Дата публикации: 11.02.2022
Автор: Мехрабова Наталья Николаевна,
Воспитатель,
МБДОУ № 81 г. Иркутск
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС. Мы знаем что, развитие ребенка осуществляется в игре. В каждом центре развивающей предметно-пространственной среды в рамках группового пространства сформированы следующие центры, стимулирующие речевую активность детей.
Уголок книги.
Дети любят, когда мы читаем книги и рассматриваем иллюстрации. В группе много книг по программе воспитания детей 1 младшей группы. Рассматриваю с детьми иллюстрации в книгах, читаем детям стихи. Также дети отвечают на вопросы педагога в силу своих речевых способностей Деятельность в книжном уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: у детей развивается понимание речи; обогащается словарь формируется грамматический строй речи; дети учатся пересказывать текст с помощью педагога;
знакомятся с книжной культурой.
В уголке представлены следующие виды книг:
книги по знакомым программным сказкам, потешкам, стихам; книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки; книги разного формата;
книги - раскладушки.
Уголок изобразительной деятельности.
Развитие мелкой моторики, активизируются зоны, отвечающие за речь. В уголке размещены различные материалы с разнообразными средствами изображения, наборы цветных карандашей, гуашь, цветные восковые мелки, кисточки - тонкие и толстые, материалы для лепки и аппликации, трафареты по темам, различные печати, мольберт, раскраски, бумага для рисования.
Уголок театрализованной деятельности.
Театр вызывает у детей большой интерес. С первыми театрализованными действиями дети знакомятся в процессе игр – забав, хороводов, развлечений, при прослушивании потешек, стихотворений, сказок. При проведении инсценировок использую разнообразные кукольные театры (пальчиковый, настольный, плоскостной), маски – шапочки разных животных, плоскостные домики для обыгрывания сказок, аудиозаписи сказок, а также обыкновенные игрушки. Родителями группы сделана красочная ширма. Учу детей действовать с игрушкой, озвучивать персонажей. Нашим детям ещё сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы или отдельные слова, изображая жестами действия персонажей. В процессе таких игр – инсценировок у детей развивается понимание речи, обогащается словарный запас, развивается диалогическая речь.
Уголок сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно-ролевые игры («Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская»)
Дети учатся вести диалог со сверстниками и взрослыми, поэтому созданы все необходимые условия для проведения подобных игр. Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в развитии речи дошкольников, так как при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи, ведь детям необходимо общаться, что-то объяснять товарищу, договариваться. Для сюжетно-ролевой игры «Семья» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта: кухонный гарнитур, плита, стол, скатерть, посуда, кроватки для кукол, куклы разных размеров, постельные комплекты, коляски. В «Парикмахерской» имеется набор «Парикмахерская», фартук, зеркало, кукла; в игре «Больница » - контейнер с атрибутами для игры, халат, чепчик для доктора, телефон, кушетка, кукла «Доктор»; в центре «Магазин» - весы, муляжи овощей и фруктов, коробочки от конфет, фартук для продавца. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. У детей повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь.