Дата публикации: 18.12.2021
Автор: Власова Оксана Николаевна,
Музыкальный руководитель,
МБДОУ «Колыванский детский сад №4»
Цель: развитие детского исполнительского творчества в игре на детских музыкальных инструментах.
Образовательные задачи:
-закреплять навык самостоятельного исполнения музыкальных произведений на детских музыкальных инструментах;
-активизировать словарь детей;
-учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.
Развивающие задачи:
- развивать чувство ансамблевой игры;
- развивать чувство ритма, координацию движений;
- развивать творческое мышление, фантазию.
Воспитательные задачи:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, музыкально - эстетический вкус средствами музыки,
- воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах, желание играть на инструментах, беречь их,
- способствовать формированию интереса к исполнительской деятельности.
В данном конспекте использованы авторские методики:
- В.Симукова «А вы ноктюрн сыграть смогли бы?», журнал Музыкальный руководитель №3/2004
-И. Каплунова, И. Новоскольцева «Конспекты музыкальных занятий», подготовительная группа
Предварительная работа: обучение игре на музыкальных инструментах на занятиях и в индивидуальной работе.
Оборудование: проектор, экран, пианино
Музыкальный репертуар: (фрагменты)
С. Рахманинов «Итальянская полька»;
М. Огинский «Полонез»
П. Чайковский «Неаполитанская песенка»
Итальянская народная песня «Санта Лючия»
Музыкальные инструменты:
Металлофон–альт-1
Металлофон – сопрано-2
Ксилофон-2
Треугольник-1
Тарелки-2
Ход занятия
Дети под фоновую музыку свободно входят в зал и располагаются на местах.
Музыкальный руководитель: дорогие, ребята! Позвольте мне начать наше занятие, но оно будет необычным. Сегодня я хочу отправиться с вами в удивительное путешествие - в мир музыкальных инструментов.
Обратить внимание детей на экран проектора, где изображены картинки.
(балалайка, гитара, бубен, дирижер, нота, маракасы)
Музыкальный руководитель: давайте откроем все картинки в процессе нашего путешествия, а за этими картинками находится сюрприз.
Предлагаю вам самим выбрать маршрут, назвав изображение на картинке.
Задание №1 «Ритмическое эхо»
Музыкальный руководитель:
Сейчас в «Ритмическое эхо»
начинаем мы играть.
Мой ритмический рисунок
каждый будет повторять.
(Дети берут деревянные палочки, проводится игра «Веселые палочки», дети стучать двумя палочками одновременно, отмечают каждую четверть, каждую восьмую)
Вы скачите, палочки,
Как солнечные зайчики.
Прыг- скок, прыг-скок.
Прискакали на лужок.
Правой ножкой топ-топ.
Левой ножкой топ- топ.
На головку сели,
Песенку запели.
Задание №2 «Музыкальные термины»
Музыкальный руководитель: музыкальные термины предлагаю повторить,
в стихотворной форме их изобразить.
1 ребенок.
Непростая эта штука - музыкальная наука.
Чтобы петь и чтоб играть, надо звуки изучать.
Высокие и низкие, отрывистые,
Плавные, то громкие, то тихие…
Да! Звуки - это главное.
2-й ребенок.
Любим музыку послушать,
Посидеть и помечтать.
Темп, характер, настроенье
Можем мы определять.
3-й ребенок.
Знаем, ноты, где живу
И какую как зовут.
4-й ребенок.
Фразы, паузы, репризы…
Нам уже не до капризов!
5-й ребенок.
Форте пиано и легато,
Лад мажорный и стаккато…
6-й ребенок.
Это все нам нужно знать,
Чтобы пьесы исполнять.
Ведь на детских инструментах
Очень любим мы играть.
Музыкальный руководитель:
Чтобы было интересней,
Мы сыграем все вместе.
Инструменты есть у нас.
Что ж, за дело?
Дети: В добрый час!
(Дети встают каждый за свой инструмент)
Задание №3 «Назови свой инструмент»
Металлофон-сопрано.
Вот так звучит металлофон
(играет, импровизация)
Какой хрустальный, чистый звон!
Как будто падают дождинки
И все поют: динь-дон, динь-дон…
Металлофон-альт.
Металлофон альтовый
Как колокольный звон:
Протяжный и суровый
Гудит со всех сторон
(играет, импровизация)
Треугольник.
Треугольник музыкальный-
Родственник звоночку дальний.
С ним не выполнишь чертёж,
Но в оркестре он хорош!
Ксилофон.
Ксилофон имеет звук, как лесного дятла стук:
Он отрывист, глуховат, но так радует ребят.
Тарелки.
Из моих тарелок не поешь ты каши,
Но зато всех громче бьют в оркестре нашем.
Задание №4 «Музыкальная разминка»
Музыкальный руководитель:
Спасибо, друзья!
А теперь-не зевать!
Сейчас начинаем все вместе играть.
Как обычно, для порядка начинаем мы с зарядки.
Всем полезны, без сомненья, музыкантов упражненья.
Прошу у всех вниманья!
Вот первое задание
Равномерное движение
Начинаем мы сперва.
Звук один мы повторяем вместе дружно
Дети: раз и два.
(исполняется «Итальянская полька» С. Рахманинова)
Музыкальный руководитель:
Если звуки встанут в ряд, мы получим звукоряд.
Снизу вверх и сверху вниз,
Ты сыграй, не поленись.
Упражнение на октаву, очень важно поиграть.
Звукоряд в восемь ступенек должен каждый прошагать.
Если мы от ми ушли,
Дети: до другого ми дошли.
(играем звукоряд в восемь ступенек)
Музыкальный руководитель:
Кроме плавного движенья есть скачки ещё у нас:
Восходящий, нисходящий- все известные для вас.
Самый маленький скачок-то кукушкин голосок.
Как поёт кукушка знаем?
Дети: знаем.
Музыкальный руководитель:
Через нотку вверх играем.
(восходящая терция ля-до)
Музыкальный руководитель:
На глиссандо упражненья
Все мы любим без сомненья.
Жест скользящий, звук летящий, а восторг наш…
Дети: настоящий!
(Итальянская народная песня «Санта Лючия»)
Музыкальный руководитель:
Что ж, вы справились отлично,
Ведь для вас это привычно.
Задание №5 «Игра в оркестре»
Музыкальный руководитель:
А сейчас давайте сыграем в оркестре,
По партиям и вместе.
Задание №6
Музыкальный руководитель:
Дети, давайте вспомним, на каких инструментах вы играли?
Что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?
После ответов детей обратить их внимание на экран с изображением.
(На экране кадр из мультфильма «Волк и семеро козлят на новый лад»)
Музыкальный руководитель: Дети, угадайте, как называется этот мультфильм?
Вы были так сегодня активны, выполнили с интересом задания, а сейчас в качестве сюрприза, мы посмотрим этот мультфильм. Желаю вам приятного просмотра!