Дата публикации: 18.12.2021
Автор: Гайнуллина Зульфия Рустемовна,
Педагог-психолог,
МБДОУ «Сабинский детский сад №5 «Бэлэкэч»
Введение
Психическое и соматическое здоровье детей с каждым годом ухудшается, эта тенденция волнует не только профессионалов, но и работников образовательной системы. Подчас накопление препатологических и патологических стигматов у многих детей шокирует; причем это имеет место даже в тех случаях, когда ребенок «здоров» по объективным клиническим показаниям. Налицо парадокс: в медицинской карте состояние ребенка квалифицируется как соответствующее, в целом, нормативному, а он не может обучаться, постоянно конфликтует с окружением, демонстрируя очевидную склонность к «аномальным» поведенческим эксцессам. Дети с такими показателями относятся в группу детей с особенностями психосоциального развития (СДВГ, леворукие, дети с нарушением речи, дети с нарушением эмоциональной сферы, одаренные) составляет основной костяк групп детей в ДОУ.
Актуальность проекта
Специалисты сегодня толерантны в одном, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали давать результата и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Особенно в общеразвивающих детских садах, где образовательные программы направлены на нормативных детей, которые составляют 9-10% от всей группы и воспитатели недоумевают, не понимают, что делать с остальными детьми с особенностями психосоциального развития. И именно нейропсихолог в нынешнее время является связующим звеном между воспитателем ребенком и родителями.
В поле зрения детского нейропсихолога попадают как здоровые дети, чьи индивидуальные особенности не позволяют максимально эффективно усваивать новую информацию или реализовывать свои способности, так и детки, имеющие различные проблемы со здоровьем.
- Цель и задачи проекта
1.1 Цель проекта - разработать и реализовать проект «Использование нейропсихологических методов в комплексной работе педагога-психолога ДОУ с педагогами, детьми с особенностями психосоциального развития и их родителями»
1.2 Задачи проекта:
1. Проанализировать существующий научный материал по теме, обобщить знания;
2. Разработать обобщенную концепцию проекта;
3. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогического коллектива, родителей по данной проблеме;
- Снизить уровень стресса, напряжения и способствовать усилению различных учебных навыков у детей с особенностями психосоциального развития;
5. Осуществить мониторинг эффективности проекта.
1.3 Целевая группа проекта: педагогический коллектив Доу, воспитанники и их родители.
- Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Хорошая успеваемость предполагает активное освоение новой информации. Но, например, когда ребенок попадает в незнакомую или стрессовую ситуацию, то мышцы ребенка сокращаются. Это нормальный физиологический рефлекс в ответ на опасность и стресс. Однако при этом сигнал не доходит до передних отделов мозга, отвечающих за понимание, моторный контроль, рациональное поведение, столь необходимых для учебной деятельности и при коммуникациях.
- Растягивающие движения снимают стресс и расслабляют
мышцы, помогая ребенку успокоиться, прийти в рабочее состояние.
- Поэтому такие упражнения способствуют усилению различных
учебных навыков – понимающего слушания, чтения, творческого
письма, выражению мыслей c помощью речи.
- Также они позволяют освободиться от напряжения, чуть меньше сутулиться и быть более пластичным.
3.Жизненный цикл и этапы реализации проекта
3.1 Сроки реализации проекта: 14.01.22-11.03.22г.
3.2 Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (с 14.01.22г. по 13.02.22г.)
2. Основной (с 14.02.22г. по 11.03.22г.)
3. Заключительный (с 12.03.22г. по 11.03.22г.)
