Дата публикации: 22.06.2021
Автор: Миронова Майя Викторовна,
воспитатель,
МАДОУ «Детский сад №149»
Мы все знаем, что один из самых важных и актуальных проблем дошкольного образования – это проблема формирования основ культуры здоровья, осознанного отношения к своему здоровью у детей. Чтобы вырастить здорового ребёнка необходимо создать условия для его полноценного воспитания и развития. Один из основных факторов, определяющих состояние здоровья ребёнка, его физическое и умственное развитие, – организация качественного питания подрастающего поколения.
Именно от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого. На протяжении многих лет проблема правильного питания продолжает оставаться актуальной. Сегодня эта проблема должна интересовать практически всех.
Почему именно в школах следует принимать меры по улучшению питания? В детском возрасте закладывается фундамент здоровья человека, следовательно, целесообразно начинать развивать здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью именно в этот период. В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни как система норм и правил. Эти правила лучше усваиваются ребенком в специально проектируемой деятельности. Одной из ведущих причин распространённости неправильного питания является недостаточная информированность школьников, учителей и родителей о современных рекомендациях по здоровому питанию. Практически все родители сталкиваются с проблемами организации питания детей: нежелание ребенка завтракать перед школой; есть горячий завтрак – кашу; привычка есть всухомятку; нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Следовательно, формировать правильное представление о питании необходимо не только у детей младшего школьного возраста, но и у их родителей. Нужно помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьёзной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребёнка.
Для решения этой проблемы, мной была выбрана образовательная программа «Разговор о правильном питании», разработанная специалистами института возрастной физиологии РАО.
Цель – формирование у детей культуры питания как основы здоровья, здорового образа жизни.
Цель позволила сформировать следующие задачи:
1. Сформирование у дошкольников представление о здоровье как ценности человека и об основных правилах питания, способствующих сохранению здоровью человека.
2. Добиться сотрудничества родителей в вопросах организации здорового питания детей.
Тематическое планирование
занятий «Разговор о правильном питании»
по программе Безруких М.М., Филипповой Т.А. Макеевой А.Г.
«Разговор о правильном питании»
на 2019 – 2021 год
№ |
Тема занятия. |
Дидактический материал, оборудование. |
Практическая работа |
1 |
Вводное занятие. Знакомство с героями учебника. |
Иллюстрации персонажей. |
|
2 |
Если хочешь быть здоров. |
Коллаж «Самые полезные продукты». |
|
3 |
Самые полезные продукты. |
Иллюстрация продуктов. |
Сюжетно-ролевая игра «Магазин». |
4 |
Как правильно есть. Зачем нужно соблюдать режим питания |
Стих. Чуковского «Барабек». Этикет |
Сервировка стола. Сюжетно-ролевая игра «Кафе» |
5 |
Удивительные превращения пирожка. |
Игра «Поварята». |
|
6 |
Из чего варят каши? |
Виды круп, отр. из произведений о кашах. |
Игра «Поварята». Изготовление аппликации из круп. |
7 |
Плох обед, если хлеба нет. |
Стихи, загадки, рисунки |
Изготовление муляжей хлебобулочных изделий из солёного теста. |
8 |
Полдник. Время есть булочки. |
Стих. Д. Хармса «Очень вкусный пирог». |
|
9 |
Викторина «Знатоки молока». |
А\з песни «Далеко-далеко» (маски). |
Изготовление коллажа«Чудо молоко». |
10 |
Пора ужинать. |
Модель часов, илл. блюд. |
Игра-демонстрация «Бутерброд». |
11 |
На вкус и цвет товарищей нет. |
Илл. для игры «Приготовь блюдо». |
Практикум «Определи вкус». |
12 |
Что такое жажда? |
опыты с водой. |
Игра «Посещение музея воды». Игра «Праздник чая». |
13 |
Что надо есть, если хочешь стать сильнее. |
||
14 |
Где найти витамины весной? |
Беседа со школьным врачом. |
Инсценировка «Вкусные истории». |
15 |
Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. |
КВН «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты». |
Игра «На приёме у врача». |
16 |
Всякому овощу – своё время. Праздник урожая |
Составление «Витаминной азбуки» |
.Инсценировка сказки «Вершки и корешки» |
Основные формы и направления, используемые при рализации программы
В ходе планирования деятельности по реализации программы «Разговор о правильном питании» мною была поставлена цель:
формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Культура здорового питания формируется с учётом принципов формирования основ культуры питания:
регулярность;
разнообразие;
адекватность;
безопасность;
удовольствие.
