0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 11.02.2022

Автор: Щербакова Наталия Витальевна,
воспитатель,
МБДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №4
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

 

Российский воин бережёт 
Родной страны покой и славу! 
Он на посту – и наш народ 
Гордится Армией по праву.

Пояснительная записка.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но

в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом

традиционного  российского  патриотического  сознания.  В  связи  с  этим

очевидна  неотложность  решения  острейших  проблем  воспитания

патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

детей  является  тесная  взаимосвязь  по  данному  вопросу  с  родителями.

Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка,

вызывает  эмоции,  заставляет  сопереживать,  внимательно  относиться  к

памяти  прошлого,  своим  историческим  корням.  Взаимодействие  с

родителями  способствует  бережному  отношению  к  традициям,  сохранению

семейных  связей.  В  настоящее  время  эта  работа  актуальна  и  особенно

трудна,  требует  большого  такта  и  терпения,  так  как  в  молодых  семьях

вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными

и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

Не  менее  важным  условием  нравственно-патриотического  воспитания

детей  является  тесная  взаимосвязь  по  данному  вопросу  с  родителями.

Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка,

вызывает  эмоции,  заставляет  сопереживать,  внимательно  относиться  к

памяти  прошлого,  своим  историческим  корням.  Взаимодействие  с

родителями  способствует  бережному  отношению  к  традициям,  сохранению

семейных  связей.  В  настоящее  время  эта  работа  актуальна  и  особенно

трудна,  требует  большого  такта  и  терпения,  так  как  в  молодых  семьях

вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными

и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

детей  является  тесная  взаимосвязь  по  данному  вопросу  с  родителями.

Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка,

вызывает  эмоции,  заставляет  сопереживать,  внимательно  относиться  к

памяти  прошлого,  своим  историческим  корням.  Взаимодействие  с

родителями  способствует  бережному  отношению  к  традициям,  сохранению

семейных  связей.  

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

Актуальность темы.

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества. Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях. Ведь формирование отношения к стране и

государству, где живёт человек, к её истории начинается с детства. В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. Подчас в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания. Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины – священным долгом.

Научить ребёнка всегда любить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Этот проект является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину. Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.

Новизна проекта.

Новизна проекта заключается в активном использовании информаци-

онных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность 

детей и родителей в событийную жизнь.

Проблема проекта.

Недостаточный уровень знаний о Российской армии; отсутствие желания в будущем стать защитником Отечества.

Недостаточно знаний у детей по этой теме, привело нас к выводу, что необходимо познакомить детей с историей возникновения праздника, с российской Армией и её представителями, воспитать чувство патриотизма у детей. Вследствие этого была выбрана данная тема проекта и принято решение в необходимости его реализации.

Гипотеза проекта: Воспитывать у ребенка любовь к Родине, патриотизму.

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Тип проекта: краткосрочный.

Возраст детей: 6-7 лет.

Участники проекта: воспитатели и дети подготовительной группы, родители.

Сроки реализации: с 07 февраля 2022 по 18 февраля 2022 г.

Длительность проекта: 2 недели.

По интеграции: по всем образовательным областям в рамках проекта.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Формирование у детей знаний о празднике 23 февраля, его истории и традициях.

Расширить представления детей об армии России, ее защитниках (познакомить с видами вооруженных сил).

Проявление у детей интереса к армии, уважения к защитникам Отечества.

Познакомить с героями разных поколений, учить узнавать их по  фотографиям, на картинах известных художников.

Стремление детей к совершенствованию физических качеств, к укреплению здоровья.

Стремление детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, в танце, в изодеятельности, в чтении стихов.

Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства

патриотизма у детей.

Совместное творчество родителей и детей. Участие в данном проекте поможет детям систематизировать полученные знания и применять их  в 

различных видах детской деятельности.

Цель проекта: познакомить детей с историей и традициями праздника 23 февраля – День Защитника Отечества; способствовать развитию нравственного воспитания, воспитывать уважительное отношение к защитникам нашей Родины.

Задачи воспитателя:

Для детей:

Воспитательные:

- воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к взрослым, к защитникам Отечества, ветеранам войны;

- воспитывать чувство любви и гордости за свою страну.

Развивающие:

- развивать интерес детей к истории родного Отечества, традициям и

праздникам русского народа;

- расширять представления детей о Российской армии;

- развивать и обогащать речь дошкольников;

- воспитывать чувства уважения к российскому воину, его силе и смелости;

- организовать работу с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Образовательные:

- расширить представления детей о Российской армии, о видах войск,

военной техники, военных профессий;

- рассказать о трудной и почетной обязанности защищать Родину,

охранять её спокойствие и безопасность.

Для родителей:

- обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье;

- привлечение родителей к совместной вместе с детьми и педагогами деятельности.

Предполагаемый результат:

1. Имеют представление о празднике «23 февраля – День защитника отечества!».

2. Проявление интереса к армии и уважение к защитникам Отечества,

повышение знаний о Российской Армии.

3. Формирование у детей любви к Родине.

4. Формирование высоких нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность

5. Стремление к совершенствованию своих физических качеств, к укреплению здоровья.

6. Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства

патриотизма у детей.

Продукт проектной деятельности:

1. Оформление в группе уголка, посвященного «Дню защитника Отечества», папки-передвижки.

2. Выставка рисунков (портретов) «Вот какие наши папы».

3. Внесение атрибутов в сюжетно-ролевые игры.

4. Участие в смотре-конкурсе стихов посвященных «Дню защитника Отечества» в ДОУ.

5. Изготовление подарков для пап (дедушек). Открытка «23 февраля».

6. Газета «Мой папа лучше всех».

Оснащение развивающей среды:

Дидактические игры.

Наглядно-дидактические пособия.

Книжный уголок.

Картины и иллюстрации по теме.

Родительский уголок: информация по теме проекта.

Формы реализации проекта: 

Работа над проектом.

I. Организационный этап.

- Обозначить проблему и тему будущего проекта;

- Поставить цель и определить основные задачи;

- Подобрать художественную литературу, музыкальное сопровождение, атрибуты для игровой деятельности;

- Разработать необходимые материалы: конспекты непосредственно образовательной деятельности, вопросы бесед, конкурсов по теме проекта.

II. Основной этап.

Реализация основного этапа проходила на непосредственно образовательной деятельности и во второй половине дня. Формированию у детей любви к Родине, уважения к Российской армии и солдату способствовала художественная деятельность.

III Заключительный этап.

- Оформление выставки детских рисунков.

- Оформление газеты «Наши папы солдаты».

- Оформление родительского уголка.

- Изготовление подарков для пап (дедушек).

Знакомство родителей с темой проекта.

Привлечение родителей к созданию макета «Военный аэродром»- изготовление моделей военных самолетов, сбор атрибутов и символов военно-воздушных сил Российской армии.

Сбор художественной литературы об армии, энциклопедий, альбомов, журналов о родах войск, о военной технике и т.п. для оформления выставки художественной литературы.

Результаты проекта.

- Дети получили незабываемые впечатления от совместного праздника

с папами.

- Родители вместе с детьми провели незабываемые минуты в тесном общении (изготовление поделок из бросового материала, участие в празднике).

- Воспитатели способствовали активному сотрудничеству с родителями, приобрели опыт самостоятельного выбора дальнейшей исследовательской творческой деятельности.

В результате реализации проекта – много положительных эмоций!

Продукт проекта:

Вечер стихов ко «Дню защитника Отечества».

Подарки для пап к празднику «День защитника Отечества».

Консультация для родителей «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм».

Анкета для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка».

Перспективный план работы по проекту.

с 07.02 – 18.02. 2022 г.

Дата

Содержание работы

Игровая

деятельность

1 неделя

Тема недели «Защитники Отечества».

Цель: продолжать знакомить детей с «военными» профессиями (солдат,

     танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет,

     военный крейсер).

Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях.

Понедельник

Беседа ко Дню Защитника Отечества «История Российской Армии».

Цель: познакомить со становлением русской и российской армии, с крупными победами русского оружия; развивать чувство патриотизма.

Д/и «Подбери слово».

Цель: упражнять детей

в подборе

прилагательных.

Рассматривание альбома «Наша Армия родная».

Чтение «Твои защитники». Л. Кассиль.

Вторник

Пословицы и поговорки об армии.

Д/и «Угадай род войск».

Цель: совершенствовать знания о классификации войск в Армии. 

