Дата публикации: 18.09.2021
Автор: Гилязова Лилия Владимировна,
Воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №140 комбинированного вида»
Цель: Закрепить знания, умения, навыки по теме "Зима". Обогащать представления детей о зимней природе посредством музыки, живописи, поэзии.
Задачи:
- Образовательные:
- активизировать и расширять словарь по теме «Зима, зимние забавы»;
- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- обогащение лексики словами-признаками (подбор признаков к предметам), родственными словами, образованными с помощью вопросов;
-познакомить с новым способом изображения деревьев – отпечаток капустным листом;
-учить рисовать несложный зимний пейзаж.
- Коррекционные:
- совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные от имени существительного;
- коррегировать согласование существительного с личным местоимением;
- развивать фонематическое восприятие;
- развитие интонационно - ритмической стороны речи;
- продолжать учить полным предложением;
- отработка умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
- формирование самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный, акустический контроль;
- корригировать общую и мелкую моторику;
- развивать познавательные способности, сообразительность;
- Развитие фантазии и воображения;
-Развивать у детей интерес к нетрадиционной технике изображения зимнего леса;
- Воспитательные:
- Воспитание чувства коллективизма, сопереживания героям, и своим товарищам;
- воспитывать эмпатию;
- показать красоту зимней природы
- вызвать эмоциональный настрой на сказку;
- воспитывать культуру речевого общения.
- воспитания эстетического чувства; доброты, отзывчивости;
-воспитывать в детях бережное отношение к окружающему миру;
-воспитывать самостоятельность, наблюдательность, инициативу.
Оборудование: мультимедийное оборудование, музыка классиков, мяч,капустные листья; листы формата А3 с готовым фоном; гуашь; кисти; ватные палочки; стаканы с водой; салфетки; клеенки; фартуки, тарелочки, диск с записью «Времена года. Декабрь», зубная паста.
Ход:
I. Организационный момент
Воспитатель:
Зимним холодом пахнуло
На поля и на луга
Ярким пурпуром зажглись
Пред закатом небеса
Ночью буря бушевала
А с рассветом на село
На пруды, на сад пустынный
Рыхлым снегом понесло
II. Речевые игры
- Вот она разноликая Зимушка – зима! А какая она?
(Дети дают ответы, образовывая относительные прилагательные от имен существительных).
Воспитатель:
Бело, безжизненно кругом
Земля и небо все одето
Каким то тусклым серебром
Из царства злаков, волей фей
Перенеслись непостижимо
Мы в царство горных хрусталей.
- С какими словами у вас ассоциируется зимушка? (ответы детей)
- А что может делать снег? (ответы детей )
III. Расскажи стихи руками
Воспитатель
На улице зима (руки в стороны)
И стало холоднее(обнять себя руками)
Теперь одежда нам нужна теплее (движения указательным пальцем)
Чьи варежки?-Мои (показ ладоней)
Чей шарфик?- Мой(ладони на шее)
Пойдем гулять с тобой(ходьба)
Чтоб ноги не замерзли
Мы топаем
Чтоб руки отогрелись
Мы хлопаем
А чтоб было веселее
Мы снежки лепить начнем
Будем весело играть
Хорошо зимой гулять(2 больших пальца вперед)
IV. Стихи о зиме.
Воспитатель: какое поэтическое время года зима! Многие поэты воспевали ее красоту, волшебство. Послушаем, какой предстает перед нами зима. (Чтение стихов детьми)
Иван Никитин «Здравствуй гостья_-Зима»
Федор Тютчев «Чародейкою зимою»
VI. Рисование
Воспитатель: А теперь вас ждет ИЗО студия, вспомните о чем мы с вами говорили? Какую зиму вы хотите изобразить? Какими красками? Какие приметы зимы будете использовать для красавицы зимы?
- Ребята, посмотрите, я нарисовала картину зимнего леса. Посмотрите внимательно, какие краски я использовала рисуя этот красивый зимний лес? (Белая сиреневая, голубая, зеленая, розовая)
Как вы думаете, какие это цвета- тёплые или холодные? (Холодные)
Как вы думаете, чем я её нарисовала? С помощью чего?
- А вы когда-нибудь рисовали капустными листьями? А хотите попробовать?
- Мы будем рисовать зимние деревья капустными листами и у нас с вами получится зимний пейзаж.
- А кто-нибудь из вас знает, что такое пейзаж.