В пропаганде здорового питания используются здоровьесберегающие и адаптивные технологии, в том числе:
игровые технологии;
метод проектов;
консультации;
беседы;
формирование у дошкольников ключевых понятий о здоровье;
обеспечение и поддержание процессов самопознания и самореализации личности ребёнка, развития его индивидуальности;
анкетирование педагогов, родителей.
Были поставлены следующие задачи:
реализация принципов правильного питания;
получение каждым ребёнком качественного образования с сохранением и укреплением здоровья;
формирование навыков коллективного творчества, самостоятельности в игровой деятельности;
сотрудничество с родителями и просвещение по вопросам организации правильного питания детей;
расширение у детей знаний, связанных с питанием и здоровьем.
Исходя из этого, моя методика реализации программы «Разговор о правильном питании» основывается на теории педагогики сотрудничества. Главное в теории – идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием. Принцип сотрудничества распространяется на все виды отношений воспитателя, детей и родителей. В результате, мною разработана система работы.
Некоторые темы были включены в цикл внеклассных мероприятий: мастерская «Оч. умелые ручки» («Аппликация из круп», настольные игры «Фруктовое лото», «Съедобное - несъедобное»);
художественная галерея (рисунки, плакаты, фотовыставки);
беседы
праздники: «Праздник урожая», «Если хочешь бытьздоров»
экскурсии на кухню
Успех обучения, выполнения поставленных целей зависит от способов их достижения. Поэтому, в ходе реализации программы я использую разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, что наиболее соответствует возрастным особенностям дошкольников, обеспечивает условия для активного включения их в процесс ознакомления. Кроме того, дидактические игры формируют творческие способности, умение работать самостоятельно, индивидуально и в группах, способствуют развитию психических процессов.
Задания, предлагаемые в рабочей тетради (авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А. Макеева А.Г.) также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе. В процессе выполнения заданий в тетради дети делают записи, раскрашивают. Ребят привлекает работа с наклейками: это позволяет экономить время на занятии, формирует реалистичный образ изучаемых объектов, доставляет удовольствие детям.
В целях более эффективной реализации программы, кроме традиционных словесных (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия) и наглядных (метод иллюстраций и метод демонстраций) методов, я использую такие формы занятий, которые предусматривают интеграцию и оригинальность стандартных способов организации.
Активно использую в работе технические средства обучения:
-презентации (как авторские, так и презентации других педагогов, адаптированные в соответствии с особенностями детей моей группы, целями и задачами конкретного занятия).
-фрагменты мультфильмов и художественных фильмов
Демонстрация детских творческих работ создаёт положительную мотивацию, ответственное отношение к труду. Ребятами проведены выставки рисунков для родителей.
Участие родителей в реализации программы
В процессе реализации программы всегда учитывалось то, что вся работа должна проводиться в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.
На первом групповом собрании моей основной задачей стало сделать родителей своими союзниками. Мы обсудили факторы, влияющие на успешное обучение детей дошкольного возраста. В итоге пришли к выводу, что таковыми являются:
генетические задатки;
здоровье ребёнка;
правильное питание;
соблюдение режима дня;
психологическая поддержка родителей;
взаимоотношения воспитанник – педагог – родитель.
Работа с родителями должна вестись параллельно с работой по формированию культуры здорового питания у обучающихся.
Из этих шести факторов мы подробно остановились на одном – правильном питании, так как оно значительно влияет на здоровье ребёнка в период обучения в школе. Я предложила родителям ответить на вопросы анкеты.
Чтобы не возникло сомнений в пользе проведения занятий по программе «Разговор о правильном питании», на следующем собрании я познакомила родителей с результатами анкетирования, раскрыла цели и задачи программы, её тематику. Родители получили информацию о необходимости соблюдения режима питания, приняли активное участие в обсуждении вопроса по организации горячего питания в школе.
Чтобы родители могли высказать своё мнение о проводимой работе, пожелания, я использую разные формы сотрудничества с родителями: родительские собрания в форме диспута, «круглого стола», анкетирование, конкурсы, выставки, оформление стенгазет и всевозможных консультаций. Анализ работы с родителями помогает мне правильно организовывать совместную работу.
В целях обобщения и систематизации знаний дети совместно с родителями выполняют творческие задания: рисуют плакаты, рисунки, изготавливают поделки, оформляют фотовыставки.
Информационные источники, используемые при подготовки конкурсной работы
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 80 с.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 80 с.
3. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. М.,2002.
4. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998
5. Касаткина В.Н., Щеплягина Л.А., Здоровье, учебно-методическое пособие для учителей, РОО «Образование и здоровье», М., 2007
6. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987