Рассматривание иллюстраций книг в книжном уголке на военную тематику.

Среда

Беседа «Есть такая профессия – Родину защищать».

Цель: познакомить детей с историей праздника, военными профессиями.

П/и «Меткий стрелок».

Цель: развивать быстроту реакции и мышления, меткость, внимание.

 Чтение «Почему армия всем родная». А. Митяева.

Четверг

Индивидуальный занятие «Я и мой папа».

Цель: воспитывать доброе отношение к своему папе, вызвать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека

(рассказ по фотографии).

С/р игра «Семья».

Цель: формировать

знания о семье.

Пятница

Заучивание стихотворения  «Пограничник». Г. Ладонщиков, «Старший брат». Т. Агибалова.

Конкурс «Санитары».

Цель: развивать быстроту, оказать первую помощь раненому в руку.

Конструирование из строительного материала «Пограничная застава».

Итоговое мероприятие недели: 

Выставка рисунков «Мой папа» (портрет).

Цель: развивать способность передавать в рисунке особенности внешнего

     вида папы, правильно передавая пропорции тела человека.

2 неделя

Тема недели «Военная техника».

Цель:  ввести детей в тему недели, расширять представления о военной

    технике; познакомить детей с военными профессиями.

Понедельник

Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри».

Цель: познакомить детей с первыми защитниками на Руси – русскими богатырями; формировать интерес к былинным героям, к истории нашей страны.

Д/и «Собери картинку».

Цель: закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук.

Рассматривание иллюстраций  в книге «Военная техника».

Вторник

Проблемные ситуации, поиск ответа на вопросы: «Что я знаю о своих близких, прошедших службу в рядах РА?», «Нужно ли защищать Родину?».

П/и Самолеты».

Цель: развивать ориентировку в пространстве, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в беге.

Рисование «Военная техника» («Самолеты -истребители»).

Цель: развивать навыки ручного труда, учить изготавливать модель самолета по схеме, воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Среда

Беседа «Пусть не будет войны никогда».

Цель: помочь воспитанникам понять исторические события своей Родины.

Д/и «Отгадай по описанию военную технику».

Рассматривание сюжетных картинок по теме проекта.

Четверг

Чтение «Рассказ танкиста» (отрывок) А. Твардовский.

Заучивание стихотворений А. Ошнуров «Защитник», «Февраль». С. Маршак.

С/р игра «Танкисты».

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными; расширить словарный запас детей – «танк», «танкист», «охрана», «солдаты». 

Лепка «Танк».

Цель: закрепить умение лепить танк из отдельных частей, правильно передавать его форму и пропорции. 

Пятница

Загадки о военной технике.

Цель: учить детей разгадывать загадки о военной технике.

Д/и «Собери

картинку».

Цель: закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук.

Продуктивная деятельность: «Подарки для пап».

Итоговое мероприятие недели:

Вечер поэзии «Защитники отечества».

Цель: познакомить ребят с поэзией, посвященной героям, защитникам

     Отечества; пробудить чувство гордости за свою Родину и людей, которые

     спасли страну.

         

Список методической литературы:

1. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», М.: АРКТИ, 2004 г.

2. Е.А. Позднякова «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении», Волгоград: Учитель, 2008 г.

3. В.И. Богачева «Мое Отечество – Россия», М., издательство ГНОМ и Д, 2004 г.

4. Г.Н. Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России», М.,АРКТИ, 2005 г.

5. Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» М.: ЦГЛ, 2005 г.

6. «Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ» Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ СФЕРА, 2006 г.

7. «С чего начинается Родина?» Под ред. Л.А. Кондрыкинской.- М.: ТЦ СФЕРА, 2004 г.

8. С.В. Новиков «Энциклопедия для дошкольников», М.: 1998 г.

9. Интернет-ресурсы.

Приложения                                                                                    

Приложение 1

Беседа ко Дню Защитника Отечества

«История Российской Армии».

Цель: познакомить со становлением русской и российской армии, с крупными победами русского оружия; развивать чувство патриотизма.

Задачи:

1. Расширять представление детей об армии, о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить детей с военной техникой.

2. Развивать память, воображение.

3. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию.

4. Воспитывать желание быть похожими на сильных российских воинов.

Ход беседы.

Вос-ль: - Ребята, 23Февраля наш народ отмечает праздник – День защитника Отечества. А кто такие защитники Отечества? (Солдаты, которые защищают Отечество.)

Вос-ль: - А как вы думаете, почему право стать защитниками Отечества дается именно мужчинам?

Вос-ль: - Действительно, мужчины сильные, выносливые, мужественные. С древнейших времен именно мужчины брали на себя ответственность за семью: они строили жилище, добывали пищу, сражались с врагами.

Вос-ль: - А что такое Отечество? (Это Родина.)

 Вос-ль: - Вслушивайтесь в эти слова – «Отец» и «Отечество». Как они похожи.

 Вос-ль: - Защитники Отечества – это воины, то есть солдаты, которые защищают наше Отечество, нашу Родину от врагов. А еще Родина, значит родная как папа и мама. Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине:

- Нет земли краше, чем Родина наша!

  Одна у человека мать – одна Родина.

  Жить – Родине служить.

  Кто за Родину горой, тот истинный герой.

  Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

  Человек без родины – что соловей без песни.

  Береги Родину как зеницу ока.

  На чужой стороне родина милей вдвойне.

Вос-ль: - Ребята, как вы думаете, один солдат может защитить Отечество? (Нет, нужно много солдат.)

Вос-ль: - Совершенно верно, не зря сказано: «Один, в поле не воин». А когда много солдат – это армия. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия, и она не раз защищала свой народ от за-

хватчиков.

Вос-ль: - Давным-давно, еще в начале прошлого века, на нашу страну

напали германские войска. После революции в России уже не было императора. Новой стране нужна была новая армия, которая бы защищали нашу Родину от германских захватчиков.

И вот, в 1918 году указом правительства была создана Красная Армия. А чтобы поддержать дух воинов, 23 февраля постановили праздновать день рождения Красной Армии.

Шли годы. Менялась жизнь. Наша страна пережила величайшую трагедию – вторую мировую войну. Смело и отважно боролись наши воины, освобождая свою Отчизну. Трудно было. Многие голодали, не было достаточно оружия. На защиту Отечества встали все: от мала до велика. Но мы выстояли! Победа осталась за нами! И в 1946 году нашу армию переименовали в Советскую. А праздник 23 феврали стали называть «Днем Советской Армии и военно-морского флота».

Прошло еще полвека. Мощное государство под названием СССР перестало существовать. Бывшие республики отделились от России, желая стать независимыми. Но российская армия по-прежнему сильна. По-прежнему на защите нашего государства стоят мужественные воины. И в 1995 году Государственная Дума приняла закон «О днях воинской славы». Теперь праздник 23 февраля мы называем «Днем Защитника Отечества».

Вос-ль: - Мы гордимся нашими защитниками, которые охраняют наш покой в мирное время. Также с годами менялась и традиции. Если сначала с ним поздравляли только военных и ветеранов войн, постепенно сложилось так, что стали поздравлять всех мужчин. Ведь каждый мужчина, будь он морским офицером или программистом, милиционером, ученым или водителем – он защитник своего Отечества, он всегда встанет на защиту своей Родины.

Вос-ль: - Давайте вспомним, какие же войска существуют в современной Российской армии? (Ответы детей.)

Загадки:

1. Самолёт стоит на взлёте,

Я готов уж быть в полёте,

Жду заветный тот приказ,

Защищать, чтоб с неба вас!

                                       (Летчик.)

2. Он границу охраняет,

Чужака не пропускает,

И все время смотрит в оба,

А порядок был бы чтобы. 

                                     (Пограничник.)

3. У нас есть «Тополь», «Тополь-М»,

Не Флоре служим мы совсем.

Стоим на страже мы страны,

Чтоб больше не было войны. 

                                     (Ракетчики.)

4. Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется ...(Танкистом.)

5. Можешь ты солдатом стать

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота –

Ждет тебя, солдат, ...(пехота).

 

Виды вооружённых сил России:

1. Сухопутные войска: 

- мотострелковые;

- танковые;

- ракетные войска и артиллерия.

2. Военно-воздушные силы: 

- рода авиации;

- бомбардировочная;

- штурмовая;

- истребительная.