4. Программа проектных мероприятий
Этап 1 с 14.01.22г. по 13.02.22г. |
||||
Деятельность педагога-психолога |
Взаимодействие педагога-психолога с детьми |
Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями |
Взаимодействие педагога-психолога с родителями |
|
1. Планирование: - анализ программы, определение и изучение литературы и других источников информации; - постановка задач; 2. Принятие решения - выбор оптимального варианта; - разработка перспективного плана; - создание банка данных. |
1. Первичная диагностика детей подготовительной группы 2. Наблюдение за детьми во время организованной и самостоятельной деятельности |
1. Первичный опрос «Стиль педагогического общения» 2. Консультация педагога-психолога: «Дети с особенностями психосоциального развития» 3. Консультация педагога-психолога: «Советы нейропсихолога воспитателям». |
1.Анкетирование родителей «Взаимоотношения в семье». 2.Консультация педагога-психолога «Зачем ребенку нейропсихоло». 3.Рекомендации нейропсихолога родителям. |
|
Этап 2 с 14.02.22г. по 11.03.22г. |
||||
Реализация проекта |
Взаимодействие педагога-психолога с детьми |
Взаимодействие педагога-психолога с педагогами |
Взаимодействие педагога-психолога с родителями |
|
1.Акция «Зарядись позитивом» в течение месяца 2. Проведение комплекса утренних нейропсихологических упражнений «Веселая зарядка» в течение месяца https://youtube.com/watch?v=C84BaGhn3Q4&feature=share 3.Проведение комплекса нейропсихологических упражнений «Зарядка для ума» в течение месяца |
1.Формирование положительного эмоционального настроя, удовлетворение потребности быть значимым. 2. Обучение способам повышения общего тонуса включения мозга и активизации организма. 3.Обучению способам расслабления, снятия напряжения и усиления учебных навыков. |
1. Формирование положительного эмоционального настроя, сближение с воспитанниками. 2. Мастер-класс для воспитателей по физическому воспитанию по обучению нейропсихологическим упражнениям для активизации и включения мозга детей 3. Мастер-класс по обучению воспитателей и педагогов, логопеда способам расслабления, снятия напряжения и усиления учебных навыков у детей |
1.Просвещение о способах найти игровых подход к детям и улучшение взаимоотношений с детьми. 2. Рекомендации нейропсихолога «Утренние игры для хорошего настроения» 3.Рекомендации нейропсихолога «Как подготовить ребенка к школе» |
|
Этап 3 с 12.03.22г. по 11.03.22г. |
||||
1. Анализ выполнения проекта и достигнутых результатов. 2. Проведение повторной диагностики, наблюдение за детьми во время организованной и самостоятельной деятельности. |
1. Повторная диагностика детей подготовительной группы 2. Наблюдение за детьми во время организованной и самостоятельной деятельности |
1.Повторное опроса «Стиль педагогического общения» 2. Рефлексия. |
1. Повторное анкетирование родителей «Взаимоотношения в семье». 2. Рефлексия. |
|
5. Ресурсное обеспечение проекта
Наименование |
Количество |
1. Материал для анкетирования: - бланки; - ручки. 2. Материал для диагностики детей: - бланки; - ручки; - карандаши простые и цветные. |
-по количеству родителей и педагогов; -по количеству детей. |
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
- Дети с особенностями психосоциального развития с помощью нейропсихологических упражнений научатся снимать стресс, расслабляться, что поможет им прийти в рабочее состояние и освоить общую образовательную программу для нормативных детей;
- У родителей сформируется активная позиция в развитии и воспитании своих детей и повысится компетентность в области различных проблем и нейропсихологических методов в развитии детей;
3. У воспитателей повысится профессиональный уровень по работе с детьми с особенностями психосоциального развития, повысится компетентность в освоении, использовании нейропсихологических упражнений в развитии детей.
7. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
1 |
2 |
3 |
Критерий эффективности |
Единица измерения |
Измеритель |
-Сформированность регуляторного компонента деятельности в целом; -предпосылки к учебной деятельности; -сформированность пространственных представлений; -особенности мыслительной деятельности. |
балл |
Фронтальная диагностика стартового уровня будущих первоклассников |
Детско-родительские взаимоотношения |
балл |
Анкета для родителей № 2 «Можете ли вы» |
Особенности взаимодействия и педагога |
балл |
Опросник «Стиль педагогического общения» |
Заключение
Результаты проектной работы подтверждают, что хорошая успеваемость предполагает активное освоение новой информации. А для активного состояния мозга мышцы не должны быть зажаты. И по результатам проекта растягивающие движения нейропсихологических упражнений способствовали снятия стресса и расслаблению мышц, помогая ребенку успокоиться, прийти в рабочее состояние. Таким образом, упражнения способствовали усилению различных учебных навыков у детей с особенностями психосоциального развития. Также они освободились от напряжения, стали чуть меньше сутулиться и стали более пластичными.
У родителей сформировалась активная позиция в развитии и воспитании своих детей и повысилась компетентность в области различных проблем и нейропсихологических методов в развитии детей. Все это способствовало улучшению детско-родительских взаимоотношений.
У воспитателей повысился профессиональный уровень по работе с детьми с особенностями психосоциального развития, повысилась компетентность в освоении, использовании нейропсихологических упражнений в развитии детей.
Литература
- Арнаутова Е.П. «Педагог и семья», ИД «Карапуз», Москва, 2002г.
- Давыдова О.И. «Работа с родителями в ДОУ», ТЦ Сфера, Москва, 2006г.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», М: Генезис, 2000 г.
- Лампан В.Е. «Родитель-Ребенок -Педагог», Волгоград, 2011г.
- Лещинская О.В. «Игра и психологическая готовность детей к школе», НИРО, Нижний Новгород, 2011г.
- Семенака С.И. «Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет», 2000г.
- Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе», Аркти, Москва 2004г.
- Семенович А.В. «Эти невероятные левши», М.:Генезис,2015
- Семенович А.В. «Познавательная активность», М.:Генезис,2015
- Семенович А.В. «Эффективное общение», М.:Генезис,2015
- Семенович А.В. «Речевая компетентность», М.:Генезис,2015
- Семенович А.В. «Метод замещающего онтогенеза. Таланты детского мозга», М.:Генезис, 2006г.
- Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте», М.: Академия , 2002г.
- Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога», Феникс, 2005г.
- Шоакбарова С.И. «Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников», ООО «Издательство «Детство-пресс»,2013г.
Глоссарий
Детство - этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.
Дети с особенностями психосоциального развития – СДВГ, леворукие, дети с нарушением эмоциональной сферы, одаренные.
Дошкольный возраст — этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.
Образовательная программа – программа, заключающая в себе содержание образования определенного уровня (ступени) и направленности, порядок его освоения и способы реализации, исходя из целей и конкретных задач образования.
Одаренность – наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека.
Рефле́ксия (от позднелат. reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – это нарушение развития ребенка, проявляющееся трудностями концентрации и поддержания внимания, чрезмерной двигательной активностью (гиперактивностью) и несдержанностью (импульсивностью).
Эмоциональная сфера (или в более общем понятии - эмоции) – это отражение субъективного отношения к значимым для человека предметам и явлениям.
Приложения
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 2
(Ответьте сами себе как можно искренне)
Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
- Посоветоваться с ребенком несмотря на его возраст?
- Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
- Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребенка?
- Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
- Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
- Пообещать исполнить желание ребенка за хорошее поведение?
- Выделить ребенку один день, когда он может делать все, что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
- Не прореагировать, если ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
- Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ.
А - могу и всегда так поступаю - 3 балла.
Б - могу, но не всегда так поступаю - 2 балла.
В - не могу - 1 балл.
От 30 до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов - ваш метод воспитания: кнут и пряник.
Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
«Опросник по определению стиля общения воспитателя с детьми в педагогическом процессе в ДОУ»
Инструкция воспитателю.
Внимательно прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий вариант ответа.
1. Считаете ли вы, что ребенок должен:
а) делиться всеми своими мыслями и чувствами;
б) говорить только то, что захочет;
в) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребенок без разрешения взял у другого малыша в его отсутствие дидактический материал для занятий, то вы:
а) доверительно с ним побеседуете и предоставите самому принять нужное решение;
б) представите самим детям разбираться в проблеме;
в) скажите об этом всем детям и предложите вернуть взятый материал.
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен и внимателен. Как вы поступите:
а) похвалите и всем детям покажете его работу;
б) проявите заинтересованность и выясните причину такого поведения;
в) скажите ему: "Вот всегда бы так занимался".
4. Ребенок плохо себя чувствует и отказывается принимать участие в занятиях. Как вы поступите:
а) доверительного с ним побеседуете, выясните причину плохого состояния и предложите ему заниматься в силу его возможностей;
б) предложите ему заняться чем-либо другим;
в) заставите ребенка принять участие.
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минутка. Что предпочтете сделать:
а) спокойно, не вмешиваясь понаблюдать, как они работают, занимаются;
б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;
в) займетесь своими делами.
6. Какая точка зрения вам кажется наиболее правильной:
а) чувства ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания;
б) эмоции ребенка, его переживания - важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;
в) чувства ребенка удивительны, переживания значимы, к ним нужно относиться бережно.
