0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 23.09.2021

Автор: Каюмова Финия Ратифовна,
Воспитатель,
МБДОУ Детский сад №5,г.Уфа

Тип проекта: познавательно-игровой

 По характеру содержания: ребенок и природа 

Участники: дети младшей группы , воспитатели.

По продолжительности: краткосрочный (1 неделя)

 

Актуальность

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Вода повсюду. Она и вокруг нас: в океанах и морях, реках и озёрах, в дожде и снеге, в льдинах и водопроводных трубах, в питье и пище. Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Вода бывает разная: жидкая, твердая и газообразная; пресная и соленая. Её используют для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления. Для человека вода является более ценным природным богатством, она незаменима. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста, а игры с водой можно рассматривать как один из самых приятных способов обучения и привития культурно-гигиенических навыков и исследовательской деятельности. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в нашей группе был разработан проект «Волшебница вода» для детей младшего дошкольного возраста.

 

Цель проекта: обогащение знаний детей о воде как природном объекте, формирование понимания необходимости беречь воду.

 

Задачи проекта:

Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований. Познакомить детей раннего возраста с водой ,её значением  и свойствами. Развить наблюдательность с помощью игр с водой. Обогатить словарный запас детей по данной теме. Воспитывать бережное отношение к воде.

Планируемый результат:

Расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира; обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: « вода, водичка, прозрачная, без цвета, без вкуса, без запаха, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, наливать, поливать, купаться, мокрый, сухой и т. д.» ; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.

Мероприятия по реализации проекта:

Художественно- творческая деятельность:

-Чтение потешек «Водичка, водичка», «Ай лады, лады, лады» -чтение отрывка стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо» …», «Да веселых гуся», «Щечки? Мыли!», «Кто знает, откуда берется вода?», «Доедим вот кашу». -слушание песни Группа "Непоседы" - Виноватая Тучка, звуки природы - «Дождь» -рассказывание по сюжетным картинкам «Как огород поливают», «Как пьют воду птицы из лужицы» -продуктивная деятельность (экспериментирование с водой, наблюдение за водой) -  рисование «Дождик»

Игровая деятельность:

игровые ситуации на тему «Водичка, водичка» игры, забавы с водой подвижная игра «Солнышко и дождик» игра на развитие речевого дыхания «Морские волны»

Трудовая деятельность:

-наблюдение за трудом  воспитателя; - моем игрушки.

Реализация проекта по этапам

1 этап Беседа о воде.

- Ребята, посмотрите на этот стакан, как вы думаете, что в нем находится? - Правильно вода. Откуда эта вода? (Из крана.) - Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.) - Значит вода полезная? И ее надо беречь? А как мы можем экономить воду? (Помыть руки и закрыть кран.)

Беседа «Для чего нужна вода?».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде.

Вот послушайте, ребята  стихотворение

: Рано утром на рассвете умываются мышата,

 И котята, и утята, и жучки, и паучки.

Ты один не умывался и грязнулею остался,

 И сбежали от грязнули и чулки, и башмаки.

 Воспитатель: Ребята, надо по утрам умываться? А что ещё вы делаете, когда просыпаетесь? (зубы чистим, зарядку делаем). А когда приходите с прогулки, после туалета? (моем руки с мылом). - Ребята, необходимо после туалета, прогулки всегда мыть руки с мылом, чтобы к вам в организм не попали микробы. Они очень мелкие и их не видно, и если вы будете брать руки в рот, то они попадут к вам в желудок, и вы будете болеть.

. Воспитатель: Дети, а для чего вода нужна? (Купаться, поливать растения, стирать, готовить пищу, пить). Вот какая волшебница – вода, а без неё мы бы не смогли жить.

 Вы хотите поиграть? Игра называется «Ходят капельки по кругу». Я буду тучка – мама, а детки – капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, как шум дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. (Мама – тучка подсказывает, что им делать). Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе к маме тучке. Тучка: Молодцы, капельки! Хорошо себя вели, не брызгались. Теперь со мной побудьте, а потом я вас опять отпущу погулять.