3. Военно-морской флот: 

- надводные силы;

- подводные силы;

- береговые ракетно-артиллерийские войска;

- морская пехота;

- морская авиация;

- вспомогательные войска и войска специального назначения.

4. Ракетные войска стратегического назначения.

5. Войска противовоздушной обороны:

- Отдельные рода войск.

- Воздушно-десантные войска.

- Ракетные войска стратегического назначения.

- Войска воздушно-космической обороны.

- Пограничная служба.

Вос-ль: - Какие бы сложные времена не переживала Россия, как в прошлом, так и в настоящем, для солдата ее интересы превыше всего. Защитник Отечества – это вечный часовой, который никогда и ни при каких обстоятельствах не имеет права покинуть свой пост. Нельзя забывать и о том, что войсковое товарищество и единство необходимы для успешного развития военного дела и для всеобщего процветания Российской державы. И сегодня Российская Армия надежно защищает свою страну от всех врагов, охраняет

бесценное достояние мира.

Заключение.

День защитника Отечества – праздник всенародный. Дома, в школе – везде в этот день звучат поздравления, адресованные всем, кто когда-то служил или служит сейчас или будет служить делу защиты Отечества.

- Российский воин бережет

  Родной страны покой и славу.

  Он на посту и наш народ

  Гордится армией по праву.

  Спокойно дети пусть растут

  В российской солнечной Отчизне.

  Он охраняет мир и труд,

  Прекрасный труд во имя жизни.

Приложение 2

Беседа с детьми в подготовительной группе

«Есть такая профессия – Родину защищать».

Цели занятия:

- ознакомить детей с историей праздника, военными профессиями;

- прививать любовь к Родине;

- формирование позитивного мнения детей о воинской службе.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход занятия.

Ребята, февраль – это месяц  военно-патриотической работы.

В феврале много знаменательных дат, но сегодня мы с вами поговорим о военных профессиях. И тема нашей беседы: «Есть такая профессия – Родину защищать».

- Давайте вспомним, когда мы поздравляем всех мужчин.

- Что же значит этот праздник?

23 февраля в России отмечается как День защитника Отечества.

В этот день мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал родную землю от захватчиков, а также тем, кто в мирное время несет нелегкую и ответственную службу. Вместе с этим особое внимание мы уделяем мальчикам и юношам, тем кому в недалеком будущем предстоит встать на защиту Отечества.

Сегодня мы отмечаем этот праздник уже не как день рождения Красной Армии, а как день настоящих мужчин. Наших ЗАЩИТНИКОВ в широком смысле этого слова!  

Вос-ль: - А может кто-то знает, как раньше называли день Защитника Отечества? (Ответы детей.)

Вос-ль: - Послушайте. В российской истории до недавних пор 23 февраля отмечался как День Советской армии и Военно-морского флота. В феврале 1918 года (заканчивалась I мировая война) Красная армия успешно отразила натиск немецких войск. Ныне этот праздник переименован в День защитника Отечества.   23 февраля – это всенародный праздник, вселяющий в нас радость, в этот день чествуются все защитники от мала до велика, ведь Вооруженные силы страны хранят наш с вами мир и покой.

Сейчас мы с вами подробно поговорим о людях военных профессий.

Вос-ль: - Какие военные профессии вы знаете? (Ответы детей.)

Вос-ль: - Отгадайте загадки.

- Подрасту, и вслед за братом

  Тоже буду я солдатом,

  Буду помогать ему

  Охранять свою ... (Страну)

  Брат сказал: «Не торопись!

  Лучше в школе ты учись!

  Будешь ты отличником –

  Станешь ... (пограничником).

Вос-ль: - Посмотрите на отличительные знаки пограничников, а вот здесь пограничники несут свою службу.

Вос-ль: - Отгадайте, о ком речь?

- Самолет парит, как птица,

  Там – воздушная граница.

             На посту и днем, и ночью

   Наш солдат – военный … (летчик).

Вос-ль: - А  к каким родам войск мы можем отнести летчиков? (мнение детей). Это военно-воздушные силы, или как их кратко называют – войска ВВС.

Вос-ль: - Познакомьтесь с боевыми машинами летчиков. С краткой характеристикой.

Вос-ль: - Самолеты могут взлетать и садиться не только на землю, но и на палубу корабля.

Вос-ль: - Кроме самолетов, к воздушному флоту  относятся вертолеты.

- Ребята, какие войска кроме пограничных и военно-воздушных вы знаете? (Ответы детей.)

 Сухопутные войска – это вид Вооруженных сил, «предназначенный для отражения удара захватчика на военных действиях, удержания занимаемых территорий, районов, рубежей, а также разгрома группировок войск и овладения территорией противника».

В состав Сухопутных войск входят мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войсковая ПВО, специальные войска, воинские части и учреждения тыла.

Вос-ль: - Кто это? Угадайте?

- Снова в бой машина мчится,

   Режут землю гусеницы,

   Та машина в поле чистом

   Управляется… (танкистом).

Вос-ль: - А это боевые помощники танкистов с краткой характеристикой.

(Беседа с детьми.)

Вос-ль: - Кроме танковых и мотострелковых войск к сухопутным относятся войска противовоздушной обороны. Посмотрите на их отличительные знаки.

Вос-ль: - Познакомьтесь с техникой ПВО, зенитно-ракетный комплекс.

В подразделения сухопутных войск входят войска связи. Связисты за работой.

Вос-ль: - Ребята, мы с вами познакомились с военно-воздушными силами, пограничными и сухопутными войсками, войсками ПВО и связи. Как вы считаете, о людях какой военной профессии мы забыли?

Вос-ль: - Моряком ты можешь стать,

                 Чтоб границу охранять

                  И служить не на земле,

                 А на военном… (корабле).

Вос-ль: - Совершенно верно – это военно-морской флот.

- На мачте наш трехцветный флаг,

   На палубе стоит моряк.

   И знает, что моря страны,

   Границы океанов

   И днем, и ночью быть должны

   Под бдительной охраной! 

 Вос-ль: У которого своя эмблема и свой флаг, который называется Андреевский.

Вос-ль: - Свою службу моряки несут на таких кораблях.

- На территории нашего района нет морей и океанов, но это не мешает нашим мальчишкам служить в военно-морском флоте. Так как наш район шефствует над пограничным кораблем Черноморского флота «Сарыч», который базируется в городе Новороссийские, и самый достойные юноши района удостаиваются чести проходить на нем срочную службу.

Итог:

Вос-ль: - Вот и подошло к концу наше путешествие, мы с вами узнали о некоторых военных профессиях, познакомились с их боевыми машинами, отличительными знаками. А как вы считаете, можно ли просто так стать военным? (Ответы детей)

Вос-ль: - Конечно же нет, любой военной профессии надо учиться.

- Любой профессии военной

   Учиться надо непременно,

   Чтоб быть опорой для страны,

   Чтоб в мире не было ... (войны).

Вос-ль: - Наши мальчики тоже будущие защитники.

Приложение 3

Индивидуальное занятия по познавательному развитию

«Я и мой папа» (по фотографии).

Цель: воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека; формировать умение составлять описательный рассказ.

Ход занятия.

Восп-ль: - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о ваших папах. Но сначала послушайте стихотворение:

Может он в футбол играть

Может книжку мне читать

Может суп мне разогреть

Может мультик посмотреть

Может поиграть он в шашки,

Может вымыть даже чашки,

Может рисовать машинки,

Может собирать картинки,

Может прокатить меня,

Вместо быстрого коня.

Может рыбу он ловить,

Кран на кухне починить,

Для меня всегда герой-

Самый лучший папа мой!

- А как зовут ваших пап? (Ответы детей.)

Восп-ль: - У ваших пап разные имена. Но у них не только разные имена и фамилии, еще у ваших пап разная внешность.

Какой ваш папа внешне? Как вы узнаете своего папу среди других мужчин? Давайте рассмотрим фотографии ваших пап.

(Воспитатель с детьми рассматривает фотографии.)

Восп-ль: - Ребята, расскажите о своем папе.

(Дети рассказывают.)

Восп-ль: - Ребята, какие вы внимательные, так хорошо рассказывали о своих папах, значит, вы их очень любите.

Восп-ль: - Папы очень разные, но есть кое-что, в чем они очень похожи. Давайте посмотрим, в чем они похожи.

Игра «Что любит делать папа?»

Восп-ль: - Молодцы! Все о папе знаете. Очень вы своих пап любите! А как вы думаете, ваши папы любят вас? (Да.)

Восп-ль: - А как вы догадались? (Они нас обнимают, целуют, играют и т. д.)

Восп-ль: - А в какие игры играют с вами папы? (Катают на санках,

книги читают, в машины играют, рисуют.)

Восп-ль:-  А чем еще интересно заниматься с папой? (Гулять на улице, ездить на рыбалку.)

Восп-ль: - Ребята, а ваши папы все умеют делать? (Ответы детей). Или что-то они не умеют? Подумайте! (Не умеют готовить еду, стирать и т. д.)

Восп-ль: - Ну и что, если папа не умеет что-то делать, пусть не расстраивается. Ведь мы папе всегда можем помочь.

Игра-имитация «Мы помогаем папе».

Восп-ль: - И мы с вами тоже будем внимательными и заботливыми и для пап приготовим подарок.

Игра с прищепками «Цветок для папы».

Восп-ль: - Подарим эти цветы папам. Старайтесь всегда радовать пап, помогать им.

Приложение 4

Конспект НОД на тему «Беседа по картине

В. Васнецова «Богатыри».

Цель:

- познакомить детей с первыми защитниками на Руси – русскими богатырями;

- формировать интерес к былинным героям, к истории нашей страны.

Ход беседы:

Вос-ль: Дети, скажите, как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)

Вос-ль: - А в давние времена она называлась совсем по другому. Кто знает, как? (Древняя Русь.)

Вос-ль: - Правильно, дети. И во все времена на нашу землю пытались прийти чужие захватчики, потому что наша родная земля самая красивая и богатая. И во все времена приходилось ее защищать.

Вос-ль: - Как вы думаете, кто же защищал нашу землю в те далекие-далекие времена? (Русские богатыри.)

Вос-ль: - Правильно. Давайте на них посмотрим.

(Выставляется картина В. Васнецова «Богатыри».

Дети рассматривают ее под музыку М. Мусоргского

«Рассвет на Москве-реке».)

Воспитатель читает отрывок из былины:

- А со той горы да со высокой

  Усмотрел старый казак да Илья Муромец -

  А то едут ведь богатыри чистым полем,

  А то едут ведь да на добрых конях,

  И пустился он с горы высокой,

  И подъехал он к богатырям ко святорусским,

  Рядом с ним стал…

Вос-ль: - Ребята, посмотрите на картину и ответьте на вопросы:

- Кто здесь изображен? (Богатыри русские.)

- Кто знает, как их зовут? (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.)

- Какими изображены богатыри? (Сильными, могучими.)

- Какие у них лица? (Серьезные, задумчивые.)

- Одежда? Оружие? (Дети рассматривают элементы одежды, оружия, называют слова: доспехи, шлем, палица, копье, щит, меч и др.)

- Какие кони под ними и чем они украшены? (Дети рассказывают о каждом богатыре отдельно.)

- Каковы отношения между богатырями? (Дружеские.)

- Какая природа окружает их? (Раздолье, степь.)

- Что делают в поле богатыри? (Смотрят вдаль, нет ли врагов.)

Вос-ль: - Послушайте мой рассказ.

Рассказ воспитателя «Богатыри».

«На заставе три богатыря стоят на страже границ своей Родины. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец, славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются в его облике. У него благородное лицо, широкая борода с проседью. Конь его спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Богатырь хорошо вооружен: в правой руке булатная палица, за спиной колчан со стрелами; в левой руке щит и громадное копье. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, потому что любит богатырь свою Родину и честно служит ей.

По правую руку от него – Добрыня Никитич, не менее любимый народом. Он одет богато и нарядно, конь под ним белый, длинногривый.

Третий богатырь – Алеша Попович, тоже храбрый, смелый и находчивый. Хитер Алеша! Не смотрит он в сторону врага, а лишь косит глаза, тугой лук у него всегда наготове. Его рыжий конь низко опустил голову, щиплет траву, но уши настороже.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоят на страже своей земли Русской. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами и степью раздольная Русь, которая вырастила богатырей на свою защиту».

Вос-ль: - Вот такие они – защитники земли нашей. Скажите, дети, кто из богатырей понравился вам больше всего и почему? (Ответы детей.)

Заключение.

Вос-ль: - На кого вы бы хотели быть похожими? (Ответы детей.)

- А что нужно для этого? (Расти смелыми, сильными и крепкими.)

Вос-ль: - Я верю, дети, что когда вы вырастите, то обязательно станете сильными, отважными защитниками своей страны – России.

Приложение 5

Беседа для детей о профессии Военнослужащий.

Вос-ль: - Дорогие ребята! Давайте побеседуем о профессии военнослужащего.

Кто такой военнослужащий? Это человек, состоящий на военной службе.

Я уверена, что каждый из вас видел по телевизору военный парад, который проходит 9 мая, в День Победы нашего народа в войне против фашисткой Германии.

По Красной площади идут стройными рядами, чеканя шаг, представители всех родов войск. На них парадная форма.

Блестят на солнце ордена и медали ветеранов, собравшихся на трибунах, чтобы посмотреть праздничный парад. А вечером, когда стемнеет, в небе зажигаются яркие огни салюта.

Парад – это демонстрация силы и мощи нашего государства, проявление патриотизма наших военных.

Как у каждого государства, у России есть армия, то есть вооруженные силы.

Вооруженные силы можно разделить на три главные группы – это сухопутные, или наземные войска, которые действуют на суше, военно-воз-душные силы – они защищают Родину в воздухе; и военно-морские – несущие вахту в морях и океанах.

Поговорим о сухопутных войсках.

К ним относятся мотострелковые войска, вооруженные автоматами, пулеметами и гранатометами. Они передвигается на боевых машинах.

Танковые войска воюют на танках, защищенных толстой броней. Это самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности: по оврагам и бездорожью. Танки вооружены пушками и пулеметами. Внутри танка находятся люди – экипаж.

К сухопутным войскам относится артиллерия и ракетные войска. Артиллерийские установки стреляют из пушек снарядами, а ракетные – ракетами. Знаменитая ракетная установка «катюша» громила врагов во время Великой Отечественной войны. В артиллерии служат артиллеристы.

Мотострелки, артиллеристы и ракетчики служат в Сухопутных войсках.

К военнослужащим сухопутных войск относятся также связисты и саперы, которые могут разминировать минные поля, дороги и мосты.

Пограничные войска.

В каждом государстве есть и пограничные войска. Они стоят на страже

границ Родины. Военнослужащие пограничных войск проходят службу на пограничных заставах. Их главная задача – не пропускать через границу шпионов, террористов, вооруженные вражеские группировки, людей, перевозящих наркотики. Нести нелегкую службу пограничникам помогают специально обученные собаки.

Воздушно-десантные войска.

В особую группу выделены Воздушно-десантные войска (сокращенно их называют ВДВ). Военные, служащие в этих войсках, физически сильные, спортивные. Они проходят специальные многодневные тренировки, осваивая правила ближнего боя, знают боевые приемы, изучают разные виды противоборств.

Десантников обычно доставляют на самолетах и вертолетах к местам боевых действий. Они спускаются на землю с помощью парашютов.

Кроме смелости и отваги «голубам беретам» – так называют десантников (ведь они носят голубые береты как часть формы) – необходимы выносливость, абсолютное здоровье, ловкость и сила.

В нашей армии есть и авиация – боевые самолеты и вертолеты. Они готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Самолет управляется экипажем летчиков – это первый и второй пилоты, штурман, который прокладывает курс самолета в небе, радист, держащий связь с аэродромом, механик, отвечающий за исправность самолета. Летчики носят красивую голубую форму под цвет неба. Кроме того в полете они имеют специальные высотные шлемы. Эти военнослужащие должны обладать великолепным здоровьем, самообладанием, умением мгновенно оценить обстановку и принять решение, смелостью и решимостью.

Юноша, мечтающий о профессии летчика, проходит медицинскую комиссию, затем учится в летном училище, окончив которое, может продолжить обучение в военной академии. Ведь летчику нужно очень много знать и уметь!

Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе они и составляют военно-морской флот.

Большие надводные корабли – линкоры – вооружены орудиями, пулеметами, крылатыми ракетами. Крейсер – это корабль поменьше, а миноносец – корабль сторожевой.

Военных, которые служат во флоте, называют моряками.

На корабле всегда есть капитан. Он в ответе за весь корабль. Ему помогает помощник капитана и штурман, прокладывающий в море курс. Боцман следит за порядком на корабле. Радист поддерживает связь с землей и другими судами. Корабельного повара называют коком. У каждого моряка в команде свои обязанности.

- Мой папа – капитан

   Папа знает всё на свете,

   Знает, где родится ветер,

   Как бушует океан,

   Ведь мой папа – капитан!

   Мы достанем карту мира,

   Станем вместе изучать.

   Вот – высокий пик Памира,

   Здесь морей синеет гладь.

   Это – южная Анапа,

   Это северный Ямал.

   Обо всем расскажет папа –

   Папа всюду побывал.

   Подрасту и тоже стану

   Я, как папа, капитаном!

Подводный флот.

Есть у России и подводный флот – атомные подводные лодки. Они поражают суда противника особыми большими снарядами – торпедами. Подводные лодки передвигаются под водой, они уходят в открытое море на много месяцев.

Многие подводные лодки помогают пограничникам, если граница с другими странами проходит по морю.

Военнослужащие всех родов войск носят военную форму. Она бывает повседневной и парадной. Отличие морской формы – бело-голубая полосатая тельняшка, а на голове бескозырка с лентами. На плечах военные носят погоны, на которых число звездочек указывает на звание военнослужащих.

Знаменитый полководец А.В. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Но чтобы солдату стать генералом, надо подняться по лесенке воинских званий на много ступеней. Высшее морское звание – адмирал флота.

Давайте вспомним самых выдающихся российских военоначальников. Во флоте это Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, Н.Г. Кузнецов. В сухопутных войсках – А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков. Самые бесстрашные летчики – это П.Н. Нестеров, В.П. Чкалов, М.М. Раскова.

Послушав мой рассказ о военной службе, я думаю, дорогие ребята, вы поняли, что служба эта «и опасна, и трудна». Военнослужащие часто рискуют жизнью и здоровьем, защищая мир и покой на земле. Они глубоко любят свою Отчизну и свой народ, обладают большими знаниями, здоровьем, силой, готовностью выполнить любой приказ.

Если среди вас есть те, кто мечтает о службе в армии, им можно посоветовать поступить в военное училище – суворовское или нахимовское.

Заключение.

- Кого называют военнослужащим? (Ответы детей.)

- На какие три главные группы можно разделить вооруженные силы государства? (Ответы детей.)

Расскажите о сухопутных, воздушных и морских родах войск.

- В чем состоит служба пограничников? Десантников? Саперов? (От-

веты детей.)

- Какими качествами должен обладать военнослужащий? (Ответы детей.)

- Хотели бы вы стать военнослужащим? (Ответы детей.)

Приложение 6

Беседа в старше-подготовительной группе

«Наша Армия родная».

Цель: формировать представление детей о российской армии и воинах, о празднике День защитника Отечества; воспитывать уважение к защитникам Родины.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы о воинах, заучивание загадок, стихов.

Словарь: защитник, Отечество, армия, праздник, летчики, моряки, артиллеристы.

Оборудование: иллюстрации с изображением военных, парада на Красной площади.

Ход занятия.

(Воспитатель показывает иллюстрации.)

Вос-ль: - Скоро большой праздник. Кто знает, что это за праздник?

(День защитника Отечества.)

Вос-ль: - День защитника Отечества – это праздник всех военных. Кто такие военные? (Военные – это моряки, летчики, пограничники, танкисты, артиллеристы и т.д.)

У разных военных разная форма: у летчиков - одна, у пограничников – другая. Что за военные нарисованы на этой картинке?

(Показывает иллюстрацию – моряки на палубе корабля.)

           Вос-ль: - Как вы догадались, что это моряки? (У моряков черная форма, у матросов бескозырки с ленточками, матросские воротнички.)

(Аналогично рассматриваются другие иллюстрации.)

Вос-ль: - Чем отличается форма летчика и пограничника? (Летчик одет в комбинезон и шлем, а пограничник – в зеленый костюм и фуражку.)

Вос-ль: - Каких военных вы еще знаете? (Танкисты, артиллеристы, пехота, десантники и т.д.)

Вос-ль: - Мальчики, кто из вас хочет стать военным? (Ответы детей.)

Вос-ль: - Моряки, летчики, пограничники охраняют нашу Родину. Зачем они это делают? (Чтобы не было войны, был мир, мы росли и учились.)

- Морякам, артиллеристам,

   Пограничникам, связистам –

   Всем, кто мир наш бережет

   И границы стережет,

   За великие дела

   Слав, слава и хвала!

Вос-ль: - Наши воины сильные, ловкие, быстрые и смелые. Ими гордится наша Родина, наш российский народ. Поздравляя летчиков, пограничников, моряков и других военных с Днем защитника Отечества, мы скажем: «Слава армии родной!»

(Воспитатель демонстрирует плакаты, посвященные армии,

вместе с детьми рассматривает их.)

Вос-ль: - Почему говорят - армия родная? (Рассуждения детей.)

Вот и девочка Лена из рассказа, который я хочу прочитать вам, так же как и вы, задумалась над тем, почему мы называем армию родной.

(Чтение рассказа А. Митяева «Почему армия родная?»)

«Почему армия родная?

- Девочка Лена научилась читать.

На стене дома повесили плакат. С плаката на девочку смотрел молодой солдат в каске. Лена стала читать: «Да здравствует родная российская армия!»

«Армия называется российской, потому что она в нашей стране, - думает Лена. – А почему родная? Ведь она не мама, не папа, не бабушка».

Шел домой мальчик Коля. Он был соседом Лены, и Лена его спросила:

- Коля! Скажи, тебе армия родная?

- Мне? Конечно, родная, - ответил Коля.

– Мой брат уже полгода служит в армии. Брат мне родной. Значит, и армия родная.

Ушел Коля домой. А Лена осталась на улице.

Вышла из подъезда соседка тетя Маша.

Лена и ее спрашивает:

- Тетя Маша! Скажите, пожалуйста, ваши родные служат в армии?

- Нет, отвечает тетя Маша. – Не служат. Все дома.

- Значит вам армия не родная?

- Как же это не родная? – удивилась тетя Маша.

– Я жила в деревне, и началась война. Деревню заняли фашисты. А потом был бой, и пришли наши.

Мы бежали им навстречу, плакали от радости и только говорили: «Родные! Наконец-то пришли, спасли нас от смерти».

- Армия всем родная, - закончила тетя Маша.

– И меня, старую, и тебя такую маленькую, она никому в обиду не даст.

Повеселела девочка. Побежала домой.

Когда пришел домой с работы папа, она рассказала ему, как сама прочитала надпись на плакате и что ей сказали Коля и тетя Маша.

- Все же Коле армия роднее! – пожаловалась Лена.

- Ну это как сказать! – ответил папа. – принеси-ка шкатулку с документами.

Папа достал из шкатулки красную книжечку – военный билет, - где было написано: «Сорокин Иван Сергеевич. Танкист. Сержант запаса».

- Вот это да! – удивилась Лена. – Мой папа танкист! А что значит «запас»?

- Это значит, - сказал папа дочке, - что я, хотя и работаю на заводе, все равно числюсь в армии.

- А другие папы?

- И другие папы тоже. Кто, как я, танкист, кто летчик, кто разведчик, кто моряк запаса.

На другой день Лена снова гуляла на улице. Было холодно, дул ветер, падал снег. А она не уходила домой, ждала, когда из школы придет Коля, хотела сказать ему про своего папу-танкиста. Потому что папа – герой!

Вос-ль: - Почему армия каждому из вас родная? (В армии служат наши родные. И наши мальчики, когда станут взрослыми, пойдут служить в армию.)

 

Приложение 7

Изобразительная деятельность

Рисование на тему:  «Самолет-истребитель».

Цель: вызвать интерес у детей к изображению самолета.

Задачи:

Образовательные: учить передавать специфические особенности формы строение самолета, использовать простой карандаш для создания эскиза. Закреплять навыки рисования акварелью.

Развивающие: развивать творческие способности детей, мелкую моторику кистей руки

Воспитательные: воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Материал: альбомные листы бумаги, кисточки, баночки, подставки для кисточек, гуашь, простой карандаш, ластик.

Ход  НОД.

Восп-ль: -  Ребята, предлагаю вам отгадать загадку, и тогда вы узнаете, что мы будем сегодня рисовать.