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
а) ребенок неопытен, и только взрослый может и должен его воспитывать и обучать;
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно способствовать максимальному повышению активности самого ребенка;
в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи и, поэтому главное - заботиться о том, чтобы он был накормлен, здоров и не нарушал дисциплину.
8. Ваше отношение к активности ребенка:
а) положительное - без нее невозможно полноценное развитие;
б) отрицательное - часто это мешает вести обучение и воспитание;
в) положительно тогда, когда активность согласована с педагогом.
9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это. Ваши действия:
а) не обратите на это внимание;
б) предложите выполнять задание;
в) предложите другое задание.
10. Какая позиция, по-вашему, болев правильная:
а) ребенок должен быть благодарен взрослому за заботу о нем;
б) если он не осознает заботу, то это его дело, но когда-нибудь он об этом пожалеет;
в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь?
Обработка ответов
Полученный ответ оценивается указанной суммой баллов.
Варианты ответов |
Вопросы |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
А |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
Б |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
В |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
Общая сумма баллов характеризует склонность воспитателя к определенному стилю:
25-30 баллов - предпочтение к демократическому стилю;
10-19 - выраженность либерального стиля общения;
1 -9 - выраженность авторитарного стиля.
Консультация для воспитателей «Советы нейропсихолога воспитателям»
Можно выделить следующие важнейшие направления коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психосоциального развития.
Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий (особенно для детей из социально-неблагополучных семей), введение рационального режима дня, создание оптимального двигательного режима и т.д.
Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций методами нейропсихологии. Уровень развития современной детской нейропсихологии позволяет достичь высоких результатов в коррекции познавательной деятельности, школьных навыков (счет, письмо, чтение), нарушений поведения (целенаправленность, контроль).
Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.
Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко должна использоваться в практике.
Развитие эмоциональной сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.
Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении.
Несколько специфических методов в работе с детьми:
1. Этим детям свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с особенностями психосоциального развития. может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости,
Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,
Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам, спортивными снарядами).
Заключительная часть - продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.
Игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на развитие речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающем миром
Игры с песком или «пескотерапия». Специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, взаимодействие с ним очищает человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.
Консультация для родителей «Зачем ребенку нейроспихолог»
Детский нейропсихолог — это специалист, который сможет оценить, соответствует ли психическое развитие ребенка возрастной норме. При наличии проблем сможет определить их причину и источник, тот участок головного мозга, который оказался дисфункциональным, и как это влияет на всё развитие ребенка. А самое главное, сможет выстроить наиболее эффективный коррекционно-развивающий маршрут.
Хороший психолог имеет знания, хотя бы базовые, во всех этих областях. Но, к сожалению, не так много специалистов, отвечающих этим требованиям. Я об этом говорю, так как сегодня это действительно проблема. Перед детским нейропсихологом встают самые разные задачи, порой очень непростые. И надо быть очень компетентным специалистом, чтобы быть способным их решить.
— Зачем нужен нейропсихолог? Нейропсихолог поможет оценить, правильно ли идет психическое развитие ребенка, с помощью нейропсихологических тестов сможет определить, нет ли функциональных нарушений в работе головного мозга. А если все же есть, то как они влияют на всё развитие ребенка. Нейропсихолог сможет оценить, есть ли риски, связанные с возможными трудностями в обучении и как их предотвратить или по крайней мере минимизировать. При имеющихся уже проблемах поможет определить причину и определить адекватный коррекционный маршрут. Ведь при одних и тех же внешних симптомах, например, ребенок не разговаривает, причины могут быть самые разные. Значит и подходы к коррекции будут разными.
Желательно посетить нейропсихолога за год до школы.
Если нет жалоб и в состоянии ребенка родителей ничего не беспокоит, то желательно посетить нейропсихолога примерно за год до школы. Это позволит оценить готовность ребенка к предстоящему школьному обучению, а при обнаружении каких-то проблем. будет время их исправить.
К сожалению, родителям иногда трудно объективно оценить своего ребенка, поэтому многие проблемы списываются на малый возраст или особенности характера. А приходя в школу, ребенок испытывает серьезные трудности, которые приходится решать уже параллельно с учебной нагрузкой.
Если же у ребенка есть выраженные проблемы в развитии, если ребенок входит в группу риска по развитию неврологических нарушений, то обращение к специалисту лучше не затягивать. С трех лет, или даже иногда раньше, консультация нейропсихолога будет полезной.
