0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 22.06.2021

Автор: Миронова Майя Викторовна,
воспитатель,
МАДОУ «Детский сад №149»

Мы все знаем, что один из самых важных и актуальных проблем дошкольного образования – это проблема формирования основ культуры здоровья, осознанного отношения к своему здоровью у детей. Чтобы вырастить здорового ребёнка необходимо создать условия для его полноценного воспитания и развития. Один из основных факторов, определяющих состояние здоровья ребёнка, его физическое и умственное развитие, – организация качественного питания подрастающего поколения.

 Именно от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого. На протяжении многих лет проблема правильного питания продолжает оставаться актуальной. Сегодня эта проблема должна интересовать практически всех.

Почему именно в школах следует принимать меры по улучшению питания? В детском возрасте закладывается фундамент здоровья человека, следовательно, целесообразно начинать развивать здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью именно в этот период. В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни как система норм и правил. Эти правила лучше усваиваются ребенком в специально проектируемой деятельности. Одной из ведущих причин распространённости неправильного питания является недостаточная информированность школьников, учителей и родителей о современных рекомендациях по здоровому питанию. Практически все родители сталкиваются с проблемами организации питания детей: нежелание ребенка завтракать перед школой; есть горячий завтрак – кашу; привычка есть всухомятку; нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Следовательно, формировать правильное представление о питании необходимо не только у детей младшего школьного возраста, но и у их родителей. Нужно помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьёзной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребёнка.

Для решения этой проблемы, мной была выбрана образовательная программа «Разговор о правильном питании», разработанная специалистами института возрастной физиологии РАО.

Цель – формирование у детей культуры питания как основы здоровья, здорового образа жизни.

Цель позволила сформировать следующие задачи:

1.​ Сформирование у дошкольников представление о здоровье как ценности человека и об основных правилах питания, способствующих сохранению здоровью человека.

2.​ Добиться сотрудничества родителей в вопросах организации здорового питания детей.

Тематическое планирование

занятий «Разговор о правильном питании»

по программе Безруких М.М., Филипповой Т.А. Макеевой А.Г.

«Разговор о правильном питании»

на 2019 – 2021 год

Тема занятия.

Дидактический материал, оборудование.

Практическая работа

1

Вводное занятие. Знакомство с героями учебника.

Иллюстрации персонажей.

 

2

Если хочешь быть здоров.

 

Коллаж «Самые полезные продукты».

3

Самые полезные продукты.

Иллюстрация продуктов.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

4

Как правильно есть.

Зачем нужно соблюдать режим питания

Стих. Чуковского «Барабек».

Этикет

Сервировка стола.

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

5

Удивительные превращения пирожка.

 

Игра «Поварята».

6

Из чего варят каши?

Виды круп, отр. из произведений о кашах.

Игра «Поварята».

Изготовление аппликации из круп.

7

Плох обед, если хлеба нет.

Стихи, загадки, рисунки

Изготовление муляжей хлебобулочных изделий из солёного теста.

8

Полдник. Время есть булочки.

Стих. Д. Хармса «Очень вкусный пирог».

 

9

Викторина «Знатоки молока».

А\з песни «Далеко-далеко» (маски).

Изготовление коллажа«Чудо молоко».

10

Пора ужинать.

Модель часов, илл. блюд.

Игра-демонстрация «Бутерброд».

11

На вкус и цвет товарищей нет.

Илл. для игры «Приготовь блюдо».

Практикум «Определи вкус».

12

Что такое жажда?

опыты с водой.

Игра «Посещение музея воды».

Игра «Праздник чая».

13

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

   

14

Где найти витамины весной?

Беседа со школьным врачом.

Инсценировка «Вкусные истории».

15

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.

КВН «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты».

Игра «На приёме у врача».

16

Всякому овощу – своё время. Праздник урожая

Составление «Витаминной азбуки»

.Инсценировка сказки «Вершки и корешки»

Основные формы и направления, используемые при рализации программы

В ходе планирования деятельности по реализации программы «Разговор о правильном питании» мною была поставлена цель:

формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Культура здорового питания формируется с учётом принципов формирования основ культуры питания:

регулярность;

разнообразие;

адекватность;

безопасность;

удовольствие.

В пропаганде здорового питания используются здоровьесберегающие и адаптивные технологии, в том числе:

игровые технологии;

метод проектов;

консультации;

беседы;

формирование у дошкольников ключевых понятий о здоровье;

обеспечение и поддержание процессов самопознания и самореализации личности ребёнка, развития его индивидуальности;

анкетирование педагогов, родителей.

