0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 28.10.2021

Автор: Новикова Светлана Михайловна,
старший воспитатель,
Детский сад № 5 города Костромы

В статье представлен теоретический обзор психологических защит личности. Проведено сопоставление мнений исследователей о психологических защитах в детском возрасте.

Ключевые слова: психологическая защита личности.

Усложнение условий жизни, ускорение темпа и ритма существования, повышение требований к человеку в современном мире увеличивает количество стрессов, которые чаще всего негативно воздействуют на человека. Естественно, при этом необходима система защиты самооценки и психологического комфорта личности от разрушающих воздействий. В психологии система бессознательных механизмов, предохраняющих психику человека от различного рода отрицательных эмоциональных переживаний, получила название психологической защиты личности.

Понятие психологической защиты – одно из самых ранних конструктов в психоаналитической теории и практике. Впервые оно появилось в 1894 г. в работе З. Фрейда «Защитные нейропсихозы» и использовалось в ряде его последующих работ. С тех пор более 100 лет идея защитного механизма личности является наиболее часто используемой как в психотерапевтической практике, так и при построении и анализе различных теорий личности.

Под психологической защитой современные авторы понимают подсознательную систему моделей поведения, сформированную на основе жизненного опыта человека и ограждающую его от отрицательных эмоций, возникающих на основе травмирующей информации из внешнего мира, либо вследствие потенциально стрессогенных обстоятельств (Г.С. Абрамов, Ф.В. Василюк, Л.И. Вассерман, Р.М. Грановская, А.И. Еремеева, В.Г. Каменская, Э.И. Киршбаум, И.М. Никольская, Д. Паркер, Ч. Райкрофт, Н.А. Русина, Л.Ю. Субботина, Н. Эндлер).

Незаменимый вклад в изучение психологической защиты и разработку методов ее тестирования внес Р. Плутчик (Plutchick R, 1980). По мнению автора, эмоции определяются как базисные средства адаптации, а механизмы психологической защиты являются производными эмоций. Плутчик выделил восемь базисных адаптивных реакций, которые, с его точки зрения, выступают как прототипы восьми базисных эмоций. Базовыми защитными механизмами он называл отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, реактивное образование, интеллектуализация.

Приоритет в постановке проблемы психозащиты в отечественной литературе принадлежит Ф.В. Бассину. Заслуга этого ученого в том, что он отнесся к явлению защиты не как к научному факту психоанализа, а как к реально существующему психическому феномену. Для Бассина и ряда других психологов и медиков, психологическая защита представляет собой нормальный, широко обнаруживаемый механизм, направленный на предотвращение расстройств поведения и физиологических процессов не только при конфликтах сознания и бессознательного, но и при столкновении вполне осознаваемых, но аффективно насыщенных установок (Ф.В. Бассин, 1968).

И.Я. Березная и Р.М. Грановская занимались вопросами функций защитных механизмов. По их мнению, в применении защит существуют и положительные, и отрицательные моменты. В частности, они отмечают, что психологическая защита тормозит полет творческой фантазии, работу интуиции, она выступает в качестве барьера, который сужает, заслоняет и (или) искажает полноценное восприятие и переживание мира. В данном случае защитные механизмы описываются как организаторы ловушек и преобразователи опасной и тревожной для личности информации. Наиболее опасная информация не воспринимается уже на уровне восприятия, менее опасная воспринимается, но затем искажается. Одновременно авторы отмечают и другую, положительную роль защиты. Защитные механизмы ограждают сознание от информации, которая может разрушить целенаправленное мышление, оберегают психику человека от излишне негативной информации и перегрузки (Р.М. Грановская, И.Я. Березная, 1991) [5].

Другие авторы (Бим – Бад Б.М. [2]; М.В. Богданова, Е.Л. Доценко [3]), также рассматривают формы психологической защиты с двух сторон: как нормальные, так и патологические, которые в нашей жизни присутствуют постоянно.

Многие авторы признают двойственность использования психологических защит личности: их положительное влияние на стабилизацию эмоционального состояния человека, но отрицательное влияние на возможности преодоления ситуации, информация о которой искажается.

