Дата публикации: 16.02.2022
Автор: Шлыкова Елена Васильевна,
воспитатель,
МАОУ «Савинская СОШ» СП детский сад «Созвездие»
"Весь мир театр, а люди в нём актёры!"
Вильям Шекспир
Цель: формирование личности в гармонии самим с собой, с окружающими его людьми, окружающим его миром и раскрытие творческой индивидуальности педагога.
Задачи:
1. Демонстрация методов и приёмов работы по освоению элементов актерского мастерства.
2. Развитие навыков свободного общения и коммуникабельности.
3. Формирование способности выступать перед аудиторией.
4. Снятие зажатости и эмоциональное раскрепощение (преодоление «боязни сцены»).
5. Овладение сценической речью как основы исполнительской культуры и актерского мастерства.
Мастер-класс способствует:
- формированию правильной артикуляции;
- совершенствованию речевого аппарата;
- постановке голоса и правильного дыхания;
- выработке четкой дикции;
- овладению разнообразной интонацией
Мастер-класс включает следующие упражнения:
- упражнения на развитие памяти и внимания «Необычное приветствие», «Давайте поздороваемся»
- артикуляционная гимнастика (звуки А О У Ы Э И)
- упражнения на дыхание «Задуваем свечи», «Белим стенку»
- Упражнения на развитие дикции «Скороговорки»
- Упражнение на развитие интонационной выразительности
Ожидаемый результат: повышение профессионального уровня практической подготовки воспитателей в развитии творческих способностей.
Ход проведения
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В этом аспекте актуально проведение нашего мастер-класса.
Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театральной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций, постановкой спектаклей. Сегодня мы рассмотрим лишь один аспект театральной деятельности и актерского мастерства. Я предлагаю вашему вниманию ряд упражнений, методов и приемов, способствующих развитию речевого аппарата, речевых умений и навыков.
Но, для начала предлагается разминка (разогрев):
1. Снимаем зажимы с шеи
- Поворот головы в правую (левую) сторону – пауза (подбородок и плечо находятся на одной прямой)
- Обкатка головы (круговые движения)
- Носиком пишем фамилию, имя (от левому плеча к правому)
2. Работа с плечевым суставом
- Повороты, 2 больших круга и оставляем позади себя
- пишем плечиками цифры (от 1 до 5)
3. Осанка
- ручки в «замочек», поднимаются вверх, лопатки соединяются.
Перед тем, как выйти куда-то выступать нужно напрячь (сжать) свое тело, можно руки стиснуть в кулаки, согнуть в локтях, представить, что ноги вросли в землю и т.д. Тело сжалось, а затем расслабиться. После этого в теле наступает момент расслабления. Попробуем???
I. Организационный момент Знакомство.
Творческие люди, по своей природе, всегда нуждаются в самовыражении. Раскрыть актерский талант, усовершенствовать сценическое мастерство, нужно упорство и терпение. Приобрести все навыки, необходимые актеру, помогут упражнения по актерскому мастерству. Актеру необходимы определенные черты характера, которые надлежит активно в себе развивать. Для того чтобы научиться концентрироваться, используйте упражнения для развития внимания из сценического мастерства.
Приглашаю творческих, активных, смелых педагогов для участия в интересном, полезном и веселом мастер-классе.
Упражнение «Необычное приветствие»
Задача участников, встать в круг, назвать свое имя как вас зовут на самом деле и как бы вы хотели, чтоб вас называли здесь и сейчас (меня зовут Елена - Леночка)
Упражнение «Давайте поздороваемся»
участники, стоя в кругу должны здороваться различными частями тела, предложенными педагогом (рукой, пяткой, ушами, локтями и т. д.)
II. Основная часть
Актерское мастерство начинается с овладения культурой речи, постановки голосового аппарата, умения четко артикулировать звуки, правильно произносить слова, красиво и выразительно интонировать фразы.
1. Артикуляционная гимнастика.
