому акварель так же многообразна и индивидуальна, как многообразны и индивидуальны почерки людей.
Сказанное касается любого вида искусства, но именно акварель особенно восприимчива к темпераменту и «движению кисти», исходящего из движения духа мастера. В этом кроется основная тайна и проблема владения техникой.
Список литературы:
1. http://yandex.ru/-Е. Базанова. Стихия воды и краски. О технике акварельной живописи.
2. Источник http: //yandex.ru/-Назаров А. К. "Основные способы акварельной живописи".
Библиография:
3. Рисуем натюрморт: Акварель, гуашь,масляные краски, акрил,пастель, графитные карандаши и многое другое/ пер. с англ.- М.: Астель, 2012.- 32с.:илл.- (рисование. Все техники в одной книге).
4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч.- Обнинск: Титул, 1999.
5. Школа изобразительного искусства: Вып. 2/А.Н. Буйнов, Е.Н. Елизарова, Б.В. Иогансон и др.- М.: Изобразительное искусство, 1988.- 160 с.: илл.
6. Рисунок. Акварель: Вторая Всероссийская выставка.- Л.: Художник РСФСР, 1981.- 156 с.: илл.
7. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов худож.-графиков фак. Пед. инс-тов.- 2-е изд., доп. И перераб.- М.:Просвещение, 1980.- 239с.: илл.
8. Маслов Н.Я. Пленер: практика по изобр. Иск-ву: учеб. Пособие для студентов худож.- граф. Фак. Пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1984.- 112с.: илл.
9. Современная советская акварель/ Сост. Альбома и науч. аппарата Н. А. Володина.- М.: Сов. Художник, 1983.- 258 с.: илл.