Дата публикации: 11.02.2022
Автор: Щербакова Наталия Витальевна,
воспитатель,
МБДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №4
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
Российский воин бережёт
Родной страны покой и славу!
Он на посту – и наш народ
Гордится Армией по праву.
Пояснительная записка.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но
в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом
традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим
очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания
патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями.
Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка,
вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к
памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с
родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению
семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно
трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях
вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными
и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания
детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями.
Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка,
вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к
памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с
родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению
семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно
трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях
вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными
и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями.
Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка,
вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к
памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с
родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению
семейных связей.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Актуальность темы.
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества. Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях. Ведь формирование отношения к стране и
государству, где живёт человек, к её истории начинается с детства. В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. Подчас в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания. Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины – священным долгом.
Научить ребёнка всегда любить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Этот проект является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину. Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.
Новизна проекта.
Новизна проекта заключается в активном использовании информаци-
онных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность
детей и родителей в событийную жизнь.
Проблема проекта.
Недостаточный уровень знаний о Российской армии; отсутствие желания в будущем стать защитником Отечества.
Недостаточно знаний у детей по этой теме, привело нас к выводу, что необходимо познакомить детей с историей возникновения праздника, с российской Армией и её представителями, воспитать чувство патриотизма у детей. Вследствие этого была выбрана данная тема проекта и принято решение в необходимости его реализации.
Гипотеза проекта: Воспитывать у ребенка любовь к Родине, патриотизму.
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Тип проекта: краткосрочный.
Возраст детей: 6-7 лет.
Участники проекта: воспитатели и дети подготовительной группы, родители.
Сроки реализации: с 07 февраля 2022 по 18 февраля 2022 г.
Длительность проекта: 2 недели.
По интеграции: по всем образовательным областям в рамках проекта.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Формирование у детей знаний о празднике 23 февраля, его истории и традициях.
Расширить представления детей об армии России, ее защитниках (познакомить с видами вооруженных сил).
Проявление у детей интереса к армии, уважения к защитникам Отечества.
Познакомить с героями разных поколений, учить узнавать их по фотографиям, на картинах известных художников.
Стремление детей к совершенствованию физических качеств, к укреплению здоровья.
Стремление детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, в танце, в изодеятельности, в чтении стихов.
Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства
патриотизма у детей.
Совместное творчество родителей и детей. Участие в данном проекте поможет детям систематизировать полученные знания и применять их в
различных видах детской деятельности.
Цель проекта: познакомить детей с историей и традициями праздника 23 февраля – День Защитника Отечества; способствовать развитию нравственного воспитания, воспитывать уважительное отношение к защитникам нашей Родины.
Задачи воспитателя:
Для детей:
Воспитательные:
- воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к взрослым, к защитникам Отечества, ветеранам войны;
- воспитывать чувство любви и гордости за свою страну.
Развивающие:
- развивать интерес детей к истории родного Отечества, традициям и
праздникам русского народа;
- расширять представления детей о Российской армии;
- развивать и обогащать речь дошкольников;
- воспитывать чувства уважения к российскому воину, его силе и смелости;
- организовать работу с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Образовательные:
- расширить представления детей о Российской армии, о видах войск,
военной техники, военных профессий;
- рассказать о трудной и почетной обязанности защищать Родину,
охранять её спокойствие и безопасность.
Для родителей:
- обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье;
- привлечение родителей к совместной вместе с детьми и педагогами деятельности.
Предполагаемый результат:
1. Имеют представление о празднике «23 февраля – День защитника отечества!».
2. Проявление интереса к армии и уважение к защитникам Отечества,
повышение знаний о Российской Армии.
3. Формирование у детей любви к Родине.
4. Формирование высоких нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность
5. Стремление к совершенствованию своих физических качеств, к укреплению здоровья.
6. Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства
патриотизма у детей.
Продукт проектной деятельности:
1. Оформление в группе уголка, посвященного «Дню защитника Отечества», папки-передвижки.
2. Выставка рисунков (портретов) «Вот какие наши папы».
3. Внесение атрибутов в сюжетно-ролевые игры.
4. Участие в смотре-конкурсе стихов посвященных «Дню защитника Отечества» в ДОУ.
5. Изготовление подарков для пап (дедушек). Открытка «23 февраля».
6. Газета «Мой папа лучше всех».
Оснащение развивающей среды:
Дидактические игры.
Наглядно-дидактические пособия.
Книжный уголок.
Картины и иллюстрации по теме.
Родительский уголок: информация по теме проекта.
Формы реализации проекта:
Работа над проектом.
I. Организационный этап.
- Обозначить проблему и тему будущего проекта;
- Поставить цель и определить основные задачи;
- Подобрать художественную литературу, музыкальное сопровождение, атрибуты для игровой деятельности;
- Разработать необходимые материалы: конспекты непосредственно образовательной деятельности, вопросы бесед, конкурсов по теме проекта.
II. Основной этап.
Реализация основного этапа проходила на непосредственно образовательной деятельности и во второй половине дня. Формированию у детей любви к Родине, уважения к Российской армии и солдату способствовала художественная деятельность.
III Заключительный этап.
- Оформление выставки детских рисунков.
- Оформление газеты «Наши папы солдаты».
- Оформление родительского уголка.
- Изготовление подарков для пап (дедушек).
Знакомство родителей с темой проекта.
Привлечение родителей к созданию макета «Военный аэродром»- изготовление моделей военных самолетов, сбор атрибутов и символов военно-воздушных сил Российской армии.
Сбор художественной литературы об армии, энциклопедий, альбомов, журналов о родах войск, о военной технике и т.п. для оформления выставки художественной литературы.
Результаты проекта.
- Дети получили незабываемые впечатления от совместного праздника
с папами.
- Родители вместе с детьми провели незабываемые минуты в тесном общении (изготовление поделок из бросового материала, участие в празднике).
- Воспитатели способствовали активному сотрудничеству с родителями, приобрели опыт самостоятельного выбора дальнейшей исследовательской творческой деятельности.
В результате реализации проекта – много положительных эмоций!
Продукт проекта:
Вечер стихов ко «Дню защитника Отечества».
Подарки для пап к празднику «День защитника Отечества».
Консультация для родителей «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм».
Анкета для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка».
Перспективный план работы по проекту.
с 07.02 – 18.02. 2022 г.