Эта двойственность отношения к изучаемому феномену отмечается в работах Ф.Е. Василюка. Он признает цели защитных механизмов в следующем:

  • избавление человека от рассогласованности и амбивалентности чувств;
  • предохранение человека от осознания нежелательных содержаний;
  • устранение негативных психических состояний (тревоги, страха, стыда).

Однако он отмечает, что «цена» использования защитных механизмов заключается в ригидности, автоматическом выборе, вынужденности, непроизвольности и неосознаваемости процессов отражения и регуляции. Автор полагал, что конечный результат использования защит выражается в объективной дезинтеграции поведения, самообмане, мнимом разрешении конфликта или даже неврозе (Ф.Е. Василюк, 2003).

Романова Е.С., Карпов А.Б., подчеркивают, что в современных условиях психологические защиты следует рассматривать, как поведение, снижающее социальный контроль, вытеснение неблагоприятной информации, внутреннее избавление от ответственности (Е.С. Романова, А.Б. Карпов, 2003).

Григорова Т.П. считает, что психологическая защита является конструктивной, если она соответствует общественным ожиданиям и правилам; осознанно применяется; если она обеспечивает внешнюю социально – психологическую адаптированность и удовлетворительное решение индивидом жизненных задач и в межличностном взаимодействии способствует прогрессивному развитию и социализации личности [6, с. 110-116].

Е.Р. Исаева убеждена, что в гуманистической психологии психологическая защита рассматривается как способ инконгруэнтного поведения, т.е. формирование конструктивных защит возможно с применением техник достижения конгруэнтности (Е.Р.Исаева, 2009).

Абрамов Г.С. подробно анализирует имеющиеся в отечественной психологической литературе взгляды на особенности психологической защиты. Автор подчеркивает, что в определениях психологическая защита является частью каких-либо других психических феноменов: отношений личности, деятельности, компенсации, установки, и др. Общим для всех определений является ситуация конфликта, травмы, стресса, а также цель – снижение эмоциональной напряженности, связанной с конфликтом, и предотвращение дезорганизации поведения, сознания, психики [1, с. 19].

Болотова А.К., Хачатурова М.Р. подчеркивают, что, проявляясь на неосознаваемом уровне, меры защиты нередко приводят к деформации поступков человека, к нарушению гармоничных связей между целями поведения и определяемой поведением ситуацией [4, с. 69-76].

И.М.Никольская, Р.М.Грановская отмечают четкую онтогенетическую организацию психологических защит. По мнению авторов, механизмы психологической защиты личности начинают формироваться еще в детстве, на противопоставлении и попытках урегулировать и привести в равновесие требования родителей и собственные желания, а затем используются человеком всю жизнь.

Процесс формирования защит зависит от четырех факторов:

врожденного темперамента; природы стрессов, пережитых в раннем детстве;

защитных механизмов, используемых родителями или другими значимыми людьми; собственного опыта использования разных видов защит (Э.Берн).

Формирование полноценной системы психологической защиты происходит по мере взросления ребенка, в процессе индивидуального развития и научения. Индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми сталкивается ребенок, от многих факторов внутрисемейной ситуации, от отношений ребенка с родителями (В. Менинжер, 1998; И.М. Никольская 2001).

Приоритет в классификации и типологизации видов психологических защит, которые могут обнаруживать себя в детском возрасте, принадлежит А. Фрейд. К середине 1940-го года, Анна Фрейд в своей монографии «Психология «Я» и защитные механизмы», попыталась обобщить и систематизировать знания о механизмах психологической защиты. Механизмы психологической защиты, по мнению автора, носят не столько врожденный характер, сколько развиваются в ходе жизни ребенка, в процессе личностного развития, научения (А. Фрейд, 1993).

Грановская Р.М., Никольская И.М. (1998); Королева А.П., (2006) считают, что у дошкольников типы защитного поведения проявляются в эмоциональной сфере в виде различных неадекватных реакций: злость, плач, агрессия, капризы, протест или наоборот бурный оптимизм. В поведенческой сфере – смена деятельности, изменение ее формы. И в познавательной сфере, где ребенок через разнообразные способы, формы осваивает информацию. При этом дошкольники используют различные виды психологических защит: отказ/игнорирование неприятной ситуации, отвлечение или переключение, анализ ситуации, ее последствий [7].

