Дата публикации: 19.01.2022
Автор: Бутвина Нина Николаевна,
Воспитатель,
МБДОУ г.Иркутска Детский сад №81
Овладение родным языком - одно из важных приобретений ребенка дошкольника.
Педагогические задачи:
- развить устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности;
- обогащать словарь детей, активизировать его;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально- положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа;
- способствовать проявлению самостоятельности , активности в игре.
Формы и методы работы:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
- Игры драматизации.
- Упражнения для социально- эмоционального развития детей.
- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
- Упражнения на развитие выразительной мимики.
- Задания для развития речевой интонационной выразительности.
- Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации- жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
- Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.
- Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Дети в обществе проявляют индивидуальные особенности, способствующие формированию внутреннего мира. В игре личность ребенка обретает различные стороны, реализуется возможности и творческие проявления. В театрально-игровой деятельности осуществляется развитие познавательных процессов, а так же эмоционально-личностной сферы. Игра изменяет отношение ребенка к самому себе и, конечно же, способы общения со сверстниками.
Любимые герои - это образцы для подражания. Посредством театрализованной деятельности педагогам может сформировать такие условия, что эти самые герои будут оказывать позитивное влияние на детей. Из психолого-педагогической и методической литературы известно, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Она стимулирует речь из-за расширения словарного запаса, улучшает артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает все богатство языка, выразительные средства. Используя их и свою интонацию, соответствующую характеру героев, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В подобной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети усваивают содержимое произведений, логику, а так же последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Поэтому так важно включать в свою работу театральную деятельность.
Пока ребенок мал, мы взрослые не задумываемся, что станет в его жизни главным, вырастит ли он ответственным, целеустремленным, уверенным в себе, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее, предоставлять воле случая.
Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами потребует от ребенка правильно их понимать и соответственно на них реагировать. Эмоции регулируют восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы, а так же его деятельность. И важно научить ребенка управлять своими эмоциями, пользоваться языком эмоций, как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей. Такие умения позволяют малышу произвольно контролировать свое поведение, и будут способствовать положительной коммуникации с окружающими. Уверенность в себе является важным качеством человека как личности. Она позволяет иметь собственное мнение, позволяет доверять себе и своим чувствам.
Эмоциональное благополучие человека, уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи во многом зависят от того, как складываются его отношения с окружающими людьми.
Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, дети учатся жить рядом с другими людьми, учитывать их интересы, усваивают правила и нормы поведения в обществе, то есть становятся социально компетентными. Именно в общении и совместной деятельности ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Одной из таких совместных видов деятельности является театрализованная деятельность.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.
Большое и разностороннее влияние на личность ребенка театрализованных игр позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость.
Литература
- Артёмова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада.» М.: Просвещение, 1990
- Доронова Т.Н. «Развитие детей в театрализованной деятельности» М.; Просвещение, 1997- 72 с.
- Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», ТЦ- Сфера 2004 – 128 с.
- Макаренко Л. «Здравствуй, театр!» Дошкольное воспитание- 1998- № 4- 28 с.