Дата |
Содержание работы |
Игровая деятельность |
||
1 неделя Тема недели «Защитники Отечества». Цель: продолжать знакомить детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер). Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. |
||||
Понедельник |
Беседа ко Дню Защитника Отечества «История Российской Армии». Цель: познакомить со становлением русской и российской армии, с крупными победами русского оружия; развивать чувство патриотизма. |
Д/и «Подбери слово». Цель: упражнять детей в подборе прилагательных. |
||
Рассматривание альбома «Наша Армия родная». |
||||
Чтение «Твои защитники». Л. Кассиль. |
||||
Вторник |
Пословицы и поговорки об армии. |
Д/и «Угадай род войск». Цель: совершенствовать знания о классификации войск в Армии. |
||
Рассматривание иллюстраций книг в книжном уголке на военную тематику. |
||||
Среда |
Беседа «Есть такая профессия – Родину защищать». Цель: познакомить детей с историей праздника, военными профессиями. |
П/и «Меткий стрелок». Цель: развивать быстроту реакции и мышления, меткость, внимание. |
||
Чтение «Почему армия всем родная». А. Митяева. |
||||
Четверг |
Индивидуальный занятие «Я и мой папа». Цель: воспитывать доброе отношение к своему папе, вызвать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека (рассказ по фотографии). |
С/р игра «Семья». Цель: формировать знания о семье. |
||
Пятница |
Заучивание стихотворения «Пограничник». Г. Ладонщиков, «Старший брат». Т. Агибалова. |
Конкурс «Санитары». Цель: развивать быстроту, оказать первую помощь раненому в руку. |
||
Конструирование из строительного материала «Пограничная застава». |
||||
Итоговое мероприятие недели: Выставка рисунков «Мой папа» (портрет). Цель: развивать способность передавать в рисунке особенности внешнего вида папы, правильно передавая пропорции тела человека. |
||||
2 неделя Тема недели «Военная техника». Цель: ввести детей в тему недели, расширять представления о военной технике; познакомить детей с военными профессиями. |
||||
Понедельник |
Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри». Цель: познакомить детей с первыми защитниками на Руси – русскими богатырями; формировать интерес к былинным героям, к истории нашей страны. |
Д/и «Собери картинку». Цель: закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук. |
||
Рассматривание иллюстраций в книге «Военная техника». |
||||
Вторник |
Проблемные ситуации, поиск ответа на вопросы: «Что я знаю о своих близких, прошедших службу в рядах РА?», «Нужно ли защищать Родину?». |
П/и Самолеты». Цель: развивать ориентировку в пространстве, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в беге. |
||
Рисование «Военная техника» («Самолеты -истребители»). Цель: развивать навыки ручного труда, учить изготавливать модель самолета по схеме, воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. |
||||
Среда |
Беседа «Пусть не будет войны никогда». Цель: помочь воспитанникам понять исторические события своей Родины. |
Д/и «Отгадай по описанию военную технику». |
||
Рассматривание сюжетных картинок по теме проекта. |
||||
Четверг |
Чтение «Рассказ танкиста» (отрывок) А. Твардовский. Заучивание стихотворений А. Ошнуров «Защитник», «Февраль». С. Маршак. |
С/р игра «Танкисты». Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными; расширить словарный запас детей – «танк», «танкист», «охрана», «солдаты». |
||
Лепка «Танк». Цель: закрепить умение лепить танк из отдельных частей, правильно передавать его форму и пропорции. |
||||
Пятница |
Загадки о военной технике. Цель: учить детей разгадывать загадки о военной технике. |
Д/и «Собери картинку». Цель: закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук. |
||
Продуктивная деятельность: «Подарки для пап». |
||||
Итоговое мероприятие недели: Вечер поэзии «Защитники отечества». Цель: познакомить ребят с поэзией, посвященной героям, защитникам Отечества; пробудить чувство гордости за свою Родину и людей, которые спасли страну. |
||||
Список методической литературы:
1. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», М.: АРКТИ, 2004 г.
2. Е.А. Позднякова «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении», Волгоград: Учитель, 2008 г.
3. В.И. Богачева «Мое Отечество – Россия», М., издательство ГНОМ и Д, 2004 г.
4. Г.Н. Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России», М.,АРКТИ, 2005 г.
5. Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» М.: ЦГЛ, 2005 г.
6. «Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ» Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ СФЕРА, 2006 г.
7. «С чего начинается Родина?» Под ред. Л.А. Кондрыкинской.- М.: ТЦ СФЕРА, 2004 г.
8. С.В. Новиков «Энциклопедия для дошкольников», М.: 1998 г.
9. Интернет-ресурсы.
Приложения
Приложение 1
Беседа ко Дню Защитника Отечества
«История Российской Армии».
Цель: познакомить со становлением русской и российской армии, с крупными победами русского оружия; развивать чувство патриотизма.
Задачи:
1. Расширять представление детей об армии, о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить детей с военной техникой.
2. Развивать память, воображение.
3. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию.
4. Воспитывать желание быть похожими на сильных российских воинов.
Ход беседы.
Вос-ль: - Ребята, 23Февраля наш народ отмечает праздник – День защитника Отечества. А кто такие защитники Отечества? (Солдаты, которые защищают Отечество.)
Вос-ль: - А как вы думаете, почему право стать защитниками Отечества дается именно мужчинам?
Вос-ль: - Действительно, мужчины сильные, выносливые, мужественные. С древнейших времен именно мужчины брали на себя ответственность за семью: они строили жилище, добывали пищу, сражались с врагами.
Вос-ль: - А что такое Отечество? (Это Родина.)
Вос-ль: - Вслушивайтесь в эти слова – «Отец» и «Отечество». Как они похожи.
Вос-ль: - Защитники Отечества – это воины, то есть солдаты, которые защищают наше Отечество, нашу Родину от врагов. А еще Родина, значит родная как папа и мама. Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине:
- Нет земли краше, чем Родина наша!
Одна у человека мать – одна Родина.
Жить – Родине служить.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Человек без родины – что соловей без песни.
Береги Родину как зеницу ока.
На чужой стороне родина милей вдвойне.
Вос-ль: - Ребята, как вы думаете, один солдат может защитить Отечество? (Нет, нужно много солдат.)
Вос-ль: - Совершенно верно, не зря сказано: «Один, в поле не воин». А когда много солдат – это армия. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия, и она не раз защищала свой народ от за-
хватчиков.
Вос-ль: - Давным-давно, еще в начале прошлого века, на нашу страну
напали германские войска. После революции в России уже не было императора. Новой стране нужна была новая армия, которая бы защищали нашу Родину от германских захватчиков.
И вот, в 1918 году указом правительства была создана Красная Армия. А чтобы поддержать дух воинов, 23 февраля постановили праздновать день рождения Красной Армии.
Шли годы. Менялась жизнь. Наша страна пережила величайшую трагедию – вторую мировую войну. Смело и отважно боролись наши воины, освобождая свою Отчизну. Трудно было. Многие голодали, не было достаточно оружия. На защиту Отечества встали все: от мала до велика. Но мы выстояли! Победа осталась за нами! И в 1946 году нашу армию переименовали в Советскую. А праздник 23 феврали стали называть «Днем Советской Армии и военно-морского флота».
Прошло еще полвека. Мощное государство под названием СССР перестало существовать. Бывшие республики отделились от России, желая стать независимыми. Но российская армия по-прежнему сильна. По-прежнему на защите нашего государства стоят мужественные воины. И в 1995 году Государственная Дума приняла закон «О днях воинской славы». Теперь праздник 23 февраля мы называем «Днем Защитника Отечества».
Вос-ль: - Мы гордимся нашими защитниками, которые охраняют наш покой в мирное время. Также с годами менялась и традиции. Если сначала с ним поздравляли только военных и ветеранов войн, постепенно сложилось так, что стали поздравлять всех мужчин. Ведь каждый мужчина, будь он морским офицером или программистом, милиционером, ученым или водителем – он защитник своего Отечества, он всегда встанет на защиту своей Родины.
Вос-ль: - Давайте вспомним, какие же войска существуют в современной Российской армии? (Ответы детей.)
Загадки:
1. Самолёт стоит на взлёте,
Я готов уж быть в полёте,
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас!
(Летчик.)
2. Он границу охраняет,
Чужака не пропускает,
И все время смотрит в оба,
А порядок был бы чтобы.
(Пограничник.)
3. У нас есть «Тополь», «Тополь-М»,
Не Флоре служим мы совсем.
Стоим на страже мы страны,
Чтоб больше не было войны.
(Ракетчики.)
4. Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется ...(Танкистом.)
5. Можешь ты солдатом стать
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота –
Ждет тебя, солдат, ...(пехота).
Виды вооружённых сил России:
1. Сухопутные войска:
- мотострелковые;
- танковые;
- ракетные войска и артиллерия.
2. Военно-воздушные силы:
- рода авиации;
- бомбардировочная;
- штурмовая;
- истребительная.
3. Военно-морской флот:
- надводные силы;
- подводные силы;
- береговые ракетно-артиллерийские войска;
- морская пехота;
- морская авиация;
- вспомогательные войска и войска специального назначения.
4. Ракетные войска стратегического назначения.
5. Войска противовоздушной обороны:
- Отдельные рода войск.
- Воздушно-десантные войска.
- Ракетные войска стратегического назначения.
- Войска воздушно-космической обороны.
- Пограничная служба.
Вос-ль: - Какие бы сложные времена не переживала Россия, как в прошлом, так и в настоящем, для солдата ее интересы превыше всего. Защитник Отечества – это вечный часовой, который никогда и ни при каких обстоятельствах не имеет права покинуть свой пост. Нельзя забывать и о том, что войсковое товарищество и единство необходимы для успешного развития военного дела и для всеобщего процветания Российской державы. И сегодня Российская Армия надежно защищает свою страну от всех врагов, охраняет
бесценное достояние мира.
