0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 24.09.2021

Авторы: Чеснокова Ирина Валентиновна,
Жидовкина Марина Владимировна,
Преподаватели,
МБУ ДО «ДШИ с.Федосеевка», Белгородская область,
Старооскольский район, с. Федосеевка

Аннотация: в статье рассматриваются главные задачи музыкального воспитания. Показаны основные теоретические и практические аспекты педагогики и психологии. Формируется понятие «творчества» в контексте музыкальных способностей.

Ключевые слова музыкально-творческие способности,  креативность мышления, ассоциативное мышление, музыкальность, музыкальная деятельность, исполнительство

DEVELOPMENT OF MUSICAL AND CREATIVE ABILITIES IN CHILDREN

 Zhidovkina M. V. teacher of the guitar class of MBU DO "DSHI S. Fedoseevka"

 Chesnokova I. V. teacher of the Bayan accordion class of MBU DO" DSHI S. Fedoseevka "

Aabstract: the article considers the main tasks of musical education. The main theoretical and practical aspects of pedagogy and psychology are shown. The concept of "creativity" is formed in the context of musical abilities.

Keywords musical and creative abilities, creative thinking, associative thinking, musicality, musical activity, performance

         Главная задача музыкального воспитания – развить творческую активность ребенка в разнообразных видах деятельности. Научить самостоятельно мыслить и отстаивать свои идеи. Научить создавать новые общественно-значимые ценности. Последнее невозможно без освоения уже созданных культурных ценностей  их переработки и преобразования. Музыка – это эмоциональное искусство по своему содержанию. И она дает развить в психике ребенка эмоциональную сферу с разнообразными оттенками чувствований и настроений. Умение слушать и анализировать музыку формирует гармоничную личность ребенка, развивает его музыкально-творческие способности, ассоциативное мышление. Развитое мышление позволяет ребенку активно созидать и творить, делает его более самостоятельным. Занятия в музыкальной школе воспитывает волевые качества и способствует более эффективному процессу освоения любых знаний. Каждый человек рождается с анатомо-физиологическими  особенностями т.е задатками. По степени развития, взросления  ребенка и его практической деятельности задатки становятся способностями. Это говорит о том, что в процессе социализации и взаимодействии с внешним миром ребенок развивает свои способности. Способности играют важную роль в успешности выполнения любой деятельности. Они должны находится в постоянном развитии, иначе они угасают со временем. Способности различаются на природные и специальные к различным видам деятельности. Развитие специальных способностей по времени проходит неодинаково. Раньше всех развиваются способности в музыкальном искусстве. Уже в пятилетнем возрасте проявляется музыкальный слух [1].

         Для этого нужно выстроить так деятельность ребенка, чтобы она носила активный, творческий характер, была неоднообразной, давала возможность думать и самостоятельно принимать решения. Это положительно сказывается на самооценке своих действий, придает уверенности в своих силах и удовлетворенности от своей работы.  Музыкальные способности так же развиваются в процессе обучения, что сказывается на успешности музыкальной деятельности, и они объединены общим понятием – музыкальность. Главный признак музыкальности – это способность эмоционального отклика на музыку и умение понять ее содержание. Музыка – это движение звуковысотное и музыкально-ритмическое, которое эмоционально воздействует на слушателя. Две стороны музыкальности – эмоциональная и слуховая - должны быть одинаково развиты. Б.М. Теплов сформулировал три вида музыкальных способностей: 1) ладовое чувство – в нем согласуются эмоциональная и слуховая стороны музыкальности. Благодаря ему, ребенок узнает  знакомую мелодию, определяется ладовая окраска. Развитость ладового чувства становится показателем проявляемого интереса к музыке. 2)музыкально-слуховые представления необходимы для интонирования мелодии голосом. Представление о  том, как движется мелодия вверх или вниз, или скачками и т.д.  Музыкальная память и воображение включены в музыкально-слуховые представления. 3) Ритмическое чувство – это эмоциональное ощущение и воспроизведение ритма музыки [2].

         Музыкальная деятельность включает в себя: восприятие, исполнительство, творчество. И во всех этих компонентах музыкальной деятельности важна эмоциональная отзывчивость. Благодаря ей ребенок осмысливает и прочувствует музыкальное произведение. Наполняет им свое воображение. Эти основные музыкально-творческие  способности необходимо развивать с раннего детства. Если не заниматься  музыкальными задатками ребенка, то это скажется на его предпочтениях. У него не будет желания  слушать значимые классические произведения  и его способности со временем угаснут, окажутся нереализованными. Уровень развития музыкально-творческих способностей дает представление гармоничности развития  личности. Залогом успешности воспитания и обучения является включение всех факторов развития психологических, биологических, социальных в педагогическом процессе. Философия, педагогика, психология, медицина изучают как происходит развитие способностей. Музыкальная педагогика придерживается принципа естественности и спонтанности творческой активности ребенка. Педагогическая система К.Орфа ставит главной задачей создание творческой среды, ориентированной  на ребенка и продуктивного взаимодействия педагога и его подопечного. В своей системе он опирается на  художественно-творческие задания, которые должны пробудить музыкально-творческую активность. Чем раньше  начинаются занятия с детьми, тем выше уровень развития их музыкально-творческих способностей. В этом возрасте дети обладают эмоциональностью, с энтузиазмом выполняют творческие задачи, принимают нестандартные решения. Эмоциональные переживания,  возникающие  во время прослушивания музыки ребенка пробуждают в нем творческую активность, воображение. Все это позволяет лучше постичь окружающий мир. Чем чаще ребенок соприкасается с  лучшими образцами музыкального искусства, тем больше он накапливает впечатлений и быстрее происходит процесс развития музыкально-творческих способностей.

         Обучение игре на инструментах способствует накоплению исполнительского опыта. Овладевая новыми знаниями, навыками игры он получает возможность самовыражения своих чувств и настроений. Во время занятий с ребенком нужно стремиться достичь цели – способности  ребенка разработать свой оригинальный подход исполнения произведения. Это первый этап развитости музыкального творчества. Второй этап – это самостоятельное сочинение музыки. Из этого сочетания сознательного и интуитивного рождается творчество. В повседневной жизни эти приобретенные критерии творчества дают возможность быстро адаптироваться в сложной ситуации, переосмыслить готовое решение и предложить свою версию, т.е развивается способность  креативного мышления. [3]

         В результате  этих активных деятельных процессов ребенок быстрее овладевает общественно значимым опытом и достижениями мировой  культуры. Успехи ребенка  в музыке – это слагаемое из трех условий:   врожденных задатков ученика, качества обучения и желания ученика учиться. Роль преподавателя в этом процессе очень ответственна. Он должен обладать большим запасом знаний и умений, чтобы передать это своим ученикам. Авторитет  педагога по специальности оказывает большое влияние на формирование ученика. Успешность работы ученика и педагога в их общей заинтересованности, творческом взаимодействии.

Список литературы

  • Кушнирык Н.Я. Музыка и ее влияние на развитие ребенка дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета - 2010 - № 2 - С. 196-198. 29.

2. Левин, В.А. Воспитание творчества [Текст]/ В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 2005. – 56с  

3.  Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения[Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2009. – 426 с. 34.