Были поставлены следующие задачи:

реализация принципов правильного питания;

получение каждым ребёнком качественного образования с сохранением и укреплением здоровья;

формирование навыков коллективного творчества, самостоятельности в игровой деятельности;

сотрудничество с родителями и просвещение по вопросам организации правильного питания детей;

расширение у детей знаний, связанных с питанием и здоровьем.

Исходя из этого, моя методика реализации программы «Разговор о правильном питании» основывается на теории педагогики сотрудничества. Главное в теории – идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием. Принцип сотрудничества распространяется на все виды отношений воспитателя, детей и родителей. В результате, мною разработана система работы. 

Некоторые темы были включены в цикл внеклассных мероприятий:  мастерская «Оч. умелые ручки» («Аппликация из круп», настольные игры «Фруктовое лото», «Съедобное - несъедобное»);

художественная галерея (рисунки, плакаты, фотовыставки);

беседы

праздники: «Праздник урожая», «Если хочешь бытьздоров»

экскурсии на кухню

Успех обучения, выполнения поставленных целей зависит от способов их достижения. Поэтому, в ходе реализации программы я использую разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, что наиболее соответствует возрастным особенностям дошкольников, обеспечивает условия для активного включения их в процесс ознакомления. Кроме того, дидактические игры формируют творческие способности, умение работать самостоятельно, индивидуально и в группах, способствуют развитию психических процессов.

Задания, предлагаемые в рабочей тетради (авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А. Макеева А.Г.) также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе. В процессе выполнения заданий в тетради дети делают записи, раскрашивают. Ребят привлекает работа с наклейками: это позволяет экономить время на занятии, формирует реалистичный образ изучаемых объектов, доставляет удовольствие детям.

В целях более эффективной реализации программы, кроме традиционных словесных (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия) и наглядных (метод иллюстраций и метод демонстраций) методов, я использую такие формы занятий, которые предусматривают интеграцию и оригинальность стандартных способов организации.

 Активно использую в работе технические средства обучения:

-презентации (как авторские, так и презентации других педагогов, адаптированные в соответствии с особенностями детей моей группы, целями и задачами конкретного занятия).

-фрагменты мультфильмов и художественных фильмов

Демонстрация детских творческих работ создаёт положительную мотивацию, ответственное отношение к труду. Ребятами  проведены выставки рисунков для родителей.

                         Участие родителей в реализации программы

В процессе реализации программы всегда учитывалось то, что вся работа должна проводиться в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.

На первом групповом собрании моей основной задачей стало сделать родителей своими союзниками. Мы обсудили факторы, влияющие на успешное обучение детей дошкольного возраста. В итоге пришли к выводу, что таковыми являются:

генетические задатки;

здоровье ребёнка;

правильное питание;

соблюдение режима дня;

психологическая поддержка родителей;

взаимоотношения воспитанник – педагог – родитель.

 Работа с родителями должна вестись параллельно с работой по формированию культуры здорового питания у обучающихся.

Из этих шести факторов мы подробно остановились на одном – правильном питании, так как оно значительно влияет на здоровье ребёнка в период обучения в школе. Я предложила родителям ответить на вопросы анкеты.

Чтобы не возникло сомнений в пользе проведения занятий по программе «Разговор о правильном питании», на следующем собрании я познакомила родителей с результатами анкетирования, раскрыла цели и задачи программы, её тематику. Родители получили информацию о необходимости соблюдения режима питания, приняли активное участие в обсуждении вопроса по организации горячего питания в школе.

Чтобы родители могли высказать своё мнение о проводимой работе, пожелания, я использую разные формы сотрудничества с родителями: родительские собрания в форме диспута, «круглого стола», анкетирование, конкурсы, выставки, оформление стенгазет и всевозможных консультаций. Анализ работы с родителями помогает мне правильно организовывать совместную работу.

В целях обобщения и систематизации знаний дети совместно с родителями выполняют творческие задания: рисуют плакаты, рисунки, изготавливают поделки, оформляют фотовыставки.

Информационные источники, используемые при подготовки конкурсной работы

1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 80 с.

2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 80 с.

3. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. М.,2002.

4. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998

5. Касаткина В.Н., Щеплягина Л.А., Здоровье, учебно-методическое пособие для учителей, РОО «Образование и здоровье», М., 2007

6. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987