Рекомендация нейропсихолога «Утренние игры для хорошего настроения»
1.Игра «Что я люблю?»
Цель. Содействовать повышению самооценки детей и установлению атмосферы доверия в группе.
Дети перекидывают друг другу мячик и говорят при этом: «Я люблю делать.»
2. Игра «Испорченный телефон»
Цель. Развитие навыков произвольного слушания и речевого общения.
Дети рассаживаются на стульях, расположенных по одной линии. Воспитатель произносит короткое предложение шепотом в ухо первого ребенка. Первый ребенок таким же образом передает фразу второму ребенку и т. д. Последний ребенок произносит фразу вслух. Все дети сравнивают результат с оригиналом. Затем следующая фраза передается в обратном направлении — от последнего ребенка к первому.
3. Игра «Счетные палочки»
Цель. Способствовать самовыражению детей.
Для этого упражнения нужны счетные палочки в количестве не менее 30 штук.
Счетные палочки сваливаются в кучку. Дети по очереди вынимают по одной палочке так, чтобы кучка не разрушилась, называя при этом то или иное чувство человека и ситуацию, в которой это чувство возникает.
4. Игра «Мирилки»
Цель. Научить детей разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед; побуждать их отказаться от драк, споров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Нужен рисунок «Доброе солнышко». Доброе солнышко располагают в доступном для детей месте. Поссорившиеся дети в любой момент могут подойти к Солнышку и рассказать ему, как и из – за чего у них произошла ссора. После этого дети прикладывают руки на солнышко и вместе проговаривают мирилку.
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
— Ты мне друг!
— И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем.
Нужно отметить, что «Доброе солнышко» может «помирить» от 2 до 5 детей сразу!
5. Игра «Каким я буду, когда вырасту?»
Цель. Способствовать повышению самоуважения детей.
Детям дается инструкция: «Закройте глаза. Постарайтесь увидеть себя взрослыми. Рассмотрите, как вы одеты, что делаете, какие люди окружают вас. Эти люди вас очень-очень любят. За что они вас любят? Может быть, за вашу отзывчивость, за искренность, за честность? Может быть, за что-нибудь еще? А теперь откройте глаза и расскажите нам, какими вы станете, когда станете взрослыми? Какие ваши качества будут нравиться окружающим?» Все дети по очереди рассказывают группе про то, что они себе представили.
6. Игра «Котик ласкает»
Цель. Способствовать развитию самоуважения детей.
Воспитатель держит в руках мягкую игрушку — котенка и лапками гладит по головке каждого ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька», и т. д. Затем дети по очереди берут в руки котенка и его лапками ласкают друг друга. Воспитатель помогает им произносить соответствующие фразы («Хороший Сашенька», «Хорошая Машенька»).
Рекомендация нейропсихолога «Как подготовить ребенка к школе»
- Следите за физическим и психологическим состоянием вашего ребенка. Соблюдайте режим дня, начинайте утро с зарядки. 1-2 раза в год обязательно посещайте детского невролога и других профильных специалистов. Постройте сбалансированный рацион питания. Обязательно включите в него витамин D, омегу и йод в дозировке, которую назначит врач.
- Примите сильные и слабые стороны своего ребенка. Успех обучения напрямую зависит от нейропсихологических факторов. Чтобы сформировать усидчивость, концентрацию внимания, чтение, письмо, счет и математику, в первую очередь, необходимо научить ребенка ощущать равновесие тела, развить его чувствительность и тактильность.
- Перед сном делайте массаж ребенку в течение 5-10 минут. Прогулки на свежем воздухе, катание на велосипеде, игры с мячом и во дворе прорабатывают мышечную чувствительность, программирование и самоконтроль ребенка.
- Не перекладывайте ответственность за обучение своего ребенка на воспитателя, учителя или тренера. Дисциплина, воля, самоконтроль формируются исключительно в семье и только потом переходят в школу.
- Установите правила и четкие запреты, с 3 лет введите регулярные обязанности. Ребенок должен понимать о возможных последствиях, которые повлечет невыполнение или нарушение. Не забывайте о личном примере – все изменения идут от родителей.
- С середины 2 класса следует регулярно выполнять домашнее задание без помощи взрослых и педагогов. Это развивает мотивацию и самостоятельность.
