Дата публикации: 31.03.2021
Авторы: Халтурина Ирина Владимировна,
Иванова Марина Борисовна,
Музыкальные руководители,
МАДОУ»ЦРР-Детский сад№88»Кировского района г.Казани
Forming of musical qualities as the important education direction of a gifted child.
Аннотация: В статье представлен взгляд педагогов Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района города Казани на воспитание детей дошкольного возраста, имеющих предпосылки одаренности. Уделено внимание важному аспекту работы с детьми дошкольного возраста - формированию музыкальных способностей , являющихся состовляющей общей культуры личности.
Resume: The article presents the view of teachers of the Municipal Avtonоmous Preschool Educational Institution «Child Development Center-Kindergarten№88» of the Kirov Distriot of Kazan on the education of preschool children providing giftedness opportunities Work with preschool children is the formation of a preschool child,s musical qualities,which is a component of the general personality culture..
Ключевые слова: дошкольное детство, предпосылки одаренности, музыкальные способности.
Key words: preschool childhood, prerequisites for giftedness, musical qualities.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Современная личностно – ориентированная тенденция связана с выходом на первый план ценности личностного развития и самореализации. Одаренный ребенок всегда выделяется среди других детей. Его достижения в той или иной деятельности очевидны, ярки, иногда даже являются выдающимися. Одаренные дети отличаются повышенным интересом к чему – либо, настойчивостью в достижении результатов, творческой активностью .
Из чего складывается музыкальность человека? По словам Б.Теплова музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть и результат развития, результат воспитания и обучения.» Эмоциональная отзывчивость на музыку, слух и чувство ритма – три основные музыкальные способности. Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества. Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью, необходимо создать следующие педагогические условия :
- провести диагностику детей с выраженной музыкальностью
- в процессе музыкального воспитания осуществлять дифференцированный подход
- проводить кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью
- создавать предметно – развивающей среду, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей
- привлекать родителей в процесс музыкального развития и воспитания детей
Работая музыкальными руководителями в детском саду, выяснялось, что музыка и ребенок очень похожи, детство и музыка связаны с игрой. Это определило сущность педагогической технологии музыкального воспитания и развития одаренных детей раннего и дошкольного возраста. В процессе воспитания и развития ребенок открывает для себя мир музыки, познает себя и окружение. Это помогает ребенку творчески мыслить, добиваться результатов, совершать разные открытия. Взрослея, ребенка больше начинает интересовать результат деятельности, а не сам процесс. Личный эмоциональный опыт , накопленный ребенком позволяет ему переживать музыкальные эмоции и творчески подходить к музыкальным произведениям. Участвуя в музыкальной деятельности, ребенок сам реализовывается как слушатель, который дает оценку музыкальному произведению, выражая собственное восприятие, реализовывается как исполнитель музыкальных произведений (танцора, певца, участника оркестра), как сочинитель – импровизатор, создатель сюжета музыкально – драматической игры.
Психологические новообразования и достижения в дошкольном периоде музыкального развития не теряют своего значения и не уходят в прошлое с детством. Именно от того, какими были первые музыкальные впечатления, во многом зависит мировосприятие в целом. В связи с этим к педагогам, осуществляющим развитие одаренных детей предъявляются достаточно высокие профессиональные требования: владение методикой музыкального воспитания, техника игры на музыкальных инструментах, ориентировка в современных нововведениях, собственный творческий поиск, изучение интересов детей с целью помочь дальнейшему самовыражению. В осуществлении индивидуально – дифференцированного подхода к ребенку, находящемуся в музыкальном пространстве, педагогу во многом помогут краткие характеристики уровней усвоения музыкального материала. С учетом этого уровня развития ребенку дошкольного возраста свойственна и различная ответная реакция.
Музыкальное развитие одаренных детей позволяет решить многие задачи эстетического воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Как известно, это многосторонний процесс, включающий использование личностно – ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Именно музыкальным развитием педагог – музыкант приобщает ребенка к искусству и создает условия для его полноценного развития. Музыкальное развитие одаренного ребенка создает возможность эмоционального настроя , формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным музыкальным произведениям, но и к музыкальному искусству в целом.
Светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Поэтому так необходимо создавать максимально благоприятные условия для развития музыкально одаренных детей.
Список литературы:
- «Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: Современные педагогические технологии.» А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская.Ростов- на- Дону 2008г.
- «Одаренный ребенок» под ред. О.М.Дьяченко-М,1997г.
- «Психология одаренности детей и подростков» под ред.Ю.Д.Бабаева, Н.С.Лейтеса,Т.М.Марюгина-М,2000г.
- «Одаренность малыща: раскрыть, понять, поддержать»-М 1998г. Е.С.Белова.
- «Музыкальные праздники в детском саду» И.А.Кутузова,А.А.Кудрявцева2003г.