 Воспитатель: Ой, ребята, а сколько снега нападало, пока мы с вами играли.  (Игра в снежки).  Воспитатель: Почему нельзя есть снег? (Дети рассказывают о вреде) Воспитатель: Дети, а кто живёт, что обитает в воде? (Рыбы,)

 Воспитатель: Дети, давайте ещё раз повторим, как надо беречь воду? (Проверять кран, не оставлять открытым, не бросать мусор, стёкла в речку, пруд).

Чтение художественной литературы:

стихотворения: «Кто знает, откуда берется вода?»

 «Доедим вот кашу»,

«Щечки? Мыли!»

 Потешки: «Водичка- водичка….», «Ай лады, лады, лады» и т.д.

Кто знает, откуда берется вода?

 Быть может, из снега?

 Быть может, из льда?

 А может, с подземных ключей она бьет

И всем она жизнь и цветенье дает.

 Чтоб нам о воде все-при все разузнать,

 Немало учебников нужно читать.

А так же различных журналов и книг,

 Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.

Щечки? Мыли!

 Носик? Мыли!

 А глазки? Забыли! (Г. Лагздынь)

Доедим вот кашу – И умоем Дашу!

 Нос и щечки мой, ручонки!

 Будет чистая девчонка! (Г. Лагздынь)

Водичка, водичка,

 Умой моё личико,

 Чтобы глазки глядели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды!

Чистая водичка Умоет наше личико,

Вымоет ладошки, Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды!

 Чисто умываемся, Маме улыбаемся!

2 этап: Основной

Игры, забавы, опыты с водой»

Опытно-экспериментальная работа "Вода - какая она?"

Интеграция областей: "Физическое развитие", "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально - коммуникативное развитие".

 Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность, расширение представлений о свойствах воды.

-образовательная:

1. Познакомить детей со свойствами воды (вода прозрачная, текучая; не имеет формы, цвета, запаха; некоторые вещества в воде растворяются) .

2. Рассказать о значении воды в нашей жизни. –

развивающая:

1. Развивать речь, мышление и любознательность детей.

2. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями

 3. Развивать наблюдательность у детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, уточнять, делать выводы.

-воспитательная:

 1. Воспитывать бережное отношение к воде. 2. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки. Обогащение словаря: жидкая, прозрачная, бесцветная, безвкусная.

Материал и оборудование: одноразовые пластиковые стаканы (по количеству детей), 4 больших стеклянных стакана, питьевая вода, краски акварельные, жидкое мыло, трубочки, лопатки , клеёнка, фартук, воронка, посуда разной формы, иллюстрации для рассматривания.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (дети здороваются) . Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением! А вы любите когда к нам приходят гости? Дети: - Да Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто же к нам придёт сегодня в гости? Дети: ответы детей. Воспитатель: - Попробуйте угадать! Послушайте внимательно (воспитатель включает запись со звуком воды) . Чтобы не было беды. Жить нельзя нам без (воды) Дети: - Вода! Воспитатель: - Правильно! Сегодня к нам в гости придёт волшебница - Вода! Вы хотели бы с ней познакомится? Дети: Да. Воспитатель: А теперь ребятки закрывайте глазки и не подглядывайте (воспитатель приносит чайник с водой.. Дети внимательно рассматривают,воспитатель наливает из чайника воду и говорит,вот она волшебница -вода). Воспитатель: ребята, сейчас мы узнаем о ее волшебных своиствах, сегодня вы узнаете  много интересного!

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

 В луже, в море, в океане

 И в водопроводном кране!

 Как сосулька замерзаю,

 В лес туманом заползаю.

На плите у вас кипела

 Паром чайника шипела.

Без меня вам не умыться,

 Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

 Без воды нам не прожить!

Ребята, так зачем же нам нужна вода? Дети: - Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать. Ах, какие молодцы, многое знаете о воде!

Посмотрите, я принесла  стаканчики, нам нужно набрать сюда воду, и провести опыты.

Опыт №1: «Вода – жидкая».

Воспитатель берем стаканчик,тазик сводой,пустой сосуд. Аккуратно переливает воду :набираем из тазика в стакан и переливаем ,через воронку в пустой сосуд.  Что происходит с водой?  Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? Дети: - Жидкая.

 - Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Давайте, вернемся на свои места и продолжим знакомиться со свойствами воды.

1

Опыт №2: «Вода прозрачная».

- Ребята, мы с вами набрали в один стакан воду, а в другом стакане у нас налит сок. Сейчас я положу палочку в каждый стакан. Посмотрите, в каком стакане видно палочку?

Дети: - Видно в стакане с водой, потому, что вода не имеет цвета, она прозрачная, светлая.

 - молодцы, ребята. Мы видим потому, что вода прозрачная и не имеет цвета. Давайте проверим, была ли палочка в стакане с соком? (воспитатель выливает сок из стаканчика, дети убеждаются, что в нем была палочка) .

Опыт №3: «Вода без запаха».

 - А теперь я предлагаю узнать - пахнет вода или нет. Что вы можете сказать? (дети наклоняются к стакану с водой и принюхиваются) Дети: - Вода не имеет запаха.  - А теперь узнаем, пахнет ли сок? Дети: - Да! Пахнет сладким, вкусным!

 Опыт №4: "Вкус воды". А теперь определим вкус воды.

Попробуйте воду, которая налита у вас в стаканчиках. Какой у нее вкус? Дети: Вода не имеет вкуса.  - Сейчас мы с вами возьмем кусочек сахара и растворим его в воде. Какого вкуса теперь вода?

Дети: - Вода стала сладкая!

2

Опыт №5 «Вода меняет цвет»: возьмем два стаканчика с водой, гуашь синего и красного цвета, кисточки. Попробуйте ребята окрасить в синии, или красный цвет. Получилось? (да)Вывод:воду можно окрасить в любой цвет.

3

Опыт №6: «Снег и лёд»: Первый тазик наполним водой ,второй снегом. Снег это тоже вода, в комнатной температуре снег растает. Снег легче воды, если в тазик с водой положить снег, то он будет плавать сверху. Лед тоже вода, только замерзшая. Лед тоже легче воды. Если опустить лед в стакан с водой, лед будет плавать сверху.

4

Игра «Морская волна»

(Воспитатель добавляет в тазик жидкое мыло, размешивает и с помощью трубочки выдувает мыльные пузыри). - У нас получились мыльные пузыри, и сейчас я бы хотела немного с ними поиграем, а вы хотите?

- Ребята, что вы узнали сегодня интересного о воде? Дети: Вода не имеет цвета, запаха и вкуса; может становится любого вкуса, который в нее добавят; вода льётся, она жидкая; с водой можно играть.  - Мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Для чего же нам нужна вода? Дети: - люди пьют воду; - каждый день моют руки и лицо; - моют посуду, стирают одежду; - варят еду; - моют грязные фрукты и овощи; - поливают растения, чтобы не засохли;  - Вода необходима не только, людям, но и растениям, животным – всему живому на земле. Поэтому ее нужно беречь и охранять. .

5

Итоговая продуктивная деятельность:  рисование «Дождик»: дорогие друзья, мы много  узнали интересного о воде. Сегодня мы будем рисовать капельки дождя.

6

Заключительный этап.

ВЫВОД: В младшем дошкольном возрасте « территория познания » ребенка ограничена ближайшим непосредственным окружением. Это связано с его познавательными возможностями, с основным способом познания на данном возрастном этапе («вижу – действую»). Поэтому наилучшим образом малыш постигает и осознает реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия). А так же события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками. Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении.

Результаты проекта "Волшебница вода".

Проект длился 5 дней. Во время проведения проекта «Волшебница вода» дети всесторонне исследовали воду: на прогулке и в группе в экспериментальной зоне, все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, делали выводы. В ходе проекта у детей возник интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о воде, они хорошо знают, что вода не имеет цвета, она может быть разного вкуса (сладкая, соленая, кислая), вода может превращаться (мыльные пузыри). Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, у детей развились наблюдательность, внимание, научились элементарному сравнению холодный - тёплый, тонет – не тонет. Дети с удовольствием рисовали акварелью дождик.

Список используемой литературы:

1.Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.:  ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

2.А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

3.Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

4.Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

6.Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.

7.С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.

8.Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.

9.Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.