Некоторые исследователи к типичным детским защитным реакциям (внешне наблюдаемым, регистрируемым бессознательным поведенческим паттернам) относят: отказ (пассивный протест), оппозицию (активный протест), имитацию, компенсацию и эмансипацию (А.Е. Личко, 1983; И.М. Никольская Р.М. Грановская, 2000, 2006).

Большинство психологических защит условно делят на ситуационные (возникающие в психотравмирующей ситуации, проходящие и не требующие коррекции) и стилевые (отличающиеся генерализованностью и устойчивостью). Под стилем защиты понимают относительно постоянную на длительных отрезках времени и индивидуально очерченную у каждого человека систему внешних и внутренних «психотехнических действий», нацеленных на «снятие» конфликта в сфере самосознания для обеспечения позитивного отношения к своему «Я» (В.И. Моросанова; Е.М. Коноз, 2001; М.С. Голубева, 2006).

Очень логичной представляется классификация, предложенная Б.Д. Карвасарским. В первую группу он относит защиты, которые не производят переработки информации, но ее вытесняют, либо подавляют, либо блокируют, либо отрицают (вытеснение, подавление, блокирование, отрицание). Вторую группу составляют защиты, направленные на искажение содержания мыслей, чувств, поведения личности: интеллектуализация, рационализация, изоляция, формирование реакции, смещение, проекция, интроекция, идентификация. Третью группу составляют психологические защиты, приводящие к разрядке эмоционального напряжения: реализация в действии, соматизация, сублимация. К четвертой группе могут быть отнесены механизмы манипулятивного типа: регрессия, уход в фантазии, уход в болезнь [8].

Психологическая защита является естественным механизмом, позволяющим ребенку избегать переживания внутренних конфликтов на фоне определенных требований или особенностей проявления социальной среды. Защита при определенных условиях может нести как положительную, так и отрицательную направленность для развития ребенка. Положительное значение защиты в том, что она помогает пережить ребенку стрессы высокого уровня или ситуации, которые он в силу возраста не может переработать. Отрицательное значение защиты в том, что она может стать способом поведения и реагированием на любые изменения, даже имеющие минимальное значение для самого ребенка. Исследователи рассматривают разные виды психологических защит в детском возрасте в зависимости от конструктивности/деструктивности самой защиты. В основе своей, психологическая защита не помогает ребенку решать проблемы, а позволяет найти «обходной путь» для ее переживания. Механизмы защиты склонны к более быстрому уменьшению эмоционального напряжения и тревоги и работают по принципу «здесь и теперь». Однако они не приводят к решению проблемы.

Таким образом, специфика психологической защиты состоит в ее автоматическом срабатывании и малом уровне осознанности.

Библиографический список

  • Абрамов Г.С.Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие для вузов / Г.С. Абрамов. – М., 2013. – 212 с.
  • Бим – Бад Б.М. Психология и педагогика : учебное пособие / Б.М. Бим – Бад. – М. : Флинта, 2014. – 158 c.
  • Богданова М.В., Доценко Е.Л. Саморегуляция личности : от защит к созиданию: монограф. – Тюмень: Мандр и Ка, 2010. – 204 с.
  • Болотова А.К., Хачатурова М.Р. Человек и время в ситуациях выбора совладающего поведения // Культурно – историческая психология. 2012. – №1. С. 69 – 76.
  • Грановская Р.М.Психологическая защита. – Спб. : Речь, 2010. – 476 c. 
  • Григорова Т.П. Совладание с деструктивной привязанностью // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2013. – Т. 19, №1. – С. 110 – 116.
  • Королева А.П. Влияние психологических защит на социальную адаптацию младших школьников // Социальное партнерство психологии, культуры, бизнеса и духовное возрождение России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 13-15 ноября 2006 г. М. : Консорциум «Социальное здоровье России», 2006. – С. 18-22.
  • Куфтяк Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте. Психологические исследования, 2012, No. 2(22), 4. http://psystudy.ru. 0421200116/0015.