- Не пчела, а гудит,

  Не птица, а летит,

  Гнезда не вьет,

  Людей и груз везет. 

(Самолет.)

Восп-ль: -  Как называется самолёт, который перевозит людей? (Пассажирский.)

Восп-ль: -  Как называется самолёт, который перевозит солдат? (Военный.)

Восп-ль: - Каким еще транспортом могут передвигаться люди? (Ответы детей.)

Восп-ль: -  А какое главное преимущество самолета перед другими видами транспорта? (Ответы детей.)

Восп-ль: -  Военная авиация имела огромное значение в годы ВОВ. Одним из таких примеров может служить самолет-истребитель ла-5 Советские конструкторы во главе с Лавочкиным изобрели самолет Ла-3, но у него не хватала мощности. Тогда решили заменить его двигатель и был выпушен другой истребитель Ла-5, который был лучше и быстрей фашистских самолетов. Его летные качества и мощное вооружение помогали нашим летчикам уверенно бить врага. На этом истребители совершили подвиги Иван Кожедуб, будущий 3-ты Герой Советского Союза, Кирилл Евстигнеев, сбивший 56 самолетов противника и закончивший войну 2-ты Героем Советского Союза и Александр Горовец, который оказался один на один с большой группой немецких бомбардировщиков.

Восп-ль: -  Давайте рассмотрим части самолета: нос с кабиной, кор-

пус самолета, хвост, крылья, силовая установка самолёта – двигатель.

Восп-ль: -  Кто находится в кабине? (Пилот.)

Восп-ль: -  Какая его задача? (Управлять самолётом.)

Восп-ль: -  Прежде чем приступить к рисованию, давайте поиграем.

Физминутка «Самолёт».

- Мы садимся в самолёт,                       (дети приседают)

  Отправляемся в полёт!        (заводят самолёт, встают, говорят: 

                                                                     «жу - жу»)

  Мы летим над облаками.                     (руки в стороны)

  Машем папе, машем маме         (по очереди обеими руками)

  Видим, как течет река                (показываем руками волны)

  Видим в лодке рыбака                   (забрасывают удочку)

  Осторожнее: гора!                   (наклоняются влево, вправо, говорят: 

                                                                  «жу – жу»)

  Приземляться нам пора                      (приседают)

(Выставляется схема рисования.)

Воспитанники приступают к работе. Обращается внимание детей на то, какого цвета бывают самолёты. В конце все рисунки повесить на доску. Обратить внимание детей как много разных самолётов - истребителей они нарисовали, как они красиво летят в небе.

Восп-ль: - Дети, что вы рисовали? Чем вы рисовали самолётыистребители? (Ответы детей.)

Восп-ль: - Мне очень понравились ваши рисунки. А вам понравилось 

рисовать самолёт? (Ответы детей.)

Приложение 8

Изобразительная деятельность

Рисование на тему: «Мой папа».

Цель: нарисовать портрет папы, закрепить знания о жанре портрета.

развивать способность передавать в рисунке особенности внешнего вида папы, правильно передавая пропорции тела человека. Воспитывать аккуратность.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать учить рисовать восковыми мелками  портрет папы, передавая индивидуальные особенности: черты лица, цвет волос и глаз, элементы одежды;

- закреплять умение симметрично располагать части лица;

- закреплять умение соблюдать при рисовании последовательность.

Развивающие:

- развивать память, внимание, творческое воображение.

Воспитательные:

- воспитывать чувство любви к отцу.

Предварительная работа: знакомство с жанром живописи- портрет, рассматривание портретов, фотографий папы в альбоме «Мой папа - самый лучший». Составление творческих описательных рассказов по портретам.

Демонстрационный материал: иллюстрации портретов, эскизы последовательности рисования портрета.

Раздаточный материал: альбомный лист, восковые мелки, цветные карандаши, салфетки, пробные листочки, ластик.

Ход НОД.

1. Вводная познавательная беседа.

Восп-ль: - Ребята, отгадайте загадку:

- Кто в семье высокий, смелый,

  Самый сильный и умелый?

                                                 (Папа.)

Восп-ль: - Ребята, о ком говорится в загадке?(О папе.)

Восп-ль: - Правильно. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о наших любимых папах, ведь совсем скоро наступит замечательный праздник – День отца. Мы с вами к нему дружно готовились – сделали подарки, разучивали стихи и песни. Много говорили о том, какие папы сильные, смелые.

Сегодня, я предлагаю вам, нарисовать портреты пап, чтоб подарить их к празднику. Вы со мной согласны? (Да.)

Восп-ль: - Кто скажет, как называется рисунок с изображением человека? (Портрет.)

Восп-ль: - Правильно, это портрет!

(Воспитатель показывает репродукции портретов.)

(Материалы для рисования на выбор – цветные карандаши, восковые мелки.)

 

Восп-ль: - Прежде чем рисовать, давайте с вами рассмотрим схему последовательности работы.

(Воспитатель показывает детям выставленные на мольберте

опорные рисунки, подсказывающие последовательность работы

над портретом.)

2. Пальчиковая гимнастика «Папочка».

Восп-ль: - Прежде, чем мы приступим к работе, немного разомнём наши пальчики:

- Папочка-папа                  (на каждый слог мизинцы размыкаются

                                                                и смыкаются)

  Радость моя                      (то же - безымянные пальцы)

  Папочка-папа                 (подушечки средних пальцев производят

                                                              те же движения)

  Я люблю тебя               (указательные пальцы соединяются и

                разъединяются)

(При соприкосновении подушечек больших пальцев

дети губами имитируют поцелуй)

Восп-ль: - Ребята молодцы! Вы хорошо поработали ручками, размяли пальчики, а теперь давайте каждый нарисует портрет папы, и подарим их нашим папам на праздник.

3. Самостоятельная деятельность детей. Рисование восковыми мелками и цветными карандашами «Портрет папы».

Восп-ль: - Представили своего папу, начали рисовать по памяти.

(Воспитатель обращает внимание на образцы,

помогает по мере необходимости, дает индивидуальные рекомендации.)

Восп-ль: - Мы хорошо поработали, нужно немного отдохнуть и поиграть.

4. Проводится физкультминутка «Зарядка с папой».

- С папой делаем зарядку,

  Раз, два, три, четыре, пять.

(ходьба на месте, дети стоят в кругу)

  Чтобы сильными стать,

  Надо нам присесть и встать.

  Руки вытянуть по шире,

  Раз, два, три, четыре, пять.

  Наклониться – три, четыре.

  И на месте поскакать.

  На носок, потом на пятку.

(выполняют действия в соответствии с текстом)

  С папой делаем зарядку,

  Раз, два, три, четыре, пять.

(ходьба на месте)

5. Итог (рефлексия).

(Готовые работы выставляются на стенд, организуется экспресс-выставка.)

Восп-ль: - Полюбуйтесь, какие вы молодцы! Посмотрите внимательно на ваши работы. Хорошие портреты у нас получилис

Приложение 9

Художественная литература.

«Твои защитники». Л. Кассиль

Сядь, мой дружок, раскрой эту книжку, посмотри картинки, послушай, про что говорится тут.

Эта книжка о Советской Армии, о твоих славных защитниках.

Много у нашей Родины друзей в разных странах. Но есть у неё и злые враги — те, что привыкли чужим трудом наживаться, чужое добро грабить. Ненавидят они нашу мирную, трудовую страну. Но крепко охраняет Родину Советская Армия.

Хорошо спалось тебе ночью, а пограничники всю ночь стояли на страже, чтобы никто тайком не прополз на нашу землю. И дежурили на своих постах те, кто охраняет наше небо.

А утром, когда ещё птицы спали, поднялись в небо самолёты. Бывалые командиры стали учить полёту молодых лётчиков. Наши корабли подняли на рассвете флаги и пошли по морям, по волнам. Старые капитаны принялись учить молодых матросов морской службе. Ты ещё спишь утром, а танкисты уже заводят моторы своих боевых машин. И уже вышли в поле на учение солдаты-пехотинцы.

И у лётчиков, и у моряков, и у пехотинцев – у всех на шапках красные звёзды.

Все люди знают свет этих алых звёзд. Добрая слава у храбрых советских солдат! Много лет назад, когда была гражданская война, Красная Армия защитила Советскую страну: побила белогвардейцев и прогнала вон чужеземные войска, которые наслали на нашу землю богачи-капиталисты из четырнадцати стран.