Заключение.
День защитника Отечества – праздник всенародный. Дома, в школе – везде в этот день звучат поздравления, адресованные всем, кто когда-то служил или служит сейчас или будет служить делу защиты Отечества.
- Российский воин бережет
Родной страны покой и славу.
Он на посту и наш народ
Гордится армией по праву.
Спокойно дети пусть растут
В российской солнечной Отчизне.
Он охраняет мир и труд,
Прекрасный труд во имя жизни.
Приложение 2
Беседа с детьми в подготовительной группе
«Есть такая профессия – Родину защищать».
Цели занятия:
- ознакомить детей с историей праздника, военными профессиями;
- прививать любовь к Родине;
- формирование позитивного мнения детей о воинской службе.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход занятия.
Ребята, февраль – это месяц военно-патриотической работы.
В феврале много знаменательных дат, но сегодня мы с вами поговорим о военных профессиях. И тема нашей беседы: «Есть такая профессия – Родину защищать».
- Давайте вспомним, когда мы поздравляем всех мужчин.
- Что же значит этот праздник?
23 февраля в России отмечается как День защитника Отечества.
В этот день мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал родную землю от захватчиков, а также тем, кто в мирное время несет нелегкую и ответственную службу. Вместе с этим особое внимание мы уделяем мальчикам и юношам, тем кому в недалеком будущем предстоит встать на защиту Отечества.
Сегодня мы отмечаем этот праздник уже не как день рождения Красной Армии, а как день настоящих мужчин. Наших ЗАЩИТНИКОВ в широком смысле этого слова!
Вос-ль: - А может кто-то знает, как раньше называли день Защитника Отечества? (Ответы детей.)
Вос-ль: - Послушайте. В российской истории до недавних пор 23 февраля отмечался как День Советской армии и Военно-морского флота. В феврале 1918 года (заканчивалась I мировая война) Красная армия успешно отразила натиск немецких войск. Ныне этот праздник переименован в День защитника Отечества. 23 февраля – это всенародный праздник, вселяющий в нас радость, в этот день чествуются все защитники от мала до велика, ведь Вооруженные силы страны хранят наш с вами мир и покой.
Сейчас мы с вами подробно поговорим о людях военных профессий.
Вос-ль: - Какие военные профессии вы знаете? (Ответы детей.)
Вос-ль: - Отгадайте загадки.
- Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою ... (Страну)
Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником –
Станешь ... (пограничником).
Вос-ль: - Посмотрите на отличительные знаки пограничников, а вот здесь пограничники несут свою службу.
Вос-ль: - Отгадайте, о ком речь?
- Самолет парит, как птица,
Там – воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат – военный … (летчик).
Вос-ль: - А к каким родам войск мы можем отнести летчиков? (мнение детей). Это военно-воздушные силы, или как их кратко называют – войска ВВС.
Вос-ль: - Познакомьтесь с боевыми машинами летчиков. С краткой характеристикой.
Вос-ль: - Самолеты могут взлетать и садиться не только на землю, но и на палубу корабля.
Вос-ль: - Кроме самолетов, к воздушному флоту относятся вертолеты.
- Ребята, какие войска кроме пограничных и военно-воздушных вы знаете? (Ответы детей.)
Сухопутные войска – это вид Вооруженных сил, «предназначенный для отражения удара захватчика на военных действиях, удержания занимаемых территорий, районов, рубежей, а также разгрома группировок войск и овладения территорией противника».
В состав Сухопутных войск входят мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войсковая ПВО, специальные войска, воинские части и учреждения тыла.
Вос-ль: - Кто это? Угадайте?
- Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется… (танкистом).
Вос-ль: - А это боевые помощники танкистов с краткой характеристикой.
(Беседа с детьми.)
Вос-ль: - Кроме танковых и мотострелковых войск к сухопутным относятся войска противовоздушной обороны. Посмотрите на их отличительные знаки.
Вос-ль: - Познакомьтесь с техникой ПВО, зенитно-ракетный комплекс.
В подразделения сухопутных войск входят войска связи. Связисты за работой.
Вос-ль: - Ребята, мы с вами познакомились с военно-воздушными силами, пограничными и сухопутными войсками, войсками ПВО и связи. Как вы считаете, о людях какой военной профессии мы забыли?
Вос-ль: - Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном… (корабле).
Вос-ль: - Совершенно верно – это военно-морской флот.
- На мачте наш трехцветный флаг,
На палубе стоит моряк.
И знает, что моря страны,
Границы океанов
И днем, и ночью быть должны
Под бдительной охраной!
Вос-ль: У которого своя эмблема и свой флаг, который называется Андреевский.
Вос-ль: - Свою службу моряки несут на таких кораблях.
- На территории нашего района нет морей и океанов, но это не мешает нашим мальчишкам служить в военно-морском флоте. Так как наш район шефствует над пограничным кораблем Черноморского флота «Сарыч», который базируется в городе Новороссийские, и самый достойные юноши района удостаиваются чести проходить на нем срочную службу.
Итог:
Вос-ль: - Вот и подошло к концу наше путешествие, мы с вами узнали о некоторых военных профессиях, познакомились с их боевыми машинами, отличительными знаками. А как вы считаете, можно ли просто так стать военным? (Ответы детей)
Вос-ль: - Конечно же нет, любой военной профессии надо учиться.
- Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было ... (войны).
Вос-ль: - Наши мальчики тоже будущие защитники.
Приложение 3
Индивидуальное занятия по познавательному развитию
«Я и мой папа» (по фотографии).
Цель: воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека; формировать умение составлять описательный рассказ.
Ход занятия.
Восп-ль: - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о ваших папах. Но сначала послушайте стихотворение:
Может он в футбол играть
Может книжку мне читать
Может суп мне разогреть
Может мультик посмотреть
Может поиграть он в шашки,
Может вымыть даже чашки,
Может рисовать машинки,
Может собирать картинки,
Может прокатить меня,
Вместо быстрого коня.
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить,
Для меня всегда герой-
Самый лучший папа мой!
- А как зовут ваших пап? (Ответы детей.)
Восп-ль: - У ваших пап разные имена. Но у них не только разные имена и фамилии, еще у ваших пап разная внешность.
Какой ваш папа внешне? Как вы узнаете своего папу среди других мужчин? Давайте рассмотрим фотографии ваших пап.
(Воспитатель с детьми рассматривает фотографии.)
Восп-ль: - Ребята, расскажите о своем папе.
(Дети рассказывают.)
Восп-ль: - Ребята, какие вы внимательные, так хорошо рассказывали о своих папах, значит, вы их очень любите.
Восп-ль: - Папы очень разные, но есть кое-что, в чем они очень похожи. Давайте посмотрим, в чем они похожи.
Игра «Что любит делать папа?»
Восп-ль: - Молодцы! Все о папе знаете. Очень вы своих пап любите! А как вы думаете, ваши папы любят вас? (Да.)
Восп-ль: - А как вы догадались? (Они нас обнимают, целуют, играют и т. д.)
Восп-ль: - А в какие игры играют с вами папы? (Катают на санках,
книги читают, в машины играют, рисуют.)
Восп-ль:- А чем еще интересно заниматься с папой? (Гулять на улице, ездить на рыбалку.)
Восп-ль: - Ребята, а ваши папы все умеют делать? (Ответы детей). Или что-то они не умеют? Подумайте! (Не умеют готовить еду, стирать и т. д.)
Восп-ль: - Ну и что, если папа не умеет что-то делать, пусть не расстраивается. Ведь мы папе всегда можем помочь.
Игра-имитация «Мы помогаем папе».
Восп-ль: - И мы с вами тоже будем внимательными и заботливыми и для пап приготовим подарок.
Игра с прищепками «Цветок для папы».
Восп-ль: - Подарим эти цветы папам. Старайтесь всегда радовать пап, помогать им.
Приложение 4
Конспект НОД на тему «Беседа по картине
В. Васнецова «Богатыри».
Цель:
- познакомить детей с первыми защитниками на Руси – русскими богатырями;
- формировать интерес к былинным героям, к истории нашей страны.
Ход беседы:
Вос-ль: - Дети, скажите, как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)
Вос-ль: - А в давние времена она называлась совсем по другому. Кто знает, как? (Древняя Русь.)
Вос-ль: - Правильно, дети. И во все времена на нашу землю пытались прийти чужие захватчики, потому что наша родная земля самая красивая и богатая. И во все времена приходилось ее защищать.
Вос-ль: - Как вы думаете, кто же защищал нашу землю в те далекие-далекие времена? (Русские богатыри.)
Вос-ль: - Правильно. Давайте на них посмотрим.
(Выставляется картина В. Васнецова «Богатыри».
Дети рассматривают ее под музыку М. Мусоргского
«Рассвет на Москве-реке».)
Воспитатель читает отрывок из былины:
- А со той горы да со высокой
Усмотрел старый казак да Илья Муромец -
А то едут ведь богатыри чистым полем,
А то едут ведь да на добрых конях,
И пустился он с горы высокой,
И подъехал он к богатырям ко святорусским,
Рядом с ним стал…
Вос-ль: - Ребята, посмотрите на картину и ответьте на вопросы:
- Кто здесь изображен? (Богатыри русские.)
- Кто знает, как их зовут? (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.)
- Какими изображены богатыри? (Сильными, могучими.)
- Какие у них лица? (Серьезные, задумчивые.)
- Одежда? Оружие? (Дети рассматривают элементы одежды, оружия, называют слова: доспехи, шлем, палица, копье, щит, меч и др.)
- Какие кони под ними и чем они украшены? (Дети рассказывают о каждом богатыре отдельно.)
- Каковы отношения между богатырями? (Дружеские.)
- Какая природа окружает их? (Раздолье, степь.)
- Что делают в поле богатыри? (Смотрят вдаль, нет ли врагов.)
Вос-ль: - Послушайте мой рассказ.
Рассказ воспитателя «Богатыри».
«На заставе три богатыря стоят на страже границ своей Родины. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец, славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются в его облике. У него благородное лицо, широкая борода с проседью. Конь его спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Богатырь хорошо вооружен: в правой руке булатная палица, за спиной колчан со стрелами; в левой руке щит и громадное копье. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, потому что любит богатырь свою Родину и честно служит ей.
По правую руку от него – Добрыня Никитич, не менее любимый народом. Он одет богато и нарядно, конь под ним белый, длинногривый.
Третий богатырь – Алеша Попович, тоже храбрый, смелый и находчивый. Хитер Алеша! Не смотрит он в сторону врага, а лишь косит глаза, тугой лук у него всегда наготове. Его рыжий конь низко опустил голову, щиплет траву, но уши настороже.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоят на страже своей земли Русской. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами и степью раздольная Русь, которая вырастила богатырей на свою защиту».
Вос-ль: - Вот такие они – защитники земли нашей. Скажите, дети, кто из богатырей понравился вам больше всего и почему? (Ответы детей.)
Заключение.
Вос-ль: - На кого вы бы хотели быть похожими? (Ответы детей.)
- А что нужно для этого? (Расти смелыми, сильными и крепкими.)
Вос-ль: - Я верю, дети, что когда вы вырастите, то обязательно станете сильными, отважными защитниками своей страны – России.
Приложение 5
Беседа для детей о профессии Военнослужащий.
Вос-ль: - Дорогие ребята! Давайте побеседуем о профессии военнослужащего.
Кто такой военнослужащий? Это человек, состоящий на военной службе.
Я уверена, что каждый из вас видел по телевизору военный парад, который проходит 9 мая, в День Победы нашего народа в войне против фашисткой Германии.
По Красной площади идут стройными рядами, чеканя шаг, представители всех родов войск. На них парадная форма.
Блестят на солнце ордена и медали ветеранов, собравшихся на трибунах, чтобы посмотреть праздничный парад. А вечером, когда стемнеет, в небе зажигаются яркие огни салюта.
Парад – это демонстрация силы и мощи нашего государства, проявление патриотизма наших военных.
Как у каждого государства, у России есть армия, то есть вооруженные силы.
Вооруженные силы можно разделить на три главные группы – это сухопутные, или наземные войска, которые действуют на суше, военно-воз-душные силы – они защищают Родину в воздухе; и военно-морские – несущие вахту в морях и океанах.
Поговорим о сухопутных войсках.
К ним относятся мотострелковые войска, вооруженные автоматами, пулеметами и гранатометами. Они передвигается на боевых машинах.
Танковые войска воюют на танках, защищенных толстой броней. Это самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности: по оврагам и бездорожью. Танки вооружены пушками и пулеметами. Внутри танка находятся люди – экипаж.
К сухопутным войскам относится артиллерия и ракетные войска. Артиллерийские установки стреляют из пушек снарядами, а ракетные – ракетами. Знаменитая ракетная установка «катюша» громила врагов во время Великой Отечественной войны. В артиллерии служат артиллеристы.
Мотострелки, артиллеристы и ракетчики служат в Сухопутных войсках.
К военнослужащим сухопутных войск относятся также связисты и саперы, которые могут разминировать минные поля, дороги и мосты.
Пограничные войска.
В каждом государстве есть и пограничные войска. Они стоят на страже
границ Родины. Военнослужащие пограничных войск проходят службу на пограничных заставах. Их главная задача – не пропускать через границу шпионов, террористов, вооруженные вражеские группировки, людей, перевозящих наркотики. Нести нелегкую службу пограничникам помогают специально обученные собаки.
Воздушно-десантные войска.
В особую группу выделены Воздушно-десантные войска (сокращенно их называют ВДВ). Военные, служащие в этих войсках, физически сильные, спортивные. Они проходят специальные многодневные тренировки, осваивая правила ближнего боя, знают боевые приемы, изучают разные виды противоборств.
Десантников обычно доставляют на самолетах и вертолетах к местам боевых действий. Они спускаются на землю с помощью парашютов.
Кроме смелости и отваги «голубам беретам» – так называют десантников (ведь они носят голубые береты как часть формы) – необходимы выносливость, абсолютное здоровье, ловкость и сила.
В нашей армии есть и авиация – боевые самолеты и вертолеты. Они готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Самолет управляется экипажем летчиков – это первый и второй пилоты, штурман, который прокладывает курс самолета в небе, радист, держащий связь с аэродромом, механик, отвечающий за исправность самолета. Летчики носят красивую голубую форму под цвет неба. Кроме того в полете они имеют специальные высотные шлемы. Эти военнослужащие должны обладать великолепным здоровьем, самообладанием, умением мгновенно оценить обстановку и принять решение, смелостью и решимостью.
Юноша, мечтающий о профессии летчика, проходит медицинскую комиссию, затем учится в летном училище, окончив которое, может продолжить обучение в военной академии. Ведь летчику нужно очень много знать и уметь!
Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе они и составляют военно-морской флот.
Большие надводные корабли – линкоры – вооружены орудиями, пулеметами, крылатыми ракетами. Крейсер – это корабль поменьше, а миноносец – корабль сторожевой.
Военных, которые служат во флоте, называют моряками.
На корабле всегда есть капитан. Он в ответе за весь корабль. Ему помогает помощник капитана и штурман, прокладывающий в море курс. Боцман следит за порядком на корабле. Радист поддерживает связь с землей и другими судами. Корабельного повара называют коком. У каждого моряка в команде свои обязанности.
- Мой папа – капитан
Папа знает всё на свете,
Знает, где родится ветер,
Как бушует океан,
Ведь мой папа – капитан!
Мы достанем карту мира,
Станем вместе изучать.
Вот – высокий пик Памира,
Здесь морей синеет гладь.
Это – южная Анапа,
Это северный Ямал.
Обо всем расскажет папа –
Папа всюду побывал.