- Для успешного обучения у ребенка всегда должен быть отдых и любимое дело. Учите его находить компромиссы, договариваться и общаться с детьми и педагогами.
- Выстройте здоровые отношения с учителем: учитывайте ценности друг друга. Не подрывайте авторитет себя и педагога: решайте вопросы без участия ребенка.
Изучение стартовых возможностей дошкольников.
Предварительная инструкция. Сейчас мы с вами будем заниматься. Посмотрите на листы перед вами. Работать мы будем все вместе. Пока я не объясню, что надо делать, никто не берет карандаш и не начинает работать. Мы начнем все вместе. Я скажу, когда. Слушайте внимательно.
Специалист берет бланк заданий и акцентирует внимание детей на первом задании.
Специалист наблюдает, как дети выполняют задание, и отмечает в листе наблюдений особенности выполнения задания и поведения детей. При этом удобно не сидеть за столом, а прохаживаться между рядами, чтобы видеть, как дети выполняют задание, кто «тормозит», кто спешит, кто отвлекается или мешает другим. Единственное, что возможно при выполнения любого задания, — это успокоить тревожного ребенка, не повторяя ему инструкции. При этом можно сказать: «Все хорошо, начинай работать и не волнуйся. У тебя все получится, мы тебя подождем» и т.п. Когда специалист видит, что кто-то из детей уже закончил работу, имеет смысл сказать: «Кто закончил, положили карандаши, чтобы я видела, что вы сделали первое задание».
Задание №1 Методика Пьерона-Рузера
Перед ребенком кладется чистый бланк методики. Психолог, заполняя пустые фигурки образца (в левой верхней части бланка), говорит:
Инструкция. «Смотрите, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике — вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе — вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры вы заполните сами, точно так же, как я вам показала» (еще раз повторить, где и что нарисовать — устно). После того, как я скажу «стоп» вам нужно поставить вот такую черту (показать на примере) там, где вы остановились и потом продолжить работать дальше со следующей фигурки.
Образец на листе остается открытым до конца работы ребенка.
После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество фигур бланка, заполняемых ребенком каждую 1 минуту. Общее время работы 3 минуты.
Задание № 2 «Звуковой синтез»
Назначение задания: выявить умение осуществлять звуковой синтез.
Инструкция: Сложи слово по первым звукам картинок и соедини с предметом, изображенным на правой стороне листа.
Задание №3 «Поручения»
Проводится групповым способом, детям предъявляется бланк с заданиями. Временные затраты на выполнение теста - 5-7 минут. Текст поручений зачитывается в обычном темпе.
Каждое задание зачитывается только один раз, повтора не допускается.
Инструкция:
А) Ребята, при выполнении этих заданий вы должны быть очень внимательны и сообразительны. Ваша задача - выполнять каждое из моих несложных поручений быстро и без ошибок. Каждое поручение вы будете выполнять в одном из шести квадратов выданного вам бланка. Если вы не успели выполнить какое-то задание, переходите к следующему. Сделав случайную ошибку, аккуратно исправьте её. Как только я скажу "стоп", закончите выполнение задания.
Текст поручений:
- В первом квадрате впишите в треугольник знак "плюс" и поставьте рядом с треугольником цифру "1".
- Во втором квадрате обведите в кружок первую букву в слове "картина" и подчеркните последнюю.
- В третьем квадрате соедините прямой линией правый верхний угол и левый нижний угол квадрата.
- В четвертом квадрате разделите пополам маленький квадрат и на четыре части большой квадрат.
- В пятом квадрате проведите две горизонтальные линии (показать рукой направление) и две вертикальные линии (показать рукой направление).
- В шестом квадрате поставьте крест в маленьком треугольнике и соедините между собой верхушки треугольников.
Б) Сейчас возьмите красный карандаш. Я ещё раз скажу, какие поручения нужно было выполнить, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте правильный рисунок. Слушайте внимательно.
Задание № 4 «Продолжи узор»
Инструкция. Здесь нарисованы три узора. (Специалист показывает на бланке пальцем место, где расположены узоры.)
А) Возьмите карандаши, нарисуйте первый так же как в образце и продолжите его до конца строки. Когда закончите, положите карандаш на стол. Когда будете рисовать, старайтесь не отрывать карандаш от листа бумаги. Будьте внимательны. По моему сигналу прекращаем работу на этой строке и начинаем новый узор. (время, отводимое на каждый узор 1,5 минуты).