А в 1941 году напал на нас злой и сильный враг – фашисты из Германии. Никогда ещё не было врагов страшнее их. Четыре долгих года шла Великая война. Вдребезги разбила наша армия хвалёные фашистские войска. Прочь с нашей земли выгнала их и помогла соседним странам избавиться от захватчиков-фашистов.

Но не сразу – в тяжёлых, опасных боях досталась нам победа. Одни дрались с врагом на земле, другие били фашистов в воздухе. На морях и реках, среди скал и гор, в лесах и степях побеждали врага наши войска.

Это твои защитники. И сегодня стоят они на страже мирной жизни, чтобы тебе и другим ребятам можно было жить и никого не бояться, спокойно спать и читать разные книжки.

Прочти же эту книжку, разгляди картинки и запомни, какое важное и славное дело – защита Родины. Только не лёгкое это дело. Надо сильным быть, чтобы не устать. Смелым – чтобы не испугаться. И умелым нужно стать – чтобы знать хорошо, как с оружием обращаться. Расти, дружок, и ты таким!

«Воздух!» Л. Кассиль

Бывало так. Ночь. Спят люди. Тихо кругом. Но враг не спит. Высоко в чёрном небе летят фашистские самолёты. Они хотят бросить бомбы на наши дома. Но вокруг города, в лесу и в поле, притаились наши защитники. День и ночь они на страже. Птица пролетит – и ту услышат. Звезда упадёт – и её заметят.

Припали защитники города к слуховым трубам. Слышат – урчат в вышине моторы. Не наши моторы. Фашистские. И сразу звонок начальнику противовоздушной защиты города:

- Враг летит! Будьте готовы!

Сейчас же на всех улицах города и во всех домах громко заговорило радио:

«Граждане, воздушная тревога!»

В ту же минуту раздаётся команда:

- Воздух!

И заводят моторы своих самолётов лётчики-истребители.

- Воздух!

И зажигаются дальнозоркие прожектора. Враг хотел незаметно пробраться. Не вышло. Его уже ждут. Защитники города на местах.

- Дай луч!

И по всему небу загуляли лучи прожекторов.

-  По фашистским самолётам огонь!

И сотни жёлтых звёздочек запрыгали в небе. Это ударила зенитная артиллерия. Высоко вверх бьют зенитные пушки.

«Вон где враг, бейте его!» – говорят прожектористы. И прямые светлые лучи гонятся за фашистскими самолётами. Вот сошлись лучи – запутался в них фашистский самолёт, как муха в паутине. Теперь его всем видно. Прицелились зенитчики.

- Огонь! Огонь! Ещё раз огонь!

У зенитчиков меткий глаз, верная рука, точные пушки. У прожекторов – сильный луч. Не вырваться фашисту.

- Огонь! Огонь! Ещё раз огонь! – И снаряд зенитки попал врагу в самый мотор.

Повалил чёрный дым из самолёта. И рухнул на землю фашистский самолёт. Не удалось ему пробраться к городу.

Долго ещё потом ходят по небу лучи прожекторов. И слушают небо своими трубами защитники города. И стоят у пушек зенитчики. Но тихо всё кругом. Никого не осталось в небе.

«Угроза воздушного нападения миновала. Отбой!»

«Почему армия всем родная». А. Митяева

Девочка Лена научилась читать. Особенно хорошо она читала слова, написанные крупными буквами.

Однажды зимой на стене дома повесили плакат. С плаката на девочку смотрел молодой солдат в каске. Лена стала читать буквы на плакате и прочла: «Да здравствует родная армия!»

… А почему родная? Ведь она не мама, не папа, не бабушка…

– подумала Лена.

Шел из школы домой мальчик Коля. Он был сосед Лены, и Лена его спросила:

– Коля! Скажи, пожалуйста, тебе армия родная?

– Мне? Конечно, родная, – ответил Коля. – Мой брат уже полгода служит в армии артиллеристом. Брат мне родной. Значит, и армия родная.

Ушел Коля домой. А Лена осталась на улице. Она слепила маленькую, ростом с куклу, снежную бабу. Но ей все равно было грустно. У Лены не было брата, который мог бы пойти в армию и стрелять там из пушек.

Вышла из подъезда соседка тетя Маша – с ковром под мышкой, с веником в руке.

Лена ее спросила:

– Тетя Маша! Скажите, пожалуйста, ваши родные служат в армии?

– Нет, – ответила тетя Маша. – Не служат. Все дома. Кто на заводе работает, кто в учреждениях.

– Значит, вам армия не родная?

– Как же это не родная! Удивилась тетя Маша. – Я жила в деревне, и началась война. Деревню заняли фашисты. А потом был сильный бой и пришли наши. Мы бежали к ним на встречу, плакали от радости и только говорили: «Родные! Наконец-то пришли, спасли нас от смерти».

– Армия всем родная, – закончила тетя Маша. – И меня, старую, и тебя, такую маленькую, она никому в обиду не даст.

Повеселела девочка. Побежала с улицы домой.

Когда пришел с работы папа, она рассказала ему, как гуляла, как сама прочла надпись на плакате и что сказали ей Коля и тетя Маша.

– Все же Коле армия родней! – пожаловалась Лена.

– Ну это как сказать, – ответил папа, – принеси-ка мне коробку с документами.

Папа достал из коробки красную книжечку. «Военный билет» – было написано на обложке. На первой странице Лена увидела папину фотографию. Рядом были отчетливые буквы. Лена стала читать их. И получилось: «Сорокин Иван Васильевич. Танкист. Сержант запаса».

– Вот это да! – удивилась Лена. – Мой папа танкист! А что значит «запаса»?

– это значит, – сказал папа дочке, – что я, хотя и работаю на заводе, все равно числюсь в армии.

– А другие папы?

– Другие папы тоже. Кто, как я, танкист, кто летчик, кто разведчик, кто моряк запаса…

«Шёл по улице солдат» С. Баруздин

«Рассказ».

Это рассказ о солдате. О необыкновенном солдате. О человеке с оружием в руках и с красной звездой на шапке.

Когда-то звали его красногвардейцем. Потом красноармейцем. А сейчас зовут солдатом Советской Армии.

Это – рассказ о герое. О необыкновенном герое. О человеке, который прошел тысячу трудных боев и выходил из них победителем. О человеке, который сто раз погибал и не погиб. О человеке, который защищал и сейчас защищает нашу страну от врагов.

Это – рассказ о твоих дедах и отцах. Они были солдатами-героями.

Сколько лет сейчас тебе? Пять, семь, а может быть, даже девять? Это, конечно, немало. Но стране нашей все же больше. И армии нашей больше.

Значит, и рассказ этот надо начать с тех времен, когда тебя еще на свете не было…

«За Родину!»

Шел по улице солдат. Июньским солнечным днем шел. Днем беспокойным, тревожным.

Началась война, какой еще не было прежде. Война с фашистами.

Шел солдат по своей родной земле. За ним была страна — самая огромная и великая. С ним был народ – самый сильный. Значит, победит солдат фашистов. Победит он, советский солдат!

Победит! Но труден и долог этот путь. Под Брестом и у Москвы будет солдат громить фашистские войска. В Сталинграде и на Кавказе, под Ленинградом и Одессой, под Севастополем и Киевом…

- За Родину! – кричит солдат и идет в бой.

Идет в бой пехота – стрелки, автоматчики, пулеметчики, снайперы…

- За Родину!

Идут в бой артиллеристы. Бьют по врагу из минометов и легких пушек, из тяжелых гаубиц и «катюш».

- За Родину!

Ревут моторы танков. Танкисты идут в бой на врага.

- За Родину!

По рекам и морям уходят в бой корабли: линкоры, крейсеры, миноносцы, подводные лодки, торпедные катера и даже простые мирные суденышки — и на них идут на врага военные моряки.

- За Родину!

Взмывают в небо самолеты – истребители, бомбардировщики, разведчики.

И даже там, куда вступили на нашу землю фашисты, слышится клич:

- За Родину!

Это идут сражаться с врагом лесные солдаты – партизаны.

Идет солдат в бой за Родину. Может, это тот солдат, что Зимний брал, в

гражданскую войну страну свою отстоял, родную землю на Хасане защищал… Может, и не тот. Или сын его, который тоже стал солдатом.

И деды, и отцы, и матери, и сыновья, и внуки шли теперь в бой.