Подрасту и тоже стану
Я, как папа, капитаном!
Подводный флот.
Есть у России и подводный флот – атомные подводные лодки. Они поражают суда противника особыми большими снарядами – торпедами. Подводные лодки передвигаются под водой, они уходят в открытое море на много месяцев.
Многие подводные лодки помогают пограничникам, если граница с другими странами проходит по морю.
Военнослужащие всех родов войск носят военную форму. Она бывает повседневной и парадной. Отличие морской формы – бело-голубая полосатая тельняшка, а на голове бескозырка с лентами. На плечах военные носят погоны, на которых число звездочек указывает на звание военнослужащих.
Знаменитый полководец А.В. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Но чтобы солдату стать генералом, надо подняться по лесенке воинских званий на много ступеней. Высшее морское звание – адмирал флота.
Давайте вспомним самых выдающихся российских военоначальников. Во флоте это Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, Н.Г. Кузнецов. В сухопутных войсках – А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков. Самые бесстрашные летчики – это П.Н. Нестеров, В.П. Чкалов, М.М. Раскова.
Послушав мой рассказ о военной службе, я думаю, дорогие ребята, вы поняли, что служба эта «и опасна, и трудна». Военнослужащие часто рискуют жизнью и здоровьем, защищая мир и покой на земле. Они глубоко любят свою Отчизну и свой народ, обладают большими знаниями, здоровьем, силой, готовностью выполнить любой приказ.
Если среди вас есть те, кто мечтает о службе в армии, им можно посоветовать поступить в военное училище – суворовское или нахимовское.
Заключение.
- Кого называют военнослужащим? (Ответы детей.)
- На какие три главные группы можно разделить вооруженные силы государства? (Ответы детей.)
Расскажите о сухопутных, воздушных и морских родах войск.
- В чем состоит служба пограничников? Десантников? Саперов? (От-
веты детей.)
- Какими качествами должен обладать военнослужащий? (Ответы детей.)
- Хотели бы вы стать военнослужащим? (Ответы детей.)
Приложение 6
Беседа в старше-подготовительной группе
«Наша Армия родная».
Цель: формировать представление детей о российской армии и воинах, о празднике День защитника Отечества; воспитывать уважение к защитникам Родины.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы о воинах, заучивание загадок, стихов.
Словарь: защитник, Отечество, армия, праздник, летчики, моряки, артиллеристы.
Оборудование: иллюстрации с изображением военных, парада на Красной площади.
Ход занятия.
(Воспитатель показывает иллюстрации.)
Вос-ль: - Скоро большой праздник. Кто знает, что это за праздник?
(День защитника Отечества.)
Вос-ль: - День защитника Отечества – это праздник всех военных. Кто такие военные? (Военные – это моряки, летчики, пограничники, танкисты, артиллеристы и т.д.)
У разных военных разная форма: у летчиков - одна, у пограничников – другая. Что за военные нарисованы на этой картинке?
(Показывает иллюстрацию – моряки на палубе корабля.)
Вос-ль: - Как вы догадались, что это моряки? (У моряков черная форма, у матросов бескозырки с ленточками, матросские воротнички.)
(Аналогично рассматриваются другие иллюстрации.)
Вос-ль: - Чем отличается форма летчика и пограничника? (Летчик одет в комбинезон и шлем, а пограничник – в зеленый костюм и фуражку.)
Вос-ль: - Каких военных вы еще знаете? (Танкисты, артиллеристы, пехота, десантники и т.д.)
Вос-ль: - Мальчики, кто из вас хочет стать военным? (Ответы детей.)
Вос-ль: - Моряки, летчики, пограничники охраняют нашу Родину. Зачем они это делают? (Чтобы не было войны, был мир, мы росли и учились.)
- Морякам, артиллеристам,
Пограничникам, связистам –
Всем, кто мир наш бережет
И границы стережет,
За великие дела
Слав, слава и хвала!
Вос-ль: - Наши воины сильные, ловкие, быстрые и смелые. Ими гордится наша Родина, наш российский народ. Поздравляя летчиков, пограничников, моряков и других военных с Днем защитника Отечества, мы скажем: «Слава армии родной!»
(Воспитатель демонстрирует плакаты, посвященные армии,
вместе с детьми рассматривает их.)
Вос-ль: - Почему говорят - армия родная? (Рассуждения детей.)
Вот и девочка Лена из рассказа, который я хочу прочитать вам, так же как и вы, задумалась над тем, почему мы называем армию родной.
(Чтение рассказа А. Митяева «Почему армия родная?»)
«Почему армия родная?
- Девочка Лена научилась читать.
На стене дома повесили плакат. С плаката на девочку смотрел молодой солдат в каске. Лена стала читать: «Да здравствует родная российская армия!»
«Армия называется российской, потому что она в нашей стране, - думает Лена. – А почему родная? Ведь она не мама, не папа, не бабушка».
Шел домой мальчик Коля. Он был соседом Лены, и Лена его спросила:
- Коля! Скажи, тебе армия родная?
- Мне? Конечно, родная, - ответил Коля.
– Мой брат уже полгода служит в армии. Брат мне родной. Значит, и армия родная.
Ушел Коля домой. А Лена осталась на улице.
Вышла из подъезда соседка тетя Маша.
Лена и ее спрашивает:
- Тетя Маша! Скажите, пожалуйста, ваши родные служат в армии?
- Нет, отвечает тетя Маша. – Не служат. Все дома.
- Значит вам армия не родная?
- Как же это не родная? – удивилась тетя Маша.
– Я жила в деревне, и началась война. Деревню заняли фашисты. А потом был бой, и пришли наши.
Мы бежали им навстречу, плакали от радости и только говорили: «Родные! Наконец-то пришли, спасли нас от смерти».
- Армия всем родная, - закончила тетя Маша.
– И меня, старую, и тебя такую маленькую, она никому в обиду не даст.
Повеселела девочка. Побежала домой.
Когда пришел домой с работы папа, она рассказала ему, как сама прочитала надпись на плакате и что ей сказали Коля и тетя Маша.
- Все же Коле армия роднее! – пожаловалась Лена.
- Ну это как сказать! – ответил папа. – принеси-ка шкатулку с документами.
Папа достал из шкатулки красную книжечку – военный билет, - где было написано: «Сорокин Иван Сергеевич. Танкист. Сержант запаса».
- Вот это да! – удивилась Лена. – Мой папа танкист! А что значит «запас»?
- Это значит, - сказал папа дочке, - что я, хотя и работаю на заводе, все равно числюсь в армии.
- А другие папы?
- И другие папы тоже. Кто, как я, танкист, кто летчик, кто разведчик, кто моряк запаса.
На другой день Лена снова гуляла на улице. Было холодно, дул ветер, падал снег. А она не уходила домой, ждала, когда из школы придет Коля, хотела сказать ему про своего папу-танкиста. Потому что папа – герой!
Вос-ль: - Почему армия каждому из вас родная? (В армии служат наши родные. И наши мальчики, когда станут взрослыми, пойдут служить в армию.)
Приложение 7
Изобразительная деятельность
Рисование на тему: «Самолет-истребитель».
Цель: вызвать интерес у детей к изображению самолета.
Задачи:
Образовательные: учить передавать специфические особенности формы строение самолета, использовать простой карандаш для создания эскиза. Закреплять навыки рисования акварелью.
Развивающие: развивать творческие способности детей, мелкую моторику кистей руки
Воспитательные: воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Материал: альбомные листы бумаги, кисточки, баночки, подставки для кисточек, гуашь, простой карандаш, ластик.
Ход НОД.
Восп-ль: - Ребята, предлагаю вам отгадать загадку, и тогда вы узнаете, что мы будем сегодня рисовать.
- Не пчела, а гудит,
Не птица, а летит,
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет.
(Самолет.)
Восп-ль: - Как называется самолёт, который перевозит людей? (Пассажирский.)
Восп-ль: - Как называется самолёт, который перевозит солдат? (Военный.)
Восп-ль: - Каким еще транспортом могут передвигаться люди? (Ответы детей.)
Восп-ль: - А какое главное преимущество самолета перед другими видами транспорта? (Ответы детей.)
Восп-ль: - Военная авиация имела огромное значение в годы ВОВ. Одним из таких примеров может служить самолет-истребитель ла-5 Советские конструкторы во главе с Лавочкиным изобрели самолет Ла-3, но у него не хватала мощности. Тогда решили заменить его двигатель и был выпушен другой истребитель Ла-5, который был лучше и быстрей фашистских самолетов. Его летные качества и мощное вооружение помогали нашим летчикам уверенно бить врага. На этом истребители совершили подвиги Иван Кожедуб, будущий 3-ты Герой Советского Союза, Кирилл Евстигнеев, сбивший 56 самолетов противника и закончивший войну 2-ты Героем Советского Союза и Александр Горовец, который оказался один на один с большой группой немецких бомбардировщиков.
Восп-ль: - Давайте рассмотрим части самолета: нос с кабиной, кор-
пус самолета, хвост, крылья, силовая установка самолёта – двигатель.
Восп-ль: - Кто находится в кабине? (Пилот.)
Восп-ль: - Какая его задача? (Управлять самолётом.)
Восп-ль: - Прежде чем приступить к рисованию, давайте поиграем.
Физминутка «Самолёт».
- Мы садимся в самолёт, (дети приседают)
Отправляемся в полёт! (заводят самолёт, встают, говорят:
«жу - жу»)
Мы летим над облаками. (руки в стороны)
Машем папе, машем маме (по очереди обеими руками)
Видим, как течет река (показываем руками волны)
Видим в лодке рыбака (забрасывают удочку)
Осторожнее: гора! (наклоняются влево, вправо, говорят:
«жу – жу»)
Приземляться нам пора (приседают)
(Выставляется схема рисования.)
Воспитанники приступают к работе. Обращается внимание детей на то, какого цвета бывают самолёты. В конце все рисунки повесить на доску. Обратить внимание детей как много разных самолётов - истребителей они нарисовали, как они красиво летят в небе.
Восп-ль: - Дети, что вы рисовали? Чем вы рисовали самолёты –истребители? (Ответы детей.)
Восп-ль: - Мне очень понравились ваши рисунки. А вам понравилось
рисовать самолёт? (Ответы детей.)
Приложение 8
Изобразительная деятельность
Рисование на тему: «Мой папа».
Цель: нарисовать портрет папы, закрепить знания о жанре портрета.
развивать способность передавать в рисунке особенности внешнего вида папы, правильно передавая пропорции тела человека. Воспитывать аккуратность.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить рисовать восковыми мелками портрет папы, передавая индивидуальные особенности: черты лица, цвет волос и глаз, элементы одежды;
- закреплять умение симметрично располагать части лица;
- закреплять умение соблюдать при рисовании последовательность.
Развивающие:
- развивать память, внимание, творческое воображение.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к отцу.
Предварительная работа: знакомство с жанром живописи- портрет, рассматривание портретов, фотографий папы в альбоме «Мой папа - самый лучший». Составление творческих описательных рассказов по портретам.
Демонстрационный материал: иллюстрации портретов, эскизы последовательности рисования портрета.
Раздаточный материал: альбомный лист, восковые мелки, цветные карандаши, салфетки, пробные листочки, ластик.
Ход НОД.
1. Вводная познавательная беседа.
Восп-ль: - Ребята, отгадайте загадку:
- Кто в семье высокий, смелый,
Самый сильный и умелый?
(Папа.)
Восп-ль: - Ребята, о ком говорится в загадке?(О папе.)
Восп-ль: - Правильно. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о наших любимых папах, ведь совсем скоро наступит замечательный праздник – День отца. Мы с вами к нему дружно готовились – сделали подарки, разучивали стихи и песни. Много говорили о том, какие папы сильные, смелые.
Сегодня, я предлагаю вам, нарисовать портреты пап, чтоб подарить их к празднику. Вы со мной согласны? (Да.)
Восп-ль: - Кто скажет, как называется рисунок с изображением человека? (Портрет.)
Восп-ль: - Правильно, это портрет!
(Воспитатель показывает репродукции портретов.)
(Материалы для рисования на выбор – цветные карандаши, восковые мелки.)
Восп-ль: - Прежде чем рисовать, давайте с вами рассмотрим схему последовательности работы.
(Воспитатель показывает детям выставленные на мольберте
опорные рисунки, подсказывающие последовательность работы
над портретом.)
2. Пальчиковая гимнастика «Папочка».
Восп-ль: - Прежде, чем мы приступим к работе, немного разомнём наши пальчики:
- Папочка-папа (на каждый слог мизинцы размыкаются
и смыкаются)
Радость моя (то же - безымянные пальцы)
Папочка-папа (подушечки средних пальцев производят
те же движения)
Я люблю тебя (указательные пальцы соединяются и
разъединяются)
(При соприкосновении подушечек больших пальцев
дети губами имитируют поцелуй)
Восп-ль: - Ребята молодцы! Вы хорошо поработали ручками, размяли пальчики, а теперь давайте каждый нарисует портрет папы, и подарим их нашим папам на праздник.
3. Самостоятельная деятельность детей. Рисование восковыми мелками и цветными карандашами «Портрет папы».
Восп-ль: - Представили своего папу, начали рисовать по памяти.
(Воспитатель обращает внимание на образцы,
помогает по мере необходимости, дает индивидуальные рекомендации.)
Восп-ль: - Мы хорошо поработали, нужно немного отдохнуть и поиграть.
4. Проводится физкультминутка «Зарядка с папой».
- С папой делаем зарядку,
Раз, два, три, четыре, пять.
(ходьба на месте, дети стоят в кругу)
Чтобы сильными стать,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть по шире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
(выполняют действия в соответствии с текстом)
С папой делаем зарядку,
Раз, два, три, четыре, пять.
(ходьба на месте)
5. Итог (рефлексия).
(Готовые работы выставляются на стенд, организуется экспресс-выставка.)
Восп-ль: - Полюбуйтесь, какие вы молодцы! Посмотрите внимательно на ваши работы. Хорошие портреты у нас получилис
Приложение 9
Художественная литература.
«Твои защитники». Л. Кассиль
Сядь, мой дружок, раскрой эту книжку, посмотри картинки, послушай, про что говорится тут.
Эта книжка о Советской Армии, о твоих славных защитниках.
Много у нашей Родины друзей в разных странах. Но есть у неё и злые враги — те, что привыкли чужим трудом наживаться, чужое добро грабить. Ненавидят они нашу мирную, трудовую страну. Но крепко охраняет Родину Советская Армия.
Хорошо спалось тебе ночью, а пограничники всю ночь стояли на страже, чтобы никто тайком не прополз на нашу землю. И дежурили на своих постах те, кто охраняет наше небо.
А утром, когда ещё птицы спали, поднялись в небо самолёты. Бывалые командиры стали учить полёту молодых лётчиков. Наши корабли подняли на рассвете флаги и пошли по морям, по волнам. Старые капитаны принялись учить молодых матросов морской службе. Ты ещё спишь утром, а танкисты уже заводят моторы своих боевых машин. И уже вышли в поле на учение солдаты-пехотинцы.
И у лётчиков, и у моряков, и у пехотинцев – у всех на шапках красные звёзды.
Все люди знают свет этих алых звёзд. Добрая слава у храбрых советских солдат! Много лет назад, когда была гражданская война, Красная Армия защитила Советскую страну: побила белогвардейцев и прогнала вон чужеземные войска, которые наслали на нашу землю богачи-капиталисты из четырнадцати стран.
А в 1941 году напал на нас злой и сильный враг – фашисты из Германии. Никогда ещё не было врагов страшнее их. Четыре долгих года шла Великая война. Вдребезги разбила наша армия хвалёные фашистские войска. Прочь с нашей земли выгнала их и помогла соседним странам избавиться от захватчиков-фашистов.
Но не сразу – в тяжёлых, опасных боях досталась нам победа. Одни дрались с врагом на земле, другие били фашистов в воздухе. На морях и реках, среди скал и гор, в лесах и степях побеждали врага наши войска.