- Пейзаж, ребята, это когда художник на своей картине изображает природу.
-Ребята , а какие виды деревьев вы знаете? (хвойные, лиственные).
Техника рисования с которой я вас сегодня познакомлю называется отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой.
- Вот у нас на столах лежат листы пекинской капусты, сейчас мы с вами превратимся в волшебников… и нарисуем зимний пейзаж этими листами, будем не просто рисовать, мы будем наносить на лист отпечаток листа китайской капусты.
- Но перед тем как начнём рисовать, разомнём ручки.
(Пальчиковая гимнастика.)
Пришла зима, Трем ладошки друг о друга.
Принесла мороз. Трем ладошками плечи.
Пришла зима, Трем ладошки друг о друга.
Замерзает нос. Трем ладошкой нос.
Снег, Плавные движения ладонями.
Сугробы, Стучим кулак о кулак попеременно.
Гололед. Шоркаем ладонь об ладонь.
Все на улицу – вперед! Руки вверх, пальцы разведены.
Теплые штаны наденем, Хлопок ладонями по коленям.
Шапку, шубу, валенки. Проводим ладонями по голове, по рукам, топаем ногами.
Руки в варежках согреем, Потираем ладони друг о друга.
И завяжем шарфики. Прикладываем ладони друг на друга к основанию шеи.
Зимний месяц называй! Сжимаем и разжимаем ладони.
Декабрь, Январь, Февраль. Поочерёдно показать 3 пальца.
- А теперь положите перед собой клеёнку с капустным листом.
- Как вы думаете, какой краской мы будем с вами рисовать зимний лес?
- Наношу белую краску на капустный лист. Чтобы у нас получилось красивое дерево, ребята, надо кисточку хорошо смочить водой, побольше набрать белой краски и равномерно распределить по всему капустному листу.
- А теперь отодвинули клеёнку вправо, положили голубой лист перед собой, взяли капустный лист в руки и узкую часть располагаем внизу отпечатали его на листе бумаги, как это делаю я.
(Воспитатель подходит к каждому ребёнку и контролирует отпечатывание деревьев.)
- Аккуратно поднимите капустный лист и положите его окрашенной стороной наверх на клеёнку.
- Первое дерево готово! Посмотрите, какое красивое оно получилось у каждого из вас.
А теперь мы с вами нарисуем заснеженную ель.
- Отодвинули влево свою картину, положили перед собой клеёнку с этим же капустным листом и наносим зеленую краску на лист и равномерно распределяем по всему капустному листу.
- Взяли капустный лист в руки, перевернули широкой стороной вниз и отпечатали его на листе бумаги, как это делаю я.
(Воспитатель подходит к детям и контролирует отпечатывание деревьев.)
- Второе дерево готово!
Теперь нарисуем третье дерево. Берем капустный лист другого размера, наносим на бугристую половину листа сиреневую краску, на другую сторону розовую, можно добавить голубой цвет и делаем отпечаток на фоне картины.
- Третье дерево готово!
- А теперь нам надо нарисовать запорошенную снегом землю. Вместе со мной берём кисти в руки и рисуем.
(Воспитатель рисует на образце, а дети у себя.)
- Какие замечательные сугробы у вас получились!
- Вы видите у себя на столе ватные палочки. Как вы думаете, что можно ими нарисовать на нашей картине?
- Используя ватную палочку, вместе со мной рисуем снежок.
5.Итог непосредственно образовательной деятельности.
- Молодцы, возьмите картины и подойти ко мне, давайте станем в круг.
- Ребята, у вас получились чудесные зимние картины. А кто запомнил, как называется картина художника, на которой изображена природа?
- Софья, чей пейзаж тебе понравился больше? Почему?
- А тебе, Ярослав? Почему?
- А тебе, Клим? Почему?
- А теперь давайте покажем нашим гостям, какой у нас получился красивый зимний лес.
Посмотрите, какие чудесные пейзажи получились! На них лес, словно сказочный, волшебный, чудесный, великолепный! У каждого из вас получился свой, неповторимый пейзаж. Какие красивые деревья получились при помощи капустного листа, стройные, заснеженные, как кружевные.
- Ребята, вы возьмёте с собой свои картины, покажите свои друзьям, расскажите, чем вы их рисовали и можете забрать домой и подарить кому-нибудь: маме, папе и др.
- До свидания, ребята. Мне было очень приятно с вами заниматься. Вы мне очень понравились.