- За Родину!

«Слава».

Шел по улице солдат. Усталый и довольный. Сколько лет солдат на свете прожил, сколько боев прошел, а такого дня еще не было в его жизни, чтоб первомайский праздник в Берлине встречать. И вот Первое мая в Берлине! Победил солдат фашистов. Победителем пришел в Берлин!

Шел по улицам Берлина солдат.

-  Слава советскому солдату! — говорили жители Берлина.

А когда ушел солдат из далекого города домой, поставили ему памятник. С девочкой на плече, с мечом в руке. Чтоб всегда помнили люди, кто спас землю от фашистов.

Где только нет таких памятников нашему солдату! В Германии и Польше, в Румынии и Венгрии, в Болгарии и Чехословакии… Всюду, где бывал, сражался и побеждал наш солдат.

Шел по улице солдат. Вернулся на Родину солдат. Домой вернулся. По московской улице шел солдат на Красную площадь. У Мавзолея Ленина бросил он на брусчатку взятые в боях фашистские знамена.

-  Слава тебе, родной! –  говорили москвичи.

И стали качать солдата:

- Слава! Слава! Слава!

«Нет силы сильнее!»

Шел по улице солдат. Обычный солдат. Необыкновенный солдат.

Обычный, потому что он такой же, как все его товарищи – солдаты. Гимнастерка зеленого защитного цвета. Пилотка с красной звездочкой. Начищенные до блеска сапоги. И еще значок отличного воина. А необыкновенный, потому что он солдат Советской Армии.

Много силы у солдата.

Где-то стоят в лесах ракетные установки. Ракеты разные – малые, средние и большие.

Такие ракеты запускали корабли наших космонавтов.

А если нужно, они и по врагу ударят – за многие тысячи километров попадут ракеты в цель.

Где-то скрыты аэродромы. Вертолеты на них стоят.

Тяжелые вертолеты, которые могут подняться в воздух с людьми, пушками и даже танками. И самолеты.

Тяжелые и быстрые самолеты с могучим оружием на борту.

Где-то стоят неуязвимые танки и самоходные орудия, броневики и минометные установки. Дай приказ, и они пойдут в дело!

Где-то в морях и океанах стоят на рейдах быстроходные корабли и неуловимые атомные подводные лодки, которые, если потребуется, незаметно доплывут хоть до края земли – где бы ни появился враг.

Много силы у солдата.

И еще есть одна – самая главная сила. Эта сила – наш народ, наша Советская страна.

- Нет силы сильнее! – говорит солдат о нашей армии.

- Нет силы сильнее, чем наша сила! – говорит о солдате народ.

И враги знают об этом.

Знают и не решаются напасть на Страну Советов – на нашу страну.

«Когда пройдет немного лет».

Шел по улице солдат. Знакомый солдат. Где мы его видели? Кажется, он похож на того солдата, что брал Зимний дворец в семнадцатом году. И на того, что с победой пришел после гражданской войны в году двадцать втором. И на солдата, который в тридцатом году защищал наши границы. А еще на солдата, защищавшего нашу Родину на Хасане в тридцать седьмом и на Карельском перешейке в тридцать девятом и сороковом. И, уж конечно, он похож на героического солдата Великой Отечественной войны. И на молодых солдат-ракетчиков, солдат-защитников, солдат, которые приходят на помощь к своим друзьям, тоже похож.

Да, он похож на твоих дедов, отцов, старших братьев. И все же…

Шел по улице солдат. Это – ты.

Пройдет немного лет. Для кого десять, для кого двенадцать, для кого чуть больше, и ты станешь солдатом. Не для того, чтобы нападать на другие страны, а для того, чтобы защищать свою страну.

Ты станешь солдатом Советской Армии. Ты станешь солдатом Советской страны! Ты станешь солдатом нашего большого советского народа.

Приложение 10

Детские стихи для заучивания о празднике

«День Защитника Отечества».

 

               ***  А. Ошнуров

 

В нашей армии страну

Папа защищает.

На границе он войну

В дом наш не пускает.

Скоро вырасту большим,

Сам, как папа, стану.

Вот тогда я вместе с ним

На границе встану.

Пусть пока не могут взять

В армию ребенка,

Но могу я защищать

Нашего котенка.

 

«Февраль». С. Маршак

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолётов звенья.

Это празднует февраль

Армии рожденье.

 

«Пограничник». Г. Ладонщиков

Пограничник на посту

Зорко смотрит в темноту.

За спиной его страна

В мирный сон погружена.

На границе ночь тревожна

Ночью всякое возможно,

Но спокоен часовой

Потому, что за спиной

Наша армия стоит,

Труд и сон людей хранит;

Что богата и сильна

Наша мирная страна.

«Старший брат». Т. Агибалова

По секрету старший брат

Мне сказать решил:

«В прошлом папа наш – солдат,

Родине служил,

Просыпался на заре,

Чистил автомат,

Чтобы был на всей земле

Мир для всех ребят».

Я почти не удивлен,

Я подозревал

И давно считал, что он

Бывший генерал.

Двадцать третьего, решил,

Ровно в шесть утра,

Прокричу от всей души

Громкое: «УРА!»

 

«Славный дедушка, родной...». Е. Дюк

Славный дедушка, родной,

Самый добрый, дорогой,

Поздравляем мы тебя,

Я и вся моя родня!

Ты, мой милый, не болей,

С каждым годом здоровей,

Чтобы ягоды с грибами

Мог легко ты собирать,

Стану старше я годами,

Буду тоже помогать!

Хоть и маленькая я,

Понимаешь ты меня.

И, наверно, потому

Больше всех тебя люблю!

«Пусть будет мир». Нина Найденова

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулемёты не строчат,

Чтоб жили люди, города...

Мир нужен на земле всегда!

Приложение 11

Пословицы и поговорки об армии.

над проектом.                                      

- За правое дело не щади жизни.                            

- Всюду примером служи, честью и славой полка дорожи.

- Всякая пуля грозит, да не всякая разит.

- Если дружно за мир постоять – войне никогда не бывать.

- Русский солдат не хочет знать преград.

- Чтобы успешно воевать, надо много знать.

- Воевать – Родину защищать.

- Воевать не хотим, но земли своей не отдадим.

- Война народная имеет цели благородные.

- Война трудна, да победа красна.

- Один в поле не воин.

- Жизнь дана на смелые дела.

- Дал присягу – назад ни шагу.

- Для смелого солдата и рукавица – граната.

- Закон бойца – стойкость до конца.

Приложение 12

Консультация для родителей

«Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм».

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, и что вызывает отклик в его душе. Хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание многогранно, его нельзя определить несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, к Отчизне, к малой Родине, языку, традициям и гордость за свой народ. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Необходимо особое внимание уделять гражданско-патриотическому воспитанию с самых малых лет развития ребенка. Любовь к Родине начинается с любви к матери, близким людям, своей малой Родине. Наша задача привить любовь к Родине, воспитать в детях чувство преданности своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. У А.С. Макаренко есть прекрасная заповедь «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», которую необходимо использовать при работе педагога с детьми, родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата. В воспитании детей дошкольного возраста огромное значение имеет пример взрослых, их близких людей. Рассказывая об истории службы в армии необходимо на конкретных фактах из жизни старших членов семьи подвести ребенка к пониманию, того, что свою Родину необходимо любить, беречь и защищать. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, в их честь воздвигнуты памятники. Так же необходимо знакомить детей с подвигами из современной жизни – это Афганская, Чеченская война. Использовать рассказы пап и других членов семьи о службе в радах Российской Армии, поднимать ее престиж.

Приложение 13

Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание ребенка».

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на несколько вопросов.

Данная анкета является анонимной, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.

1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

1. Да.

2. Нет.

2.Что для вас означает выражение «быть патриотом»? ___________

__________________________________________________________________

3. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?

1. Да.

2. Нет.

4. Где, по-Вашему, ребенок получает основы патриотизма?

1. В школе.

2. В семье.

3. В детском саду.

5. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?

1. Да.

2. Нет.

3. Иногда.

6. Рассказываете ли вы своему ребенку о городе, его истории,  знаменитых людях?

1. Да.

2. Нет.

3. Иногда.

7. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком? __________________________________________________________

__________________________________________________________________

8. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному краю? ____________________________________________________

__________________________________________________________________ 

9. Какой помощи в этом направлении Вы ждете от детского сада?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________