Это твои защитники. И сегодня стоят они на страже мирной жизни, чтобы тебе и другим ребятам можно было жить и никого не бояться, спокойно спать и читать разные книжки.
Прочти же эту книжку, разгляди картинки и запомни, какое важное и славное дело – защита Родины. Только не лёгкое это дело. Надо сильным быть, чтобы не устать. Смелым – чтобы не испугаться. И умелым нужно стать – чтобы знать хорошо, как с оружием обращаться. Расти, дружок, и ты таким!
«Воздух!» Л. Кассиль
Бывало так. Ночь. Спят люди. Тихо кругом. Но враг не спит. Высоко в чёрном небе летят фашистские самолёты. Они хотят бросить бомбы на наши дома. Но вокруг города, в лесу и в поле, притаились наши защитники. День и ночь они на страже. Птица пролетит – и ту услышат. Звезда упадёт – и её заметят.
Припали защитники города к слуховым трубам. Слышат – урчат в вышине моторы. Не наши моторы. Фашистские. И сразу звонок начальнику противовоздушной защиты города:
- Враг летит! Будьте готовы!
Сейчас же на всех улицах города и во всех домах громко заговорило радио:
«Граждане, воздушная тревога!»
В ту же минуту раздаётся команда:
- Воздух!
И заводят моторы своих самолётов лётчики-истребители.
- Воздух!
И зажигаются дальнозоркие прожектора. Враг хотел незаметно пробраться. Не вышло. Его уже ждут. Защитники города на местах.
- Дай луч!
И по всему небу загуляли лучи прожекторов.
- По фашистским самолётам огонь!
И сотни жёлтых звёздочек запрыгали в небе. Это ударила зенитная артиллерия. Высоко вверх бьют зенитные пушки.
«Вон где враг, бейте его!» – говорят прожектористы. И прямые светлые лучи гонятся за фашистскими самолётами. Вот сошлись лучи – запутался в них фашистский самолёт, как муха в паутине. Теперь его всем видно. Прицелились зенитчики.
- Огонь! Огонь! Ещё раз огонь!
У зенитчиков меткий глаз, верная рука, точные пушки. У прожекторов – сильный луч. Не вырваться фашисту.
- Огонь! Огонь! Ещё раз огонь! – И снаряд зенитки попал врагу в самый мотор.
Повалил чёрный дым из самолёта. И рухнул на землю фашистский самолёт. Не удалось ему пробраться к городу.
Долго ещё потом ходят по небу лучи прожекторов. И слушают небо своими трубами защитники города. И стоят у пушек зенитчики. Но тихо всё кругом. Никого не осталось в небе.
«Угроза воздушного нападения миновала. Отбой!»
«Почему армия всем родная». А. Митяева
Девочка Лена научилась читать. Особенно хорошо она читала слова, написанные крупными буквами.
Однажды зимой на стене дома повесили плакат. С плаката на девочку смотрел молодой солдат в каске. Лена стала читать буквы на плакате и прочла: «Да здравствует родная армия!»
… А почему родная? Ведь она не мама, не папа, не бабушка…
– подумала Лена.
Шел из школы домой мальчик Коля. Он был сосед Лены, и Лена его спросила:
– Коля! Скажи, пожалуйста, тебе армия родная?
– Мне? Конечно, родная, – ответил Коля. – Мой брат уже полгода служит в армии артиллеристом. Брат мне родной. Значит, и армия родная.
Ушел Коля домой. А Лена осталась на улице. Она слепила маленькую, ростом с куклу, снежную бабу. Но ей все равно было грустно. У Лены не было брата, который мог бы пойти в армию и стрелять там из пушек.
Вышла из подъезда соседка тетя Маша – с ковром под мышкой, с веником в руке.
Лена ее спросила:
– Тетя Маша! Скажите, пожалуйста, ваши родные служат в армии?
– Нет, – ответила тетя Маша. – Не служат. Все дома. Кто на заводе работает, кто в учреждениях.
– Значит, вам армия не родная?
– Как же это не родная! Удивилась тетя Маша. – Я жила в деревне, и началась война. Деревню заняли фашисты. А потом был сильный бой и пришли наши. Мы бежали к ним на встречу, плакали от радости и только говорили: «Родные! Наконец-то пришли, спасли нас от смерти».
– Армия всем родная, – закончила тетя Маша. – И меня, старую, и тебя, такую маленькую, она никому в обиду не даст.
Повеселела девочка. Побежала с улицы домой.
Когда пришел с работы папа, она рассказала ему, как гуляла, как сама прочла надпись на плакате и что сказали ей Коля и тетя Маша.
– Все же Коле армия родней! – пожаловалась Лена.
– Ну это как сказать, – ответил папа, – принеси-ка мне коробку с документами.
Папа достал из коробки красную книжечку. «Военный билет» – было написано на обложке. На первой странице Лена увидела папину фотографию. Рядом были отчетливые буквы. Лена стала читать их. И получилось: «Сорокин Иван Васильевич. Танкист. Сержант запаса».
– Вот это да! – удивилась Лена. – Мой папа танкист! А что значит «запаса»?
– это значит, – сказал папа дочке, – что я, хотя и работаю на заводе, все равно числюсь в армии.
– А другие папы?
– Другие папы тоже. Кто, как я, танкист, кто летчик, кто разведчик, кто моряк запаса…
«Шёл по улице солдат» С. Баруздин
«Рассказ».
Это рассказ о солдате. О необыкновенном солдате. О человеке с оружием в руках и с красной звездой на шапке.
Когда-то звали его красногвардейцем. Потом красноармейцем. А сейчас зовут солдатом Советской Армии.
Это – рассказ о герое. О необыкновенном герое. О человеке, который прошел тысячу трудных боев и выходил из них победителем. О человеке, который сто раз погибал и не погиб. О человеке, который защищал и сейчас защищает нашу страну от врагов.
Это – рассказ о твоих дедах и отцах. Они были солдатами-героями.
Сколько лет сейчас тебе? Пять, семь, а может быть, даже девять? Это, конечно, немало. Но стране нашей все же больше. И армии нашей больше.
Значит, и рассказ этот надо начать с тех времен, когда тебя еще на свете не было…
«За Родину!»
Шел по улице солдат. Июньским солнечным днем шел. Днем беспокойным, тревожным.
Началась война, какой еще не было прежде. Война с фашистами.
Шел солдат по своей родной земле. За ним была страна — самая огромная и великая. С ним был народ – самый сильный. Значит, победит солдат фашистов. Победит он, советский солдат!
Победит! Но труден и долог этот путь. Под Брестом и у Москвы будет солдат громить фашистские войска. В Сталинграде и на Кавказе, под Ленинградом и Одессой, под Севастополем и Киевом…
- За Родину! – кричит солдат и идет в бой.
Идет в бой пехота – стрелки, автоматчики, пулеметчики, снайперы…
- За Родину!
Идут в бой артиллеристы. Бьют по врагу из минометов и легких пушек, из тяжелых гаубиц и «катюш».
- За Родину!
Ревут моторы танков. Танкисты идут в бой на врага.
- За Родину!
По рекам и морям уходят в бой корабли: линкоры, крейсеры, миноносцы, подводные лодки, торпедные катера и даже простые мирные суденышки — и на них идут на врага военные моряки.
- За Родину!
Взмывают в небо самолеты – истребители, бомбардировщики, разведчики.
И даже там, куда вступили на нашу землю фашисты, слышится клич:
- За Родину!
Это идут сражаться с врагом лесные солдаты – партизаны.
Идет солдат в бой за Родину. Может, это тот солдат, что Зимний брал, в
гражданскую войну страну свою отстоял, родную землю на Хасане защищал… Может, и не тот. Или сын его, который тоже стал солдатом.
И деды, и отцы, и матери, и сыновья, и внуки шли теперь в бой.
- За Родину!
«Слава».