Б) Теперь сверьте всю вашу работу с узорами на образце: выполняйте задание от нижнего рисунка к верхнему. Если увидите у себя ошибку, подчеркните ее.
Основную часть инструкции можно повторить дважды: Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до конца строки. Специалист ни в коем случае не должен при обращении внимания детей на узоры каким бы то ни было образом называть элементы узоров: «похоже на П, Л», «большое М и маленькое Л» и тому подобное. Такое грубое упрощение задания приводит к невозможности адекватной оценки выполнения поставленных целей задания.
Задание № 5 «Сосчитай, сравни, дополни»
Инструкция :
(инструкция дается поэтапно, повторяется не более 2-х раз). Все нашли задание номер 2?
- Сосчитайте, сколько кружков нарисовано на листе, и обведите кружочком нужную цифру в ряду чисел (следует показ — где на бланке следует обвести соответствующую цифру, обозначающую количество кружков).
- Сколько квадратов нарисовано (следует показ — где на бланке следует обвести соответствующую цифру), и обозначьте нужную цифру на числовом ряду.
- Поставьте карандашом крестик на той стороне листа, где фигур больше.
- Зачеркни лишние фигуры, чтобы квадратов и кругов стало поровну.
Берите простой карандаш и начинайте работать
Задание № 6 «Раскрашивание фигур»
Назначение задания: выявить умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.
Инструкция:
Сейчас внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом. Сколько найдете групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных цветных карандашей. Цвет выбирайте сами». (Задание повторяется не более двух раз.)
Задание № 7 «Пятый лишний»
Инструкция: На этой карточке нарисованы пять рядов, в каждом ряду по 5 предметов, четыре из них имеют что-то общее (подходят друг к другу), а один не подходит. Посмотри, что не подходит, какой предмет здесь лишний и зачеркни его.
Задание № 8 «Слова»
Инструкция. Вот задание № 8. (Далее следует показ на бланке, где расположено задание № 8.) А теперь посмотрите на доску.
Сейчас я скажу слово, которое надо записать в квадратики, один квадратик – один звук. В квадратике ставим крестик, вот так (показать).
Например, слово ДОМ. В этот момент педагог четко произносит слово ДОМ и демонстрирует детям, как отмечать звуки в квадратах. В слове ДОМ — три звука: Д, О, М (ставит крестики в квадраты). Вот видите, здесь несколько квадратиков лишних. В них мы ничего не будем отмечать, поскольку в слове ДОМ всего три звука. Квадратиков может быть больше, чем звуков в слове. Будьте внимательны!
Теперь возьмите простой карандаш. Я буду говорить слово, а вы — отмечать каждый звук в своем квадратике на листе (в этот момент специалист показывает на бланке, где необходимо проставлять крестики).
Начали. Первое слово — ШАР, начинаем отмечать звуки...
Слова для анализа: ШАР, СУП, МУХА, КОШКА, КАПИТАН
Специалист смотрит, как дети выполняют задание, и отмечает особенности их работы в листе наблюдений. При необходимости слово можно повторить, но не делать этого более двух-трех раз.
Задание № 9 «Фонематическое восприятие»
Инструкция: На этой карточке нарисовано шесть пар картинок. Возьмите карандаш. Сейчас мы с вами будем зачеркивать те картинки, которые я назову: коза, крыша, жар, трава, мишка, хорь.
Фамилия, имя ребенка_____________________________________
http://nsc.1september.ru/2007/16/9.gif" width="504" height="118" />
Комплекс нейропсихологических упражнений «Зарядка для ума»
№1«Кнопки мозга»
Такие движения обеспечивают:
- приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга,
- помогает сосредоточиться и лучше воспринимается новая информация,
- становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов,
- улучшается работа глаз, что важно для быстрого и грамотного чтения и письма.
- Встаньте удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены.
- Положите одну руку ладошкой на пупок.
- Вторую руку разместите под ключицами. Имейте в виду: под ключицами, слева и справа от грудины, между первым и вторым ребром, находятся так называемые кнопки мозга.
- Массируйте «кнопки мозга» всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной.
- Поменяйте руки и повторите упражнение.
- Затем можно дополнить упражнение слежением глазами слева направо и наоборот.