Начнем с артикуляции. (Педагог выполняет показ упражнений)
- Разминка мышц языка: вываливаем язычок и сокращаем; язык массажируем зубками; язычок трубочкой.
- Попробуем громко и четко, разделяя каждый звук, произнести звуки: А О У Ы Э И.
- Скороговорка с интонацией (вопрос-ответ):
Король орел
Рысь сыр ест
2. Упражнение на развитие дыхания
В искусстве речи дыхание предназначается для организованного участия формирования речи голосового звучания. От того как дышит человек (т.е умеет пользоваться диафрагма-брюшным дыханием) зависит красота, сила и легкость голоса.
Диафрагма-брюшное дыхание: Набор (это вдох через нос, животик округляется) Сброс (выдох через рот, животик прилипает к спинке).
(Педагог показывает правильное исполнение диафрагма-брюшного дыхания)
Упражнение «Задуваем свечи»
Делаем вдох, и на одно выдохе поочередно задуваем 3 свечи в 3-х направлениях (право, вперед, лево). Количество свечей можно увеличивать.
Ещё одно отличное упражнение для развития лёгких.
Упражнение «Белим стенку»
Нужно сделать вдох, и считая до 8 выдыхаем «белим стенку»
3. Скороговорка
Для развития дикции хорошо применять скороговорки. Скороговорки учат четко говорить в быстром темпе, что крайне важно в актерской деятельности. С помощью скороговорок можно эффективно тренировать дикцию (четкое произношение слов и звуков). Чтение скороговорок вырабатывает правильную артикуляцию (работу речевых органов при образовании звуков речи) и избавляет от оговорок.
«От топота копыт, пыль по полю летит» (5 уровней)
«Рано утром два барана, барабанят в барабаны»
«Маша кашу не доела, Маше каша надоела»
- А сейчас проверим как ваши легкие и подвижные язычки смогут быстро произнести скороговорки.
Скороговорка для педагогов (раздать листы с текстом).
4. Упражнение на развитие интонационной выразительности
Прочитать любое известное детское стихотворение, выполняя при этом задание (одно стихотворение читают несколько человек, но у каждого свое задание):
- прочитай стихотворение, как будто сильно мёрзнешь;
- прочитай стихотворение, как будто заикаешься;
- прочитай стихотворение, как будто тебе очень страшно.
Грузовик
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.
Стихи А. Барто « Котёнок», «Грузовик», «Две бабушки»
III. Заключительная часть Рефлексия.
Сегодня вы попробовали себя в роли актёров, думаю, у вас всё получилось. К сожалению, наше время истекает, в завершении нашего мастер-класса предлагаю вам
Упражнение "Красная дорожка"
Педагогам предлагается пройти по красной дорожке, они знаменитые артисты, звезды (войти в образ). Обратить свое внимание на походку, эмоции, осанку.
Спасибо за вашу смелость, артистичность! Мне было с вами интересно работать и приятно общаться! Я надеюсь, что проведенный мастер-класс поможет вам активно внедрять полученный опыт в свою педагогическую практику.
И мне хотелось бы услышать ваше мнение….
Воспитатель: Шлыкова Е.В.
Приложение
Скороговорки для педагогов
1. Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, болтала, болтала, болтала, болтала, да не выболтала.
2. Когда-то галок поп пугая,
В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай:
"Пугать ты галок, поп, пугай.
Но, только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая!
3. На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили
И в туманы лимана манили меня.
4. Сшит колпак, да не по-колпаковски,
вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
Агния Барто
Котёнок
Котёнок возится
С клубком:
То подползёт к нему
Тайком, То на клубок
Начнёт кидаться,
Толкнёт его,
Отпрыгнет вбок… Никак не может
Догадаться,
Что здесь не мышка,
А клубок.
Грузовик
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.
Две бабушки
Две бабушки на лавочке
Сидели на пригорке.
Рассказывали бабушки:
— У нас одни пятерки!
Друг друга поздравляли,
Друг другу жали руки,
Хотя экзамен сдали
Не бабушки, а внуки!