Шел по улице солдат. Усталый и довольный. Сколько лет солдат на свете прожил, сколько боев прошел, а такого дня еще не было в его жизни, чтоб первомайский праздник в Берлине встречать. И вот Первое мая в Берлине! Победил солдат фашистов. Победителем пришел в Берлин!
Шел по улицам Берлина солдат.
- Слава советскому солдату! — говорили жители Берлина.
А когда ушел солдат из далекого города домой, поставили ему памятник. С девочкой на плече, с мечом в руке. Чтоб всегда помнили люди, кто спас землю от фашистов.
Где только нет таких памятников нашему солдату! В Германии и Польше, в Румынии и Венгрии, в Болгарии и Чехословакии… Всюду, где бывал, сражался и побеждал наш солдат.
Шел по улице солдат. Вернулся на Родину солдат. Домой вернулся. По московской улице шел солдат на Красную площадь. У Мавзолея Ленина бросил он на брусчатку взятые в боях фашистские знамена.
- Слава тебе, родной! – говорили москвичи.
И стали качать солдата:
- Слава! Слава! Слава!
«Нет силы сильнее!»
Шел по улице солдат. Обычный солдат. Необыкновенный солдат.
Обычный, потому что он такой же, как все его товарищи – солдаты. Гимнастерка зеленого защитного цвета. Пилотка с красной звездочкой. Начищенные до блеска сапоги. И еще значок отличного воина. А необыкновенный, потому что он солдат Советской Армии.
Много силы у солдата.
Где-то стоят в лесах ракетные установки. Ракеты разные – малые, средние и большие.
Такие ракеты запускали корабли наших космонавтов.
А если нужно, они и по врагу ударят – за многие тысячи километров попадут ракеты в цель.
Где-то скрыты аэродромы. Вертолеты на них стоят.
Тяжелые вертолеты, которые могут подняться в воздух с людьми, пушками и даже танками. И самолеты.
Тяжелые и быстрые самолеты с могучим оружием на борту.
Где-то стоят неуязвимые танки и самоходные орудия, броневики и минометные установки. Дай приказ, и они пойдут в дело!
Где-то в морях и океанах стоят на рейдах быстроходные корабли и неуловимые атомные подводные лодки, которые, если потребуется, незаметно доплывут хоть до края земли – где бы ни появился враг.
Много силы у солдата.
И еще есть одна – самая главная сила. Эта сила – наш народ, наша Советская страна.
- Нет силы сильнее! – говорит солдат о нашей армии.
- Нет силы сильнее, чем наша сила! – говорит о солдате народ.
И враги знают об этом.
Знают и не решаются напасть на Страну Советов – на нашу страну.
«Когда пройдет немного лет».
Шел по улице солдат. Знакомый солдат. Где мы его видели? Кажется, он похож на того солдата, что брал Зимний дворец в семнадцатом году. И на того, что с победой пришел после гражданской войны в году двадцать втором. И на солдата, который в тридцатом году защищал наши границы. А еще на солдата, защищавшего нашу Родину на Хасане в тридцать седьмом и на Карельском перешейке в тридцать девятом и сороковом. И, уж конечно, он похож на героического солдата Великой Отечественной войны. И на молодых солдат-ракетчиков, солдат-защитников, солдат, которые приходят на помощь к своим друзьям, тоже похож.
Да, он похож на твоих дедов, отцов, старших братьев. И все же…
Шел по улице солдат. Это – ты.
Пройдет немного лет. Для кого десять, для кого двенадцать, для кого чуть больше, и ты станешь солдатом. Не для того, чтобы нападать на другие страны, а для того, чтобы защищать свою страну.
Ты станешь солдатом Советской Армии. Ты станешь солдатом Советской страны! Ты станешь солдатом нашего большого советского народа.
Приложение 10
Детские стихи для заучивания о празднике
«День Защитника Отечества».
*** А. Ошнуров
В нашей армии страну
Папа защищает.
На границе он войну
В дом наш не пускает.
Скоро вырасту большим,
Сам, как папа, стану.
Вот тогда я вместе с ним
На границе встану.
Пусть пока не могут взять
В армию ребенка,
Но могу я защищать
Нашего котенка.
«Февраль». С. Маршак
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
«Пограничник». Г. Ладонщиков
Пограничник на посту
Зорко смотрит в темноту.
За спиной его страна
В мирный сон погружена.
На границе ночь тревожна
Ночью всякое возможно,
Но спокоен часовой
Потому, что за спиной
Наша армия стоит,
Труд и сон людей хранит;
Что богата и сильна
Наша мирная страна.
«Старший брат». Т. Агибалова
По секрету старший брат
Мне сказать решил:
«В прошлом папа наш – солдат,
Родине служил,
Просыпался на заре,
Чистил автомат,
Чтобы был на всей земле
Мир для всех ребят».
Я почти не удивлен,
Я подозревал
И давно считал, что он
Бывший генерал.
Двадцать третьего, решил,
Ровно в шесть утра,
Прокричу от всей души
Громкое: «УРА!»
«Славный дедушка, родной...». Е. Дюк
Славный дедушка, родной,
Самый добрый, дорогой,
Поздравляем мы тебя,
Я и вся моя родня!
Ты, мой милый, не болей,
С каждым годом здоровей,
Чтобы ягоды с грибами
Мог легко ты собирать,
Стану старше я годами,
Буду тоже помогать!
Хоть и маленькая я,
Понимаешь ты меня.
И, наверно, потому
Больше всех тебя люблю!
«Пусть будет мир». Нина Найденова
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулемёты не строчат,
Чтоб жили люди, города...
Мир нужен на земле всегда!
Приложение 11
Пословицы и поговорки об армии.
над проектом.
- За правое дело не щади жизни.
- Всюду примером служи, честью и славой полка дорожи.
- Всякая пуля грозит, да не всякая разит.
- Если дружно за мир постоять – войне никогда не бывать.
- Русский солдат не хочет знать преград.
- Чтобы успешно воевать, надо много знать.
- Воевать – Родину защищать.
- Воевать не хотим, но земли своей не отдадим.
- Война народная имеет цели благородные.
- Война трудна, да победа красна.
- Один в поле не воин.
- Жизнь дана на смелые дела.
- Дал присягу – назад ни шагу.
- Для смелого солдата и рукавица – граната.
- Закон бойца – стойкость до конца.
Приложение 12
Консультация для родителей
«Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм».
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, и что вызывает отклик в его душе. Хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание многогранно, его нельзя определить несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, к Отчизне, к малой Родине, языку, традициям и гордость за свой народ. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Необходимо особое внимание уделять гражданско-патриотическому воспитанию с самых малых лет развития ребенка. Любовь к Родине начинается с любви к матери, близким людям, своей малой Родине. Наша задача привить любовь к Родине, воспитать в детях чувство преданности своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. У А.С. Макаренко есть прекрасная заповедь «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», которую необходимо использовать при работе педагога с детьми, родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата. В воспитании детей дошкольного возраста огромное значение имеет пример взрослых, их близких людей. Рассказывая об истории службы в армии необходимо на конкретных фактах из жизни старших членов семьи подвести ребенка к пониманию, того, что свою Родину необходимо любить, беречь и защищать. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, в их честь воздвигнуты памятники. Так же необходимо знакомить детей с подвигами из современной жизни – это Афганская, Чеченская война. Использовать рассказы пап и других членов семьи о службе в радах Российской Армии, поднимать ее престиж.
Приложение 13
Анкета для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание ребенка».
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на несколько вопросов.
Данная анкета является анонимной, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.
1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
1. Да.
2. Нет.
2.Что для вас означает выражение «быть патриотом»? ___________
__________________________________________________________________
3. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?
1. Да.
2. Нет.
4. Где, по-Вашему, ребенок получает основы патриотизма?
1. В школе.
2. В семье.
3. В детском саду.
5. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
1. Да.
2. Нет.
3. Иногда.
6. Рассказываете ли вы своему ребенку о городе, его истории, знаменитых людях?
1. Да.
2. Нет.
3. Иногда.
7. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком? __________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному краю? ____________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Какой помощи в этом направлении Вы ждете от детского сада?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________