- Голова при этом остается неподвижной.
№2 «Перекрестные шаги»
Такие движения способствуют:
- развитию межполушарных взаимодействий,
- развитию координации и ориентации в пространстве,
- делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации.
1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой.
Выполнять стоя или сидя.
3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.
Повторить 4–8 раз.
«Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе.
№3 «Крюки Деннисона»
Это упражнение актуально в ситуации, когда
- необходимо успокоиться и принять правильное решение, а также в состоянии возбуждения.
- упражнение призвано гармонизировать эмоции и процессы мышления.
- оно ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам,
- стоит выполнить перед уроком, контрольной работой, экзаменом, публичным выступлением.
- Упражнение состоит из двух частей.
- Часть 1
- Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.
- Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок.
- Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз.
- Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана.
- Часть 2. Дыхание спокойное, тело расслабленное. Поставьте ступни параллельно.
- Разомкните замок из кистей, опустите руки и соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Разместите их таким образом, чтобы соединенные большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз.
- Смотреть теперь надо в пол, но голову не опускайте. Язык по-прежнему упирается в твердое небо. Постойте так, расслабившись, еще немного.
- По времени данное упражнение занимает от двух минут и больше
№4«Ленивые восьмерки»
Упражнение поможет:
- снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине.
- Улучшает работу глазных мышц, укрепляет связь «рука–глаз»,
- стимулирует желание фантазировать и активно творить.
- Улучшает учебные навыки чтения, письма, слушания, усвоения информации.
- Интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела, улучшению ориентации в пространстве.
- Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку.
- Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх.
- Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку.
- Движение должно быть плавным и непрерывным.
- За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной.
- Повторить три раза каждой рукой.
- Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами.
- Повторить три раза.
№5«Сова»
- Упражнение снимает напряжение в районе шеи,
- улучшает приток крови к головному мозгу.
- Что активизирует сосредоточение, внимание и навыки понимания,
- совершенствуется внутренняя речь, мышление.
- Благодаря «уханью» снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной.
- Правая рука захватывает левую надкостную мышцу (между шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце.
- Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо.
- Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно!
Проделайте упражнение не менее 3 раз.
- Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надостную мышцу.
№6«Думательный колпак»
Эти движения:
- обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти,
- повышают умственные и физические способности,
- улучшают равновесие,
- поможет быстро сконцентрировать внимание перед публичными выступлениями
- Можно выполнять стоя и сидя.
- Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.
- Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец
оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.
- Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.
- Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее.
- Повторите упражнение 4 раза.
№7 «Брюшное дыхание»
- Данное упражнение развивает:
- диафрагмальное дыхание, улучшает дыхательный процесс,
- расслабляет центральную нервную систему,
- помогает снять избыточное возбуждение и успокоиться.
- Оно улучшает навыки чтения.
- Вдохните через нос. (Выдох производится маленькими порциями через сжатые губы. Выдыхая, представьте, будто пытаетесь удержать на весу над губами пушинку. Данный пункт является подготовительным к упражнению).
- Положите руки на живот. Вдохните воздух через нос таким образом, чтобы под вашими руками образовался шарик.
- Задержите дыхание и медленно сосчитайте до трех.
- Медленно выдыхайте, при этом живот сдувается и немного втягивается. Задержите дыхание на 3 секунды и сделайте вдох.
- Повторите упражнение не более 3 раз. Обратите внимание: дыхание во
время упражнения должно быть ритмичным.
№8 «Энергетическая зевота»
Это упражнение улучшает:
- навыки устного чтения, творческого письма, выразительной речи,
- зрительного внимания и восприятия, помогает в общении,
- стимулирует творческие процессы,
- рекомендуется в моменты, когда вы начинаете сердиться и сжимать зубы.
1.Займите удобную позицию стоя или сидя. Положите ладони на щеки.
2.Откройте и закройте рот, чтобы почувствовать под руками точки соединения верхней и нижней челюстей. Переместите пальцы на эти точки.
3.Представьте, что вы зеваете: широко откройте рот и на высоте «зевка»
массируйте пальцами найденные точки. При этом попробуйте произносить расслабляющий длинный звук «ва-а-а-а-у-у-у».
4.Повторите упражнение 3–6 раз. При правильном выполнении упражнения вы непременно зевнете по-настоящему!